Иудаизм: даты, время, возраст, хронология

Darina

Гуру
Легенда
03:21
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Интересно и приятно его слушать :yes4:
спасибо!
мне приятно, что тебе понравилось
я люблю его слушать, он очень грамотный



ну тогда...поставлю ещё одно его видео....возможно, оно не так понравится, особенно..ну, в свете сегодняшнего праздника.... но в целом! - вообще! - он говорит правду и факты
тема моя, и я думаю, я имею право ставить тут то, что хочу поставить....


у него есть видео и о взаимоотношениях с исламом, очень интересно!...
 

Linda

Гуру
Легенда
Заслуженный
12:21
12 Мар 2017
32,661
2,511
4
15
Питер
Пол
ну тогда...поставлю ещё одно его видео....возможно, оно не так понравится, особенно..ну, в свете сегодняшнего праздника.... но в целом! - вообще! - он говорит правду и факты
тема моя, и я думаю, я имею право ставить тут то, что хочу поставить....
Сейчас посмотрю :yes4: Ты знаешь, умение признавать факты, я считаю одной из добродетелей. Ну это лично я так считаю. А приятные они или нет, то такое *крутит пальцами*. В общем не беспокойся никогда на эту тему :d024:
 

Linda

Гуру
Легенда
Заслуженный
12:21
12 Мар 2017
32,661
2,511
4
15
Питер
Пол
@Darina, Вроде не сказал ничего нового, но так сказал, что стало понятно многое именно с точки зрения восприятия евреями Христианства и его символов. Ничего удивительного нет в таком восприятии, это просто естественно. Каются или извиняются папы, или нет, но две тысячи лет такого отношения к себе забыть невозможно. Сейчас особенно это важно видеть и знать нам, русским.

ПС. Нашли его канал с сыном, сидим наслаждаемся :yes4: Молодчина он!
 

Darina

Гуру
Легенда
03:21
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
да
он ко всему ещё и политолог
учился в США в университете Рочестера
получил степень доктора юриспруденции в Юридической школе Питтсбургского университета

я послушала то, что он говорит о сегодняшней ситуации - молодец, полностью на стороне России
 

Linda

Гуру
Легенда
Заслуженный
12:21
12 Мар 2017
32,661
2,511
4
15
Питер
Пол
он ко всему ещё и политолог
Да, я видела :yes4: Умного человека всегда приятно послушать, тем более владеющего материалом. Маловато этого вижу последние годы и от этого тяжело. Т.что еще раз спасибо за наводку :flower13:
 

Darina

Гуру
Легенда
03:21
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Обалденная лекция рава Финкеля!...
Оффтоп
просто не могу удержаться и не поделиться
очень интересно рассказывает
 

Darina

Гуру
Легенда
03:21
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
очень интересная статья рава Реувена Пятигорского
только предупреждаю - очень длинная)
буду постить частями)

Как народы мира получали Тору​

Обычно рассказывают о том, как Тору получили евреи, но не народы мира. Тем не менее, известна агада, в которой говорится, что Всевышний предлагал святую Тору не только евреям. Другими словами, все народы мира получали Тору – но не получили. Ибо отказались.
Давайте откроем эту агаду, т.е. обратимся непосредственно к ее тексту.
Собственно говоря, агада дошла до нас в двух вариантах. По первому, самому распространенному, Всевышний, прежде чем дать Тору евреям, предложил ее остальным народам – Сам предложил, – но те отказались. По второму, народы мира, видя ничтожность награды за свои дела, к которой их присуждает Творец, воскликнули: "Святой! Это нечестно! Ты любишь евреев и поэтому дал им самую большую награду. И все лишь потому, что они получили от Тебя Тору. Но если б Ты дал Тору и нам, мы бы тоже ее соблюдали. А теперь, за что Ты нас наказываешь?"
В мире царит справедливость. Это очень важное правило, в нем нет исключений. Поэтому выслушал Творец претензию племен и народов и сказал: хорошо, Я дам вам Тору. И дал. Дальше все произошло так же, как по первому варианту.
Теперь читаем агаду.

Когда собрался Всевышний давать Тору народу Израиля, протянул Он ее всем народам и языкам и сказал: "Хотите получить Тору?" Но не захотели они ее получить.

В начале Он "пошел" к сыновьям Эсава и спросил их: "Принимаете Тору?" Сказали они Ему: "Властитель мира, что в ней написано?" Сказал Он им: "Не убивай". Сказали они: "Сущность нашего народа – в мече нашего предка; как сказано про Эсава (Берешит 27): "Своим мечом будешь жить", – не можем принять Тору".

Затем Он "пошел" к сыновьям Амона и Моава и спросил их: "Принимаете Тору?" Сказали они Ему: "Властитель мира, что в ней написано?" Сказал Он им: "Не прелюбодействуй". Сказали они: "Сущность наших народов – в прелюбодеянии наших предков; как сказано (Берешит 19): "И забеременели обе дочери Лота от своего отца", – не можем принять Тору".

Тогда Он "пошел" к сыновьям Ишмаэля и спросил их: "Принимаете Тору?" Сказали они Ему: "Властитель мира, что в ней написано?" Сказал Он им: "Не воруй". Сказали они: "Сущность нашего народа – в воровстве и грабеже; как сказано про Ишмаэля (Берешит 16): "Будет он дикарем. Его рука на всех, а рука всех на нем", – не можем принять Тору".

После чего "пошел" Он к сыновьям Израиля. И сказали они Ему: ("Наасэ вэ нишма") "Сделаем и послушаем". (Примем на себя все законы Торы, даже не спрашивая, что в ней написано, а потом будем их учить.)


Оффтоп
Оффтоп
 

Darina

Гуру
Легенда
03:21
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Новые народы несут в себе только те свойства, что были в тех изначальных, – подобно тому как рожденное существо несет в себе гены своих родителей. Гены проявляются внешним образом, подавляют друг друга, передаются по наследству дальше. Все люди – потомки тех семидесяти. И ничего нового в общем мировом "этно-генофонде" за все тысячелетия не возникло.
А теперь вопрос к нашей агаде. Почему Всевышний не "пришел" с Торой к тем семидесяти? Почему обратился только к сыновьям Эсава, Амона, Моава и Ишмаэля, за которыми нетрудно найти вопиющие изъяны, поскольку о них говорит сама Тора? Все эти четыре народа появились позже 70-ти[3]. После них появился на свет и еврейский народ.
Говорят, что обращался Творец и к тем 70-ти, откуда следует, что вроде бы и в них, в каждом из них, была обнаружена червоточина, вернее они сами ее в себе обнаружили, а по этой причине и не приняли Тору. Т.е. поступили честно.
Какая червоточина – агада не указывает.
А нам ужасно хочется знать. Ибо сегодня мы с вами изыскатели-этнографы.
Так вот, не было в них червоточины. Они не приняли Тору совсем по другой причине[4].

Но прежде чем говорить о причинах, надо сказать хотя бы два слова, о каком вручении Торы вообще здесь рассказывается. Когда Всевышний давал Тору народам? Евреям давал – об этом говорит сама Тора. На Синае. А остальным?
Остальным не на Синае. Но, тем не менее, давал. И не надо было тем народам стоять перед горой, чтобы получить свод Законов, на которых держится мир. Ведь, прежде чем человек ставит подпись на юридическом документе, текст бумаги обычно проверяется его адвокатом, верно? Всевышний как бы обратился к духу каждого народа, его национальному характеру, его, если хотите, ангелу-хранителю. И ангел, являя собой духовный образ народа, от Торы отказался. Потому что прекрасно знал свой народ.

Все сначала происходит на духовном уровне. А потом отражается на плоскости материального бытия. Так было с Яаковом, боровшимся с ангелом, который напал на него ночью на берегу заиорданской реки Ябок. Когда побежденный ангел давал Яакову благословение и новое имя (Израиль), он сказал: "Боролся ты с ангелом и с людьми и победил". Но с людьми (с Эсавом) Яаков еще не боролся! Почему сказал, что боролся с людьми и победил? Потому что все определяется наверху, в области духа. Как свершилось там, там будет и в мире людей, внизу.
То же самое с народами мира: как склонна поступить "духовная составляющая" народа – так поступит и весь народ. Поэтому достаточно было пойти к "ангелам", и если бы они согласились взять Тору, то ее предложили бы и народу. Но ангелы не согласились.
По какой причине?
Для этого надо ввести такое понятие, как "вина", грех. И сразу за виной – "наказание" и "награда". Здесь нет места для подробного освещения этой темы[5]. Укажем только на самые необходимые моменты для понимания нашего рассказа.
 

Darina

Гуру
Легенда
03:21
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Читатели Торы знают, что Аврааму однажды было дано обещание, вернее даже два обещания. Первое – что от него произойдет народ (евреи), т.е. что у него и Сары будет сын. Второе – что его потомство получит Святую землю.

Где это описано? – Когда Аврааму исполнилось 90 лет, к нему обратился Всевышний (см. 15 главу книги Берешит): "Авраам! Не бойся. Твоя награда велика".

Это наша первая встреча с наградой в тексте Хумаша.

Что Ему на это сказал Авраам? "Всевышний, что Ты дашь мне? Вот, у меня нет сына. Есть только домоправитель из Дамаска (слуга Элиэзер)"... Что ответил ему Всевышний? "Не будет тебе наследовать дамаскец. (Не он даст начало новому народу.) Произойдет из твоих недр сын".

Вот и весь начальный диалог. После чего – читаем: "Вывел Он его наружу и сказал: Посмотри на звезды, сможешь их посчитать? Вот таким будет и твое потомство".

А теперь внимание. Важный момент. Уже после особого жертвоприношения, сделанного Авраамом, Всевышний говорит ему о будущем, которое ожидает его потомков, и в частности произносит: "Четвертое поколение (после тебя) возвратится сюда (из египетского рабства)". Но не раньше! "Ибо до сих пор еще не полна вина эморейцев".

Кто это такие, эморейцы? И почему их вина должна быть "полной"?

Сам Авраам происходил из народа Арама. Точнее говоря, родословную он вел от Арпахшада, одного из пяти сыновей Шема, сына Ноаха, спасшегося от вод Потопа. Но жил среди арамейцев – и он, и его племянник Лот, и его жена Сара, и жены его сына и внука – Ицхака и Яакова: Ривка, Рахель, Лея. Арам – был братом Арпахшада. Т.е. все они были семитами, потомками Шема, правильнее сказать – "шемитами".

Эморейцы – совсем другая ветвь человечества. У Хама, третьего сына Ноаха[6], было четыре сына: Куш (эфиопы), Мицрим (египтяне), Пут и Кенаан; последние – жители той земли, которой в будущем предстояло стать Эрец Исраэль. Так вот, среди сыновей Кенаана находим Эморея, родоначальника эморейцев.

Теперь стоит Авраам на горе, смотрит на раскинувшуюся под ним Эрец Кенаан и слышит, как Властитель мира говорит ему: "И народ Я произведу от тебя, и землю твоему народу дам. Вот она, перед тобой. Но не теперь. А лишь тогда, когда наполнится мера вины жителей этой земли".

О том, что она наполнится, можешь не сомневаться. Но поторопить жителей наполнить ее раньше – Я не могу. А до тех пор не могу Я их изгнать из этой земли. Не могу объявить вас ее хозяевами. Ибо так будет нечестно. Наказание не может упреждать вину.

Вот они, важные слова – вина и наказание.

Вину человек (или народ) совершает. Вина каким-то образом накапливается. После чего настает час расплаты.

Не надо обладать особыми знаниями, чтобы понять, о чем идет речь. Вина – это нарушение определенных положений, которые даны человечеству. Главным образом, морального порядка. Люди обязаны выполнять эти положения. Но заставить их выполнять законы, положения, уставы – назовите, как хотите, – Всевышний не хочет.

"Все – в руках Небес, кроме страха перед Небесами". Другими словами: кроме того, кем быть – праведником или злодеем. Это решает сам человек.

Но миром управляет Творец. Если человек не хочет выполнять той задачи, которая на него возложена, если он не хочет вести себя в согласии с моралью – мир надо как-то исправлять. Это и есть принцип воздаяния. То, что называется воздаянием по заслугам.

Помните, мы сказали, что мир управляется Всевышним справедливо. В чем эта справедливость сказывается? На чем она основана? – На принципе воздаяния: как ты себя вел с миром, так и мир будет вести себя с тобой. Короче – мера за меру. Это и есть справедливость.
Но что означает – "как ты с миром – так и мир с тобой"?

Ты что-то делаешь сейчас – допустим, на уровне некого морального выбора, т.е. что-то хорошее или плохое. Когда должно грянуть воздаяние? Прямо на месте? Или позже?

Оказывается, есть между моментом свершения поступка и моментом воздаяния за него некая задержка во времени. Гром гремит над нашими головами не сразу, как только мы совершаем что-то предосудительное. Всевышний дает нам время одуматься. Зачем?

За каждым грехом – рано или поздно – грядет наказание. Это следствие нашего принципа справедливости. А за каждым хорошим поступком идет награда за него. Не будем сейчас говорить о природе награды и наказания, чтобы не отклоняться в сторону. Не конфетка нас прельщает и не кнут нас пугает. Мы не такие примитивы. Но главное – есть награда и наказание. Они всегда идут за конкретными поступками, которые решает сделать и делает человек, обладающий свободой выбора.

Реакция мира на наши поступки (или ответ Всевышнего, что одно и то же) не может совпадать по времени с поступками. Иначе не выстоит ни один человек.
Физические законы не знают задержки по времени. Получение любого сигнала (даже если он представляет собой простое физическое усилие) вызывает моментальную ответную реакцию[7]. Если кто-то выпал из окна, ему не следует во время свободного полета рассчитывать, что вывих ноги будет отложен на неделю.

Но не так в области морального закона. Вор, вытащивший кошелек из кармана трамвайного пассажира, не сразу заметит, придя домой, что он обокраден. Но когда-то он это заметит, обнаружив – может быть, под конец жизни, – что, в общем и целом, упустил больше, чем приобрел. Ибо принцип "меры за меру" работает всегда! [8]

Так вот, человек уже совершил ряд плохих дел – а наказания за них еще не пришли. Но можно не сомневаться, они придут! Он может совершить ряд не менее ярких положительных действий – и когда-то придут за них награды. Все, что им сделано, – будет взвешено и оценено. Из расчета не будет упущен ни один его моральный выбор, ни один поступок, который мы оцениваем в баллах "хорошо" и "плохо"[9].
 

Darina

Гуру
Легенда
03:21
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Праведник, всю жизнь совершавший только, что называется, богоугодные дела, а однажды оступившийся и сделавший что-то на своем уровне постыдное, а потом с удвоенной энергией взявшийся за свершение добра, – все равно получит наказание за то плохое дело. Ибо оно не "нейтрализуется" делами хорошими. Скажем, был баланс добра и зла – 10:0, совершил проступок – стало 10:1, а отнюдь не 9:0. Ничто не забыто, никто не выйдет сухим из воды.
Прошлое изменить нельзя! Оно уже свершилось.
Но тогда зачем задержка? Пусть уж сразу – наказание на месте. Кто-то не выдержит, кто-то выстоит и станет только лучше.
Не станет! Потому что, повторяем, никто не выдержит. Учиться можно только на ошибках. Этика – не то же самое, что прыжки из окон. Там можно, не прыгая, знать, чем эти игры кончатся. Здесь – все знать заранее нельзя. Вернее, почти нельзя.
Но есть, оказывается, один способ избежать "отрицательного счета". Исправление! [10]
Человек искренне жалеет о содеянном. Настолько искренне, что, окажись он опять в той же ситуации, определенно ошибки бы не повторил. Совесть жжет его огнем. Ему стыдно, мучительно тяжело. Он покоя себе не находит, пытаясь исправить все, что можно исправить. И просит прощения, и восполнил убыток, который нанес, и все как было рассказал людям, чтобы все знали, что он сожалеет. На все человек готов. Даже жертву в Храм, которая полагается за тот грех, отнес. И теперь смотрит за собой самым внимательным образом – чтобы не повторил промашки.
Все сделал человек, что мог. Что теперь с его грехом? – Запомните правило: если человек до конца раскаялся – нет за ним в прошлом того преступления! Бесследно пропало. Как будто и не было.
Совершил девять благих дел. Счет 9:0. Затем совершил проступок. Стало 9:1. Потом раскаялся со всем жаром своей души, искренне и всерьез. Стало 9:0. Простое правило, не правда ли?
А теперь маленькое дополнение. На самом деле стало 10:0. Плохое дело после исправления переворачивается и приобретает знак плюс! Каким бы ни был проступок – после раскаяния человека оно превращается в благодеяние
Как видим, мы можем влиять на прошлое. (Чем не машина времени?) Причем так, что все последствия от наших поступков могут переворачиваться на прямо противоположные.
Потому и зовет нас Тора к раскаянию. Потому и приглашает исправить самих себя
Потому и говорят мудрецы: "На то место, где стоит раскаявшийся, не может подняться полный праведник". Почему не может подняться? Потому что всю жизнь совершал только хорошие поступки, а на них уходит много усилий и много времени. Преступник же на свои проступки затратил времени значительно меньше. Теперь он их "перевернул" – и "счет" стал резко положительным.
Понятно, что мы с вами говорим о серьезном раскаянии и не обо всех преступлениях. Законы тшувы, раскаяния, надо учить отдельно. Но главное нами схвачено.
Итак, чтобы убрать наказание, которое ждет человека за совершенный им проступок, ему надо исправить себя. Исправить – значит, переделать себя, стать новым человеком, который на тот проступок уже не пойдет.
Исправился? Нет за тобой вины, а значит, нет наказания. Не исправился? Жди наказания за вину. Об этом читаем в Мидраше (Бемидбар Раба 14): "Человек должен знать, что за всякое потворство своей страсти, идущей вопреки желанию Всевышнего, ему предстоит дать отчет. И хотя с него не взыскивается сейчас же, ему все же не надо полагать, будто Святой простит ему. Творец долготерпелив, но за грех взыщет. Когда взыщет? Когда наполнится мера"
Каждый грех как бы имеет свой срок задержки. Прошел срок – настал час расплаты. Он несет наказание (болезни, неприятности и пр.) И после расплаты, если человеку дано жить дальше, за ним вновь нет того преступления. Он расплатился. Еще говорят: грех искуплен.
Теперь можно сказать, что есть два способа убрать "отрицательный счет", т.е. убрать из прошлого свои проступки, стереть их. Простите, что мы выбрали эту спортивную иллюстрацию, но на ней все очень просто показывается. Допустим, соотношение хороших и плохих дел было 9:1. Эту единицу можно убрать одним из двух способов: или раскаянием, или искуплением. Раскаялся – счет стал 10:0 (плохое дело превратилось в хорошее). Ничего не делал, но понес наказание – счет стал 9:0.
То же самое и с хорошими делами. В них можно "раскаиваться", переворачивая их в проступки. За них можно получать награды в этой жизни. Пример: Авраам, вернувшийся с победой домой после войны против четырех могущественных царей, среди прочего захвативших в плен его племянника Лота, очень боялся, что, даровав ему чудесную победу, Всевышний как бы "рассчитался" с ним за все его благие дела и теперь не даст сына. Потому и начинается отрывок, который мы приводили раньше, словами: "Не бойся, Авраам, твоя награда велика".
 

Darina

Гуру
Легенда
03:21
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Все, что мы говорили, верно так же и по отношению к народам. Хорошие дела отдельных людей приводят к награде всего народа. Это как при технологическом прогрессе: его плоды вкушают даже те, кто ничего не делал, ни над чем не трудился. И наоборот, плохие дела отдельных граждан рано или поздно приведут к общему ухудшению ситуации. Вина каждого как бы поступает в общую копилку. Вина – функция аддитивная, она накапливается. И когда чаша наполнена до верхней кромки, наступает момент переливания. Капилляр не выдержал. Национальная катастрофа. Эморейцы изгоняются со своей земли. Или вообще вымирают, не оставляя ни следа от всей своей культуры.
"Наполнилась чаша вины Эморейца".
Вот когда она наполнится, тогда, Авраам, твои потомки войдут в эту землю. Но не раньше.

И тут Авраам мог бы спросить: а зачем моим потомкам входить в эту землю? Ведь когда-то наполнится и их вина? Значит, и они будут изгнаны и бесследно исчезнут.
Верно, – мог бы ответить ему Всевышний, – будут изгнаны. Совершат столько прегрешений, что Я их изгоню и рассею между народами. Но они не исчезнут. "Ибо твоя заслуга велика". Настолько велика, что из-за одной ее Я не уничтожу твоих потомков.
Значит, – продолжает спрашивать Авраам, – у них не будет самого страшного наказания – смерти как народа? – Да, не будет, – отвечает Всевышний. Потому что они станут вечным народом.
Вечным?! Как это можно? Ну не через пять столетий, так через две тысячи лет – все равно вины накопится достаточно, чтобы получить самое последнее наказание и исчезнуть.
Оказывается, нет. Вспомните, что нужно сделать, чтобы вина не накапливалась? Правильно, надо не совершать проступков. Надо быть изначально полным праведником – причем всему народу. Очень трудное решение, практически невыполнимое. Поэтому ищем другое. Думайте!! Верно, надо раскаяться в каждом проступке. Тоже отличный способ существования, но на уровне народа тоже вряд ли выполним. Поэтому дается третья попытка, последняя. Догадались? Правильно, надо понести наказание. Прямо на месте, не откладывая сроки воздаяния по заслугам в долгий ящик.
Вот на это евреи (в лице Авраама) и пошли.

Мы не знаем, когда придет наказание за каждый проступок. Как не знаем, когда придет награда за каждое правильное наше деяние. Но человеческая природа устроена так, что нам хочется как можно дальше отодвинуть час наказания и как можно скорее приблизить миг награды. В принципе, это одно и то же: задержка в наказании – это и есть награда; любое запаздывание в получении награды – это один из видов наказания.

ОффтопОффтоп
 

Darina

Гуру
Легенда
03:21
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Так устроен человек. Если награда (или любая другая приятная вещь) – то сейчас. Если наказание (или любая другая неприятная вещь) – то когда-нибудь потом.
В результате имеем: награда исчерпывается сразу, она не накапливается; человек, схватив чек, торопится получить деньги (сразу не взял – потом не дадут). А наказание лежит до востребования. Никто за ним не спешит. Пока Хозяин мира однажды не скажет: хватит, Я долго ждал, вы не исправляетесь, пробил час расплаты.
И вот мы с вами догадались, как стать вечным народом. Сами догадались, без подсказки. Надо откладывать награду и спешить за наказанием! Тяжелое решение. Но только в таком случае можно гарантировать народу вечность (чтобы не накопилась вина "эморейца").

Пришел Всевышний к народам мира и спросил: берете Тору? Спросили народы мира: а что в ней написано? Заглянул Всевышний в Тору и сказал: написано – наказание на месте, а награда как можно позже. Согласны?
Как можно согласиться? Награда далека, максимально далека, насколько это вообще возможно: она даже не в этом мире, а в грядущем. Кто сказал, что она нас ждет? (Кто сказал, что чек не отменят?)
Никто не согласился. Зачем соглашаться, когда можно в удовольствие прожить и при обычном порядке дел. Какие-то безусловно положительные дела мы совершаем. За них положены выплаты. Пусть попутно нами совершаются и разные неприятные вещи, за которые впереди ждут большие неприятности, зато сейчас – награда прямо у кассы. Подходи, бери. Кайф!

Но Всевышнему нужен вечный народ. Зачем? Чтобы дать ему вечную Тору. Нельзя дать Тору тому, кто сам не вечен. Вернее, кому она не по силам. Выбирай, Авраам!
Заглянул Авраам в свою душу. Посмотрел в пророческом видении на своих потомков. Взвесил все их невзгоды, беды и трагедии (наказание-то на месте!) – и согласился.
На что согласился? Получить сына (читай – народ). Получить Эрец Исраэль. Получить Тору.
С тех пор у евреев такая история. Полная трагедий, когда в каждом поколении обрушиваются на нас наказания за все наши, даже малейшие, преступления. Не в жестокости Всевышнего дело, а в нас самих – это мы сами выбрали себе такую судьбу.
Что касается Всевышнего, то, наоборот, в этом проявляется Его безграничная к нам любовь: у Него для нас припасена самая большая награда – грядущий мир.
Пришел Всевышний к евреям (стоящим у горы Синай) и спросил: берете Тору? Евреи уже знали, о какой Торе их спрашивают. От праотцев знали – Авраама, Ицхака и Яакова. Могли бы и спросить: а что в ней написано? И услышали бы в ответ: наказание на месте, награда в неопределенном будущем. Но не спросили, потому что знали. И сказали: "Выполним и сделаем!" Это и было согласием.
А остальные народы не согласились.
 

Darina

Гуру
Легенда
03:21
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Мы начали с агады о том, как Всевышний предлагал народам мира Тору. Они ее не взяли, оставшись теми, кем были прежде. А евреи взяли – и стали евреями, потому что прежде их вообще не было в виде народа. Таково было условие: возьмете Тору – станете народом, не возьмете – не станете.
Но как народ может решать – стать ему народом или нет? Ведь в момент принятия решения он еще не народ? На это мы ответили так: принимал решение Авраам, первый еврей; он как бы отвечал за всех нас. Его потомки – после того как стали огромной, разросшейся в Египте семьей – издавна знали, что им предстоит получить Тору. Таково было условие их существования. И они ее получили, фактически ничего уже не выбирая – ибо выбрали заранее. Потому ничего и не спрашивали, а сразу объявили: будем соблюдать и учить!
 

Darina

Гуру
Легенда
03:21
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Дополнение о наказании и награде
Сами понятия "наказание" и "награда" относятся скорее к нашей способности давать оценки явлениям психологического ряда. Ибо, строго говоря, различить в каждом явлении наказание и награду трудно. То, что сегодня нам кажется наказанием, завтра мы же сами сочтем наградой. И наоборот. Говорить надо не о наказании и награде, а о последствиях наших поступков. Всевышний нас не наказывает. Он дает нам то, что мы заслужили своими делами. Что касается каждого отдельного явления, которым мир "отвечает" на наши действия (это и есть следствие нашего поступка), то в нем всегда присутствуют все три элемента: и награда, и наказание, и испытание.

Оффтоп
 

Семёркин

Свой человек
Наш человек
12:21
13 Июн 2020
1,361
11
Пол
О сотворении мира

(навеяло дискуссией в одной из тем)
Во всякой религии есть три части: философия, мифология, обрядность.
Такой обрядностью, как в христианстве, иудаизм вроде не страдает, но
есть установления смахивающие на положения Домостроя.
Мифология большая и богатая.
Меня интересует философская сторона иудаизма
И вот здесь наибольший интерес представляет раздел - О сотворении мира.
Где то но только наполовину согласился бы
 

Darina

Гуру
Легенда
03:21
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Сегодня - еврейский Новый год! Рош-а Шана
Рош аШана (Рош а-Шана, Рош-ха-Шана) — дословно, в переводе с иврита, — «Голова года» — название Еврейского Нового года. Рош аШана в еврейском календаре всегда приходится на первые два дня осеннего месяца Тишрей и является одновременно и праздником, и самое главное, — днем Высшего Суда. По еврейской традиции, именно в Рош аШана определяется приговор на следующий год. В Рош аШана в синагогах трубят в шофар — как призыв к раскаянию в день Суда и в знак утверждения Б-жественной власти над творениями в новом году.

Хотя оба дня Рош аШана — это дни Суда, они лишены грусти и уныния. Наоборот: мы относимся к ним как к праздничным дням, когда нужно радоваться и веселиться. Уверенность в том, что Вс-вышний проявит к нам Свою доброту и не оставит нас милосердием Своим в наступающем году, снимает налет меланхолии, приличествующий наступающим «Грозным дням». В праздник Рош аШана мы поступаем так, как сказано в Тегилим: «Служите Г-споду в боязни и веселитесь, содрогаясь от страха».

В отличие от канунов суббот, мы не зажигаем праздничных свечей перед тем, как уйти в синагогу: в праздник разрешено делать работы, необходимые для приготовления пищи, которую не успели приготовить до наступления праздника, — и потому свечи можно зажечь позже. Заметьте: новый огонь создавать в праздник нельзя, но зажечь от уже горящего можно. Поэтому страстный курильщик может прикуривать от горящей свечи. Обычно мы зажигаем до наступления праздника свечу, которая горит целые сутки, — и от нее хозяйка дома зажигает праздничные свечи, когда мы возвращаемся из синагоги домой, чтобы совершить «Кидуш» и приняться за праздничную трапезу.

Что едят на Рош а Шана?
После «Кидуша» мы омываем руки, разрезаем халы — так же, как в субботу, — и начинаем трапезу. Сказали наши мудрецы: примета — это серьезная вещь. Поэтому в самом начале трапезы Рош аШана мы исполняем обычаи, цель которых — начать новый год с добрых примет. В разных общинах приняты разные обычаи. Отметим лишь несколько из них — наиболее распространенные.
После благословения «выращивающий хлеб из земли» вместо того, чтобы обмакнуть ломоть хлеба в соль, его обмакивают в блюдечко с медом. Это символизирует наше желание, чтобы наступающий год был сладким и приятным. Съев первый ломоть хлеба, берут дольку сладкого яблока, макают ее в мед, произносят благословение «творящий плод дерева» и пробуют ее, а потом говорят: «Дай Б-г, чтобы новый год был счастливым и сладким».

Есть также обычай есть кусок рыбьей или бараньей головы. При этом говорят: «Дай Б-г, чтобы мы стали головой, а не хвостом».

В Рош аШана принято также есть гранат, который полон зернышками. При этом говорят: «Дай Б-г, чтобы заслуги наши умножились, словно зернышки граната».

В ашкеназских общинах принято есть на Рош аШана морковь. На идише она называется мерн, что звучит так же, как глагол «увеличиваться», «множиться». Поэтому при этом говорят: «Дай Б-г, чтобы умножились наши заслуги!»

Есть и другие обычаи — как правило, они основаны на созвучии названий кушаний со словами, выражающими что-либо хорошее.

Самая суть Рош аШана как дня Суда выражается в особой заповеди, относящейся только к этому дню года, — трубление в «шофар». «День трубных звуков» и «день памяти о трубных звуках» — так называет Тора день Рош аШана. Мудрецы наши объясняют, что первое из этих названий относится к случаям, когда Рош аШана выпадает на будничный день, — тогда это «день трубных звуков», тогда действительно трубят в «шофар»; второе же относится к тому случаю, когда Рош аШана совпадает с субботой, — тогда в «шофар» не трубят, и день этот является лишь «днем памяти о трубных звуках».

Трубление в «шофар» напоминает о даровании Торы, когда весь народ воскликнул в один голос: «Исполним и будем слушаться!» Тора говорит, что при ее даровании слышался чрезвычайно сильный звук «шофара», и он означал тогда заключение нового союза между Вс-вышним и народом Израиля.
 

Darina

Гуру
Легенда
03:21
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
по мотивам последних дискуссий о грехе и прочем

Рай, райский сад, и всё что Тора рассказывает – это не имелось в виду что то физическое, что можно было ходить по саду, кушать плоды, играть в прятки и далее....
Рай – это способ мышления, это восприятие мира.
Всё, что в Торе написано – это нужно воспринимать иносказательно.
Тора никогда не имела в виду, что всё, что там написано – все это в прямом смысле.
Если написано, что там был какой-то змей – то это конечно не змей!..Это идея.
И всё, что происходит в Торе, особенно в главе Берешит (В начале, книга «Бытие») – это всё вещи иносказательные, их нельзя воспринимать буквально.
И райский сад – тоже идея. Идея того, что в раю было восприятие мира цельное. Человек воспринимал этот мир как нечто целое, как одно..существо.
Нам сложно это понять, потому что мы живем в мире фрагментарном, расщепленном. Мы воспринимаем мир фрагментами, как каждая вещь сама по себе.Мы сегодня не можем воспринимать мир цельно, таково наше мышление, туннельное, своего рода.
И вот именно это восприятие, наше, это и есть плод, продукт грехопадения. Грех дал результат того, что человек потерял способность мыслить цельно.
Как это обьяснить?..ну вот на примере – как мы воспринимаем себя? Мы ведь не воспринимаем себя как отдельно рука, нога, нос., желудок...да? мы воспринимаем себя цельно. Вот именно так цельно. Целиком, человек воспринимал мир, всё сущее, всё творение, ДО греха.
Даже когда мы верим в Бога, мы воспринимаем это фрагментарно.
Мы видим его отдельно от нас, кто-то, в которого мы верим.
То есть, грех заключался в том, что человек посмотрел на себя со стороны.
То есть, на примере с человеком – когда смотришь на себя со стороны, ты расщепляешь себя надвое, то есть есть ты, который смотрит, и ты – НА которого ты смотришь.
В примере с миром – есть Я - и есть МИР (или БОГ)
До греха этого не было. Первый человек воспринимал себя вместе с миром.Он чувствовал себЯ ВСЕМ.
Первый человек – это тоже ИДЕЯ. Это не было существо, которое можно было потрогать руками)
Вы сами? Вы думаете, что Вы – это Вы?...
Возьмем маленького ребенка – он себя отождествляет со своей мамой, и только примерно к 2-м годам, он начинает отождествлять себя – самим собой. И это же время, когда он начинает говорить «нет», «не хочу».
И вот только лет с 15 -ти человек начинает понимать, что он – это не тело, а его личность. Он понимает, что главное в нем – это не тело, это не то, что он кушает, или спит.....а именно то, что он думает, какие книги он читал, что он думает о мире, как он его воспринимает в связах с другими. И что вообще главное в моей жизни.
Вернемся к Адаму. Итак Адам – это абстрактное понятие, идея Человека. И вот в какой то момент эта идея должна была расчлениться. Она разделилась на два лика – мужской и женский.
Гмара говорит, что человек был двуполый. Но это не значит, что он был гермафродит, или имел оба половых органа, или был сиамским близнецом, нет. Он сочетал в себе две стороны – мужскую и женскую.
Грубо говоря, можно сравнить тут с мозгом нашим. Наш мозг разделен на правое и левое полушарие, каждое из которые по сути «работает» самостоятельно. И мы – есть результат обоих, как личности.
Вот приблизительно в таком плане и был первый Человек, сочетающий в себе мужское и женское.Он включал в себя не просто левое и правое полушарие, а женскую и мужскую СУТЬ.
Опять - как ИДЕЯ.
А потом Творец решил эти две сущности разделить - и получилось то, что мы называем Адам и Ева. В Торе написано, что он взял одно из его ребер. Но тут не имеется в виду реальная кость-ребро) Имеется в виду «сторона» (ну как говорят – «ребро квадрата», «ребро пирамиды»), аспект.
А зачем он это сделал? Чтобы их потом соединить, но соединение это должно произойти на уровне выбора.
Раньше весь мир был религиозен. Ну были идолопоклонники, и разные религии, но все были религиозными. Почему они были религиозными? А Им не приходило в голову, что Бога нет – кто же сотворил всё это?...Это было хорошо? Да, потому что без религии люди поедали себя)
Должна была прийти мысль, ИДЕЯ о том, что Бога нет. А кто это всё сделал? А само собой, случайно. А откуда человек? Из обезьяны, кошки...не имеет значение, из кенгуру)
То есть, в мир должна была прийти идея того, что Бога нет, и это и был атеизм.
Человек освободился от веры. И это конечно сильно продвинуло человечество вперед, развились науки, пошел технический прогресс. Атеизм был положительным явлением. И главная заслуга атеизма в том, что это дало свободу человеку решить - он религиозный или нет? Он верит в бога или нет? Раньше у него такого выбора не было.
А теперь – он может, здОрово!)
Есть такая опция – верить в Бога, и есть другая – что Бога нет.
И вот теперь человек делает выбор САМ – верить ему в Бога или нет.
Прикиньте да, сегодня, когда человек знает о том, чего добилась наука, какой сегодня прогресс, и он выбирает верить – то есть вера его намного выше, развитее, сознательнее, истинее....чем верить слепо потому что верят все...
Вот именно для этого и произошло это разделение на мужчину и женщину. Чтобы они могли выбрать друг друга. Они были соединены, они не выбирали, они были одним целым.
Выбор – это и есть цель, ради которой был разделен Адам.
150 лет назад начался отход от Торы.
Сегодня 90% еврейского народа нерелигиозны.
И вот сегодня, когда весь мир, и еврейский тоже, абсолютно свободен, он может выбирать. Когда образованный еврей, который вырос в нерелишиозной среде, его так воспитали, и вот анализируя и размышляя, приходит к вере – вот это и есть тот самый выбор.
Когда веру не выбираешь – она примитивная, эта слепая вера...спина к спине называется, как были в свое время Адам и Ева, до разделения.
Сегодня человек не может оставаться примитивным в своей вере.
*****
Человек и есть проявление Бога. По сути.
Не в человеке есть Его «искра» (как говорят про «искру божью») , а человек – Его проявление.
Нет ничего, кроме Бога.
У человека есть сознание того, что он есть проявление Бога.
Выход из этой мысли одного целого – это мы называем грехом первого человека.Сод а несира – тайна расчленения.
 

Darina

Гуру
Легенда
03:21
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
тьфу блин....а до змея то не дошла

короче - насчет Змея есть несколько обьяснений
одно из которых - и змея то никакого не было
весь разговор был в Евиной голове, её собственный йецер-а-ра с ней говорил
она говорила сама с собой, борясь с соблазнением, и не устояла

есть и другие - ведь есть обьяснения, что змей был проклят, лишен ног и речи
но это ещё одна лекция философская получится)

и ещёдругое обьяснение - животные (как и ангелы) свободой воли не обладают
Бог сделал так, чтобы инстинкты животных совпадали с Его Волей: им хочется именно того, что им полезно, и нет необходимости выбирать
 

Цветок Магриба

Мастер
Заслуженный
12:21
3 Авг 2016
25,769
1,175
1
1
Пол
@Darina, я читала про змея когда-то, что это тоже как бы идея. Идея сомнения, которая служит общему замыслу. Это не дьявол, не животное, это другая энергия, другая идея. Читала давно, точную суть не передам уже.
 

Darina

Гуру
Легенда
03:21
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
и ещё - это разумеется не прям все мои мысли
это результат чтения, аудиослушания различных лекций различных раввинов, и последующий мой анализ и сжатое изложение как я это понимаю
 

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы видеть весь контент и оставлять комментарии

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ