Трудовое воспитание в школах

Malabarka

Гуру
Легенда
Заслуженный
04:20
7 Фев 2020
43,939
1,705
3
9
Пол
Старшеклассники, получения водительских удостоверений. 70-е

В школе был автокласс у старших классов. Из школы, выходили, с аттестатом и правами. Удостоверения получали, но рулить разрешалось с 18-ти. Отметка стояла в правах.


Ссылка полезная,там и про то,что в советские аэроклубы допускали с 14-лет,а прыгали с парашютом с 16-то.

***

 
Последнее редактирование:

Drёm

Талисман
Команда форума
Супер Модератор
Легенда
03:20
1 Мар 2018
40,279
1,811
6
39
Пол
А морковку или капусту не?

Даже у нас, в зоне проблемного земледелия, все было.
Ну, у нас черноземы, но нас не возили.
Не знаю почему.
Может в других школах возили.
 

Степлер

таксидермист
Легенда
Заслуженный
04:20
5 Ноя 2015
46,761
2,436
2
7
Москва
Пол
Ну, у нас черноземы, но нас не возили.
Не знаю почему.
Может в других школах возили.
Нас возили в 9-м классе. В Зарайский район. )) На поля свёклы!

Рассказик потом написала - как мы там жили.

Самодеятельность расцвела... песенку наши классы "А" и "Б" сочинили: "О-па, о-па, жареные раки, приходили в гости к нам, мы живём в бараке!" :biggrin1:
 

Кот

Психиатр
Легенда
Заслуженный
04:20
18 Апр 2017
79,132
1,652
5
35
Россия
Пол
Нас возили в 9-м классе. В Зарайский район. )) На поля свёклы!
А это уже к воспитанию не относилось, и в программу обучения не входило. И вообще, эта повинность относилась не так к школьникам, как к учащимся училищ, техникумов и ВУЗов. Первый семестр они все дружно убирали урожай. А колхозники им немного помогали. Примерно так работала и вся остальная страна.
 

Кот

Психиатр
Легенда
Заслуженный
04:20
18 Апр 2017
79,132
1,652
5
35
Россия
Пол
Из школы, выходили, с аттестатом и правами.
Хе... это вы, мэм, со мной всё спорите в анонимном формате? :lol: Как говаривали мои любимые авторши форума: "усацца можно!"
И, нет, я не слишком высокого о себе мнения. Такое постоянное ваше внимание к моей нескромной персоне на протяжении довольно длительного времени, трудно не заметить.
 

Amalienau

Гуру
Заслуженный
04:20
22 Мар 2016
32,304
99
1
6
Пол
В советских школах дежурства и субботники были обычным явлением. Также детей привлекали к сбору металлолома и макулатуры. А вы как считаете, трудовое воспитание – это благо или нет?
Считаю, что там где есть труд, там должны быть и трудовые книжки, трудовые контракты и зарплаты.
А если имеет место принудительный труд, не добровольный и не оплачиваемый, то это сродни какому-то рабству получится...
Ну и во-вторых, детский труд вроде не шибко стыкуется с законодательством, так что, если детей в 10 лет в школе привлекать к каким-то общественным работам, при этом если детям не положены ни трудовые книжки, ни зарплаты, то это ерунда какая-то получится, юридически сомнительная, напоминающая полуфеодальную эксплуатацию..
В школах СССР детей к работам привлекали, чувствовал себя эксплуатируемым и бесправным школьником, а не свободным гражданином.. Это было неприятно..
 
Последнее редактирование:

Гордон Шамуэй

Выдающийся
Наш человек
04:20
27 Авг 2019
3,602
195
1
Москва
Пол
В советских школах дежурства и субботники были обычным явлением. Также детей привлекали к сбору металлолома и макулатуры. А вы как считаете, трудовое воспитание – это благо или нет?
Непростой вопрос.
Дежурства по школе раз и навсегда выбивали из рутины уроков и перемен.
Реальной пользы от таких действий было мало, и это сразу бросалось в глаза.
А проснуться на полчаса раньше раз в четверть даже полезно для организма.
Единственный в моей практике сбор металлолома закончился трёхлетним загромождением школьного двора. Результат трудового энтузиазма никто не хотел вывозить. А когда таки вывезли, газон на этой площадке категорически не хотел восстанавливаться.
С макулатурой было проще, но и объёмы оказывались вменяемыми.
Я жил тогда напротив школы, так что в сезон, на звонок в дверь и вопрос про макулатуру, предпочитал открыть замок и злорадно улыбнуться пионерам из подшефного класса.:biggrin1: Естественно, это сближало.
Вероятно, это можно назвать воспитанием, но ничего отрицательного в дежурстве в столовке, выезде на "практику", на "картошку", или работе в токарном цеху увидеть невозможно.
Все лучше, чем маршировать под пионерскую речёвку на смотре строя и песни. Или стоять на радиолинейке делая вид, что внемлешь бормотанию Дорогого Леонида Ильича.
 

Мавка

имба
Заслуженный
04:20
14 Дек 2019
16,687
130
1
1
Пол
Дома надо учить. В школе это все баловство. У сына с 5 класса на трудах кулинария. Хоть раз бы что то дома приготовил.
Дома убирается, моет посуду, чистит маме машину от снега :d-coffee:
 

Malabarka

Гуру
Легенда
Заслуженный
04:20
7 Фев 2020
43,939
1,705
3
9
Пол
Одним из теоретиков «школы труда» в конце XIX– началеXXвв. явился немецкий педагог Георг Кершенштейнер (1854-1932). Рассматривая труд в народной школе как предмет и принцип обучения, он видел его главную цель в формировании у детей таких качеств, которые с точки зрения предпринимателя более всего должны быть свойственны наёмному рабочему: старательность, честность, добросовестность и т.п. Такие качества, как полагал Кершенштейнер, важны для любой профессиональной деятельности, и потому подготовка к ней может осуществляться в процессе занятий любым видом труда.
***
Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.


Функции труда:
1) производство материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей;
2) обеспечение безопасности жизни человека и общества, сохранение природы, обеспечение здоровой социальной среды;


На современном этапе развития общества особенно актуальна экологическая функция труда. Теперь труд должен выполнять не только функцию преобразования материала природы, но и функцию, направленную на сохранение, восстановление и улучшение окружающей среды. Реализовать такую функцию труда способно лишь высоко развитое общество, которое понимает такую функцию труда как естественную и неотделимую от функции создания новой потребительной стоимости.
3) формирование и накопление материального и нематериального богатства, развитие факторов производства, науки, техники и культуры;


Труд, выступает условием существования и развития всего общества. Так как категория труда является центральной во всем общественном производстве. С его помощью преобразуется материал природы, создается «вторая природа», более приспособленная для удовлетворения потребностей человека.·


4) развитие самого человека, формирование творческой личности. ·


трудовая деятельность как форма становления личности. Труд выступает также источником развития человека: в ходе труда человек развивается физически, приобретает и закрепляет новые знания и умения, у него формируются творческие способности. Развитие человека, как и всего общества, происходит на базе смены техники производства, средств труда, технологии и организации производства. Кроме этого труд участвует в формировании личности. Он способствует социализации человека, его самовыражению, выполняет ряд гуманитарных функций, таких как, например, трудовая терапия. Именно последнее особенно актуально для современной трансформирующейся экономики Украины. Трудовая терапия позволяет преодолеть кризисные моменты как в развитии личности, так и в развитии всего общества.


Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сам человек, которыйц приобретает новые навыки, раскрывает свои способности, пополняет и обогащает знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.


Физическое развитие человека – физический труд (в нормальных условиях) формирует крепкую мускулатуру, костную, кровеносную, дыхательную системы, а в исторической перспективе человек благодаря систематическому труду приобрел современное строение тела.


Приобретение новых знаний и умений –происходит как за счет обучения, так и при самостоятельном занятии трудом


Закрепление новых знаний, навыков и умений –как в процессе систематического повторения трудовых циклов, так и в поколениях при передаче опыта от старших молодым


Формирование творческих способностей –на основании знаний и умений, приобретенных в процессе труда, у человека появляются креативные способности


Формы становления личности:


1. Социализации – человек, будучи участником трудового процесса, вступает в трудовые отношения, которые во многом определяют общественную и социальную структуру, и место человека в ней.


2. Самореализации – удовлетворение личных стремлений и желаний возможно только посредством труда в широком его понимании.


3. Гуманитарная – труд играет адаптационную и жизнеутверждающую роль, утверждает позитивный смысл жизни и цели


4. Трудовой терапии – особенно актуальна в периоды нестабильного состояния общества (личности).

Примеры из современности:
29 февраля 2016, 10:31

В школах Сингапура вводят трудовую повинность для учеников​

Каждый школьник должен будет ежедневно убирать закрепленные за классом территории​

 

Amalienau

Гуру
Заслуженный
04:20
22 Мар 2016
32,304
99
1
6
Пол
Вероятно, это можно назвать воспитанием, но ничего отрицательного в дежурстве в столовке, выезде на "практику", на "картошку", или работе в токарном цеху увидеть невозможно.
Если труд принудительный, не добровольный, то я такое не поддержу..
Я не сторонник полуфеодальных методов организации труда...
 

Malabarka

Гуру
Легенда
Заслуженный
04:20
7 Фев 2020
43,939
1,705
3
9
Пол

Трудовое воспитание в разных странах: Япония​

4 декабря 2020
472 прочитали
Домоводство (обязательный предмет для всех). С четвертого класса детей в японских школах начинают обучать премудростям ведения домашнего хозяйства. Умению пришивать пуговицы, готовить еду и обращаться с бытовой техникой, плюс навыкам по уходу за детьми и пожилыми людьми обучают всех учеников, не делая никаких гендерных различий. Так было не всегда. До середины девяностых годов прошлого века домоводству обучали только девочек, мальчики же посещали уроки ручного труда. Однако благодаря изменениям в школьной программе в стране выросло целое поколение молодых людей, которых еще в школе научили держать в руках иголку с ниткой, планировать меню и ухаживать за ребенком. Возможно, именно поэтому молодые японские мужчины, создав семью, более активно, чем старшее поколение, включаются в домашние дела и принимают участие в воспитании детей.
Дежурство по классу и философия порядка. Один из инструментов воспитания японских детей и подростков – приучение к самообслуживанию и постоянному труду. Школьников с первого класса учат по-настоящему ответственно относится ко всему, что их окружает, в том числе в школе. К примеру, именно на учеников возложена обязанность следить за чистотой в кабинетах. В японских школах нет ставки уборщицы и дворника. Ученики убирают в классах, школьных коридорах и даже в туалетах, ухаживают за растениями во дворе. Часто при школах есть огороды и теплицы, где выращиваются овощи для школьной столовой. В них также преимущественно трудятся дети. Кроме того, школьники разносят еду во время обеда, собирают посуду, готовят к переработке бумажные пакеты из-под молока и прочее.
В целом, трудовое воспитание в Японии является частью ежедневной школьной жизни. Но есть также отдельные занятия, которые посвящены конкретным видам деятельности. Например, старшеклассникам предлагают собственноручно собрать небольшие предметы мебели вроде стульев или пуфов из готовых комплектующих. Серьезное отношение к уборке восходит к буддийской философии: порядок в доме и порядок в голове – вещи взаимосвязанные. Кроме того, именно через заботу о чистоте в школе детей приучают к мысли, что физический труд на благо коллектива в принципе не может быть унизительным или неприемлемым.
scale_1200


scale_1200


scale_1200


scale_1200

scale_1200

scale_1200


Источники: medialeaks, activityedu
 

Гордон Шамуэй

Выдающийся
Наш человек
04:20
27 Авг 2019
3,602
195
1
Москва
Пол
Если труд принудительный, не добровольный, то я такое не поддержу..
Я не сторонник полуфеодальных методов организации труда...
А сама учёба в школе, это штука принудительная или добровольная?
Если вдуматься, это достаточно серьёзный труд, и совсем не факт, что трудовые и финансовые затраты на это оплатят впоследствии. Однако ничего лучшего пока не придумали.
 

Amalienau

Гуру
Заслуженный
04:20
22 Мар 2016
32,304
99
1
6
Пол
А сама учёба в школе, это штука принудительная или добровольная?
Сама учёба- это отдельный вопрос..
Считаю, что среднее образование должно быть бесплатным, иначе в государстве будет много неграмотных, если будет платное, которое не каждой семье будет по карману.. При этом к учёбе не должен подмешиваться какой-то "сторонний" труд, не связанный с учёбой.. Иначе это уже какой-то полуфеодальный формат получится с принудительной отработкой, от которой не можешь отказаться..
 

Гордон Шамуэй

Выдающийся
Наш человек
04:20
27 Авг 2019
3,602
195
1
Москва
Пол
При этом к учёбе не должен подмешиваться какой-то "сторонний" труд, не связанный с учёбой..
Я склонен считать это лишь дополнительным форматом обучения.
Если трудовик получит лишний гешефт на продаже сгонов, что выточили ученики, то это не такой уж смертный грех. Но за это ему придётся качественно обучать навыкам токарного искусства.
Думаю, основной критерий в том, что ни школа, ни минобр, ни все прочие верховные структуры, вплоть до самого главного феодала на этом в ближайшей перспективе ни зарабатывают, ни экономят.
Если это так, то возможен положительный эффект.
 
Последнее редактирование:

Desha

Вежливый диктатор
Команда форума
Супер Модератор
Легенда
04:20
5 Ноя 2015
23,821
341
5
26
ПодМосковье
Пол
Считаю, что там где есть труд, там должны быть и трудовые книжки, трудовые контракты и зарплаты.
А если имеет место принудительный труд, не добровольный и не оплачиваемый, то это сродни какому-то рабству получится...
Ну и во-вторых, детский труд вроде не шибко стыкуется с законодательством, так что, если детей в 10 лет в школе привлекать к каким-то общественным работам, при этом если детям не положены ни трудовые книжки, ни зарплаты, то это ерунда какая-то получится, юридически сомнительная, напоминающая полуфеодальную эксплуатацию..
В школах СССР детей к работам привлекали, чувствовал себя эксплуатируемым и бесправным школьником, а не свободным гражданином.. Это было неприятно..
А у тебя уроки труда были? Субботники?
Ты к ним вот с этой точки зрения относился?
 

Desha

Вежливый диктатор
Команда форума
Супер Модератор
Легенда
04:20
5 Ноя 2015
23,821
341
5
26
ПодМосковье
Пол
Сама учёба- это отдельный вопрос..
Считаю, что среднее образование должно быть бесплатным, иначе в государстве будет много неграмотных, если будет платное, которое не каждой семье будет по карману.. При этом к учёбе не должен подмешиваться какой-то "сторонний" труд, не связанный с учёбой.. Иначе это уже какой-то полуфеодальный формат получится с принудительной отработкой, от которой не можешь отказаться..
А мне кажется это было правильно. Наглядно прививается навык, что чисто не там, где убирают, а там где не мусорят. Ребенок после того, как отмоет разрисованную парту лишний раз подумает оставлять там надписи или нет.
 

Amalienau

Гуру
Заслуженный
04:20
22 Мар 2016
32,304
99
1
6
Пол
А у тебя уроки труда были? Субботники?
Ты к ним вот с этой точки зрения относился?
Я в школе с 1984 года. Были, конечно.
Что видел: труд, при этом не добровольный и никак не оплачиваемый (ни конфету, ни зарплату не давали), от которого нельзя отказаться.
Чувствовал себя в детстве во время такого школьного труда если и не в рабстве, но явно не свободным человеком..
Некая полуфеодальная эксплуатация детского труда. Было неприятно, конечно.
Хочу ли я, чтобы у нынешних детей была такая же школа, как у нас была в СССР? Нет, конечно.. Только этого ещё и не хватало..
 

Amalienau

Гуру
Заслуженный
04:20
22 Мар 2016
32,304
99
1
6
Пол
что чисто не там, где убирают, а там где не мусорят.
За собой я всегда убираю (как и в детстве- тоже убирал), а вот убирать за мусорящего соседа я не хочу..
 

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы видеть весь контент и оставлять комментарии

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ