Иудаизм: даты, время, возраст, хронология

Rimlyanin

Новенький
Наш человек
10:23
20 Янв 2021
252
0
Пол
это было сказано по отношению к Батшеве
Ну в диалог вступить, чего-нибудь достаточно черкнуть)
Относительно Вирсавии, тут тема такая, факт что, якобы она не была женой Урии - представляется весьма сомнительным, если очень мягко сказать ...
Потому, как по Библии говорится без всяких оговорок, что Вирсавия была женой Урии. Более того, если допустить, что, была некая правовая основа не считать так, то и действия Бога в отношении Давида можно тогда оспорить, но если дальше развивать эту мысль, то можно поставить под сомнение абсолютно все.
Я за четкие формулировки, без всяких непроверенных сторонних источников.
 

Darina

Гуру
Легенда
01:23
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Я заинтересовалась Михаль, первой женой Давида, и решила сперва про неё.

Давиду сперва была предложена Мейрав – старшая дочь Шауля.
Он видел её один раз, она ему понравилась, и он согласился. Но ему нужно было пойти воевать (тоже отдельная история, но сегодня про Михаль), и он уехал, по своим делам. И когда он вернулся, ему сказали, что Мейрав уже отдана замуж за другого, и есть младшая сестра – Михаль. Как такое могло произойти? Царь обещал свою дочь, и вдруг – предлагает другую. Самое интересное, что мидрашим говорят, что Михаль влюбилась в него очень сильно, в то время, когда её сестра была обручена с Давидом. И пока Давид ездил и воевал, Мейрав, узнав от младшей сестры о её любви к Давиду, и не желая несчастья своей младшей сестре и испортить ей жизнь, и почувствовав всю серьезность и глубину её любви, вышла замуж за другого, Адриэля (это был офицер, влюбленный в Мейрав) чтобы освободить место для сестры. И когда Давид вернулся и ему было сказано о Михаль, ему так же опять было завялено, что прежде чем жениться – ему нужно опять воевать за неё!)
Истории повторяются. Не правда ли?...
У Шауля и Давида были очень сложные отношения. Шауль таки выдал Михаль за Давида, имея при чем к нему личную неприязнь (об отношениях Давила и Шауля нужно делать совершенно отдельную лекцию)
Есть интересная деталь их свадьбы, их женитьбы. Когда по еврейской традиции, юноша говорит невесте «ты выходишь за меня замуж за....(что-то – кольцо, дом, что-то (сейчас в ктубе есть сумма, я об этом говорила в олном из голосовых сообщений)», то есть, он что-то предлагает ей. Давид, вернувшись с войны, когда пришел к Михаль, говорит ей что у него сейчас ничего нет, но будет! Потому что теперь он будет главным военачальником у её отца, он ведь постоянно воюет для Шауля!. Потом Шауль использует это против Давида. Шауль скажет, что он «кидеш её аль тнай» в будущем, то есть он взял её ни за что, и этот брак не считается браком. И выдаст её замуж за другого. Но я вперед забежала немного.
Буквально почти сразу после свадьбы Шауль таки решил убить Давида.
И Михаль со своим братом Йонатаном, лучшим другом Давида, его спасают. Михаль спускает Давида из окна на простынях, где Йонатан дожидается его с конем и своей одеждой, Давид переодевается, чтобы его приняли за Йонатана и бежит, таким образом спасшись от смерти.
Давид бежал в Раму к пророку Шмуэлю, который укрыл его в своей школе пророков В этом укрытии Шмуэль интенсивно обучал Давида Торе, передавая ему сокровенные тайны, воспринятые им от первосвященника Эли . В частности, Шмуэль объяснил молодому царю, где, согласно закону Торы, должен быть построен Храм Б-га .
Потом в городе коэнов Нове Давид выдал себя за посланца, выполняющего срочное поручение царя, и его снабдили хлебами, а также дали ему хранившийся там меч Гольята
Спасаясь от царя, Давид перешел из Эйн-Геди в более далекую пустыню Паран. В те дни он узнал, что недавно, в конце месяца ияр, умер пророк Шмуэль, и перед смертью открыл своим ученикам, что уже помазал на царство Давида вместо Шауля, — и об этом стало известно многим .
Во время пребывания в Паране, в самом начале нового 2884 года /876 г. до н.э./, Давид взял себе еще двух жен: вдову Авигайль, которая была пророчицей и отличалась исключительной красотой, а также Ахиноам.
Во время пребывания в Паране, в самом начале нового 2884 года /876 г. до н.э./, Давид взял себе еще двух жен: вдову Авигайль, которая была пророчицей и отличалась исключительной красотой, а также Ахиноам.Узнав об этом, царь Шауль отдал свою дочь, жену Давида Михаль, другому человеку - Палти Бен Лаиш. Он кстати, к ней не прикасался, зная, что она жена Давида, до тех пор пока Давид не вернул себе Михаль.
Ну опять у меня получается больше про Давида, чем про Михаль)
А что с Михаль?...После того как Давид с войском отвоевал у йевусеев Иерусалим, занял крепость Сион и построил там царский дворец, он перенес Ковчег завета в Иерусалим, (и естесственно вернул себе Михаль – кстати, никогда не упрекнув её за замужество, которое устроил ей её отец) и написано «в пути Ковчег сопровождали тридцать тысяч представителей от всех колен. Левиты пели и играли на музыкальных инструментах, и Давид веселился вместе со всеми. Но радость была омрачена тем, что один из шедших рядом с Ковчегом по неосторожности прикоснулся к нему рукой и… пал замертво, сраженный с Небес. После этой трагедии Ковчег временно поместили в доме одного из левитов, а затем уже, три месяца спустя, с торжеством, под звуки шофара, левиты перенесли его в град Давида — и царь в радостном порыве во всю силу плясал перед ним Во время танца Давид хлопал в ладоши, крутился волчком, кувыркался, вскидывая ноги так, что задиралась одежда, — от великой радости, переполнявшей его рядом с Ковчегом. Все женщины заглядывались на него с кровель и из окон, но он их не замечал.
И – момент! - когда он возвратился домой, его жена Михаль, которая тоже видела из окна, как он плясал и прыгал перед Ковчегом, упрекнула его: «Сколь почитаем был сегодня царь Израиля, когда выставлял себя на показ перед глазами своих рабынь и рабов, как выставляет себя какой-нибудь пустозвон!» «В семье моего отца, царя Шауля, — добавила Михаль, — всегда вели себя скромно и свято». Но Давид ответил: «Перед Б-гом, который предпочел меня твоему отцу и всей его семье, поставив меня вождем народа Б-жьего, Израиля, буду ликовать! И еще более унижу себя, и стану еще ничтожнее в своих глазах, а мои рабыни, о которых ты говорила, будут меня почитать за это».
Вот считается, что за этот упрек Давиду Михаль была наказана...
У неё не было детей. Но при этом написано - в Шмуэль II, 21.8 написано:
«И взял царь двух сыновей Рицпы, дочери Айи, которых она родила Шаулу, — Армения и Мефивошэта и пятерых сыновей Михали, дочери Шаула, которых она родила Адриэйлу, сыну Барзиллая из Мехолы»
О чем это?..
Это дети её старшей сестры Мейрав, которая рано умерла, и Михаль воспитала их как своих детей.В заслугу за это Писание называет её матерью.
 

Darina

Гуру
Легенда
01:23
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
@Darina, скажи, ты по памяти все рассказываешь? Это такой огромный объем информаци...:09783ef841b:

что-то по памяти, что-то из своих старых записей, что-то из недавних...
я в общем постоянно что-то читаю на эту тему или слушаю, хобби у меня такое)
 

Darina

Гуру
Легенда
01:23
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
@Darina, а еще голосом?:blush2:

у меня почему-то в последнее время "зажевывается" концовка...(
причем довольно много,минут 10 порой(
что-то в телефоне с этим вока.ру нето(
поэтому я и пишу тексты теперь
 

Утренний сон

Совушка
Заслуженный
10:23
31 Мар 2021
6,763
40
Пол
что-то по памяти, что-то из своих старых записей, что-то из недавних...
я в общем постоянно что-то читаю на эту тему или слушаю, хобби у меня такое)
Я бы без бумажки все на свете перепутала. Замечательно получается, спасибо!:JC_flirt:
 

Toreador

Elapidae
Заслуженный
10:23
1 Янв 2016
191,404
2,535
4
17
Москва
Пол
у меня почему-то в последнее время "зажевывается" концовка...(
причем довольно много,минут 10 порой(
что-то в телефоне с этим вока.ру нето(
Обидно.... А если короче делать файлы?
По частям?
 

Darina

Гуру
Легенда
01:23
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Решила сегодня немного оживить тему.


итак, сегодня Авишаг-а-Шунамит (шунамитянка)
кто она же такая?
О ней рассказывает первая книга Царей:

«…И царь Давид достиг дней старости, и покрывали его одеяниями, но не становилось теплей. И сказали рабы: «Да испросят господину, царю моему, юную отроковицу, и да предстанет перед царём и будет утеплением и уляжется под бок и станет грелкой господину, царю моему. И искали красивую девушку во всех пределах Израиля, и нашли Авишаг а-Шунамит, и доставили царю. А девушка бесподобно красива, и стала ему утеплением и обслуживала его, а царь её не познал…»
Но Давид и не женился на ней и не взял её в пилегеш официально (я обьясняла уже, кто такие были пилегеш) - почему?.. и почему вообще понадобилось входить в столкновение с Законом и получать особое разрешение на уединение с незамужней девушкой, ведь это запрещено?
Во-первых, для роли «грелки» могла подойти лишь молодая девушка, не знавшая мужчины. Кроме того, царь знал, что доживает последние дни, что болеет и скоро умрёт. Взяв Авишаг в наложницы, он обречёт её на одиночество, ведь наложница царя по Закону не имеет права выйти замуж за кого бы то ни было, включая царских наследников.Жалея Авишаг, Давид не позволил себе её взять и в качестве пилегеш. Просто прислуживая Давиду, Авишаг, хоть и накладывала на себя определённые ограничения и не могла выйти замуж за обыкновенного человека, во всяком случае могла стать женой Шломо, будущего царя, сына.
В Гмаре есть интересное -

«Сказала Авишаг: пусть бы мы поженились. – Сказал ей (Давид): ты запрещена мне…»
Объясняет РаШИ: Давид имеет в виду, что у него уже есть восемнадцать жён, а Тора запрещает царю иметь сверх этого числа, как написано[2]: «…Да не умножит себе число жён…»
И тут Шунамит произносит странную и даже дерзкую фразу:
«Сказала ему: когда вор не находит возможности украсть, он представляется честным…»

вообще - представьте себе то время, да?
как смела вообще эта девушка так разговаривать с великим царем?! причем Гмара говорит о ней с большим уважением, как о большой праведнице (другую бы к царю не взяли - выбирали скромнейшую и праведную красивую невинную девушку).
ведь Авишаг намекает, что истинная причина отказа – в старческом бессилии Давида, а благочестивые слова – лишь попытка это скрыть
«Сказал он им/слугам/: да призовут мне Бат Шеву! И написано: «И пришла Бат Шева в покои к царю, а царь Давид очень стар и Авишаг а-Шунамит обслуживает царя…» Сказал рав Йеуда от имени Рава: в тот час, раз за разом, Бат Шева меняла салфетки тринадцать раз…»
В тот день, поясняет РаШИ, Давид вступал с женой в близость тринадцать раз подряд.


теперь насчет того, что Авишаг уподобила Давида "вору"
Как ни странно это звучит, но существуют праведные «обманщики» и праведные «воры».

Речь идёт об «обкрадывании» дурного начала, испытывающего человека снаружи и изнутри, и о «лжи» ради возможности совершить доброе дело.
Таким был Давид. Каждый раз, собираясь выйти из дома, он говорил себе: «Я иду прогуляться в сад…», или: «неплохо бы отправиться в купальню…» С этими словами он покидал ворота дворца, но по дороге, встречая Дом Учения, внезапно поворачивал и исчезал в дверях, смешавшись с толпой Мудрецов, куда дурному началу путь заказан!
Почему Давид поступал так? Что заставляло прибегать к столь странным и, казалось бы, «наивным фокусам»?
Ответ очень прост. Сатан или дурная природа человека, прилагают неимоверные усилия, чтобы воспрепятствовать человеку совершать добрые дела. Чем выше духовная ступень, тем больше уровень противодействия.
Если бы Давид, занятия Торой которого имели неизмеримое духовное значение, прямо говорил, что идёт в Дом Учения, Сатан перевернул бы горы, чтобы помешать. Но внушая себе, что отправляется в некое никудышное заведение или для пустого времяпрепровождения, Давид вводил в заблуждение дурное начало, не чинившее в таком случае препятствий.
В стремлении к добру Давиду то и дело приходилось прибегать к подобным трюкам и, подобно «вору», обманывать «стражу», выставленную у сокровищницы добрых дел.
Вот эту особенность царя имела в виду Авишаг, уподобляя Давида «вору».
Но какое это имело отношение к ней?!
Дурное начало, считала Авишаг, не желает, чтобы Давид жил супружеской жизнью, при которой царь поднимался на высокую духовную ступень, поэтому лишило Давида на старости лет телесного влечения.
Дабы обвести дурное начало ещё раз вокруг пальца, думала Авишаг, Давид использовал её, взяв без Ктубы /брачного обязательства/ и Кидушина /посвящения/ под предлогом нужды в живой грелке.Чтобы склонить Давида к запрещённому сожительству, дурное начало готово будет возвратить царю утраченную силу, а уже он использует «огонь» для продолжения супружеской жизни в чистоте и святости.
Авишаг со старанием поддерживала поначалу «игру», а потом, желая подняться вместе с Давидом на большую духовную ступень, предложила себя в жёны.Получив отказ под вполне благовидным предлогом, Авишаг решила, что "опыт" царя не удался и намекнула, что не сумев обмануть Сатана, Давид на этот раз обманывает сам себя, что отдаляется от греха под предлогом якобы невозможности добавить ещё одну жену, тогда как истинной причиной является физическая немощь.
Вот показать, что Авишаг ошибается, Давид и вызвал Бат Шеву...
Теперь остаётся непонятным следующее: почему так важно, чтобы роль «грелки» исполняла самая красивая и привлекательная девушка в Израиле, почему для этой роли не могла подойти девушка с заурядной внешностью, зачем Давиду вообще понадобилось подвергать себя вольному или невольному испытанию, если не собирался жениться на своей «сиделке»?
Для ответа, следует вспомнить прошлое. Давид до самого последнего дня старался исправить свой промах с Бат Шевой. Он всю жизнь раскаивался, что поддался дурному началу, не дождавшись, пока Бат Шева, "предназначенная ему в жёны ещё с Шести Дней Творения", станет ему безусловно разрешена.Недаром пожелал царь, чтобы должность прислуживающей ему девушки заняла именно красивейшая из дочерей Израиля.Это, надеялся Давид, искусственно воссоздаст ситуацию, в которой он когда-то не устоял, но на этот раз останется на должной высоте…Авишаг об этом не подозревала. Она считала, что взята к царю, чтобы стать в конце концов его женой.. Об этом она и просила.Когда Давид отказал, объяснив истинное значение её службы, Авишаг не поверила. Она полагала, что состарившись Давид не имеет былой силы для исправления совершённого с Бат Шевой и похож на вора, который, не имея возможности украсть, представляется невинным. Её можно отослать, считала Авишаг, заменив кем-нибудь другим, согласным исполнять роль простой «грелки».Услышанное побудило Давида призвать Бат Шеву и показать, что Авишаг ошибается и роль её в исправлении царя неоценима.


ту есть интереснейший вопрос
в свете того, что интимная близость (тем более царя!) у евреев происходит с соблюдением строгих евреейских законов скоромности (это таинство!) как Авишаг (да и вообще Гмара!!)вообще узнала о том, что Давид был с Батшевой 13 раз?!..
Да ведь не зря же Гемара говорит о "мапот"- "салфетках". Да и доказать, что всё не зря, мне кажется, Давид всё-таки хотел, прежде всего, себе самому....

и вот ещё нюанс: Авишаг добровольно согласилась на свою почётную роль ДО описанных событий. Недаром говорит пасук (Малахим-1, 1,2): "И сказали ему (царю) рабы его: пусть попросят к господину моему царю невинную девушку…" "Попросят", не "заставят". Давид был болен неизлечимой болезнью, он невыразимо мёрз, это тоже, конечно, было неспроста и вызвано его прошлыми промахами. Согреть его могло лишь живое тепло невинной девушки. Бейт дин, еврейский суд, специальным постановлением разрешил ему, в виде исключения, уединение с незамужней девушкой. Авишаг полностью сознавала, на что идёт и считала свою роль "грелки" не только не жертвой, но великой честью. Почему? Да очень просто. Если уж к злодею Ахашверошу, в надежде на царство, девушки стекались со всех концов огромной империи, и это лишь для того, чтобы проведя с царём одну ночь, навеки быть забытыми в "доме для жён", то уж к Давиду, человеку с непредставимым духовным уровнем, мудрецу Торы, пророку и праведнику, тем паче и тем паче, пусть даже лишь быть подмогой и лекарством. Ведь взамен Авишаг получала необыкновенную духовную близость с одним из величайших людей, живших когда-либо на земле. Да ведь это, в определённом смысле, и есть, самое настоящее супружество. А если ещё помочь этому праведнику совершить полное исправление и, тем самым, исправить души будущих еврейских царей, то кто бы отказался от такой роли!
вот такая вот Авишаг...

Оффтоп
 

Darina

Гуру
Легенда
01:23
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
«Положи меня, как печать, на сердце твое… ибо крепка, как смерть, любовь» (Песнь песней Соломона, 8:6).

…Однажды рано утром, как обычно, мы шагали к месту работы. Раздавались крики команды: «Отделение, вперед марш! Левой — два-три-четыре! Левой два-три-четыре! Левой два-три-четыре! Левой два-три-четыре! Шапки долой!»

Я вспоминаю, и эти слова звучат у меня в ушах. «Снять шапки!» означало, что мы проходим через лагерные ворота. Прожекторы направлены на нас. Тот, кто не шагает прямо, не держит равнение в своем ряду из пяти человек, может рассчитывать на удар сапогом. Как и тот, кто из-за нестерпимого холода отважится натянуть на голову шапку прежде, чем это будет разрешено. И вот в темноте мы идем дальше, спотыкаясь о большие камни, по огромным лужам, вдоль улицы, ведущей к лагерю. Конвоиры беспрестанно орут на нас, подталкивают ружейными прикладами. Тот, у кого раны на ногах болят особенно нестерпимо, опирается на чуть-чуть более крепкого товарища. Мы идем молча. Ветер режет лицо, не дает говорить. Мы уткнулись подбородками в поднятые воротники своих ветхих курток. И вдруг идущий рядом со мной бормочет: «Ты, слушай! Если бы наши жены нас сейчас видели! Надеюсь, что в их лагере все же получше… И они, надеюсь, даже не представляют себе, что тут с нами»…

…И предо мной возникает образ моей жены…

Километр за километром мы с ним идем рядом, то утопая в снегу, то скользя по обледенелым буграм, поддерживая друг друга, слыша брань и понукания. Мы не говорим больше ни слова, но мы знаем: каждый из нас думает сейчас о своей жене. Время от времени я бросаю взгляд на небо: звезды уже бледнеют, и там, вдали, сквозь густые облака начинает пробиваться розовый свет утренней зари. А пред моим духовным взором стоит любимый человек. Моя фантазия сумела воплотить его так живо, так ярко, как это никогда не бывало в моей прежней, нормальной жизни. Я беседую с женой, я задаю вопросы, она отвечает. Я вижу ее улыбку, ее ободряющий взгляд, и — пусть этот взгляд бестелесен — он сияет мне ярче, чем восходящее в эти минуты солнце.

И вдруг меня пронзает мысль: ведь сейчас я впервые в жизни понял истинность того, что столь многие мыслители и мудрецы считали своим конечным выводом, что воспевали столь многие поэты: я понял, я принял истину — только любовь есть то конечное и высшее, что оправдывает наше здешнее существование, что может нас возвышать и укреплять! Да, я постигаю смысл того итога, что достигнут человеческой мыслью, поэзией, верой: освобождение — через любовь, в любви! Я теперь знаю, что человек, у которого нет уже ничего на этом свете, может духовно — пусть на мгновение — обладать самым дорогим для себя — образом того, кого любит. В самой тяжелой из всех мыслимо тяжелых ситуаций, когда уже невозможно выразить себя ни в каком действии, когда единственным остается страдание, — в такой ситуации человек может осуществить себя через воссоздание и созерцание образа того, кого он любит. Впервые в жизни я смог понять, что подразумевают, когда говорят, что ангелы счастливы любовным созерцанием бесконечной красоты.

…Идущий впереди меня падает, идущие за ним тоже не удерживаются на ногах. Конвоир уже здесь, он уже колотит нас, наводя порядок. За несколько секунд моя внутренняя созерцательная жизнь разрушена. Но душа снова способна воспарить, она снова вырывается из здешнего лагерного существования ввысь, по ту его сторону, и снова начинает диалог с любимой. Она спрашивает — я отвечаю, я спрашиваю — она отвечает.

«Стой!» — это мы прибыли на место. «Взять инструмент — кирку и лопату». И мы устремляемся в будку, чтобы успеть ухватить чтолибо более сносное. «Быстрее! Быстрее, вы, свиньи!» И вот мы уже в котловане, каждый на том месте, где рыл вчера. Промерзшая земля плохо поддается, из-под кирки летят твердые комья, вспыхивают искры.

Мы еще не согрелись, все еще молчат. А мой дух снова витает вокруг любимой. Я еще говорю с ней, она еще отвечает мне. И вдруг меня пронзает мысль: а ведь я даже не знаю, жива ли она! Но я знаю теперь другое: чем меньше любовь сосредоточивается на телесном естестве человека, тем глубже она проникает в его духовную суть, тем менее существенным становится его «так-бытие» (как это называют философы), его «здесь-бытие», «здесь-со-мной-присутствие», его телесное существование вообще. Для того, чтобы вызвать сейчас духовный образ моей любимой, мне не надо знать, жива она или нет. Знай я в тот момент, что она умерла.....


***Жена Франкла не выжила. Позже в «Воспоминаниях» он напишет: «В первое же утро, когда я вернулся в Вену, в августе 1945 года, я узнал, что Тилли умерла в Берген-Бельзене. Умерла она уже после того, как лагерь был освобожден английскими войсками. Они обнаружили в лагере 17 000 трупов, и в первые шесть недель после освобождения к ним прибавилось еще 17 000 — среди них оказалась и Тилли». — Прим. ред., я уверен, что все равно, вопреки этому знанию, вызывал бы ее духовный образ, и мой духовный диалог с ним был бы таким же интенсивным и так же заполнял всего меня. Ибо я чувствовал в тот момент истинность слов Песни Песней:
«Положи меня, как печать, на сердце твое… ибо крепка, как смерть, любовь» (8:6)

Отрывок из: Франкл В. «Сказать жизни ”Да!”: психолог в концлагере» (2004, 2009, 2012 г., изд. «Смысл», «Альпина нон-фикшн»)​


***
полностью цитата звучит как: Положи меня, как печать, на сердце твоё, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы её — стрелы огненные; она пламень весьма сильный.
 

Toreador

Elapidae
Заслуженный
10:23
1 Янв 2016
191,404
2,535
4
17
Москва
Пол
Положи меня, как печать, на сердце твоё, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы её — стрелы огненные; она пламень весьма сильный.
Очень интересно, чуть не пропустил со всеми событиями!
 

Darina

Гуру
Легенда
01:23
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
немножечко интересной истории
(ну, мне оказалось интересно, я этого не знала)

Алия до первой алии
В израильских учебниках истории много и подробно рассказывается о т.н. «первой алие» – евреях из России, приехавших в Палестину после погромов 1881 года и, во многом, заложивших основу нового ишува. Однако далеко не все знают, что незадолго до первых российских репатриантов в святую землю прибыла еще одна достаточно многочисленная еврейская группа – несколько сот семей из Йемена.

Как и в случае с русскими евреями, бежавшими от погромов, одной из причин массового исхода йеменцев стало ухудшение ситуации на родине: в Йемене началась эпидемия, унесшая жизни многих евреев. Вместе с тем, во второй половине XIX века среди йеменских евреев были сильны мессианские настроения. Так, в 1861-64 годах там объявился лжемессия Иегуда бен Шалом по прозвищу Шукр Кухайл (1840?-64). После того, как он был убит, в 1868 году объявляется самозванец, назвавшийся воскресшим Шукром. Он женится на вдове лжемессии, и начал рассылать воззвания общинам Йемена, Египта и Палестине.

На фоне этих бедствий и мессианских экспектаций кто-то обратил внимание на библейский стих «Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих, как от яблок» (Шир га-Ширим, 7:9). Слово яале – того же корня, что и слово алия («восхождение») – так в еврейской традиции испокон веков называли переселение из диаспоры в Землю Израиля. А если переставить буквы в слове «на-пальму» (бе-тамар), то получится ТаРМаБ (תרמ”ב) – 5642 (1881-82) год от сотворения мира. Из этого был сделан вывод, что именно в 5642 (1881) году нужно непременно взойти в Землю Израиля.
Тогдашняя палестинская еврейская община (Ишув) состояла и новоприбывших и старожилов. Хотя большинство евреев проживало в т.н. святых городах: Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии, именно в это время создаются первые сельскохозяйственные еврейские поселения: Петах-Тиква, Рош-Пина…
Иммигранты из Йемена были традиционными, глубоко религиозными евреями, грезившими о Сионе. До святой земли они добирались долго, через Египет и даже Индию. В результате даже те, кто покинул Йемен, имея при себе достаточные средства, по большей части оказались в Палестине с пустыми руками.
Йеменские репатрианты мечтали поселиться в Иерусалиме. Однако тамошние евреи не слишком обрадовались появлению многочисленных семейств в странных одеждах – тем более, что своим укладом и религиозными традициями йеменские евреи значительно отличались не только от ашкеназов, но и от сефардов. Дошло до того, что некоторые иерусалимцы даже усомнились, действительно ли эти странные люди являются евреями! (Знакомая картина, не правда ли?).
Это было не только оскорбительно, но и весьма печально отразилось на судьбе новоприбывших. Большинство еврейских старожилов святой земли жили на халуку – деньги, собираемые для них в диаспоре. Распределение этой помощи происходило через систему колелей (землячеств). Не принадлежа ни к одному из существующих землячеств, йеменские евреи не могли рассчитывать на денежную помощь. По той же причине они не могли поселиться внутри стен Старого Города.
Несмотря на не слишком ласковый прием, йеменские евреи не отказались от мечты о Сионе, и решили поселиться под стенами Иерусалима. На первых порах некоторые из них даже спали под открытым небом или в пещерах.
В отличие от живших на пожертвования иерусалимских старожилов, йеменские евреи привыкли зарабатывать на жизнь своими руками. Поэтому многие новоприбывшие сразу же отправились искать работу у местных арабов, благо с языком проблем не было. Йеменцы не гнушались даже самым тяжелым физическим трудом: мостили дороги, обтесывали камни, месили глину, переносили грузы… Среди репатриантов постарше оказалось немало умелых ремесленников: плотников, горшечников и т.д. Однако этих заработков на всех не хватало, да и жилищный вопрос нужно было решить как можно скорее.
Поэтому йеменские евреи не оставляли попыток присоединиться к существующим землячества. Парадоксальным образом, на первых порах их согласились принять… ашкеназские землячества, хотя с говорившими на идиш выходцами из Восточной Европы у йеменцев в буквальном смысле не было общего языка. Позже их согласились принимать и сефарды, а со временем у йеменцев появились и собственные общинные структуры.
После того, как йеменским евреям не дали поселиться в Старом Городе, они решили обосноваться около городских стен. Неожиданном им на помощь пришел Исраэль-Дов Фрумкин (1850-1914), редактор ивритоязычной газеты Хавацелет и сторонник еврейского просвещения. В своей газете Фрумкин опубликовал ряд материалов о бедственном положении йеменцев, а самое главное – связался с филантропом Боазом Мизрахи, который согласился пожертвовать участок земли на склоне Масличной горы, около ручья Кедрон. Новый район назвали Шилоах – в честь знаменитого пруда Шилоах (Силоамская купель).
Близость к Стене Плача и Храмовой горе (четверть часа пешком), наличие воды и сельскохозяйственной земли – все это сделало Шилоах достаточно привлекательным для йеменских евреев. Более того, на первых порах им даже удалось установить дружеские отношения с соседями-арабами. Согласно воспоминаниям, последние даже выучили традиционные йеменские свадебные песни – поскольку регулярно бывали на еврейских свадьбах.
Еврейский квартал постепенно рос и ширился; в лучшие времена там проживало сто пятьдесят семейств. К сожалению, параллельно ухудшались еврейско-арабские отношения. Во время антиеврейских беспорядков 1929 года дорога в Шилоах стала небезопасной, в окрестностях имело место несколько инцидентов. Мухтар (староста) арабской деревни, Хаджи-Мухаммед Руслан, попытался остудить страсти и успокоить подстрекателей. Тем не менее, местные евреи не захотели рисковать, и, оставив свое имущество на попечение соседей-арабов, перебрались в Старый Город под защиту стен.
Когда порядок был восстановлен, йеменские евреи вернулись в свои дома. Однако нового витка насилия, начавшегося в 1936 году, квартал уже не выдержал, и в 1938 году последние йеменские евреи покинули Шилоах.
 

Darina

Гуру
Легенда
01:23
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
О сотворении мира

(навеяло дискуссией в одной из тем)

Для чего Всевышний создал мир? Сразу придется отбросить предположение, будто он создал мир, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Всевышний — не физик-экспериментатор, проверяющий свои теории. Всевышний не проверяет теории, Он их создает. Будучи вне времени, Он знает наперед все, что случится.
Стало быть, «мотивы» акта создания мира нужно искать не в плоскости проявления Создателем своего любопытства, а в чем-то другом. Однако необходимо ограничить наш поиск. Как вы думаете, понимает ли обезьяна, которую время от времени колют для получения сыворотки, смысл и цель своих страданий? Внутри ее мира ответа на вопрос «зачем» нет. Ответ ей следует искать в мире человека, постичь который она не может. Так и нам никогда не понять смысла существования, сколько бы мы не изучали мир, в котором мы живем. Ответ может прийти только извне. Если Творец не раскрыл бы нам цель творения, сами мы ее никогда бы не познали, и на вопрос «а зачем все это», честно отвечали бы: «Не знаем». Но еврейский народ удостоился того, что Всевышний дал ему Тору, из которой мы можем понять, в чем же смысл нашей жизни.
Рамхаль утверждает в книге «Дерех Ашем», что по Торе, мир был создан первопричиной ради людей (доказательство, что Тора думает именно так, я позволю себе опустить). Не ради себя Творец создавал вселенную со всем разнообразием бытия, а ради нас, ее жителей. Для нашей пользы, но не для Своей. Ибо Его желание, чтобы мы существовали, не может быть эгоистическим. Создавая нас, Он не может исходить из собственных интересов, ведь поскольку Он безграничен и всемогущ, не нуждается ни в чем, а значит, создание Им людей было актом чистой любви, абсолютного альтруизма. Если бы у Него была хоть какая-то нужда в чем-то, Он не был бы бесконечным.
Последнее положение объясним на примере. Человек пьет чай, т.е. совершает какое-то определенное действие. Мы можем спросить его, зачем он это делает. Он может ответить коротким «хочу». Но почему он хочет? — Потому что испытывает жажду. — Почему он испытывает жажду? — Потому что день нынче жаркий, и его организм потерял много влаги. В нашем материалистическом мире после каждого «хочу» можно снова спросить «почему?» — «почему ты хочешь?» — т. к. любое наше желание происходит от недостатка чего-то, в данном случае — от недостатка воды в организме. И хотя мы пользуемся словами «желание», «хочу», на самом деле подразумевается, что мы испытываем какую-то нужду. Это уже нечто противоположное желанию, это скорее вынужденность. Мы вынуждены пить, потому что испытываем жажду. Однако о Всевышнем так сказать нельзя. Ведь Он, будучи безграничным, ни в чем не нуждается, ни в чем не испытывает недостатка. О Его желании нельзя спросить: почему Он так хочет? Смысл такого вопроса — выяснить, какой недостаток заставляет Его хотеть. У Него — чистое желание, не аргументируемое какой-либо причиной. Нет и не может быть ответа на вопрос: почему Всевышний хочет одарять благом? — это некорректно сформулированный вопрос, а потому он за пределами наших рассуждений.
Тогда спросим по-другому: одарять благом — это конечная цель, или есть предварительная цель у этой цели, пусть свободно выбранная Им, но все же более глубокая? Для чего Ему одарять благом? Ответ таков: мы можем рассуждать только о том, что раскрывается в Творении, в уже сотворенном мире, а не о том, что находится за рамками Творения. Ведь желание создать мир — предшествует самому созданию, а все наши рассуждения могут начинаться только с создания, вне его мы ничего не понимаем. Мы не рассуждаем о цели, которая существовала до творения. Будучи созданиями, мы не можем понять эту цель, она выше нашего познания (помните обезьяну?). Мы познаем только ту цель, которая раскрывается в уже созданном мире, а это желание одарять благом все сущее.
Итак, по Рамхалю, получается, что Всевышний «захотел» создать нас по Своей любви к нам, когда нас не было. На первый взгляд, странно: где это видано, что любят того, кого еще нет, и создают кого-то, чтобы о нем заботиться? Однако даже в нашей жизни можно найти пример чистой, бескорыстной любви, направленной к тому, кого еще нет. Да, это дети. Конечно, многие заводят детей, исходя из эгоистических побуждений. Один хочет продолжить себя в потомках, другой — получить наследников, чтобы было кому передать накопленные капиталы, третий мечтает в детях реализовать свои честолюбивые планы и т.д. Тем не менее, всегда есть такие, что заводят потомство для того, чтобы любить их, заботиться о них, одарять их. Но, говоря о Всевышнем и о людях, следует заметить, что наша любовь к тому, кого еще нет, существенно отличается от любви Всевышнего: у человека, в отличие от Творца, это все-таки потребность. Более возвышенная, чем остальные наши потребности, но все же нужда. Продолжим наше рассуждение. Всевышний создал нас для того, чтобы одарять благом. Ну а что такое благо, каково оно? Рамхаль поясняет, что Творец, будучи безграничным, явно хотел одарить человека максимальным благом, что в переводе на современные понятия значит — доставить ему бесконечное наслаждение. Меньшая цель Его не удовлетворила бы. Он совершенен, а потому хочет дать нам самый бесценный дар. Но что является максимальным благом? Предположим, нам его дадут, но открыть его мы должны сами. Добавим еще один вопрос: если цель Творения — в максимальном благе, почему мир полон страданий? Почему в жизни человека так много боли, откуда в нем самом столько зла? Непростое вопросы, и не будем сейчас углубляться в них. Отметим только, что каким бы ни было это благо, оно не может быть получено даром.
Почему? В другой своей книге, «Даат Твунот», Рамхаль поясняет что дармовой, не заслуженный подарок вызывает в нас не только удовольствие, связанное с обладанием им, но и неприятное ощущение собственной неполноценности. Ученые кабалисты назвали такой подарок «хлебом стыда». Бедняк, получающий пожертвование, прячет глаза… Мудрецы Талмуда говорили, что бедняк подобен мертвому, имея в виду это жуткое ощущение стыда, когда хочется провалиться сквозь землю и не быть, не существовать.
Сознание, что тебе вручают подачку, портит все удовольствие. Если Всевышний хочет дать человеку максимальное благо, то надо сделать так, чтобы у того была возможность заработать это благо самому, а не получать его даром. Иными словами, благо должно быть плодом усилий человека. А что нужно делать, как заслужить благо? Ничего особенного, нужно только усовершенствовать себя. Творец создал нас несовершенными и дал нам средства, при помощи которых мы можем улучшать себя — это заповеди Торы, посредством которых человек может совершенствовать себя, постоянно приближаясь к Всевышнему. Тем самым мы находим частичный ответ на заданный выше вопрос: если Б-г так хочет одарять нас благом, почему в нашей жизни его так мало?
Во-первых, его надо заслужить; во-вторых, зло исходит от нас самих, в силу нашего несовершенства, но и оно нам на благо, в конечном итоге. Ведь именно преодоление собственных недостатков и развитие достоинств является тем усилием, которое необходимо затратить для обретения максимального блага.
Уместен вопрос: стыд — не более, чем черта человеческой личности, разве трудно было создать человека так, чтобы он не ощущал стыда, принимая дармовую подачку, и тогда не нужно было рискованной жизни в этом мире, в которой всегда есть опасность, выбрав зло, навсегда потерять все уготованное человеку благо?
А это уже другая, отдельная тема.
Как нибуль потом)
 

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы видеть весь контент и оставлять комментарии

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ