Иудаизм: даты, время, возраст, хронология

Darina

Гуру
Легенда
23:20
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
но я отвлеклась
продолжу про Исход, потому как сегодня вечером начинается Песах

Добавлено через 1 минуту

А ведь образу молиться легче, чем мысленному воплощению, это можно понять.

но получается, что это спуск вниз
со времен Адама люди знали о Творце, и молились ему напрямую, а так они опустились...до поклонения камням
 

Toreador

Elapidae
Заслуженный
08:20
1 Янв 2016
191,404
2,535
4
17
Москва
Пол

Darina

Гуру
Легенда
23:20
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
далее про Исход

важная роль в ней принадлежит также Аарону

Аарон
Особенную роль в Исходе из Египта, наряду с пророком Моше, сыграл его брат Аарон.

Аарон бен Амрам (אהרן; 2365—2487 гг. /1395—1273 гг. до н.э./) — великий пророк и праведник, первосвященник Шатра Откровения.

Родился в Египте, в семье Амрама.

Изучал основы Б-жественной мудрости под руководством отца, который был главой мудрецов своего поколения (Шмот раба 1:1, 1:13; Рамбам, Авода зара 1:3).

Около 2392 года /1368 г. до н.э/ умер его отец Амрам (Шмот 6:20; Седер адорот) — и еще сравнительно молодой Аарон стал одним из духовных лидеров поколения. В течение долгих десятилетий он пророчествовал, призывая сынов Израиля отбросить египетских истуканов и вернуться сердцем к Творцу Вселенной, — но его не желали слушать (Сефер аяшар, Шмот; Танхума, Шмот 27).

Тем временем гнет усиливался. Около 2435 года /1325 г. до н.э/ престарелый фараон заболел проказой, покрывшей его от макушки и до ступней. Жрецы сказали ему, что он излечится, только если будет ставить компрессы, приготовленные из крови маленького ребенка. По приказу фараона к нему стали доставлять еврейских детей из земли Гошен: жрецы зарезали в день по одному ребенку и изготовляли компрессы. Было убито триста семьдесят пять младенцев, но болезнь только прогрессировала, и от этого «метода лечения» пришлось отказаться (Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот).

В 2444 году /1316 г. до н.э/, после смерти старого фараона, воцарился его сын — двадцатилетний Адикам-Авуз, который был карликом. Он возобновил давний указ своего отца: если евреи не успевали изготовить необходимое количество кирпичей, то в стену замуровывали их детей (Сефер аяшар, Шмот; Моэд катан 18а; Седер адорот). Но Аарон укреплял дух евреев, пророчествуя о том, что в будущем Всевышний избавит их из рабства (Шмот раба 5:10).

В месяце Нисан 2447 года /1313 г. до н.э/ Аарон получил повеление Б-га отправиться в синайскую пустыню, где ему предстояло встретить своего брата Моше, с которым он расстался в раннем детстве (Шмот 4:27; Шмот раба 5:9; Танхума, Шмот 27).

Сойдясь в пустыне, у горы Синай, они обнялись и расцеловались после долгой разлуки. Вдвоем они возвратились в Гошен и объявили евреям, что вскоре Всевышний избавит их из рабства, — и народ охватила великая радость (Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 174).
 

Darina

Гуру
Легенда
23:20
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Аарон и Моше предупреждают фараона
Аарон и Моше пришли в столицу Египта, к дворцу фараона. Вход во дворец охраняли два могучих льва, которые разрывали всякого, кто пытался приблизиться, — и лишь те, кого вызывал к себе фараон, могли пройти вовнутрь в сопровождении жрецов-укротителей. Но Моше и Аарон беспрепятственно вошли во дворец, а львы побежали вслед за ними, ласкаясь, как собаки к своим хозяевам.

Так, в сопровождении резвящихся львов, они и вошли в приемный зал фараона. На вопрос перепуганного фараона Аарон, лицо которого светилось, как лик ангела, ответил: «Б-г евреев послал нас к тебе сказать: Отпусти Мой народ, и они будут служить Мне» (Сефер аяшар, Шмот).

А когда фараон потребовал доказательства того, что они посланники Б-га, Аарон бросил свой посох перед царем Египта и его жрецами — и посох превратился в крокодила.

По приказу фараона жрецы тоже бросили свои посохи, и их посохи тоже превратились в крокодилов. Однако крокодил, созданный из посоха Аарона, вновь превратился в посох и проглотил все их «посохи» (Шмот 7:9—12, Раши; Зоар 2, 28а).

Фараон, пораженный увиденным чудом, повелел принести к нему египетскую «Книгу богов» и стал искать в ней Имя Б-га евреев, чтобы узнать что-нибудь про Него — и не нашел.

И тогда он ответил Аарону и Моше: «Я не знаю Б-га, о котором вы говорили, и Его народ не отпущу!»

Аарон, говоривший от имени обоих братьев, пояснил: «Наш Б-г — Владыка владык, и Он повелел, чтобы ты отпустил Его народ! Мы уйдем на три дня в пустыню, чтобы служить ему. А если ты нас не отпустишь, Он разгневается на тебя и поразит Египет мором или мечом!»

Фараон спросил: «Расскажите мне, в чем Его сила и могущество?»

Аарон ответил: «Он сотворил небо и землю, человека и животных, птиц и рыб, Он дает жизнь и умерщвляет. Он создал тебя в утробе твоей матери, дал тебе жизнь, взрастил тебя и посадил тебя на престол Египта. И он заберет у тебя душу и возвратит твое тело в прах, ведь оно и состоит из праха».

Фараон разгневался и закричал: «Никто из богов этой земли не может сделать со мной подобного! Ведь я сам бог света и я сам себя сотворил!» — и он прогнал Аарона и Моше от себя (Сефер аяшар, Шмот).

Добавлено через 8 минут

10 Казней Египетских и ночь Исхода
Некоторое время спустя, следуя повелению Б-га, Аарон и Моше подошли к Нилу во время утреннего омовения фараона. Аарон предупредил фараона, что, если он не отпустит евреев служить Всевышнему, то вся вода в Ниле превратиться в кровь.

Фараон высокомерно отказался выполнить волю Б-га. Тогда Аарон поднял свой посох, ударил им по воде Нила, и на глазах у фараона и его слуг вода превратилась в кровь — и одновременно вся вода в Египте стала кровью.

Так начались Десять казней египетских — 10 наказаний, которым Всевышний подверг египтян и фараона за то, что они не хотели отпускать евреев. Превращение воды в кровь стало первой из череды этих испытаний.

Оффтоп

Вплоть до последней казни — поражения первенцев («макат бхорот») — фараон не хотел отпускать еврейский народ.

И только в полночь 15 Нисана, когда погибли первенцы в каждом египетском доме, перепуганный фараон сам взмолился Моше: «Встаньте и уходите от моего народа — и вы, и сыны Израиля» (Шмот 12:29—31, Раши).

В ту же ночь Аарон и Моше известили евреев о том, что разрешено покинуть страну.

И вот, наконец, утром 15 Нисана, сыны Израиля вышли из Египта — «свободные и бесстрашные» (Шмот 14:8, Раши).

Выход из Египта отмечается с тех пор каждый год во время праздника Песах.

Один из символов праздника Песах — маца и хамец — также связана с моментом Исхода: евреи вышли из Египта большой спешке, и тесто, из которого намеревались испечь хлеб, не успело закваситься. Поэтому во время праздника Песах евреи не едят квасное (хамец), но только пресный хлеб (маца).

По прямому пути оставалось всего несколько дней до Святой Земли, где когда-то жили их предки. Но Всевышний не повел их прямым путем…


Сделав небольшой крюк, евреи разбили лагерь на берегу моря Суф (Красное море). В это время фараон, изменив решение, послал армию вдогонку бывшим рабам.

Египтяне настигли евреев у Красного моря. Но Всевышний, совершив большое чудо и разделив море на части, спас еврейский народ.

На седьмой день после Исхода, 21-го Нисана евреи вошли в море и прошли по нему, как по суше. К утру они вышли на сушу и стали свидетелями страшной кары, обрушенной Всевышним на египтян.
 

Darina

Гуру
Легенда
23:20
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Песах (Еврейская Пасха) — праздник, который отмечается еврейским народом в честь Исхода евреев из египетского рабства. Считается одним из самых важных праздников иудаизма. Название «Песах» образовано от ивритского слова «пасах», что означает «прошел мимо», «миновал»: во время десятой казни Египетской Всевышний, наказывая египтян, как бы «обошел стороной» еврейские дома. Праздник Песах начинается вечером 15-го числа еврейского месяца Нисан и длится в земле Израиля — 7 дней, в диаспоре — 8 дней. В Песах евреи едят мацу — опресноки, пресный хлеб, Тора строжайше запретила в течение всех дней Песаха употреблять «хамец» (квасное) — продукты из теста или на основе зерновых, получившиеся в результате закваски или брожения. Центральным событием праздника Песах является первый вечер, когда устраивают особую праздничную трапезу — Пасхальный Седер — и рассказывают историю праздника, читая Пасхальную Агаду.

Добавлено через 14 минут

Четыре бокала вина на Песах

В еврейской традиции вино является важным атрибутом праздника, поскольку оно «радует сердце». Один из ключевых законов Пасхального Седера — закон о четырех бокалах вина, выпиваемых на протяжении Седера. Каждый из этих бокалов является отдельной заповедью, которую обязаны исполнять как мужчины, так и женщины.

Первый бокал мы выпиваем в самом начале Седера, в завершение церемонии освящения этого дня («Кидуш»).

Второй бокал выпивается в конце заповеданного рассказа об Исходе из Египта («Магид») — перед праздничной трапезой.

Третий бокал мы пьем после произнесения молитвы «Биркат а-мазон», которую мы произносим в благодарность за трапезу.

Четвертый бокал мы пьем после той части «Алеля», которая читается во время Седера, чтобы выразить нашу благодарность Творцу и провозгласить Его нашим Б-гом.
 

Toreador

Elapidae
Заслуженный
08:20
1 Янв 2016
191,404
2,535
4
17
Москва
Пол
Название «Песах» образовано от ивритского слова «пасах», что означает «прошел мимо», «миновал»
Обожаю разные этимологические вопросы. Никогда не задумывался о происхождении слова...
 

Darina

Гуру
Легенда
23:20
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Обожаю разные этимологические вопросы. Никогда не задумывался о происхождении слова...

ну да, и русская пасха - от еврейского "пасах" тоже

да много таких слов...
например, бегемот - от "бегема" - животное ("бегемот" буквально означает животные, во мн.ч.)

да и само слово еврей - это от еврейского עברי — буквально «перешедший»
перешедший от многобожия и идолопоклонства к единобожию..
 

Darina

Гуру
Легенда
23:20
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
немного отступления от темы дат и хронологии
просто заинтересовало мнение


О клонировании

Рав Ашер Кушнир:

Чтобы дать более ясный ответ на вопрос о клонировании, необходимо вначале обратиться к нескольким элементарным понятиям из области молекулярной биологии.

Каждая из половых клеток человека, мужское семя и женская яйцеклетка, в 23 хромосомах содержит половину генетической информации будущего зародыша. Оплодотворёная яйцеклетка в 46 хромосомах содержит весь генетический код будущего человека. Этот генетический код, точнее, его основная часть, находится в ядре клетки.

Появление новой жизни естественным образом.

После оплодотворения клетка начинает делиться и размножаться. На этом этапе каждая из таких первичных клеток способна развиться в любой орган человека, как то: сердце, глаз, нерв, кровь, волос, и т.д. Назовём условно такую клетку — «открытой». Отсюда и дальше начинается явное чудо. На определённом этапе «открытые» клетки начинают процесс дифференциации или, по-другому, специализации. То есть, большинство генетических каналов в «открытой» клетке начинают закрываться и становятся пассивными, а активными, открытыми, остаются только те генетические каналы, которые отвечают за специфическое функционирование клетки. Такая «специализированная» клетка, назовём её условно — «закрытой», и есть взрослая клетка того или иного органа человека.

Так, в течение нескольких месяцов, размножаясь и проходя процесс «специализации», появляется человеческий организм.
Важно подчеркнуть, что все клетки тела человека одинаковы и в каждой из них содержится информация обо всём теле. Нет разницы, к примеру, между клеткой волоса и клеткой сердца. Отличие только в том, что в клетке глаза генетические каналы, отвечающие за функцию глаза, — открыты, а все остальные — закрыты.

Появление новой жизни искусственным образом. Клонирование.

Было принято полагать, что если клетка прошла специализацию, то есть стала «закрытой», то она окончательно потеряла способность вернуться в своё первоначальное «открытое» состояние.Но в 1997 году произошёл революционный научный переворот. Оказалось, что специализированную «закрытую» клетку можно вернуть на «0», то есть активизировать все её пассивные генетические каналы. Шотландским учёным удалось перенести ядро из взрослой клетки молочной железы овцы в неоплодотворённую яйцеклетку другой овцы, у которой было удалено собственное ядро. А затем такую реконструированную яйцеклетку поместили в яйцевод приёмной матери-овцы. Из 277 попыток — одна завершилась успехом. Так родилась овечка Долли — первый клон.

Подобным же образом, в теории, возможно порождение и человека-клона.

Теперь можно перейти к Вашему вопросу, и, в свете сказанного, дать простой ответ.

Есть принципиальная разница между творением Творца и деяниями человека. Творец творит из «ничего», а человек — из того, что уже существует и сотворено Творцом.

В клонировании нет ничего принципиально нового. Учёные не указали сверхъестественный способ творения новой жизни, а обнаружили, что в сотворённом для нас мире есть ещё один путь зарождения жизни на его самом раннем этапе. Кстати, в другой, менее революционной форме это уже широко практикуется в методике искусственного оплодотворения.


Да и с технической стороны нет принципиальной новизны. Клонирование приводит к появлению особи с идентичной ДНК. А нам нередко приходится сталкиваться с особями, имеющими идентичную ДНК, — мы называем их близнецами. То есть, клон — это близнец, родившийся в другое время! Не более того.

А как душа входит в клона?

Ваш вопрос (человек задал вопрос: - Недавно я был в одной компании, и там живо обсуждалось, что возможность клонирования человека явно доказывает, что Б-га нет. Я не знал, что им ответить. Да и мне самому непонятно, как в такого душа входит? ) сформулирован так, как будто кто-то понимает, как душа входит в тело естественным образом. Загадка жизни и клона, и обыкновенного существа — это та же загадка. А со стороны Творца, на уровне материальном, нет разницы между естественным оплодотворением и искусственным.
 

Darina

Гуру
Легенда
23:20
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
ещё одна интересная женщина в истории еврейской
и там же немного о Моше и его жене

Мирьям (Мириам)
— пророчица и праведница, жившая в период Исхода евреев из Египта. Дочь Амрама и Йохевед из колена Леви, старшая сестра пророков Моше (Моисея) и Аарона. Мирьям родилась в 2361 (1399 г. до н.э.), в годы египетского рабства, умерла в 2487 (1273 г. до н.э.) году, незадолго до вступления еврейского народа в Землю Израиля. Согласно традиции, именно благодаря заслугам Мирьям в течение всех лет странствий евреев по пустыне на каждой их стоянке бил источник воды, т.н. «колодец Мирьям», который исчез после ее смерти (см. ниже, Бемидбар 20:2).
Шифра и Пуа
Впервые Мирьям упоминается в Торе в рассказе о двух праведных повитухах (акушерках), которых звали Шифра и Пуа и которые нарушали приказ фараона об убийстве новорожденных младенцев мужского пола (Шмот, 1:15-18). Комментаторы объясняют, что это были Йохевед и ее дочь Мирьям.

«Шифра» образовано от ивритского слова «лешапер» — улучшать, так как Шифра ухаживала за детьми и приводила в порядок их внешний вид, а Пуа получила своё имя за то, что пела младенцам колыбельные песни. Когда фараон призвал их к ответу, они сказали, что еврейские женщины рожают, не дожидаясь их прихода. За это Вс-вышний наградил их, буквально: «сделал им дома» (Шмот, 1:21).

Раши объясняет, что от Йохевед произошли священнослужители (левиты и коэны — Аарон и Моше), а от Мирьям — цари, т.к. она вышла замуж за Калева бен Иефуне из колена Иеуды, который является родоначальником царей.

Рождение Моше
Когда фараон издал приказ об убийстве младенцев, Амрам, отец Мирьям и один из глав народа, отдалился от своей жены. Мирьям уговорила его вернуться. Мидраш говорит, что она получила пророчество о том, что у них должен родиться ребенок, который избавит евреев от египетского рабства.

Когда родился Моше, Йохевед скрывала его, а затем ей пришлось положить его в папирусную корзину и поставить в тростнике у берега реки. А Мирьям «стала … поодаль, чтобы знать, что с ним случится» (Шмот, 2:4).

Тора повествует о том, что корзинку с Моше нашла дочь фараона: «И спустилась дочь фараона …; и увидела она короб в тростнике, и увидела дитя …, и сжалилась над ним…». Но вскормила будущего пророка его родная мать: благодаря находчивости и сообразительности Мирьям, Йохевед представился шанс повлиять на воспитание Моше в самом раннем детстве: «…И сказала его сестра дочери фараона: Не пойти ли мне позвать к тебе кормилицу из жен евреев, и она выкормит тебе младенца? И сказала ей дочь фараона: Иди. И пошла девица, и позвала мать младенца» (Шмот, 2:5-9).

Комментаторы объясняют, что Моше отказывался от молока египтянок, и тогда, благодаря Мирьям, он был возвращен к собственной матери.

Шират а-ям — Песнь Красного моря
В следующий раз о Мирьям рассказывается в связи с чудом рассечения Красного моря.

В то время, как Моше и все мужчины пели Шират а-ям — хвалебную песнь Вс-вышнему, спасшему евреев и утопившему в море египтян, «… взяла пророчица Мирьям, сестра Аарона, тимпан в руку свою, и вышли все женщины вслед за нею с тимпанами и в танцах. И возгласила им Мирьям: Пойте Г-споду, ибо Он превозвышен, коня и всадника его вверг Он в море» (Шмот, 15:20-21).

Почему Мирьям названа здесь только «сестрой Аарона?» Одно из объяснений, приводимых Раши, состоит в том, что она пророчествовала до рождения Моше, когда Аарон был еще ее единственным братом.

В Мидрашах говорится, что пророчеством была также сама Песнь, которую Мирьям получила в пророческом откровении. Мирьям пела те же слова, что Моше, и одновременно с ним.

Язвы цараат — наказание за злословие
После Дарования Торы, благодаря исключительно высокому уровню пророчества, Моше не мог больше жить со своей женой Ципорой. Это оставалось неизвестным — даже для Мирьям и Аарона.

Приблизительно через год Мирьям узнала об этом. Каким образом? В Мидраше есть два варианта:
Мирьям заметила, что Ципора прекратила следить за своей внешностью, и спросила, почему она так себя ведет. Ципора ответила: «Твоему брату все равно».
Когда 70 старейшин, собранные Моше, начали пророчествовать, Ципора сказала Мирьям: «Как жалко их жен, теперь их мужья уже не будут жить с ними, точно так же, как мой муж перестал жить со мной».
Мирьям не могла понять это поведение: ведь даже праотцы, которые достигли высочайшего уровня пророчества, не перестали вести нормальный образ жизни. Этими соображениями она поделилась с Ароном. Арон ей поверил и тоже начал осуждать Моше-рабейну.

Тогда Вс-вышний показал Мирьям и Арону, в чем разница между пророческим уровнем Моше и всеми остальными пророками, включая их самих. И, как заключает Тора, «воспылал гнев Б-га на них… Облако отошло от шатра, и вот — Мирьям покрыта цараат (проказой), как снегом» (Бемидбар, 12:9-10).

Для очищения от цараат (или «мецоры») — специального наказания, полагавшегося в те времена за лашон а-ра (злоязычие) — «была заключена Мирьям за пределами стана семь дней, и народ не выступил в путь, пока не была принята (в стан) Мирьям» (Бемидбар, 12:15). Раши объясняет, что весь народ ждал ее за то, что она задержалась ради Моше, когда он, будучи младенцем, был опущен в реку.

Колодец Мирьям
Благодаря заслугам Мирьям, в течение всех лет странствий по пустыне евреев сопровождал чудесный колодец, который перемещался вместе с ними (связь источника воды с Мирьям подтверждается тем, что он исчез сразу после ее смерти — Бемидбар, 20:2).

Он представлял собой осколок скалы круглой формы, напоминающий небольшое сито, который во время переходов самостоятельно «катился» вместе со станом. В Талмуде(Шабат 35а) он назван «передвижным» источником.

На месте стоянки, после того как левиты возводили перегородки двора Мишкана (Переносного Храма), колодец занимал свое место во дворе, прямо у входа (сам Мишкан располагался в центре стана на возвышении — см. первые главы книги Бемидбар).

Двенадцать глав колен собирались вокруг него для воспевания Шират а-Бээр — «Песни колодца», особой хвалебной песни Всевышнему, (см. Бемидбар, 21:17-20), и каждый делал пометку посохом на песке, чтобы впоследствии вода дошла до территории его колена. После этого начинала бить мощная струя воды, превращающаяся в полноводный ручей. Он выходил из двора Мишкана и опоясывал его вокруг. Рукава, ответвлявшиеся от него, пронизывали весь стан, разделяя его на двенадцать участков (для каждого колена) — и в конечном итоге окружали лагерь широкой рекой. Для того, чтобы навестить близких и друзей из соседнего колена, приходилось перемещаться на лодках. В этих водоемах водилась рыба, а берега были покрыты самой разнообразной растительностью (Тосефта Сука 3:11, Бемидбар Рабба гл. Бемидбар 1, гл.Хукат 19, и др.).

Когда умерла Мирьям, источник исчез — так все поняли, что он существовал благодаря ее праведности. Однако он был вскоре восстановлен из-за заслуг Моше.

Потомки и Мирьям
Как известно из Устной Торы, Мирьям, как и Моше и Аарон, умерла легкой смертью — от «поцелуя Вс-вышнего».

Ее сыном был Хур, помогавший Моше в борьбе с Амалеком и убитый за то, что он отказался делать Золотого тельца. Другим известным потомком Мирьям был ее правнук, внук Хура Бецалель — создатель Мишкана и его священной утвари.
 

Darina

Гуру
Легенда
23:20
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Рахель

лично для меня это самый романтический образ женщины в еврейской истории

сперва чисто инфа о ней из еврейской энциклопедии иудаизма

Праматерь еврейского народа Рахель
Рахель (רָחֵל, в руссской традиции Рахиль) — одна из четырех праматерей еврейского народа, возлюбленная жена праотца Яакова. Рахель была младшей дочерью арамейца Лавана, а ее старшей сестрой была праматерь Лея. Именно от Рахель ведут свою родословную такие колена израильские, как колено Беньямина, колена Эфраима и Менаше.
Как и ее сестра Лея, Рахель считается великой праведницей.
Праматерь Рахель была захоронена по дороге, ведущей из Иерусалима в Бейт-Лехем (Вифлеем), Сегодня место, которое считается гробницей Рахель, находится совсем недалеко от пригородов Иерусалима.
Встреча с Яаковом и хитрость Лавана
О Рахель сказано в Торе, что она была «красива станом и красива лицом» (Берешит 29:17). Яаков встретил Рахель у колодца с водой на подступах к Харану, куда он пришел, чтобы спастись от гнева своего брата Эсава (Эдома). Яаков полюбил праведную Рахель и согласился работать за нее 7 лет на ее отца, хитрого и жадного арамейца Лавана.
Наконец, когда 7 лет прошли, Лаван устроил праздничный пир. Но во время пира вместо Рахель обманщик Лаван спрятал под свадебной фатой свою старшую дочь, Лею (Берешит 29:21-23).
Обман раскрылся лишь на следующий день, но было уже поздно. Яакову, чтобы жениться на возлюбленной им Рахель, пришлось отрабатывать на Лавана еще 7 лет. Лея также осталась его женой, но все-таки в доме Яакова положение любимой им Рахель, конечно, было выше.

Беременность

В Торе написано так: «И увидел Г-сподь, что нелюбима Лея, и растворил ее утробу, а Рахель бесплодна». Несколько лет Рахель не могла забеременеть.
Отчаявшись, Рахель отдала свою служанку Билгу в наложницы мужу; похожий сюжет мы находим и ранее, в истории с Сарой и Агарь (Берешит 16:2—4). Сыновья Билги Дан и Нафтали стали первыми детьми в шатре Рахель, которая также занималась их воспитанием, и стали родоначальниками двух колен Израиля.
В конце концов Рахель забеременела и родила сына, назвав его Иосиф, потому что сказала: «Снял (асаф) Бог позор мой» и «Господь даст (иосеф) мне и другого сына» (Берешит, 30:23—24).
Смерть Рахель
Второй сын, Беньямин, родился у Рахель уже после возвращения семьи Яакова из Харана в Святую землю, по дороге из Бет-Эля в Эфрат, недалеко от Бет-Лехема.
Вторые роды были тяжелыми. 11-го числа еврейского месяца Хешвана родился второй сын, но родовые муки стали причиной смерти праматери Рахель. Умирая, Рахель нарекла своего младшего сына Бен-Они («сын моего страдания»), однако Яаков дал ему имя Беньямин, что можно перевести, как «сын правый, правильный», или «сын юга», как пишет комментарий Раши: в отличие от всех остальных сыновей Яакова, родившихся в Харане, севернее Эрец Исраэль, Биньямин родился в пределах Святой Земли, «на юге».
Яаков похоронил Рахель не в семейном склепе в пещере Махпела, а там, где она умерла — у дороги. Над ее могилой воздвигли памятный знак из камней. Мидраш Берешит Раба говорит, что Яаков похоронил Рахель у дороги в Бет-Лехем потому, что предвидел, как в будущем его потомки, изгнанные в Вавилон, пройдут по этой дороге, и Рахель будет молить и просить Всевышнего смилостивиться над ними (Берешит Раба, 82:10).
Сегодня многие приезжают помолиться на гробницу праведной праматери Рахель, и особенно много паломников и туристов 11 числа еврейского месяца Хешвана, в день ее ухода из этого мира.

Добавлено через 22 минуты

итак, Рахель - "комсомолка" (в смысле правильная девочка), "спортсменка" (сильная духом), умница и просто красавица
но самое главное тут - любовь
Яков любил Рахель
и она любила его
Яков и Рахель, как только встретились, поняли, что созданы друг для друга. Он только спросил: будешь мне женой, и она тут же сказала "да"
но - Рахель знает своего отца
она тревожится - "мой отец обманщик" говорит она Якову №он всегда ищет выгоду и не гнушается ничем"
"Лея старшая сестра, и её нужно выдать замуж первой"
Рахель знает, что отец обязательно постарается обмануть Якова и подсунуть ему и Лею тоже
они договариваются о знаках между собой - на всякий случай
Оффтоп
Оффтоп

пропустим 7 лет, которые Яков работает за Рахель (это ж какая сила любви!..)
и вот она свадьба
и тут происходит вот что - она испугалась за сестру... Вот ведь сейчас Яков спросит у невесты условленные знаки, и какой же позор ожидает Лею, если она не сумеет их объяснить. Забыв о себе, Рахель потихоньку передаёт знаки сестре, словно вложив ей в руки ключи от собственного счастья
и ещё момент (как обьясняют комментаторы - Рахель, возможно, как и Лея, поняла: Яаков взял на себя не только свою задачу, но и задачу брата, Эйсава. Ведь по плану они оба должны были стать родоначальниками нового народа, а теперь Яакову пришлось брать все на себя — поэтому и жены, призванные помогать мужьям, теперь обе должны были достаться ему.
Оффтоп
Оффтоп
а что же Рахель?!
Яков идет к Лавану и упрекает того в обмане
Тот пожимает плечами и говорит, что Якову следовало бы знать обычаи местные
"Подпиши контракт на работу на ещё 7 лет, и так уж и быть , через неделю женись на своей Рахели"

Добавлено через 19 секунд

Перевод имени Рахель — «овечка». (Весь еврейский народ сравнивают со стадом овец; у овцы нет ни рогов, ни клыков, она не способна себя защитить; если кто-то хочет поесть мяса, она идет на убой; когда нужна шерсть, ее стригут; ее эксплуатируют по полной программе!) Рахель — пастушка, и Яаков — пастух. Впервые увидев ее, он понимает: вот его будущая жена. И Рахель с первого взгляда знает — вот будущий муж! Она сразу готова стать женой Яакова, ведь «младшая младшему!». Зачем же молиться? Зачем просить? Ей положено! Предопределено! В итоге она становится второй женой Яакова и рожает ему только двух сыновей, хотя, согласно изначальной программе, должна была родить двенадцать. Только через поколение этот недостаток будет восполнен, после ее смерти у ее сыновей в общей сложности родятся двенадцать мальчиков — два сына у Йосефа и десять у Биньямина.

Добавлено через 1 минуту

про "продажу мужа" за цветок мандаргоры в следущей серии)
 

Darina

Гуру
Легенда
23:20
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
итак, продолжаю про Рахель
Бог наказывал её
причем не один раз
умница, красавица, стойкая женщина, ждала возлюбленного 7 лет, не имела красивой свадьбы вобщем (ну, имела - но не такую как Лея, поскольку вторая жена)
да ещё и чрево Бог закрыл - не рожала Рахель любимому детей (а ведь тогда, по логике, мировоззрению и ментальности того времени - это основная цель жены!)
и начинается такое соревнование между сестрами
Говорит мидраш, что после замужества на долю Рахель должно было выпасть 4 детей
(4 у Леи, и у служанок Била и Зилпа – по двое на каждую)
Первоначально так и было. Сначала Рахелина Била родила двоих, затем настал черед Леиной Зилпы.
дальше - идет рекламная пауза)
идет вставка про мандрагоры
Реувен, Леин первенец, пошел в поле в дни жатвы, и нашел чудесные мандрагоры (дудаим). Об их свойстве ничего не сказано, но из дальнейшего, из реплик диалога сестер, следует, будто мандрагоры способствуют рождению детей. Два варианта: возможно, это – растение (афродизиак?), и тогда, поев его, родишь от мужа – если он к тебе в эти дни придет. А возможно, это просто антураж, обладающий свойствами сгулы: ставишь у изголовья – и зачинаешь – опять-таки от своего мужа.
Реувен принес их матери.
Ей бы спросить - зачем? но Реувену откуда знать? вряд ли бы ответил, да и потом - Лея его мать, ей и принес
Сидит мать и думает: что за знак послан ей небом?
Употребить самой? – У нее уже есть все сыновья, которых должна была родить (у неё уже четверо)
После размышлений пришла к единственному выводу: надо их отдать нерожающей Рахели. Это будет справедливым актом, поскольку именно она не выдала (не предала) сестру, которую вместо Рахели привели к Яакову ночью после свадьбы.
Но как отдать? Если прийти и просто подарить – это будет выглядеть как милосердие победителя. Нет, надо сделать так, чтобы та сама пришла и попросила у нее.
Задача не из трудных. Естесственно, Лея рассказывает служанкам и это доходит до Рахели. И вот Рахель идет к Лее: Леа, дай мне мандрагоров твоего сына.
Леа понимала, что сказать: на, бери, – тоже никак нельзя. Такое великодушие страшнее надменности. Поэтому следует разыграть сцену. Возмущусь-ка: "мало того, что моего мужа забрала, так еще мандрагоры моего сына возьмешь?!"
Мизансцена, самая обычная в среде тех, кто воспитывался в доме Лавана-притворщика.
Ход Рахели: "Я не бесплатно прошу. За это возьми на сегодня нашего мужа".
Говорят, сколько раз приходил Яаков к Лее, столько раз она ему рожала. И знала Рахель, что, если сейчас Яаков придет к Лее, она снова родит – пятого. И тогда останется только 7. А это число на три не делится, а значит, есть вероятность, что она еще родит больше, чем каждая из служанок.

И Леа согласилась. Пришел к ней Яаков. Написано: и услышал ее Всевышний, и она зачала и родила пятого. Как и предвидела Рахель.
Что услышал Всевышний? – Он услышал намерение Леи помочь сестре. За это и наградил пятым сыном. Что касается Рахели, то за готовность торговать мужем была лишена возможности родить троих. Ибо Леа родила почти сразу и шестого.

За мандрагоры Рахель отдает свое право быть той ночью с Яаковом Лее. Это оценивается Б-гом как некое пренебрежение в ее отношениях с Яаковом, из-за которого она не заслуживает быть похороненой рядом с ним — она принебрегла «лежанием» с Яаковом при жизни, поэтому была лишена «лежания» с ним после смерти. Однако то, что она была похоронена «при дороге», дало ей возможность молиться за ВЕСЬ народ, когда он проходил по этой дороге в изгнание…
 

Darina

Гуру
Легенда
23:20
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
очень интересная, страшная и поучительная история
официальные данные -
В книге Судей (гл. 19) приводится страшная история «Пилегеш бэ-Гива». История настолько жуткая, что составители Танаха «спрятали» ее в конце книги. И это — несмотря на то, что она, по многим мнениям, случилась в те времена, о которых рассказывается в начале книги, во времена судьи Шамгара, сына Аната.
Кратко и в русском переводе -
Наложница в Гиве - сюжет из Книги Судей Израилевых. Наложница левита была изнасилована некими людьми из колена Вениаминова, после чего умерла. Левит разрезал тело наложницы на 12 частей и разослал 12 коленам израилевым. Разъярённые племена Израиля потребовали свершить возмездие и отдать злоумышленников под суд. Вениаминцы отказались выдать преступников на суд других колен, спровоцировав гражданскую войну, в результате которой израильтяне систематически истребляли колено Вениаминово, в том числе женщин и детей. Кроме того, израильтяне поклялись не выдавать своих дочерей замуж за вениаминцев. Когда колено было истреблено практически полностью, включая всех женщин, было решено, что необходимо позволить колену выжить. Мужчины из города Ябеш Гилад Иавис Галаадский, которые отказались участвовать в наказании вениаминцев, были перебиты. Их дочери были выданы за выживших мужчин из этого колена Суд. 19–21. В результате войны колено Вениаминово стало "наименьшим из колен". Однако Гива Вениаминова позже была заселена тем же коленом: первый царь Израиля, Саул, происходил из этого колена 1Цар. 9:1, 2, из города Гивы 1Цар. 10:26.

мои комментарии в голосовом исполнении

Добавлено через 11 секунд

https://voca.ro/16EYZblHhPvi
 

Toreador

Elapidae
Заслуженный
08:20
1 Янв 2016
191,404
2,535
4
17
Москва
Пол
мои комментарии в голосовом исполнении
Заслушался. :give_rose_b_b:
С твоими комментариями намного интереснее, и про значение слов, и про традиции.
И про справедливость.
 

Darina

Гуру
Легенда
23:20
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Заслушался. :give_rose_b_b:
С твоими комментариями намного интереснее, и про значение слов, и про традиции.
И про справедливость.
спасибо)

значит - не здря стараюся)
 

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы видеть весь контент и оставлять комментарии

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ