О личности Высоцкого....

Чира Бедокур

Мастер
Заслуженный
10:17
21 Мар 2018
29,767
445
3
14
дикий берег Кошколя
Пол
Премьера "Гамлета" на Таганке состоялась 29 ноября 1971 года, когда Владимиру Высоцкому было 33 года. Эту роль он выпросил, выстрадал и рос с ней все оставшиеся годы. И зрители, и партнёры по сцене дружно отмечали, что Гамлет 1971 года и Гамлет восьмидесятого - это два разных Гамлета.



Репетиция спектакля Гамлет на сцене варшавского Театра оперетты. Польша, 27.05.1980 года. © Фото - Теодор Вальчак (Teodor P. Walczak).


Репетиция спектакля "Гамлет" на сцене варшавского Театра оперетты. Польша, 27.05.1980 года. © Фото - Теодор Вальчак

Об этой роли Владимир Семёнович говорил много и охотно, она много значила для него.

Сыграть Гамлета для актёра — это всё равно, что защитить диссертацию в науке. Так говорят, так... кому-то это принадлежит это изречение. И вот три года тому назад, возвращаясь из Дубны, мы коллективом ездили играть туда спектакли, в Дубну, такой центр науки под Москвой, я с главным режиссёром нашим, Любимовым, очень много беседовал о том, как я хотел бы сыграть Гамлета. Ну и, наконец, это состоялось. Много прессы было о Гамлете. И мне хотелось вам только показать немножечко, маленький один кусок из этого спектакля, потому что рассказывать о нём можно бесконечно. Ну и, кроме всего прочего, ведь Гамлет — это бездонная пьеса, и лучше всего смотреть. Я никогда не расскажу так, как я сыграю. Но всё-таки я хотел вам сказать вот о чём. Дело в том, что мы предполагаем, что Гамлет — студент. Так оно и есть по тексту пьесы. Он учился в Вертенберге. Вероятно, он учился на юридическом факультете. Ну, во всяком случае, на гуманитарном. И он сам говорит о том, что "у меня есть привычка разбирать поступки до мелочей". И поэтому он так раскладывает все явления, что от этого сам мучается. И вот монолог "Быть — или не быть" мы делаем два раза. Первый раз он его холодно, расчётливо выясняет, быть ему или не быть, Гамлету, в данных условиях. А второй монолог, когда его... он не может уже холодно об этом рассуждать и он мучается не тем, быть ему или не быть, потому что человеку свойственно быть, нужно жить. Но, к сожалению, каждый человек, до Гамлета включительно, должен был решать этот мучительный вопрос, потому что условия, в которых он жил, не позволяли ему решить — "Быть!" И от этого Гамлет мучается, от того, что человечество вынуждено решать этот вопрос.
В нашем спектакле "Гамлет" впереди на авансцене вырыта могила, в которой находится свежая земля. И этот... это как бы символ. Я не хочу рассказывать о занавесе, потому что о нём очень много написано. Но вот эта вот земля — она даёт ощущение реальности, ощущение того, что он живёт на грани жизни и смерти. (Таллинн, Эстонское телевидение, Интервью Мати Тальвику. Май 1972 г.)

1975 год, Болгария, кафе "Лотос", для телевидения Болгарии, запись передачи "Вместо интервью":

КОРР.: Хоть раз в жизни Вы задавали себе вопрос «Быть - или не быть?»
"Я думаю, что всякий человек, который задумывается о смысле жизни, о том, зачем он живёт. Бывали у него такие моменты, когда он себе этот вопрос задавал, значит, я тоже задавал. Да. По разным поводам: по личным поводам и по другим, но, наверняка, вопрос этот себе задавал и… Тут есть другая грань — решаю ли я этот вопрос «Быть или не быть»? Вот. Но я так думаю, что этого вопроса и перед Гамлетом… не так стоял этот вопрос, потому что Гамлета, которого я играю… он у меня не думает про то быть ему или не быть, потому что «быть». Он знает, что хорошо жить всё-таки, жить надо, и поэтому я не играю этот монолог даже в спектакле по поводу того, что «Быть - или не быть? Вот в чём вопрос…», чтобы он решал. Нет. Мы даже играем по поводу того, что как ни странно вопрос, который всем ясен, что быть лучше и жить надо, он всё равно стоит перед определёнными людьми. Всю историю человечества они всё равно себе задают этот вопрос. Вот что его мучает, что значит что-то не в порядке, если ясно, что жить лучше, а люди всё время решают этот вопрос. И поэтому я играю
Быть или не быть - вот в чём вопрос... (читает начало)
…». Это давно всё ясно и решено, почему же мы всё время об этом задумываемся, ну почему? А вовсе не вопрос о том жить или не жить. Понимаете меня? А вопрос в том, чтобы не вставало этого вопроса. Вот так.
Он решал этот вопрос постоянно, и на сцене, и вне её. Ведь играл он ничто иное, как свою судьбу. Понимал ли он это? Наверное, в какой-то мере понимал. И даже наверняка понимал. В. Шувалов, оператор картины "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" в беседе с М. Цыбульским привел тому подтверждение:

М.Ц. – Каким Вам запомнился Высоцкий в тот период [съёмок картины]?
В.Ш. – Он был очень общительным человеком, достаточно откровенным. Мы общались много и долго, картина – это же целая жизнь. Однажды в разговоре он стал анализировать своё творчество и сказал так: "Ты знаешь, как артист я, в общем, посредственный. Не моя это профессия по натуре. Я вот прекрасный Гамлет, и не потому, что я замечательный артист, а потому, что я – Гамлет. Артистов много и сильнее меня, и профессиональнее, но Гамлета мне и играть-то нечего, это я и есть. Многие роли у меня идут за счёт того, что это попадание в моё нутро". Вот такая самооценка. А ведь у него столько спектаклей было, столько ролей в кино. Но вот так аналитически он к себе относился. Это далеко не каждый о себе так может сказать. Не часто у больших артистов такие откровения о себе вываливаются". (Цыбульский М. На съёмках "Сказа про то, как царь Пётр арапа женил")

Я не видела полного спектакля даже в записи, не то что на сцене, но по тем фрагментам, что сохранились, могу представить, что спектакль был авангардистским, дерзким, как почти все таганковские постановки. И Гамлет в грубом свитере и джинсах, выходящий на сцену с гитарой, шокировал театралов. Особенно тех, для кого Гамлет - это Смоктуновский и никто иной. Это сейчас "новым прочтением классики" зрителя не удивишь. К счастью, это не было эпатажем ради эпатажа, как часто бывает теперь. Кто-то посчитал гитару и джинсы кощунством и навсегда забыл дорогу на этот спектакль. Кто-то принял Гамлета-современника с восторгом. Самое главное - спектакль получился! И актёр в этой роли состоялся. Состоялся настолько, что после его смерти не нашлось у Таганки другого Гамлета...

- Гамлет... Я сам себя предложил на эту роль. Я давно хотел сыграть ее, сыграть так, как, мне казалось, ее видел Шекспир. Ну, вероятно, так думают все актеры.
В нашем театре важнее сама личность, чем роль. Самое интересное - человек, который играет: что он хочет сказать, что несет. Не просто артист, надевший на себя роль, как костюм. Наклеил парик, голос изменил, перевоплотился - а за этим сам пропал.
Поэтому, когда я стал репетировать, имелось в виду, что Гамлета играет человек, которого знают: человек с гитарой, он сам сочиняет стихи и поет. Перед началом спектакля меня усадили с гитарой в глубине сцены, у голой стены. В прологе я исполняю песню на стихотворение Пастернака "Гамлет", в которой ключ ко всему спектаклю: "Но продуман распорядок действий, и неотвратим конец пути".
Гамлету не уйти от рокового конца. Он ясно понимает, что происходит с ним, с его страной. Время жестокое, сложное. Принца готовили на трон, а его место занял цареубийца. Гамлет помышляет только о мести. Хотя он против убийства. И это его страшно мучает.
И здесь, мне кажется, я нашел ход. Все Гамлеты искали доказательств вины Клавдия, чтобы оправдать убийство. А я ищу доказательства невиновности короля, я подстраиваю мышеловку, чтобы убедиться: он не виноват, он не убивал моего отца. Делаю все, чтобы кровь не проливалась. (запись беседы с Владимиром Высоцким, проведенная журналисткой Татьяной Будковской в ноябре 1977 года)
 

Чира Бедокур

Мастер
Заслуженный
10:17
21 Мар 2018
29,767
445
3
14
дикий берег Кошколя
Пол
В этот день 42 года назад - 28 июля 1980 года, в разгар летней Олимпиады, хоронили Владимира Высоцкого, умершего за три дня до этого. Слава Высоцкого была такой, что решение не омрачать главный спортивный праздник сообщениями о смерти какого-то там бунтаря принималось на самом верху. Тем не менее, весть о смерти Высоцкого распространилась не только по Москве, но и по всему СССР - и без Интернета.
Большую часть жизни поэту приходилось сталкиваться с неприятием и осуждением своего творчества со стороны государственного аппарата. Из-за цензуры Владимир Семенович долгое время не мог выступать на широкой публике, но это не помешало появлению у него феноменальной популярности: его записи тайно копировали и передавали друг другу на пленке и магнитных кассетах. В 1960-1970-е годы театралам повезло наблюдать Высоцкого на сцене Театра на Таганке в ролях Гамлета из всемирно известной шекспировской пьесы, Лопахина из «Вишневого сада» Чехова и Свидригайлова в спектакле по роману Достоевского «Преступление и наказание». В последний раз он выходил на сцену родного театра за неделю до своей смерти.
Конечно, он мог бы сделать гораздо больше, но пороки Высоцкого значительно укоротили его жизнь. В в последние годы Владимир Семенович страдал от наркотической и алкогольной зависимости, и к концу 1970-х он уже находился на грани потери работоспособности. В финальном для своей жизни 1980 году Владимир Высоцкий пытался резко изменить образ жизни и завязать с пагубными пристрастиями, но, увы, эти планы так и остались планами. В ночь на 25-е июля 1980 года его сердце остановилось во сне.


Могильщики не приняли взятку от Иосифа Кобзона: как Владимира Высоцкого хоронили вопреки всему


Врачебная комиссия назвала причиной смерти инфаркт миокарда, а родственники Высоцкого, категорически отказавшиеся от вскрытия, с этим выводом согласились.
Москва в те дни принимала летние Олимпийские игры, поэтому задача похоронить популярного актера и певца, к тому же, запрещенного, на должном уровне стала сложнее в разы. Первым делом следовало определиться с местом захоронения тела. Затем – каким-то образом оповестить поклонников и ценителей творчества Высоцкого. Оба вопроса удалось успешно решить Иосифу Кобзону: ему отказались предоставить место на самом престижном Новодевичьем кладбище, но выделили участок на Ваганьковском; а некрологи были напечатаны лишь в двух газетах - «Советской культуре» и «Вечерней Москве», - но этого оказалось достаточно. Раздобыл Иосиф Кобзон для покойного друга и гроб: элитный «Гроб №6» обычно предназначался только для первых лиц государства.
Для прощания с публикой тело Высоцкого выставили в помещении театра на Таганке.

Могильщики не приняли взятку от Иосифа Кобзона: как Владимира Высоцкого хоронили вопреки всему


Сотни тысяч человек собрались в окрестностях, приносили цветы, стояли в очереди, которая простиралась на несколько километров, чтобы проститься с любимым исполнителем.


Могильщики не приняли взятку от Иосифа Кобзона: как Владимира Высоцкого хоронили вопреки всему


Для соблюдения порядка был задействован едва ли не весь состав московской милиции. Но, несмотря на размер толпы, никаких эксцессов и правонарушений не было зафиксировано: люди вели себя спокойно и мирно, часами ожидая своей очереди увидеть тело любимого поэта. После выноса тела огромная процессия прошествовала от театра на Таганке к Ваганьковскому кладбищу, а это, ни много, ни мало, 8,5 километров. Поклонники усыпали дорогу перед катафалком цветами.
Для Владимира Высоцкого было заготовлено две могилы — прямо у входа на кладбище, где он в итоге и был похоронен, и на самом краю Ваганьковского, в максимально неприметном месте.


Вдова Владимира Высоцкого Марина Влади прощается с любимым


Могильщики работали на похоронах Высоцкого бесплатно, желая выказать отдать дань уважения умершему поэту, хотя изначально Иосиф Кобзон готов был даже предложить большую взятку за их согласие похоронить Высоцкого на более почетном месте, однако те денег не взяли, заявив, что «любили Высоцкого не меньше вашего».

Легенда говорит о том, что могилу себе Высоцкий приглядел еще за год с лишним до смерти. По рассказам тогдашнего директора кладбища Олега Устинскова, Владимир Семенович приезжал на Ваганьковское ранней весной 1979-го — якобы с целью присмотреть место для умершего друга. Они ходили, выбирая место для могилы, проходили и мимо того места, где теперь могила самого Высоцкого. По словам Устинского, бард бросил на это место многозначительный взгляд.

Многие сотни людей, желающих участвовать в погребальной церемонии или хотя бы увидеть ее, заполнили кладбище, а те, кто не смог вместиться на территории, начали залезать на окрестные заборы и фонарные столбы. Цветов на могилу Владимира Семёновича возложили столько, что впоследствии их пришлось вывозить с места захоронения грузовиками.


Могильщики не приняли взятку от Иосифа Кобзона: как Владимира Высоцкого хоронили вопреки всему


В 1982 году на могиле Высоцкого появился памятник. Его вдова, Марина Влади, желала видеть в качестве надгробия большую глыбу необработанного природного камня, а родители поэта хотели запечатлеть сына в виде реалистичной скульптуры. В результате был избран своего рода компромиссный вариант: скульптура Высоцкого вырезана из шеститонной глыбы троктолита, которую нашёл и доставил в Москву из Казахстана друг поэта, золотопромышленник Вадим Туманов.


Могильщики не приняли взятку от Иосифа Кобзона: как Владимира Высоцкого хоронили вопреки всему



 

Чира Бедокур

Мастер
Заслуженный
10:17
21 Мар 2018
29,767
445
3
14
дикий берег Кошколя
Пол

Чира Бедокур

Мастер
Заслуженный
10:17
21 Мар 2018
29,767
445
3
14
дикий берег Кошколя
Пол
Какие преступления советская власть прощала Высоцкому




«За что сидел Высоцкий?» – этот запрос в поисковиках до сих пор остается популярным, являясь порождением мифа, широко распространившегося еще при жизни знаменитого артиста. Известный, в частности, как исполнитель блатных песен, Владимир Высоцкий вынужден был неоднократно опровергать слухи о том, будто он до своей артистической карьеры имел тюремный срок. Ничего подобного в биографии любимца советской публики, конечно, не было. Тем не менее за время своей активной творческой деятельности Высоцкому доводилось обходить строгие советские законы, за что его при желании могли привлечь к ответственности. Но – не привлекли…

Незаконные гастроли​

Как отмечает в своей книге о Владимире Высоцком «Правда смертного часа. Посмертная судьба» его биограф, журналист В.К. Перевозчиков, артист регулярно злоупотреблял терпением КГБ, фактически нарушая статью 83 «Уголовного кодекса РСФСР» «Незаконный выезд за границу…», предполагавшую наказание в виде лишения свободы от года до трех лет. Кроме того, во время своих поездок за рубеж Высоцкий то и дело пренебрегал соответствующими правилами поведения. Так, автор книги приводит случай, имевший место во время пребывания артиста в Париже в 1975 году, когда Владимир Высоцкий присутствовал в Сорбонне на вручении его учителю А. Синявскому престижной литературной премии за роман «Голос из хора», освещавший тему сталинских лагерей. Такой визит, конечно, не мог остаться незамеченным органами госбезопасности. Но куда серьезнее было то, что Владимир Высоцкий, имея визу только во Францию, свободно посещал другие страны, возвращаясь в Советский Союз со множеством заграничных штампов в паспорте: Англии, Италии, Мексики, США. В июле 1976 года Высоцкий совершает несанкционированную советскими властями поездку в Канаду, где записывает новую пластинку, которая через год выходит во Франции. А в январе 1979 года Высоцкий так же без разрешения отправляется на гастроли в США.
Разумеется, КГБ был в курсе всех самовольных разъездов Высоцкого. В.К. Перевозчиков приводит по этому поводу слова бывшего офицера КГБ А. Михайлова: «С одной стороны, по тем временам факт был достаточно вопиющим: человек без разрешения выездной комиссии ЦК КПСС свободно перемещается во времени и пространстве. Но с другой стороны, то, как проходили эти концерты, не вызывало особой тревоги». Никаких последствий для артиста не последовало. Более того, если верить свидетельству сценариста Эдуарда Володарского, Высоцкий мог беспрепятственно привезти из Франции по 10-15 телевизоров, что при желании легко можно было квалифицировать как статью 78 УК РСФСР «Незаконное перемещение товаров или иных ценностей через государственную границу СССР», за которую можно было получить от трех до десяти с конфискацией.

«Ижевское дело»​

В биографии Владимира Высоцкого был один инцидент, который мог иметь весьма серьезные последствия. Осенью 1979 года, спустя несколько месяцев после, казалось бы, ничем не примечательных шестидневных гастролей артиста в Удмуртии, был арестован администратор артиста Василий Кондаков и несколько его коллег, также связанных с Ижевскими концертами Высоцкого. Широко известный в артистических кругах импресарио попался на весьма распространенной в то время практике – махинации с билетами. Дело в том, что долгие годы концертная ставка Владимира Высоцкого была весьма скромной — 11 рублей 50 копеек, и даже в последние годы жизни не превышала 18-19 рублей. За сольный концерт из двух отделений артисту полагалось 112 рублей. Однако по факту организаторы мероприятий платили звездному исполнителю значительно больше. Как рассказывал другой его импресарио В. Гольдман, они добивались того, чтобы филармония покупала у Высоцкого права на песни, и тогда ему платили и как исполнителю, и как автору. Помимо этого, администратор Н. Тамразов признавался, что, в частности, они сжигали проданные билеты: «Допустим, билетов продано на десять тысяч – часть оприходовали, а часть сжигали. Расплачивались с залом, что-то отдавали государству, что-то оставляли себе. Эту “кухню” знала вся страна». Эта «кухня» и стала поводом для открытия уголовного дела. Аналогичные дела были начаты в Харькове и Минске. Высоцкий и его друг актер Валерий Янклович проходили по делу свидетелями. Чтобы их допросить, ижевский следователь по особо важным делам по фамилии Кравец даже лично прибыл в Москву. Но как раз в это время произошла серьезная авария – на своем «мерседесе» Высоцкий на полном ходу врезался в троллейбус, и Валерий Янклович находился в больнице с сотрясением мозга. Перевозчиков в своей книге пишет, что Кравец, которого Высоцкий буквально вытолкал из больницы, не позволив допросить Янкловича без наличия необходимых санкций, даже пытался обвинить Высоцкого в том, что ДТП было подстроено им намеренно с целью спрятать в больничных стенах важного свидетеля. Делу был дан ход, и из Госавтоинспекции оно поступило в Октябрьский райотдел милиции. Вот как вспоминает об «ижевском деле» известный адвокат Г.П. Падва, который был привлечен для защиты Василия Кондакова: «Из рассказов Володи и Валеры об их допросах я понял, что следствие заинтересовано не только в привлечении к ответственности администраторов, но и в том, чтобы опорочить самого Высоцкого. К его чести, он озабочен был только судьбой Василия Васильевича, лишь о нем говорил и за него просил... Об уголовном деле, возбужденном в 1979 году в Ижевске, говорил потом весь Советский Союз. Порой этот процесс называли даже “делом Высоцкого”…». Следствие длилось несколько месяцев, но незадолго до смерти Высоцкого было закрыто за отсутствием состава преступления. Суд состоялся в середине марта 1980 года. Как пишет Г. П. Падва, «суд исключил из обвинения Кондакова эпизоды, связанные с хищениями на концертах Высоцкого, признав полную непричастность как Владимира Семеновича, так и его импресарио к каким-либо махинациям». Сам Высоцкий отделался штрафом – его обязали вернуть 2,5 тысячи рублей за несостоявшиеся концерты в другом удмуртском городе – Глазове. Примечательно, что, по утверждению журналиста Алексея Красноперова, после смерти легендарного барда все материалы «ижевского дела» были уничтожены.

Дурные привычки​

Поскольку в результате вышеупомянутой аварии, произошедшей по вине Высоцкого на Ленинском проспекте в Москве 1 января 1980 года, пострадал его друг Валерий Янклович, инцидент можно было интерпретировать как «Нарушение правил безопасности движения автотранспорта с причинением легкого телесного повреждения» – статья 212, срок лишения свободы до двух лет. Однако артист отделался тем, что заплатил деньги за ремонт троллейбуса, в который он врезался. При этом надо отметить, что это ДТП было у Владимира Высоцкого далеко не первым. Артист питал страсть к автомобилям и лихой езде со скоростью 200 километров в час, так что на его счету было несколько вдребезги разбитых машин. Помимо лихачества на дороге, Владимир Высоцкий был известен пагубным пристрастием к алкоголю и наркотикам. Административная ответственность за незаконное приобретение наркотических средств появилась в Советском Союзе в 1974 году. Более того, если бы артиста поймали с поличным, ему бы пришлось доказывать, что наркотики были приобретены им для себя, а не с целью сбыта – уголовная статья 224, до одного года лишения свободы.

Неведомые покровители​

До сих пор остается загадкой, почему в ряде случаев КГБ и правоохранительные органы закрывали глаза на проступки Владимира Высоцкого. Исследователи выдвигают разные версии. Например, Перевозчиков высказывает предположение, что от ответственности за несанкционированные заграничные турне артиста оберегало влияние его супруги Марины Влади: «…Разрешение на выезд за рубеж Высоцкий получил в 1973 году по личному распоряжению Л. Брежнева, к которому по просьбе М. Влади обратился главный коммунист Франции Ж. Марше. Если бы Высоцкого позднее вдруг перестали выпускать во Францию, молчать бы М. Влади не стала, и советские власти получили бы еще одну проблему», – отмечает он. Что же касается оправдательного решения по «ижевскому делу», другой исследователь Марк Цыбульский предполагает, что артист мог прибегнуть к крайней мере и обратиться за покровительством к дочери генсека Галине Брежневой, которую он хорошо знал. Также многие источники отмечают симпатию, которую испытывали к Высоцкому сами сотрудники комитета госбезопасности, где у артиста было гораздо больше почитателей, чем врагов. Есть мнение, что особенно высоко в КГБ ценили цикл его фронтовых песен, за который ему многое прощалось.
 

Чира Бедокур

Мастер
Заслуженный
10:17
21 Мар 2018
29,767
445
3
14
дикий берег Кошколя
Пол
Немногие знают, что в карьере артиста В.С. Высоцкого была одна женская роль. Это роль тёти Моти в спектакле "Берегите ваши лица". В спектакле, о котором и слышали-то немногие, а видели и вовсе единицы. Он исчез из репертуара так быстро, что даже легендой стать не успел.

Это спектакль на стихи Андрея Вознесенского. Пьесы как таковой не было. Поэтому постановщик и актёры выкручивались как могли. Вот что говорил о спектакле режиссёр ЮРИЙ ЛЮБИМОВ:

Это был странный спектакль. Это был спектакль с открытой режиссурой. То есть я сидел за режиссерским столиком и говорил вступительное слово зрителям, минуты три.
Я публике говорил, что «это не спектакль, — потому что пьесы не было, — это такие этюды, заготовки, полуимпровизация, поэтому я постараюсь вам не мешать, уважаемые зрители, но мы договорились с актерами — если они будут, с моей точки зрения, плохо импровизировать и не так, как мы с ними договорились, — то я буду останавливать, и поэтому это открытая репетиция». Договоренность актеров со мной была очень твердая, мы не играли в поддавки перед зрителями… А потом, я действительно останавливал. Один раз я остановил, там такая была сцена: картины, шедевры, они падали, их надо было поправлять, и они, действительно, очень грубо уронили, и я сказал: «Осторожней надо обращаться с искусством, звери!» — и публика захохотала и зааплодировала. Все это принимали в адрес властей.
...
Впервые, и к чести Андрея, он согласился, чтобы Володя спел свою песню. И вот он впервые спел, официально спел, со сцены «Охоту на волков». И зал разразился в неистовых аплодисментах, ногами топали и орали: повторить, повторить, повторить! Но повторить не удалось, спектакль закрыли.

Всего по официальной версии, спектакль игрался 3 раза: 7 февраля и дважды 10 февраля 1970 года - днем "для своих" и вечером официальная премьера.

Здесь В. Высоцкий исполнял, помимо стихов А. Вознесенского, две своих песни: "Ноты" (Я изучил все ноты от и до...) и "Охоту на волков".

Высоцкий рассказывал на концерте в 1976 году:

«<...> был очень красив, этот спектакль, и очень поэтичен. Не только по стихам, но и по изображению... Он был музыкален по изображению... Опять, на фоне светящегося задника опускались из-под крыши театральной штанкеты на троса́х. Находились они вот так... один над другим, и на просвет создавали иллюзию нотного стана. Значит, были ноты... А мы на них в чёрных костюмах сидели, изображая собою ноты. И играли на этом станке. И когда мы меняли расположение, менялась и музыка в спектакле. Я написал туда, в этот спектакль песню [«Я изучил все ноты от и до...»]»
Многие зрители впервые услышали "Охоту на волков". Эту песню Высоцкий пел так, что казалось, у него разорвутся вены и кровь хлынет горлом. Стоявшие поодаль Смехов и Славина держали микрофон, но Высоцкого и без него было прекрасно слышно. Зал был так наэлектризован, что, казалось, стоит Высоцкому пойти на выход, как все рванут за ним.

Ну собсна фото в платочке:







10 февраля 1970 г. Премьера спектакля Берегите ваши лица. © фото Валерия Плотникова.




10 февраля 1970 г. Спектакль Берегите ваши лица, премьера. © фото Г. Перьян.




10 февраля 1970 г. Премьера спектакля "Берегите ваши лица". © фото Валерия Плотникова.
 

Чира Бедокур

Мастер
Заслуженный
10:17
21 Мар 2018
29,767
445
3
14
дикий берег Кошколя
Пол
Как-то раз американский журналист Дэн Разер, смеясь, спросил Владимира Семёновича:

"Насколько мне известно, в вашей родной стране у вас с властью не всё так гладко. Возможен ли ваш переезд в Соединенные Штаты, учитывая то, как вас здесь любят?".

"У меня есть проблемы с нашей властью, но решать их я буду не с вами, при всём уважении. Я уезжал в другие страны много раз, но всегда возвращался. Это моя Родина, и я никогда не причиню ей вред. Родина - она как мать. Можно на мать обидеться, можно ругаться, можно видеть её недостатки. Но не любить - нельзя.",
- ответил Высоцкий.


Владимир Высоцкий не был диссидентом и никогда не выступал против власти. Он просто писал правду. При этом он делал это так корректно, что властям придраться было не к чему. Думается, что и сегодня он делал бы то же самое.

Любимов вспоминал, что артисты его не любили. Но пауки в банке любить других не шибко могут. Это театральная закулисная действительность. Таганка была набита недовольными. Но и здесь Высоцкий был не похож на всех. Ибо он нешаблонно уворачивался от царящих в театре антисоветских настроений.


Владимир Высоцкий: он зарифмовал нашу жизнь так правдиво и ясно. 42 года с ним и без него



Заполняя в июне 1970-го года анкету, составленную Анатолием Меньщиковым, Высоцкий, в частности, ответил:

Любимый композитор, музыкальное произведение, песня – Шопен, 12-й этюд, песня "Вставай, страна огромная".

Самая замечательная историческая личность – Ленин, Гарибальди.

Историческая личность, внушающая тебе отвращение – Гитлер и иже с ним….

Анатолий Меньщиков был разочарован.

На следующий день Высоцкий спросил его: "Ну-ка открой. Что тебе не нравится?".

Меньщиков сказал откровенно: "Любимая песня – "Вставай, страна огромная». Конечно, это патриотическая песня но…".

Высоцкий положил руку ему на плечо и с досадой произнес: "Щенок. Когда у тебя мурашки по коже побегут от этой песни, тогда ты поймешь, что я прав. И почему я её люблю…".

Высоцкий был не просто поэт и музыкант, а уникальной личностью был. Он единственный из всех существовавших поэтов отразил все стороны жизни, которой жили все слои и сословия. Народ его принял и полюбил за то, что и он жил как народ со всеми его недостатками, которые присущи всем.

Про него говорили - Он зарифмовал нашу жизнь. Вот так зарифмовал со всем хорошим и плохим.
 

Чира Бедокур

Мастер
Заслуженный
10:17
21 Мар 2018
29,767
445
3
14
дикий берег Кошколя
Пол
Чудом сохранившиеся листочки с торопливым почерком первокурсника Володи Высоцкого, писались эти строчки уже во время застолья, потому и разобрать половину строк невозможно :)







Из студенческих тетрадей. 1955 год.




Из студенческих тетрадей. 1955 год.


расшифрованные строчки



Часы двенадцать уж пробили,

И, поднимая этот тост,

Хочу сказать: дай бог, чтоб пили

Не в первый, не в последний раз.



Мы вас любим

………………………………..

………………………………..

[Я вас люблю]

Все знают вас. Чего же боле,

Что я ещё могу сказать.



Что я ещё могу сказать.

Чего же боле

………………………….

Мы вас всех рядом посадили

Мы всех вас вместе …. ….

Мы вас рядом



Учась в любимой нашей школе,

Впервые вместе новый год

Справляем мы, чего же боле,

Что я могу еще сказать.



Что я ещё могу

………………

Мы вас вместе поса

Мы ……….

Вы нам

………………….

………………….


Из студенческих тетрадей. 1955 год.


Из того же, что все-таки поддается расшифровке, следует, что это первая совместная встреча Нового года первокурсников, а из некоторых строчек можно сделать вывод, что, кроме студентов, в мероприятии участвовали и преподаватели. Возможно, это был новогодний капустник. Конечно, новогоднего фото 1955 года найти уже невозможно, но есть фотография, которая очень удачно иллюстрирует строчку "Мы вас всех рядом посадили":

scale_1200


Выпуск школы-студии МХАТ с педагогами, 20 июня 1960. Слева направо
1-й ряд: В. Высоцкий, Р. Вильдан, Г. Епифанцев:
2-й ряд: В. Виленкин, Р. Савченко, А. Комиссаров, В. Ершов, М. Кедров, П. Массальский, Т. Додина, И. Тарханов, Н. Добровольская, Н. Алексеев, Никишкин;
3-й ряд: Б. Большаков, Л. Евгенина, А. Лихитченко, Е. Сарычева, Л. Неделько, <неизвестная>, В. Радомысленский, E. Ситко, В .Буров;
4-й ряд: В. Попов, Н. Мохов, В. Комратов, Г. Ялович, Г. Портер, А. Иванов, В. Никулин."]https://avatars.dzeninfra.ru/get-ze...4f9_5fedb6f8bb14d54ffb07d0f4/scale_1200[/IMG]

Выпуск школы-студии МХАТ с педагогами, 20 июня 1960. Слева направо 1-й ряд: В. Высоцкий, Р. Вильдан, Г. Епифанцев: 2-й ряд: В. Виленкин, Р. Савченко, А. Комиссаров, В. Ершов, М. Кедров, П. Массальский, Т. Додина, И. Тарханов, Н. Добровольская, Н. Алексеев, Никишкин; 3-й ряд: Б. Большаков, Л. Евгенина, А. Лихитченко, Е. Сарычева, Л. Неделько, <неизвестная>, В. Радомысленский, E. Ситко, В .Буров; 4-й ряд: В. Попов, Н. Мохов, В. Комратов, Г. Ялович, Г. Портер, А. Иванов, В. Никулин.
Это был очень дружный курс.
 
Последнее редактирование:

Чира Бедокур

Мастер
Заслуженный
10:17
21 Мар 2018
29,767
445
3
14
дикий берег Кошколя
Пол
Владимир Высоцкий – студент школы-студии МХАТ. Неизвестный автор, 31 января 1956 - 31 декабря 1960 года, г. Москва, МАММ/МДФ.


Владимир Высоцкий – студент школы-студии МХАТ. Неизвестный автор, 31 января 1956 - 31 декабря 1960 года, г. Москва, МАММ/МДФ.


Владимир Высоцкий на Северном Кавказе. Борис Федосов, 1960-е, Северный Кавказ.


Владимир Высоцкий на Северном Кавказе. Борис Федосов, 1960-е, Северный Кавказ.




Сцена из спектакля Театра на Таганке «10 дней, которые потрясли мир». Неизвестный автор, 1965 год, г. Москва, из архива Александра Стернина.


Сцена из спектакля Театра на Таганке «10 дней, которые потрясли мир». Неизвестный автор, 1965 год, г. Москва, из архива Александра Стернина.


Актеры Александр Пороховщиков, Алла Демидова и Владимир Высоцкий в спектакле Театра на Таганке «Гамлет». Александр Стернин, 1970-е, г. Москва, из архива Александра Стернина.


Актеры Александр Пороховщиков, Алла Демидова и Владимир Высоцкий в спектакле Театра на Таганке «Гамлет». Александр Стернин, 1970-е, г. Москва, из архива Александра Стернина.

Без названия. Юрий Абрамочкин, 1975 год, из архива Юрия Абрамочкина.


Без названия. Юрий Абрамочкин, 1975 год, из архива Юрия Абрамочкина.




Владимир Высоцкий. Отделение реанимации института скорой помощи имени Склифосовского. Из серии «Лица и положения». Юрий Рыбчинский, 1975 год, г. Москва, МАММ/МДФ.


Владимир Высоцкий. Отделение реанимации института скорой помощи имени Склифосовского. Из серии «Лица и положения». Юрий Рыбчинский, 1975 год, г. Москва, МАММ/МДФ.




Владимир Высоцкий. Владимир Богданов, 1976 г., Москва, МАММ/МДФ.


Владимир Высоцкий. Владимир Богданов, 1976 г., Москва, МАММ/МДФ.
 

Чира Бедокур

Мастер
Заслуженный
10:17
21 Мар 2018
29,767
445
3
14
дикий берег Кошколя
Пол
Владимир Высоцкий в студенческом капустнике 1-го курса школы-студии МХАТ. Внизу - Таисия Додина, Галина Мартьянова, Луиза Неделько, Марина Добровольская и Юрий Мочалов. Фото 1958 года


Владимир Высоцкий в студенческом капустнике 1-го курса школы-студии МХАТ. Внизу - Таисия Додина, Галина Мартьянова, Луиза Неделько, Марина Добровольская и Юрий Мочалов. Фото 1958 года

Была в Школе-студии традиция устраивать вечер капустников. Первокурсники должны были показать себя во всей красе, чтобы ни у кого не оставалось сомнений: таланты пришли, не хуже прежних! Вот тут-то и выяснилось, что студенты Высоцкий, Камратов, Ялович фонтанируют идеями и прекрасно справляются с сочинением сценария и песен, на курсе есть блестящий импровизатор и пианист, есть скрипач, есть свой человек-оркестр... Словом, уже почти готовая труппа. И так понравилось студентам это действо, что капустники на курсе П. Массальского устраивались регулярно, иногда даже в ущерб учебе.
 

Чира Бедокур

Мастер
Заслуженный
10:17
21 Мар 2018
29,767
445
3
14
дикий берег Кошколя
Пол
В середине 60-х состоялась премьера комедийного фильма «Стряпуха», поставленного по мотивам пьесы Анатолия Софронова. В момент выхода критики буквально разгромили ленту. Зрители же, напротив, отнеслись к фильму более благосклонно. По итогу «Стряпуха» стала одной из самых кассовых лент 1966-го года.

Во многом этому поспособствовали громкие имена на главных и второстепенных ролях. Хитяева, Светличная, Сорокин, Чурикова, Савкин, Юматов - к этому списку добавился и Владимир Высоцкий. Ему досталась второплановая роль гармониста Андрея Пчелкина.

Примечательно, что постановщик Эдмонд Кеосаян видел в этой роли Николая Губенко, а никак не Высоцкого, который к тому моменту был неопытным артистом с кучей вредных привычек. Сейчас сложно сказать, почему Кеосаян все же пригласил Владимира Семеновича, ведь на этот счет существует несколько версий.

Согласно одной из них, Губенко отдал предпочтение съемкам в другом фильме. На освободившуюся роль взяли Высоцкого, да и то благодаря стараниям Левона Кочаряна, который был в хороших отношениях с режиссером. Именно он порекомендовал Высоцкого, прекрасно зная о его материальных трудностях.

По другой версии уговаривать пришлось уже Владимира Семеновича, который считал роль Андрея Пчелкина не особо интересной.



Владимир Высоцкий


Первый вариант смотрится гораздо правдивей, ведь нужно учитывать, что Кеосаян был хорошо наслышан о выходках молодого артиста и заранее предвидел малоприятные моменты, которые, в большинстве своем были связаны с пагубным пристрастием к алкоголю.

И действительно, на съемках Высоцкий создавал немало проблем, постоянно появляясь с гитарой, песнями и вином. Режиссер даже намеревался снять его с роли, но по слухам этому воспрепятствовали другие артисты.



Почему в картине «Стряпуха» персонаж Владимира Высоцкого говорит и поет голосом другого человека


Высоцкий также был недоволен работой над фильмом. Его героя по никому не известной причине перекрасили в блондина.

- «В кино всегда так: приезжаешь черным, перекрашивают в белого. Гримерам тоже нужна работа, вот и накрашивают», — объяснял Высоцкий.

В конечном итоге его сотрудничество с Кеосаяном ничем хорошим не закончилось. Режиссер не смог выгнать актера, поскольку большая часть материала была отснята. Зато смог лишить его «голоса». Почему режиссер пошел на такой шаг - неизвестно. На этот счет существуют лишь предположения.



Почему в картине «Стряпуха» персонаж Владимира Высоцкого говорит и поет голосом другого человека


Одни ссылаются на то, что Кеосаяна не устроил тембр Высоцкого, который совершенно не подходил Пчелкину. Другие же вспоминают проблемы со спиртным.

- «Когда мы приехали в Москву Володя сразу пропал. Его гитара была как универсальная отмычка, способная открыть любую дверь», — говорил режиссер. Также он отметил, что в столице можно отыскать любого актера, кроме Высоцкого. В итоге пришлось записывать без него.

Во многих источниках указывается, что Кеосаян лично озвучивал Пчелкина. Однако точного подтверждения этому нет. Все песни персонажа Высоцкого были спеты неким участником хора Всесоюзного радиокомитета. А вот кто занимался озвучиванием его героя - неизвестно и по сей день.
 

Чира Бедокур

Мастер
Заслуженный
10:17
21 Мар 2018
29,767
445
3
14
дикий берег Кошколя
Пол
В определенном возрасте душа просит чего-то возвышенного и начинает говорить стихами. Многие подростки кропают вирши про розы-мимозы, любовь-кровь, невыносимую тяжесть бытия и тотальное непонимание окружающих. Подавляющее большинство перерастают этот период и безболезненно расстаются с робкими попытками приобщиться к стихотворчеству, понимая, что поэтом не быть. Некоторое количество же продолжает рифмовать строки, искренне считая это стихами.
Рифмовать строчки Высоцкий умел еще в школе. В 1953 году восьмиклассник Володя откликнулся на смерть И.В. Сталина наивным ученическим опусом

"Моя клятва"

Опоясана трауром лент,
Погрузилась в молчанье Москва,
Глубока её скорбь о вожде,
Сердце болью сжимает тоска.Я иду средь потока людей,
Горе сердце сковало моё,
Я иду, чтоб взглянуть поскорей
На вождя дорогого чело… Жжёт глаза мои страшный огонь,
И не верю я чёрной беде,
Давит грудь несмолкаемый стон,
Плачет сердце о мудром вожде.Разливается траурный марш,
Стонут скрипки и стонут сердца,
Я у гроба клянусь не забыть
Дорогого вождя и отца.Я клянусь: буду в ногу идти
С дружной, крепкой и братской семьёй,
Буду светлое знамя нести,
Что вручил ты нам, Сталин родной.В эти скорбно-тяжёлые дни
Поклянусь у могилы твоей
Не щадить молодых своих сил
Для великой Отчизны моей.Имя Сталин в веках будет жить,
Будет реять оно над землёй,
Имя Сталин нам будет светить
Вечным солнцем и вечной звездой.

Кажется, стихотворение требовалось в какую-то стенгазету - то ли школьную, то ли на работе у матери, сейчас не помню. Когда в школу пришла новая учительница литературы, для Владимира и его одноклассников открылся неведомый доселе Серебряный век русской поэзии: Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Северянин и другие - все то, что отсутствовало в школьной программе. И это подстегнуло интерес мальчишек не только к поэзии великих, но и к собственному творчеству. Как минимум двое из них стали впоследствии известными поэтами: В. Высоцкий и И. Кохановский. Сочинялись стихи "на случай", пародии друг на друга, шуточные стихи. Видимо, Володя не был лидером в этом деле, и это его задевало, потому что на вполне невинную пародию одноклассника "Смеялись девочки: "Хи-хи, Высоцкий стал писать стихи"" он отреагировал жестко. По словам И. Кохановского, Володя ответил: "Какие мерзкие стишочки Ты научился сочинять. Говно ты всмятку, х... в мешочке, Что я могу еще сказать?" Довольно грубо, учитывая, что школа была мужская и девочкам хихикать там было просто негде. Но, может быть, была какая-то предыстория, которой мы не знаем. Кстати, пушкинские строки "Чего же боле, Что я могу еще сказать" Володя беззастенчиво эксплуатировал весь период творческого ученичества. Будучи студентом Школы-студии МХАТ, он был редактором стенгазеты, сочинял для нее злободневные стишки о прогульщиках и отстающих, стихотворные посвящения преподавателям,. Очень много подпевок-перепевок на популярные мелодии сочинялось для выступлений агитбригады на целине и, конечно, для знаменитых студенческих капустников. Это был период ученичества, когда Владимир еще только искал свой путь в поэзии, еще не знал, что будет считаться "энциклопедией советской жизни". Но это был необходимый период становления таланта. Пройдет всего несколько лет, и голос безвестного пока автора обретет уникальное, узнаваемое звучание. А пока - из раннего:

Больно за поэзию​

Отхрипели в агонии оды,
Захлебнувшись кровавым клинком,
Поражённые в сердце рапсоды
Отзвенели разбитым стеклом.
Путь окончив свой жизненный с честью,
И поэмы низверглись в бою.
Отгнусавила лирика песню,
Лебединую песню свою.
Как деревья, теряя все соки,
Остаются посмертно стоять,
Так — в поэзии целы лишь строки,
А стихи отказались звучать.
Чтобы медным мычаньем мычала, —
Музу гимны заставили петь…
Отласкала она, отзвучала,
И уж больше не будет звенеть.



Стихотворение написано В. Высоцким во время учёбы в Школе-Студии МХАТ, датируется 1959 годом. Студенческая тетрадь, в т.ч. и с записью данного текста, в настоящее время хранится в ГКЦМ. Может быть, это тоже часть какого-то капустника, а может быть, самостоятельное произведение, не известно. Можно только улыбнуться переживаниям юного поэта о страданиях и кончине поэзии, зная, как громогласно зазвучит его бунтарская лира в скором будущем.
 

Чира Бедокур

Мастер
Заслуженный
10:17
21 Мар 2018
29,767
445
3
14
дикий берег Кошколя
Пол

Мы выросли на песнях Высоцкого

Для меня и моего поколения Владимир Высоцкий – это великий поэт, великий человек, цитатами которого мы разговариваем. Мне очень близка и понятна его цельность и принцип «Делай, что должен, и будь, что будет». При жизни его не печатали – и он ждал, что когда-нибудь его стихи увидят свет. Теперь он признан именно как поэт – самобытный, яркий, народный, которого поклонники ставят в один ряд с Пушкиным и Есениным по популярности и любви к его творчеству.

Убеждён, что песни Высоцкого будут жить ещё долго. В них нет полутонов, мир разделён на «своих» и «врагов», и это было честно тогда и сейчас. У Владимира Высоцкого простые и понятные строки: «Ударил первым я тогда – так было надо». Ему были свойственны врождённые чувства чести и достоинства, он был надёжным парнем – и в этом я и мои товарищи детства и юности брали с него пример.



Памятник Высоцкому во Владивостоке


Памятник Высоцкому во Владивостоке

Помните, было такое выражение: «Пойти в разведку»?! С Высоцким в разведку можно было идти всей стране. Это Высоцкий, отвечая на вопрос журналистов, почему ему важна военная тема, сказал: «Эта война близка нам всем, нам, людям. Война коснулась всех. Она всегда будет волновать писателей и поэтов. А самое главное – я пишу с чувством вины и досады, что не смог быть тогда там…»

Он понимал и фронтовиков, и тех, кто сидел в лагерях. Альпинистов, геологов, простых советских граждан… Все они говорили его голосом, звучали в его песнях, а в реальности – слушали его пластинки, смотрели с ним кино, переписывали от руки его стихи и провожали в последний путь в олимпийской Москве, прощаясь с великой эпохой – у которой было незабываемое имя, узнаваемый голос и неподдельная правда. И это имя было – Высоцкий. Больше с такой обнажённой честностью, любовью к людям и тёплой интонацией не писал никто.



Владимир Высоцкий: «Я, конечно, вернусь…»



Сергей Миронов Председатель Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» ©
 

Чира Бедокур

Мастер
Заслуженный
10:17
21 Мар 2018
29,767
445
3
14
дикий берег Кошколя
Пол
О голосе Владимира Высоцкого не высказывался только ленивый. Кто-то его обожал, для кого-то это был уникальный, неповторимый тембр, а кто-то просто не мог слышать его пение, называл "хрипуном", "крикуном" и кем угодно, только не певцом. Но если отвлечься от эмоций, можно заметить, что голос его попросту уникален. И в быту, и на сцене театра, и в своих песнях он может быть совершенно разным - и громовым, отчаянным криком, и нежным, лиричным баритоном. И певческий голос мог сильно отличаться от разговорного. Хотя уникальным он был с детства.

И летит над страною охрипший его баритон



Его особенность поражала всех знакомых, особенно когда они звонили Высоцким по телефону. Если двухлетний малыш брал в руки трубку и начинал разговор, то его нередко принимали за взрослого, настолько низкий, густой, недетский был у него голос. Однажды на уроке учительница попросила второклассника Высоцкого громко спеть песенку. Он старательно выполнил её просьбу. Но допеть до конца не смог, как и досидеть урок, — учительница выставила ребенка за дверь класса и поставила двойку, очевидно, посчитав, что он издевается над ней. Песня осталась недопетой, о чем Володя с горечью сообщил дома.
А сколько проблем с голосом было во время учебы в Школе-студии МХАТ? Короткие воспоминания сокурсницы М. Добровольской о том, как занимался своим голосом Высоцкий, можно послушать здесь, на первых минутах видео.

Вопрос: Про педагога по сценической речи Е.Ф. Саричеву говорили, что она не занималась с теми, у кого был хороший голос и с теми, у кого был плохой голос. А вот с Высоцким она занималась, хотя считала, что у него плохой голос. Вот интересно, как были организованы занятия, индивидуально или общие?
Ответ: «У нас были общие занятия, и на всех этих занятиях, когда даже она выбирала кого-то, занималась с кем-то - все должны присутствовать, потому что каждый в этом находил что-то полезное для себя. С Володей. Сначала было такое, что его всё время давили за голос. Он всё время там говорил, что он простужен, не то, там, это, отговаривался… Я очень хорошо помню момент, когда Саричева сказала: «Так. Владимир. Давайте кончим эти разговоры о том, что у вас плохой голос, что у вас его нет, что вы простужены. Ничего подобного. Это ВАШ ГОЛОС, - сказала Елизавета Фёдоровна. – Вы – такой. Может быть, единственный, может быть, ещё. Ну, послушайте Армстронга, у него тоже такой голос. Это ваш собственный голос. Это ваша индивидуальность. И с ним надо работать. Его нужно развивать, его нужно укреплять».
Володя делал голосовые упражнения виртуозно. Это надо было «ми-мо-ма-му…» наверх и вниз. И вот он со своим голосом на разные фразы, на разные эти… Он очень серьёзно занимался голосом: его усиливал, укреплял, развивал. И мы знаем, каких он достиг потрясающих возможностей. Он не срывал его, понимаете. Он работал на полную отдачу, на полный голос и я не знаю, чтобы Володя сорвал голос случая. Не было».
Вопрос: Марина Михайловна, а вот Геннадий Ялович говорил, что Высоцкий сделал свой голос сам, благодаря работе. И получился вот «голос Высоцкого» да, вот таким образом.
Ответ: «Вот я и говорю. Он работал. Да. То есть у него был, действительно, с детства вот такой… То есть это от рождения, это самородок такой. Причём это надо было довести до того, что это вот такой бриллиант <получился>, такой необыкновенный голос».


И летит над страною охрипший его баритон


Выпускник Школы-студии В. Высоцкий от имени своего курса оставил педагогу по сценической речи такие строки:

Вы научили нас, молчащих,
Хотя бы сносно говорить,
Но слов не хватит настоящих,
Чтоб Вас за всё благодарить.

Вы обращались с нами строго,
Порою так, что не дыши,
Но ведь за строгостью так много
Большой и преданной души.

Художественно зачитали
Мы все! А голос? Крепок он.
За всё, что вы нам отдавали,
Примите наш земной поклон.



В жизни Владимира Высоцкого и позднее были проблемы с голосом, разного характера и вызванные разными причинами. М. Цыбульский в своей статье «Чарующий голос Высоцкого» подробно рассказывает о причинах уникальности этого голоса, приводит свидетельства специалистов об анатомических особенностях связок Высоцкого, о медицинских сложностях и проблемах с постановкой голоса уже во время работы в ТнТ.

"В поликлинике, где моя мама была врачом-терапевтом, помнят, как однажды я уговорил его перед спектаклем показаться ларингологу. Мы ехали с концерта, и я был встревожен состоянием Володиного голоса. Ольга Сергеевна, опытнейший горловик, велела ему открыть рот, и… такого ей ни в практике, ни в страшном сне не являлось. Она закричала на него, как на мальчишку, забыв совсем, кто перед нею, она раскраснелась от гнева: "Ты с ума сошел! Какие еще спектакли! Срочно в больницу! Там у тебя не связки, а кровавое месиво! Режим молчания – месяц минимум! Что ты смеешься, дикарь?! Веня, дай мне телефон его мамы – кто на этого дикаря имеет влияние?!" Это было году в шестьдесят девятом. В тот вечер артист Высоцкий сыграл в полную силу "Галилея", назавтра репетировал, потом – концерт, вечером – спектакль, и без отдыха, без паузы прожил – как пропел одну песню – еще одиннадцать лет. А врачи без конца изумлялись, не говоря уже о простых смертных… А тайна его резервов – это его личная тайна". (Смехов В.Б. "Театр моей памяти")


1968. 08 ноября - в редакции журнала Советский Союз. Фото - Игорь Бахтин


1968. 08 ноября - в редакции журнала "Советский Союз". Фото - Игорь Бахтин

Александр Назаренко, капитан лайнера "Шота Руставели"
– Каждый раз перед исполнением своих «тяжелых песен», независимо от количества и значимости слушателей, он заставлял в себе реанимировать накал нравственных страстей и пел на грани физических страданий. Он не играл как актер, а натурально страдал. После концерта я видел его опустошенным и обессилевшим. На мой вопрос зачем, он отвечал: «Я по-другому не могу...».
И еще одна выдержка из беседы М. Цыбульского с профессиональным композитором Владимиром Дашкевичем:

М.Ц. – У меня есть ещё вопрос относительно музыкальной составляющей творчества Высоцкого. Однажды Вы сказали в интервью, что диапазон голоса Высоцкого был две с половиной октавы, что было больше диапазона голоса Шаляпина. Но ведь Шаляпин был оперный певец, он учился пению, а Высоцкий никогда этому не учился. Насколько правомерно сравнивать их голоса?
В.Д. – Ну, в какой-то степени Вы правы, сравнивать их нельзя, но, тем не менее, для композитора голос – это инструмент, который имеет свой диапазон, как кларнет, как скрипка, как валторна... Диапазон Высоцкого превосходил диапазон всех прочих бардов. И что при этом характерно, он не терял своей окраски даже при переходе в верхний или в нижний регистр.
Постановкой голоса у Шаляпина тоже никто не занимался, у него была природная постановка голоса. В этом отношении и он, и Высоцкий – фигуры уникальные, так уж природа их голосами распорядилась. У Шаляпина диапазон максимальный – где-то две октавы, что само по себе ничего не значит – важно, какое звучание голоса.
Высоцкий сочинял песни и в очень высоком, и в очень низком регистре, это было частью его композиционной техники, так что с этой точки зрения это представляет для композитора особый интерес. Я изучал его песни, как и песни других бардов, поэтому я знаю его диапазон. То, что он делал, это очень интересно с точки зрения современного композиторского стиля. Это было новое явление.
Это может показаться странным, даже невозможным - ведь "три блатных аккорда да хрип, подумаешь, невидаль", откуда там 2,5 октавы? Но не поэтому ли ни один исполнитель не может даже приблизиться к исполнению Владимира Семёновича?



16 апреля 1980 г. Ленинград, БДТ.


16 апреля 1980 г. Ленинград, БДТ.
 

Чира Бедокур

Мастер
Заслуженный
10:17
21 Мар 2018
29,767
445
3
14
дикий берег Кошколя
Пол
8 марта 1976, на Малой Грузинской:  Кирилл Ласкари, Марина Влади, Владимир Высоцкий, Лариса Голубкина, Андрей Миронов. Фото Михаила Брука.


8 марта 1976, на Малой Грузинской: Кирилл Ласкари, Марина Влади, Владимир Высоцкий, Лариса Голубкина, Андрей Миронов. Фото Михаила Брука.

Михаил Ильич Брук - сотрудник Агентства Печати "Новости", известный журналист, один из лучших в России переводчиков с английского языка. В его переводе советские читатели познакомились с романами Гора Видала, Хемингуэя, Ладлэма и других американских и английских писателей.



8 марта 1976, на Малой Грузинской:  Кирилл Ласкари, Марина Влади, Владимир Высоцкий, Лариса Голубкина, Михаил Брук. Фото Андрея Миронова


8 марта 1976, на Малой Грузинской: Кирилл Ласкари, Марина Влади, Владимир Высоцкий, Лариса Голубкина, Михаил Брук. Фото Андрея Миронова

Видимо, именно об этой встрече рассказывал Кирилл Ласкари. Интервью это датируется 27 января 2005 года. Видимо, тогда это сенсацией не стало. Не селебрити Кирилл Александрович, увы.

- Скажите честно, Кирилл Александрович, ваш брат Миронов и Высоцкий ладили между собой?
- Один ревновал меня к другому. Приезжая в Москву, я останавливался у Володи, и Андрею это не нравилось. Но мой брат тогда только женился на Ларисе Голубкиной, мне просто не хотелось их стеснять.
Володя с Андрюшей были, конечно же, на "ты", но почти не общались. И все-таки однажды мне удалось их свести в одной компании, где собрались Володя с Мариной, Андрюшка с Ларисой и я. Высоцкий тогда впервые поставил свои магнитофонные пленки, где были его записи с оркестром, сделанные в Канаде. У Андрюшки текли слезы, это было для него потрясением - такого Высоцкого он не знал.
Брат тогда мне сказал, что Володя - великий поэт. Он даже хотел что-нибудь спеть из Высоцкого, спрашивал меня: "Скажи, удобно с Володей поговорить, чтобы я что-нибудь спел?" Я отвечал: "Конечно. Тебе непременно надо это сделать!"
Жаль, не случилось. (Ни дожить не успел, ни допеть // Труд. 2005. 27 января.)


"К Высоцкому Андрей относился с почтением, но доля зависти тоже присутствовала, не знаю, к его свободе внутренней, наверно. Аура Высоцкого была другого толка, гораздо более всеобщая. Андрей никогда не пытался сочинять сам, открыто доверять свои сокровенные мысли и чувства публике он никогда бы не стал". (Бакин В.В. Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти)

Давняя поклонница Андрея Миронова Светлана Борисовна Глибицкая - библиограф Центральной научной библиотеки Харьковского Научного университета им. В. Н. Каразина:

"Когда Андрей Миронов выступал в ХГУ в декабре 75-го года, он получил записку: "Как Вы относитесь к творчеству Высоцкого?" И он ответил так: "Очень хорошо отношусь. Высоцкий - замечательный поэт". И это в годы, когда профессиональные поэты относились к Высоцкому пренебрежительно ( не говоря уже об отношении к нему власть предержащих). Так что Миронов его, как видите, пророчески оценивал".
 

Чира Бедокур

Мастер
Заслуженный
10:17
21 Мар 2018
29,767
445
3
14
дикий берег Кошколя
Пол
Студент Высоцкий не отличался прилежным ведением конспектов. И вместо кратких скороговорок в конспекте могли появиться совсем другие вещи. Например, игра в слова, рисунки, или наброски будущей поэмы.



Автограф В. Высоцкого В розоватой заре человечества


Автограф В. Высоцкого "В розоватой заре человечества"

В розоватой заре человечества
Много громких великих имён —
Просто дети и дети отечества:
Цезарь, Карл, Ганнибал и Катон.

Были раньше поэты отменные:
Пла<в>т, Вергилий, Гомер, Алкиной.
Македонский деянья военные
Совершал под счастливой звездой.

Песнопеньям хвалебным не вторю я,
О великих не будет рассказ.
То, о чём умолчала история,
Я поведаю людям сейчас.

В дни, когда все устои уродские
Превращались под силою в прах,
В Риме жили евреи Высоцки<е>,
Неизвестные в высших кругах.


[Колыхались в зловещем волнении
Все знамёна спартаковских войск
И грядущие искоренения]
.........................................................
Вокруг последней неоконченной и зачёркнутой строфы прозаическая приписка:
«Стихотворение не окончено, т.к. автор впал в антисемитизм, а дальнейшие сведения о Высоцких погребены в толще веков».

Возможно, к этому же тексту относятся строчки ниже:
Комратов: Пришёл, увидел, убедил.
Иванов: Зашёл, увидел, впатребил.
Так говорили знатные римляне и, совсем наоборот, мои знакомые.



1979, июль -  Rim, Via dei Condotti


1979, июль - Rim, Via dei Condotti

Артур Макаров вспоминал, что слышал в исполнении Высоцкого эту песню.
Когда наши устои уродские
Разнесла революция в прах, —
Жили в Риме евреи Высоцкие,
Неизвестные в высших кругах.

Высоцкий В.С. Собрание сочинений: в 4 кн. / сост. С. Жильцов. М.: Надежда-1, 1997. Кн. 1. С. 56:


На букву П – или «плохо» - вопль сердца

По почте папа перевод
Прислал, припиской подтверждая.
Пропил, пополз, попал – привод.
Прости! Папуля, помираю.

Полтинник, плохо, пыльный пол.
Пьянчужка, пахнущий пивною.
Полковник палкою порол,
Пьянчужка плакал с перепою.

Если первое упражнение напоминает всем известное развлечение "сочини рассказ на одну букву" - в данном случае это довольно простая буква П, из которой получилось срифмовать нечто осмысленное, и произносить её достаточно просто, то на обороте листа задание посложнее. Буквы Ж и Р в паре требуют хорошей артикуляции при такой насыщенности. А сам стишок получился опять озорной.

Сти-хи-хи-хи-ха-ха-хамские

[Живу на свете два десятка,
Не очень горько, но не сладко]

Заржал за Ржевом рыжий конь.
За рожью, ржавчиной покрытый,
Рожал рожно, лез на рожон
Вбежавший в раж комбайн прижитый.

Жара жрала жрецов труда,
Жирафов жир в жаровне жаря.
Ой-ой, кажись, я – не туда,
Ни ту, ни да, тара ра ра ря.

И сбоку к нему шутливая приписка: "И этот автор ещё хотел славы: стать поэтом, и потом красиво и грандиозно сойти с ума с триумфом и под барабаны на полпути. Получилось наоборот".



Оборот листа с автографом


Оборот листа с автографом

Особенно впечатляет "комбайн прижитый", без уточнения - кем и от кого? Может, это плод союза рыжего коня с трактором?)) А содержание первой скороговорки намекает на перипетии судьбы студента Высоцкого. "Если пьёшь - понимаете сами - должен что-то иметь человек".

Что же касается евреев Высоцких, живших в Риме, то Владимир Высоцкий от отцовской крови не открещивался, но и комплексами не страдал, что видно и по веселому настрою наброска и по сатирической приписке к нему. Хотя некоторые даже в этом шутливом опусе усматривают глубокие психологические мотивы. Кстати, евреи в Древнем Риме жили, вот только Высоцкими быть никак не могли - фамилий тогда у них ещё не было.
 

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы видеть весь контент и оставлять комментарии

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ