Иудаизм: даты, время, возраст, хронология

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
11:28
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
11:28
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
Если говорить о Ветхом Завете, то там можете найти 2 отличающихся рассказа о Потопе, с 2 разными цифрами.. Если из главы VI выделите стихи 13-22, из VII- 6-9, затем во II стих 13-15 до середины 16, затем 13-21 и 24, а в VIII- стихи 1 и половину 2, половину 3 до 5, затем 13-19, а в главе IX- стихи 1-17- то вы получите один рассказ..
Остальные части главы VI со стиха 5, и главы VII, VIII- это второй рассказ.
В еврейском подлиннике они тем проще различимы, что в одном рассказе Бог именуется Ягве, в другом- Элогим. В первом рассказе дождь льёт 150 дней, во втором- 40..:pooh_go:

я не знаю точно - о каких главах Вы говорите
у меня Тора на иврите, я так с главами не разберусь, в Торе каждая глава имеет название, а не номер
если можно - то поточнее

насколько я знаю - рассказ о потопе есть в Берешит (или Книга Бытия по русски)в самой Торе и в апокрифе Книге Ханохе (Еноха по русски)
что Вы имеете в виду, какие именно строки?
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
11:28
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
В недельной главе Ноах повествуется о Всемирном Потопе, который обрушил Б-г на землю за грехи того поколения.
По свидетельству Торы, нравственное разложение началось с того, что «сыновья властелинов …брали себе женщин, всех, кого выбирали» (Берешит 6:2, Раши). «Любая брешь начинается с лидеров поколения», и тогда сыновья царей и вельмож стали силой забирать себе чужих жен. Они блудили также с мужчинами и со скотом (Берешит раба 26:5, Маарзо) — нечестивцы «скрещивали домашний скот с дикими зверьми и зверей со скотом, и всех животных с людьми, а людей со всеми животными» (Санхедрин 108а) И особенно бесчинствовали именно те, кто был призван следить за соблюдением закона, — и остановить их было некому (Рамбан, Берешит 6:2).

В Талмуде указано, что, хотя поколение потопа преступило все мыслимые запреты, их приговор был скреплен печатью именно за грабеж (Санхедрин 108а). В самой Торе основное преступление этого поколения названо словом хамас («разбой»; см. Берешит 6:13),
Оффтоп
и комментаторы поясняют, что понятие хамас включает в себя также кражи по мелочам, при которых невозможно обратиться в суд для восстановления справедливости. Именно такой вид преступлений был особенно распространен в поколении перед потопом: этот «разбой» (хамас) совершался открыто, при свете дня, с общего согласия (Берешит раба 31:5, Нехмад лемаръэ). По определению р. Овадьи Сефорно, разбой принял тотальный характер, и люди перестали видеть в нем зло: ведь «все воровали друг у друга» (Сефорно, Берешит 6:13).
Вместе с тем, согласно более широкому определению, понятие хамас включает в себя не только грабеж, но и «все виды мерзостей» (Маарзо, Берешит раба 31:1) — включая идолопоклонство, кровопролитие и разврат. По свидетельству мидрашей, обитатели земли буквально «погрязли в разврате», а «разврат (знут) неизбежно приводит цивилизацию к всеобщему уничтожению» (Берешит раба 26:5, 31:6).
И все же «поколение потопа не было стерто с лица земли до тех пор, пока они не стали составлять брачные договоры между мужчинами и между людьми и скотом» (Берешит раба 26:5; Раши,Хулин 23а, «Ки ишхит»). А поскольку люди того поколения не просто раз от разу поддавались своим страстям, но разврат приобрел у них силу закона, — раскаяние стало практически невозможным (Маарзо на Берешит раба 26:5).
Оффтоп
В 1536 году /2224 г. до н.э./ Ноах удостоился пророчества: Всевышний открыл ему, что, если человечество не раскается в своих преступлениях и не вернется к праведному образу жизни, то спустя 120 лет оно будет уничтожено водами потопа (Берешит 6:3, Раши; Сефер аяшар). Ведь Творец «никогда не вершит в мире суд до тех пор, пока не объявит о нем и не известит подсудимых», как Он «известил поколение потопа через Ноаха» (Зоар 1, 58а).
В тот же год Всевышний повелел Ноаху построить большой корабль — ковчег, на котором он сможет спастись в день всемирной катастрофы (Берешит 6:14, Раши; Седер адорот).
И Ноах начал его строить. Строил 120 лет.
На семнадцатый день месяца Хешван 1656 года /2104 г. до н.э./ Ноах и его семья вошли в ковчег. А вслед за ними, повинуясь безмолвному приказу Творца, в ковчеге собрались пары всех животных и птиц, предназначенных для спасения (Берешит 7:7—11, 13—16; Седер олам раба 4).
В тот день по всей земле начался сильный дождь, и вода значительно поднялась, затопляя низкие места.
В течение сорока дней дождь усиливался. К нему присоединились хлынувшие на поверхность подземные потоки, и «ковчег поплыл по воде» (Берешит 7:18). Воды поднялись на пятнадцать локтей выше самых высоких гор — и «погибла всякая плоть: …от человека до животного, до пресмыкающегося и до птицы небесной, …и остался (в живых) лишь Ноах и те, кто был с ним в ковчеге» (там же 7:20-23).
Сорок дней спустя, 27 Кислева 1656 года, дожди прекратились, но только через пять месяцев воды, впитываясь в землю, начали медленно опускаться.
Семнадцатого Сивана «ковчег опустился …на горы Арарат» (Берешит 7:12, 24, 8:3—4, Раши; Седер олам раба 4).
В первый день месяца Ав, на десятый месяц от начала потопа, из окна ковчега «стали видны вершины гор» (Берешит 8:5, Раши; Седер олам раба 4).
То есть - они всё ещё были в ковчеге.
Затем Ноах выпустил голубя, чтобы он посмотрел, сошла ли вода:

НО НЕ НАШЕЛ ГОЛУБЬ МЕСТА, ЧТОБЫ ОТДОХНУЛА ЕГО НОГА, И ВЕРНУЛСЯ К НОАХУ В КОВЧЕГ, ИБО БЫЛИ ВОДЫ НА ПОВЕРХНОСТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ; И ПРОТЯНУЛ ОН РУКУ, ВЗЯЛ И ВНЕС ЕГО К СЕБЕ В КОВЧЕГ (Берешит, 8:9)
Еще через два месяца, в первый день месяца Тишрей нового, 1657 года, «Ноах снял крышку с ковчега и увидел, что поверхность земли начала высыхать» (Берешит 8:13).
И, наконец, на 27 день месяца Хешван, через полный солнечный год от начала потопа, Ноах и его семья покинули ковчег (там же 8:14—18, Раши; Седер олам раба 4).
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
11:28
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
@Darina, интересная тема. :1f490:
спасибо!




*********************************************************
небольшое отступление - но всё равно по теме


Замечено, что в споре между любовью и правдой первая всегда проигрывает. Правда говорит все, что считает нужным сказать, не задумываясь при этом, обидит ли она своей обнаженной откровенностью оппонента, в данном случае любовь. В то время как последняя всегда обречена на молчание. Ибо не может обидеть.
...правда запрещена, если она обидная, или - обижающая правда хуже лжи - разве нет?... (ремарка моя)

Из всего разнообразия идей, управляющих миром и людьми, можно выделить три основные, генеральные, на фоне которых все остальные – лишь варианты этих трех.
Первая идея, самая простая, но самая распространенная на земле, называется "Пахан". Ее тезис: мы всегда правы. Слово "правы" расшифровывается как "наше право – отвечать ударом на любое ваше действие против нас; причем уровень вашей враждебности определяем только мы". Идея является поддерживающим ресурсом любого сообщества типа племени, социального класса, объединения болельщиков футбольного клуба, любой банды. В таком сообществе (как внутри него, так и снаружи, т.е. в общениях с внешним миром) правда не является формообразующим началом. Т.е. что-то за правду выдается, но это что-то может быть переоформлено в случае нужды. Ибо есть тут нечто более важное, чем правда, а именно – мы сами, члены племени-клуба-банды.

Во все времена власть была у тех, кто придерживается идеи "Пахан". С этой властью сражаются или другая банда с той же идеей (хотя и с другим наполнением), или носители идеи "Правда".

Тезис идеи "Правда": "но истина нам дороже". Т.е. вы нам можете быть друзьями (как Платон), врагами или кем хотите – нам все равно. Главное, чтобы всегда торжествовала правда, или истина (которую часто выдают за справедливость).

Идея "Правда" борется с идеей "Пахан" самым простым образом: носители первой объявляют носителей второй не кем иным, как лжецами, подтасовщиками фактов, лицемерами и пр. И это, как правило, правда.

Кстати, люди идеи "Пахан" любят рядиться в платье идеи "Правда". Этот карнавал настолько популярен, что некоторые совсем разуверились в самом существовании идеи "Правда". Но она существует – иначе не было бы идейных борцов с зарвавшейся властью. И не было бы идеалистов, которые верят в необходимость правильного воспитания, образования, высокого искусства, человеческих отношений – и всего остального, что заслуживает прилагательного правильный, истинный, высокий и пр. высоких эпитетов.

Греческие философы – это представители идеи "Правда". Как и вожди Вел.Франц.Рев., советские диссиденты, некоторые руководители университетских кафедр гуманитарного содержания, а также основная масса евреев-интеллигентов, говорящих по-русски.

Правда превыше всего! Ничего кроме правды! Правда – матка! Жить по правде!

** **

Есть третья идея – "Любовь". Ее тезис: "полюби своего ближнего, как себя". Т.е. полюби человека, сделав его своим ближним при помощи любви.

Идея "Любовь", по своей природе, не способна стать орудием борьбы. Ни против идеи "Пахан", ни, тем более, против идеи "Правда".

Весь мир ("Пахан" и "Правда") по одну сторону реки – в то время как Авраам ("Любовь") по другую. Эти идеи органически не сводимы одна к другой. Поэтому мир не пошел за Авраамом.

Раби Акива назвал любовь основной заповедью Торы. Про правду и ложь Тора говорит совсем в других терминах: "от неправды удались". И все! Конечно, это тоже немало. Но правдой, эмэт, Тора называет исключительно желание Творца. А оно на земле оборачивается необходимостью любви человека к человеку.

Если правда обижает – она хуже лжи. И грош ей цена.


Все виды обижающих правд безусловно запрещены Торой
. Это и лашон-ара, и сплетни, это любой выговор-критика-спор, если последние приводят к обиде-боли-слезам. Скажите человеку все, что вы о нем думаете, так, чтобы он расстроился, – вот вы и заявили о себе как о приверженце идеи "Правда". Причем в том ее виде, который анти-Тора.

** **

Идею "Любовь" пытались разнести по свету христиане и мусульмане. Им многое удалось, но не получилось у них тоже многое. Удалось сделать наш мир более моральным. Не получилось совсем отойти от топорной идеи "Правда", которая продолжает травмировать и обижать людей.

Идея под ником "Правда" великолепна – пока она никого не ударила. Но в том-то и дело, что она не умеет не ударять. Она и возникла-то для удара. Рожденная как орудие против идеи "Пахан", она до сих пор машет кулаками, вопя для самооправдания: "Платон, ты мне друг, но истина дороже". (И слышится в этом "дороже" что-то торгово-меновое, сдельно-выгодное.)

** **

Идея "Пахан" – общемировая. Идея "Правда" – древнегреческая. Идея "Любовь" – еврейская.

Любовь смотрит за собой. Правда и Пахан смотрят за другими. Причем Правда пристально, а Пахан с подозрением.

Любовь хочет исправиться. Правда хочет исправить. Пахан хочет наказать и упредить.

Любовь предпочтет стать жертвой, если альтернатива – стать палачом. Правда пойдет на многое, чтобы не стать жертвой. Пахан = всегда палач.

С точки зрения Любви, милосердие не нуждается в причинах. Любимый лозунг Правды: "кто не работает, тот не ест". У Пахана все люди рабы и лохи, "кроме наших".

Любовь защищает слабого. Правда защищает правого. Пахан не защищает, а нападает.

Любовь живет для других. Пахан живет за счет других. Правда выживает.

Любовь уступит. Правда, в лучшем случае, не выдаст. Пахан отберет.

Любовь не содержит корысти. Правда на корысти базируется. Пахан и корысть – синонимы.

Рав Реувен Пятигорский
 

Talamasca

Cherish your life.
Заслуженный
Местное время
20:28
Регистрация
6 Фев 2017
Сообщения
126,533
Репутация
1,210
Уровень
1
Награды
15
Пол
Женский
Раби Акива назвал любовь основной заповедью Торы. Про правду и ложь Тора говорит совсем в других терминах: "от неправды удались". И все! Конечно, это тоже немало. Но правдой, эмэт, Тора называет исключительно желание Творца. А оно на земле оборачивается необходимостью любви человека к человеку.
Как красиво все создано. Спасибо за информацию.:bulb:
 

Элина

МузыкоВЕДЬМА
Наш человек
Местное время
20:28
Регистрация
1 Ноя 2017
Сообщения
1,221
Репутация
0
Награды
2
tsiskaridze.mybb.ru
Пол
Женский
Прошу прощения, но...
В этом фильме исторического нет ничего!
Нелепость на нелепости.
1. Одежда - в Египте не было цветной одежды. Лён не раскрашивали! Белый цвет - цвет египетской одежды традиционный. Если что-то раскрашивалось, то это было только в целях соответствия жреческим ритуалам.
2. Парики носили почти все. Головы брились во избежание засилья вшей, которые в жарком климате (все понимают, верно?) ... И смешно видеть якобы "головной убор Нефертити"... Очередная нелепость.
3. Дико смешно видеть локон юности у взрослых мужиков. Только дети, да и то, до пяти-семи лет, носили детский локон юности. Выбривалась голова почти полностью, за исключением одного "хвостика".
4. У египтян не могло быть небритости на лице. Моисей всегда выглядел египтянином, пока не стал предводителем Исхода. Усы и борода отличали евреев в Египте от египтян.
5. Ещё одна убийственная дикость - появление фараона сразу с мумией сына на руках... Мумии изготовлялись колоссальное время. Могу ошибиться, но кабы не более двух месяцев. Сначала из тела вынимались внутренности, затем тело высушивали в течение 40 дней, потом очень долгая процедура - умащение специальными маслами и оборачивание специальными пеленами... Короче, сцена похорон царского сына - просто катастрофа с исторической точки зрения
6., 7., 8... надоело ещё перечислять

И после этого они смеют называть своё творение историческим фильмом?
Нонсенс!
 

Toreador

Elapidae
Заслуженный
Местное время
20:28
Регистрация
1 Янв 2016
Сообщения
191,406
Репутация
2,535
Уровень
2
Награды
20
Местоположение
Москва
Пол
Мужской

Кот

Психиатр
Легенда
Заслуженный
Местное время
20:28
Регистрация
18 Апр 2017
Сообщения
76,146
Репутация
1,431
Уровень
2
Награды
35
Местоположение
Россия
Пол
Мужской
а ты почитай, что там написано
Почитал. Как-то на моё имхо многовато всего понамешано. И правда, и истина, и тут же любовь и паханы какие-то...
Я только с тобой согласен, что искренность и правда - это далеко не всегда пересекающиеся и разные понятия. Но и то и другое инструменты. И пользоваться ими можно очень по-разному. А иногда и вовсе лучше не пользоваться.
 

metropoliu

Продвинутый
Заслуженный
Местное время
20:28
Регистрация
6 Янв 2020
Сообщения
17,174
Репутация
203
Награды
4
Местоположение
Москва
Пол
Мужской
Идея "Любовь" – еврейская.[/B]
В Ветхом Завете превалирует всеобщий библейский закон мести «око за око», завет - возлюби ближнего своего - появляется несколько позже.

Ветхий Завет: Левит: Глава 24.
20 перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать.
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
11:28
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
В Ветхом Завете превалирует всеобщий библейский закон мести «око за око», завет - возлюби ближнего своего - появляется несколько позже.
Ветхий Завет: Левит
20 перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать.

нет, это не превалирует
это интерпретации отдельных людей
читайте внимательно Тору (Ветхий завет)
 

Цветок Магриба

Мастер
Заслуженный
Местное время
20:28
Регистрация
3 Авг 2016
Сообщения
25,769
Репутация
1,175
Награды
1
Пол
Женский
нет, это не превалирует
это интерпретации отдельных людей
читайте внимательно Тору (Ветхий завет)
Поддерживаю.
"Око за око" это ведь данный закон для социума, вынужденная мера и адекватная условиям. Не более того.
 

Еееее

Продвинутый
Заслуженный
Местное время
20:28
Регистрация
19 Май 2020
Сообщения
7,095
Репутация
50
Пол
Женский
В Ветхом Завете превалирует всеобщий библейский закон мести «око за око», завет - возлюби ближнего своего - появляется несколько позже.

Ветхий Завет: Левит: Глава 24.
20 перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать.
Ой не сказала бы
 

metropoliu

Продвинутый
Заслуженный
Местное время
20:28
Регистрация
6 Янв 2020
Сообщения
17,174
Репутация
203
Награды
4
Местоположение
Москва
Пол
Мужской
Ой не сказала бы
Поддерживаю.
"Око за око" это ведь данный закон для социума, вынужденная мера и адекватная условиям. Не более того.
нет, это не превалирует
это интерпретации отдельных людей
читайте внимательно Тору (Ветхий завет)

Это ветхозаветная мораль, вероятно обусловленная объективной необходимостью.
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
11:28
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
ИСХОД
15 Нисана 2448 г. (от сотворения мира) еврейский народ вышел из египетского рабства. С тех пор Исход из Египта отмечается каждый год во время праздника Песах.

но что было до Исхода?..
немного о рабстве в Египте
Оглавление
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.

Согласно традиции, запечатленной в Талмуде и мидрашах, сыны Израиля пробыли в Египте двести десять лет (Седер олам раба 3).

Раши поясняет, как высчитать этот срок. Всевышний предсказал праотцу Аврааму: «Пришельцами будут твои потомки в земле не своей — их поработят и будут угнетать четыреста лет» (Берешит 15:13).

На первый взгляд можно было бы предположить, что здесь предсказан срок египетского рабства. Но такое истолкование неверно — наши мудрецы объясняют, что в словах «пришельцами будут твои потомки в земле не своей» подразумеваются все «потомки» праотца Авраама, начиная с Ицхака, — все они будут «пришельцами», живущими среди кнаанцев, филистимлян или египтян. Именно поэтому в предсказании говорится: «в земле не своей» — но не только «в Египте». А значит, срок в 400 лет исчисляется от рождения Ицхака и завершается исходом из рабства.

Шестьдесят лет из этого срока составили годы жизни Ицхака до рождения его сына, праотца Яакова (Берешит 25:26), а еще сто тридцать лет — годы жизни Яакова до его прихода в Египет (там же 47:9). И, следовательно, на пребывание в Египте приходится всего 210 лет (Раши, Берешит 15:13).

Но порабощение началось только после смерти всех двенадцати сыновей Яакова (Шмот 1:6). Последним из них, в возрасте 137 лет, умер Леви, родоначальник колена левитов и отец Кеата (там же 6:16). А от его смерти до Исхода миновало не более 116 лет, — это и был период египетского рабства (Сифтей хахамим, Шмот 6:16).

Пророк Моше (Моисей), который возглавлял евреев во время Исхода, был внуком Кеата.

Моше родился 7 Адара 2368 года /1392 г. до н.э./ в семье Амрама, сына Кеата, и его жены Йохевед.

В детстве он воспитывался во дворце фараона, но в возрасте 18-ти лет был вынужден бежать из Египта, так как вступился за еврея, которого жестоко избивал египтянин (Шмот 2:11).

Отправившись в странствия, Моше попал в страну Мидьян, где женился на дочке мидьянского жреца Итро.

Однажды, в 15 день весеннего месяца Нисана 2447 года /1313 г. до н.э./, Моше пас стадо в глубине Синайской пустыни. На склоне одной из гор он увидел куст ежевики, объятый пламенем, — он горел, но не сгорал. Затем Моше услышал голос — это было первое пророческое откровение, которого Моше был удостоен.

В этом пророчестве Всевышний дал Моше знать, что пришел срок вывести народ Израиля из Египта и возвратить его на землю праотцев (Шмот 3:7—8).

А затем Всевышний повелел: «Теперь Я посылаю тебя к фараону, и ты выведешь Мой народ, сынов Израиля, из Египта».

По дороге в Египет Моше встретил своего брата Аарона, вышедшего к нему на встречу.
об Аароне скажу отдельно
 

Toreador

Elapidae
Заслуженный
Местное время
20:28
Регистрация
1 Янв 2016
Сообщения
191,406
Репутация
2,535
Уровень
2
Награды
20
Местоположение
Москва
Пол
Мужской
Задумался про имена из Библии...
Интересно было бы еще посмотреть, как и на каких территориях менялось произношение и написание.
Шет - это же Сиф?
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
11:28
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
Задумался про имена из Библии...
Интересно было бы еще посмотреть, как и на каких территориях менялось произношение и написание.
Шет - это же Сиф?

не знаю...Шет - третий сын Адама и Евы (Хавы, кстати)
из всех сыновей Адама только про него сказано что он родился "по образу и подобию" своего отца...
Отец Эноша (его первенец)
кстати, эношут - человечество..
Эноша так же считают родоначальником идолопоклонства:
В 266 году (3494 г. до н.э.), в возрасте тридцати одного года, Энош отклонился от прямого пути служения: он стал изготовлять изображения различных духовных сил, небесных тел и созвездий, чтобы люди устанавливали связь с Творцом и молились Ему через эти изображения. И хотя сам Энош видел в этом путь служения Всевышнему, его ошибка привела последующие поколения к идолопоклонству (Раши, Берешит 4:26; Рамбам, Аводат кохавим 1:1—2; Седер адорот).

Добавлено через 2 минуты

ещё про Шета -

... после Эноша у Шета родилось еще много детей (Берешит 5:7). Шет повелел своим потомкам, чтобы они не смешивались с потомством Каина. И в течение семи поколений, до Ханоха (см.) и Метушелаха (см.), так и было. Но затем, когда Шет уже был очень стар, его повеление было нарушено: два рода смешались, и тогда нечестие и разврат захлестнули мир (Седер адорот).
После смерти Адама, последовавшей в 930 году (2830 г. до н.э.), именно Шет стал «сердцем человечества» (Кузари 1:95). В Талмуде Шет назван в числе семи «пастырей человечества» — величайших праведников всех времен, наряду с Адамом, Метушелахом, Авраамом (см.), Яаковом (см.), Моше (см.) и Шмуэлем (см.) (Сукка 52б, Раши).

Шет умер в 1042 году (2690 г. до н.э.), в возрасте 912 лет (Берешит 5:8). Похоронен недалеко от озера Кинерет (ныне поселение Арбель, к северо-западу от г. Тверии) (Седер адорот).
 

Toreador

Elapidae
Заслуженный
Местное время
20:28
Регистрация
1 Янв 2016
Сообщения
191,406
Репутация
2,535
Уровень
2
Награды
20
Местоположение
Москва
Пол
Мужской

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ