Иудаизм: даты, время, возраст, хронология

Linda

Гуру
Легенда
Заслуженный
12:22
12 Мар 2017
32,661
2,511
4
15
Питер
Пол
@Darina, Спасибо тебе большое, очень интересно. Периодически возвращаюсь сюда и нахожу то, что пропустила по разным причинам. Не оставляй эту тему, действительно очень интересно :flower13:
 

Darina

Гуру
Легенда
03:22
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
сегодня заканчивается еврейский Песах и начинается православная Пасха
эти два праздника связаны друг с другом
православная всегда наступает сразу после окончания еврейской

расскажу про Песах немного

Песах (Еврейская Пасха) — праздник, который отмечается еврейским народом в честь Исхода евреев из египетского рабства. Считается одним из самых важных праздников в иудаизме. Название «Песах» образовано от ивритского слова «пасах», что означает «прошел мимо», «миновал»: во время 10-й Египетской Всевышний, наказывая египтян, как бы «обошел стороной» еврейские дома. Праздник Песах начинается вечером 15-го числа еврейского месяца Нисан и длится в земле Израиля — 7 дней, в диаспоре — 8 дней. В Песах евреи едятмацу— пресный хлеб, еврейский закон строжайше запретил в течение всех дней Песаха употреблять «хамец» (квасное) — продукты из теста или на основе зерновых, получившиеся в результате закваски или брожения. Центральным событием праздника Песах является первый вечер, когда устраивают особую праздничную трапезу —Пасхальный седер — и рассказывают историю праздника, читая Пасхальную Агаду.
Пасхальная Агада - это такая небольшая книжка. раздается всем за столом. и каждый читает из неё кусочек по очереди, и так все вместе прочитывают всю Агаду. Желательно читать на иврите, но в разных странах (да и в самом Израиле), кто не умеет читать на иврите, может читать на своем языке. У меня дома есть Агадот и с переводом на русский и на английский (но мы все читаем на иврите, эти переводы для гостей)
приблизительно так (свою я не фотала, нашла в интернете)
ну бывают разные картинки, бывают очень красивые, бывают попроще..)
s640x480
 

Darina

Гуру
Легенда
03:22
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
ну, всю историю исхода я рассказывать тут не буду, наверно многие знают...
но вот немного про хамец, и почему его есть нельзя

Что такое хамец? Тот, кто смешал с водой муку, произведенную из одного из пяти основных видов злаков, и не испек полученное таким образом тесто в течение установленного времени, — создал хамец согласно определению Торы. О каких пяти видах злаков идет речь? О хита (пшенице), кусемет (полбе), сеора (ячмене), шиболет-шуалъ (овсе) и шифон (ржи). Следует помнить, что кусемет — вид пшеницы, а шиболет-шуаль и шифон — виды ячменя.
Мудрецы установили, что время, необходимое, чтобы тесто превратилось в хамец, составляет 18 минут, если тесто замешано обычным образом. Если в течение 18 минут после того, как в муку была добавлена вода, они стояли без дела (то есть не подвергались обработке), перед нами бесспорный хамец. Время замешивания теста и прочих рабочих процедур в счет 18 минут не идет. Однако если в ходе кулинарных процедур тесто нагрелось, его не оставляют даже на самое короткое время — если не хотят, чтобы оно превратилось в хамец.
Однако тесто, замешанное не на воде, а на фруктовых соках, или даже на воде при условии, что оно было положено в печь до того, как истекли установленные 18 минут, хамецем не становится. Тем не менее, запрещается замешивать тесто в Песах даже таким образом, поскольку существует опасение, что в него попадет хоть немного воды, или же по какой-либо причине произойдет задержка, тесто не попадет в печь вовремя и таким образом превратится в хамец, а его хозяин нарушит заповеди Торы.

Песах отличается от всех прочих праздников, поскольку заповеди, относящиеся к остальным праздникам, исполняются только во время самих праздников — не раньше и не позже. Но заповеди, относящиеся к Песаху, Тора определила так, что они накладывают на нас определенные обязательства и до, и после праздника.
Какая именно заповедь, относящаяся к Песах, должна быть исполнена до наступления праздника, а связанный с ней запрет действует и после его окончания? Это заповедь об уничтожении хамеца.
Поэтому за несколько дней до праздника начинается чистка дома!..нужно вычистить все комнаты, в которых когда либо кто либо из семьи ел какуюто еду из теста, потому что там могли остаться незамеченные крошки. Почиситить все шкафы и шкафчики на кухне.Ну и перед самым праздником вытаскивается специальная пасхальная посуда, которой пользуются только в Песах. Кастрюли и всякую железную утварь можно прокошеровать в кипящей воде, но тарелки, стаканы, чашки - желательно использовать не повседеневные. Многие религиозные семьи в Песах пользуются одноразовой посудой, но у меня есть специальный комплект посуды для Песаха.


Следующие предметы необходимо подготовить для Седера еще до исхода 14-го Нисана: вино для всех четырех бокалов, мацу, пасхальное блюдо и все то, что должно быть на нем разложено (зроа, яйцо, марор, харосет, карпас и хазерет), соленую воду, свечи, готовые к зажиганию, бокал для каждого, кто участвует в Седере, включая маленьких детей, и большой бокал для пророка Элиягу.
Вино. Заповедь обязывает нас выпить четыре бокала вина, которое должно быть самым лучшим, которое только можно достать. Однако оно не должно быть настолько крепким, чтобы усыпить пьющего прежде, чем закончится Седер. Следует предпочесть красное вино белому, — если только белое вино не является явно и намного лучшим.
Маца. Необходимо запастись «оберегаемой» мацой самого высокого качества. Те, кто исполняют эту заповедь особенно ревностно, едят в ночь Седера три мацы, испеченные в послеполуденные часы в канун Песаха. Если от этой мацы не была отделена хала, необходимо сделать это еще до захода солнца и наступления праздника. Для этого вся маца заворачивается в скатерть и от одной из мацот отделяется хала сразу за все имеющееся количество мацы — все это при условии, что общее количество мацы, от которой хала не была отделена, достаточно велико, чтобы такое отделение было обязательным, или же, если количество мацы недостаточно велико, она была испечена из теста, вес которого был достаточным для этого, то есть оно было замешано на не менее, чем на 1,680 граммах муки. Если ни одно из этих условий не выполняется, отделение халы производится без благословения. Следует помнить, что отделение халы — женская заповедь, поэтому выполнение ее муж должен предоставить жене. Затем три выбранные мацы помещаются в специальный футляр одна под другой. Разрешается просто завернуть их — одну под другой — в чистую сложенную салфетку.
Блюдо. Оно должно быть достаточно большим, чтобы на нем разместилимсь все шесть установленных законом и обычаем предметов. Эти предметы должны быть размещены в установленном порядке и не прикасаться друг к другу.
У меня есть специальное блюдо.
Зроа. Берется кусок мяса с костью внутри и жарится на огне еще до захода солнца. Очень важно, чтобы это было сделано до наступления праздника. Дело в том, что в пасхальную ночь запрещено есть жареное мясо, похожее на мясо пасхальной жертвы. Из этого запрета следует другой: в эту праздничную ночь запрещено жарить мясо (которое запрещено есть), если оно с самого начала не предназначено для утренней трапезы.
Этот кусок мяса с костью, зроа, размещается в правой части блюда.
Можно использовать куриное мясо.
Яйцо. Вареное, печеное или печеное уже после варки. Часто кладут яйцо из чолнта, то есть после длительной варки вкрутую, поэтому его скорлупа имеет темную окраску. Яйцо размещается в левой части блюда, напротив зроа. Оба они — и зроа, и яйцо — призваны напоминать о жертвоприношениях: зроа — о пасхальной жертве, яйцо — о Хагиге. Поскольку эти жертвы были непосредственно связаны с заповедями пасхальной ночи, зроа и яйцо размещаются во главе блюда — как мы уже говорили, соответственно, справа и слева.
Марор. В качестве марора берутся листья или стебли (но не корни) хасы (салат-латук), цикория или иного горького овоща, при употреблении которого в пищу произносится благословение «Сотворивший плоды земли». Существует обычай использовать листья для исполнения заповеди о мароре, а стебли — для исполнения заповеди о корехе («бутерброде»). Овощи тщательно проверяются на наличие червей и иных насекомых. Если таковых не обнаружено, овощи тщательно моют и размещают на блюде между яйцом и зроа, только чуть ниже последнего, поскольку марор сопутствует пасхальной жертве, как сказано: «С мацой и горькими травами будете есть ее». Поэтому марор размещается чуть ниже зроа, напоминающего о пасхальной жертве.
Харосет. Он готовится из протертых яблок (впрочем, некоторые готовят его из протертых фиников) с добавками из толченого миндаля, грецких орехов, корицы и имбиря, смешанных с вином. Внешне он напоминает глину, смешанную с соломой и водой. Харосет приготовляется в канун Песаха, однако тот, кто забыл или не успел приготовить его вовремя, может сделать это и после захода солнца. Принято готовить его густым и вязким и разбавлять вином с тем, чтобы он стал почти жидким уже ночью, перед началом Седера, чтобы в него можно было макать марор. Его ставят в правой части блюда, сразу за зроа, чуть ниже марора. Ведь харосет изготовляется для того, чтобы обмакивать в него марор — значит, марор должен располагаться выше. Отметим, что харосет — это арамейское слово, обозначающее это кушанье. Еврейская традиция утверждает, что это название содержит важный намек: харосет напоминает глину и кирпичи, которые евреи изготовляли во время египетского рабства, и не случайно это слово перекликается с еврейским словом харсит — «глина».
Карпас. Это один из овощей с таким названием (в современном значении — сельдерей), картофель, свежая редька или другой съедобный негорький овощ. Карпас размещается в левой части блюда, позади яйца и напротив харосета. Поскольку карпас как бы «обслуживает» марор, так же как и харосет (об этом мы еще будем говорить), он располагается в одном ряду с харосе-том — слева от него.
Хазерет. Это листья салата-латука или любого другого овоща, который может быть марором, независимо от того, использован ли он в этом качестве за данным столом. Хазерет располагается на другом конце блюда — между харосетом и карпасом, под ними и за марором. Все, что может использоваться в качестве марора, годится для хазерета и наоборот, так что они отличаются только названиями. Дополнительное название для горького овоща — хазерет — было введено для того, чтобы отличить марор, с которым связана заповедь, от другого горького овоща, введенного в Седер мудрецами в качестве напоминания о чуде
 

Darina

Гуру
Легенда
03:22
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
@Darina, спасибо огромное!
А ты когда-нибудь сама пробовала мацу выпекать?
нееет...там столько правил и предосторожностей, как правильно сделать мацу..
муж в молодости пару раз работал на пекарне перед праздником, делал мацу
так вот по сравнению (ну, я вспоминаю!) та маца была такая грубая и невкусная...сейчас маца, что в Израиле, что тут - очень тонкая,хрупкая и вкусная)
 

Darina

Гуру
Легенда
03:22
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
@Darina, спасибо за рассказ про Пасху.
пожалуйста!

а вообще конечно, сам рассказ об Исходе (историческом) очень интересен
но это столько писать нужно..а в интернете порой мне не очень нравится, как изложено...
если я найду где-то то, что мне понравится (ну может и добавлю от себя) я как нибудь запощу
как-то времени мало сейчас рыться в интернете на иудаистские темы....а жаль, очень много есть сейчас интересных лекторов из Израиля, очень сведущих, русскоговорящих..но там лекции на час-два, нет времени сидеть слушать....
 

Talamasca

Cherish your life.
Заслуженный
12:22
6 Фев 2017
126,533
1,210
3
15
Пол
а вообще конечно, сам рассказ об Исходе (историческом) очень интересен
но это столько писать нужно..а в интернете порой мне не очень нравится, как изложено...
:talamasca7:
 

Linda

Гуру
Легенда
Заслуженный
12:22
12 Мар 2017
32,661
2,511
4
15
Питер
Пол
если я найду где-то то, что мне понравится (ну может и добавлю от себя) я как нибудь запощу
Вот мне хотелось бы почитать или послушать именно то, что тебе понравится. Я разное читала об Исходе и понравилось не всё конечно. Вернее, тут не годится "понравилось-не понравилось", просто хочется знать точнее, без украшательств разных.
 

Darina

Гуру
Легенда
03:22
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Вот мне хотелось бы почитать или послушать именно то, что тебе понравится. Я разное читала об Исходе и понравилось не всё конечно. Вернее, тут не годится "понравилось-не понравилось", просто хочется знать точнее, без украшательств разных.
ну я как нибудь найду время, и напишу
или просто может найду хорошую статью и запощу
есть очень интересные лекторы, которых я лично знаю с Израиля - Грилюс, Пятигорский, Зильбер...они на Толдот.ру пишут..я у них училась в 90-е...
всё как-то недосуг последнее время, сорри...
 

Linda

Гуру
Легенда
Заслуженный
12:22
12 Мар 2017
32,661
2,511
4
15
Питер
Пол
есть очень интересные лекторы, которых я лично знаю с Израиля - Грилюс, Пятигорский, Зильбер...они на Толдот.ру пишут..я у них училась в 90-е...
всё как-то недосуг последнее время, сорри...
Я тогда сама попробую поискать, раз ты назвала имена. Главное ведь направление указать, спасибо тебе :flower13:
Но если уж не найду, тогда буду ждать пока у тебя появится время и желание :blush2:
 

Darina

Гуру
Легенда
03:22
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
вот в моих "загажниках" есть такая сохраненная цитата (небольшой кусок текста)
(я имею такую привычку сохранять в компе мне понравившееся на разные темы, в том числе и иудаистические)

Раби Йеуда аЛеви в книге "Кузари" пишет, что все евреи во всех поколениях относятся к таким событиям, как выход из Египта, дарование Торы и хождение по пустыне, как к фактам, как будто они сами там присутствовали. Вопрос: каким образом это возможно?
Наша жизнь построена на достижениях предшествующих поколений. Плоды этих достижений - основа, на которую мы опираемся в интеллектуальном, научном, технологическом, чувственном или национальном аспектах. Последние поколения сидят на плечах поколений предыдущих, как карлик, сидящий на плечах великана.
Многие события прошлого стали теми общепринятыми истинами, на которых основано наше настоящее. Как, например, наполеоновские войны, гражданская война в Америке, и более давние события, которые являются фундаментом нашего сегодняшнего образа мысли и образа действий. Личности масштаба Александра Македонского, Навуходоносора, Сократа, Платона и Аристотеля известны во всех уголках мира. Всем известно, что упомянутые личности и события несомненно имели место где-то там, в глубине веков, несмотря на то, что никто из наших современников не видел этих людей и не участвовал в этих событиях...
Мы можем с легкостью отделить туманные мифы от настоящих исторических событий.
И при этом по отношению к другим личностям и событиям всегда найдется масса людей в мире (и среди евреев - тоже), которые поставят под сомнение само их существование. Речь идет о событиях еврейской истории. Причем, все это - несмотря на то, что ни одно из исторических событий, считающихся достоверными, не заслужило того уровня и количества доказательств и документов, которые имеют основополагающие события истории еврейского народа.
Принято считать, что доказательством происходивших когда-то событий являются археологические находки, упоминания в древних рукописях, в письмах и рисунках современников и т.д. Тот, кто не был найден закопанным в землю или событие, следы которого не было обнаружено в археологических раскопках - считается никогда не существовавшим.
Но на самом деле это не совсем так. Все эти находки: посуда, таблички, папирусы и остальные артефакты - доказательства второго уровня. Живая традиция, подробности которой передаются в народе из поколения в поколение - вот царица доказательств, которая основана на интенсивной цепочке ее передачи.

Археологические исследования последних лет постепенно находят в земле подтверждения событиям, описанным в ТаНаХе. Из обломков утвари и древних папирусов восстают события, которые всегда, весь год, живут в еврейском народе и без этих находок - не в земле, а в сердце.
Не каждому событию можно обнаружить свидетельство в раскопках, только тем, которые могли оставить след, связанный с конкретным исследованием. События на горе Синай, например, не должны были оставить никаких видимых следов, и поэтому археология - это не тот инструмент, который может помочь в этом исследовании. А вот массовый исход евреев из Египта и сорокалетнее скитание по пустыне - это события, которые должны были оставить следы.
Выход из Египта был событием, при котором известная и сильная империя пострадала от серии катастроф, разрушивших ее без помощи вражеского оружия. Такое событие должно было оставить после себя какие-то свидетельства в литературе, в летописях или археологических находках. Тем не менее, отсутствие найденных свидетельств не может служить доказательством того, что это событие было выдумано, по двум причинам:
1. Возможно, что исследователи копали не в том месте, и доказательства до сих пор ожидают своего часа глубоко под землей.
2. Возможно, что все свидетельства были уничтожены по той причине, что властители древности не любили оставлять свидетельства своих неудач и падений, т.к. хотели остаться в глазах потомков удачливыми и мудрыми правителями, защищавшими свой народ и свою страну. Это может быть причиной того, что со стороны египтян не будет найдено никаких свидетельств о постигшей их катастрофе и о выходе евреев из Египта.
То есть - если не будет найдено никаких археологических находок, доказывающих реальность событий, описанных в Торе - этому будет дано вполне логичное объяснение.
Тем не менее, по мере продвижения исследований, начали появляться свидетельства, описывающие события с точки зрения египтян и с точки зрения неживой природы в тех местах, где происходили эти события.
Глазам исследователей открылись свидетельства,соединив которые, можно получить четкое представление о происходивших событиях, которые полностью соответствуют тому, что описано в еврейских источниках.
Уильям Фоксвелл Олбрайт пишет: "Согласно сегодняшним сведениям о топографии Восточной дельты Нила, нет ни малейших сомнений, что сведения о выходе из Египта, описанные в книге Шмот, абсолютно достоверны. Алан Гардинер, годами оспаривающий историческую достоверность этих событий, изменил свою точку зрения в 1933 году. С легкостью можно добавить различные доводы в пользу исторической достоверности истории о выходе из Египта и скитаниям в границах Синая." (W.F. Albright "От каменного века до христианства" стр.152).

"Новейшие открытия в корне меняют подход исследователей к тексту Торы. Теперь они видят в нем первостепенный исторический источник. Этот подход изменился не только вследствие обнаружения параллельных источников, описывающих события с точки зрения древних египтян, ассирийцев и кнаанитов. Он изменился вследствие того, что описываемые Торой события больше не находятся в вакууме. Сегодня нам хорошо известна картина заселения и государственного устройства тех стран, откуда произошли традиции и законы, представленные в Торе, имена людей, проживавших в указанных местах, и все они соответствуют исключительно указанному периоду. Никакой писатель или сценарист не смог бы сочинить и придумать эти события столетия спустя после того, как они произошли. Больше нет ни одного серьезного исследователя, который мог бы сегодня сомневаться в том, что эти традиции передавались поколениями с потрясающей точностью.". (Йоханан Аарони, Кнаанейская Земля Израиля позднего периода, стр.2)

Рав Мордехай Нойгершель
 

Linda

Гуру
Легенда
Заслуженный
12:22
12 Мар 2017
32,661
2,511
4
15
Питер
Пол
вот в моих "загажниках" есть такая сохраненная цитата (небольшой кусок текста)
Вот да, хочется именно такого :yes4: Рассуждение об археологии как "царице доказательств" понравилось особенно.
 

Darina

Гуру
Легенда
03:22
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Я тогда сама попробую поискать, раз ты назвала имена. Главное ведь направление указать, спасибо тебе :flower13:
Но если уж не найду, тогда буду ждать пока у тебя появится время и желание :blush2:
есть ещё рав Михаэль Фриман
он молодой, я его не знаю с Израиля, мне его недавно начали посылать, очень интересно
у него в основном видеолекции, я текстов не видела в интернете
впрочем, он может и печататься, наверно...
у вас там ещё ютюб есть?
 

Linda

Гуру
Легенда
Заслуженный
12:22
12 Мар 2017
32,661
2,511
4
15
Питер
Пол
у вас там ещё ютюб есть?
Есть пока, но боюсь, что это не надолго. Поэтому и очень благодарна тебе за возможность посмотреть то, что интересует. Вообще, чем больше узнаю о традициях иудаизма и о народе вообще, тем больше проникаюсь уважением. А если еще учитывать историю... Ну ты понимаешь.
 

Darina

Гуру
Легенда
03:22
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Есть пока, но боюсь, что это не надолго. Поэтому и очень благодарна тебе за возможность посмотреть то, что интересует. Вообще, чем больше узнаю о традициях иудаизма и о народе вообще, тем больше проникаюсь уважением. А если еще учитывать историю... Ну ты понимаешь.
ну вот пока есть, я сюда поставлю Финкеля
там всего 10 минут
так. для заправки
если понравится - можешь поискать его другие лекции
 

Toreador

Elapidae
Заслуженный
12:22
1 Янв 2016
191,404
2,535
4
17
Москва
Пол
так вот по сравнению (ну, я вспоминаю!) та маца была такая грубая и невкусная...сейчас маца, что в Израиле, что тут - очень тонкая,хрупкая и вкусная)
Меня в Москве угощали, словно тонкие несладкие вафли. Но приятный вкус.
 

Darina

Гуру
Легенда
03:22
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
вот ещё на мой личный взгляд интересная цитата про Песах
про последний день Песаха. который был вчера (он начался в пятницу вечером, и закончился вчера вечером)

Седьмой день Песаха — не отдельный праздник, как Шмини Ацерет или Шавуот. Этот йом тов — последний день праздника Песах. Поэтому, делая Кидуш в этот день, мы не произносим Ше-гехеяну.
В седьмой день Песаха Всевышний совершил для наших отцов великие чудеса при переходе через Красное море. Тора заповедала нам об этом дне следующее: «В седьмой день — священное собрание, никакой работы не делайте» (Ваикра, 23, 8).
Почти всегда, когда Тора говорит о заповедях первого праздничного дня Песаха, она упоминает и об Исходе из Египта. Однако заповедывая освящать и праздновать седьмой день Песаха, Тора ни разу не упоминает о чуде, совершенном в этот день — чуде перехода через море. А когда Тора рассказывает об этом чуде (в главе Бешалах), она даже не упоминает, в какой день оно произошло, и какой праздник будет в этот день установлен.
Мы уже говорили о том, что Всевышний дал Израилю праздники не в память о поражении, понесенном его врагами, а в память о спасении, посланном самому Израилю. Всевышний никогда не радуется гибели злодеев, и Израиль не справляет в память об этом праздники. Поэтому заповедь о праздничном седьмом дне Песаха была дана евреям еще до того, как их враги, египтяне, погибли в этот день в морских волнах. Поэтому-то и скрывает Тора связь между святостью этого дня и переходом через Красное море. Основой радости, охватывающей Израиль в последний день Песаха, является песня, которую Моше и весь еврейский народ пели в этот день, вдохновленные Всевышним. Они удостоились того, что эта песня была помещена в Тору на вечные времена, и Всевышний и Его свита внимали ей.
То, что переход через Красное море произошел в седьмой день Песаха, не могло быть записано в Торе по указанной выше причине. Однако еврейская устная традиция всегда помнила об этом. А после того, как было разрешено записывать Устное учение, об этом стало возможно прочесть в книгах.
 

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы видеть весь контент и оставлять комментарии

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ