КТО ОНА, ПРЕКРАСНАЯ РОЗА МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА?
Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…»
![28866387.jpg](/proxy.php?image=http%3A%2F%2Fimages.vfl.ru%2Fii%2F1575991673%2Fe7b1e78d%2F28866387.jpg&hash=bd05941f6fb3be38e9376d85e635842e)
Оказывается «Маленький принц» был написан в Нью-Йорке, куда Экзюпери приехал 31-го декабря 1941-го года, рассчитывая провести здесь месяц-другой, а задержался на целых два года. Прообразом прекрасной и капризной Розы стала его жена Консуэло - латиноамериканская художница, которую за строптивый нрав друзья прозвали «сальвадорским вулканом». Они же описывали отношения Антуана де Сент-Экзюпери и Консуэло Сандоваль одним словом: парадокс. «Между ними были и страсть, и нежность, и взаимное восхищение, — говорил друг и издатель Антуана Гастон Галлимар. — Но я никогда раньше не видел, чтоб двое, которые так любят друг друга, были столь несчастливы в браке.»
В истории взаимоотношений Антуана де Сент-Экзюпери и Консуэло Сандоваль так много противоречивых фактов, что порой совершенно невозможно понять, что из этого правда, а что — вымысел. Биографы Экзюпери представляли знаменитого писателя как человека широкой души, преданного, верного и крайне обаятельного. Его жену при этом называли истеричной и лживой особой, равнодушной к судьбе своего отважного мужа. В мемуарах же самой Консуэло она предстает перед читателем влюбленной несчастной женщиной, готовой прощать мужу все обманы, измены и долгие месяцы своего одиночества. Вероятно, как это обычно бывает, истина находится где-то посередине.
Консуэло Сунсин Сандоваль напоминала бурную реку. Она родилась в Сальвадоре и утверждала, что в ее жилах течет кровь индейцев и испанских грандов: «В моей семье были священники и даже кардиналы! А фамилия Сунсин — это наследие вождей майя». Скорее всего, это миф, один из многих, которыми Консуэло привыкла окружать себя с малолетства. Впоследствии ее часто обвиняли в чрезмерных фантазиях и даже откровенной лжи. Она действительно придумывала себе жизнь — это был ее способ убежать от убогой действительности. Ведь Сальвадор, «страна вулканов», которую позже она описывала как земной рай, на самом деле была мировым захолустьем.
Первый муж Консуэло писатель Гомес Каррильо относился к своей юной жене как к ребенку. «Он лелеял мою безмятежность, — говорила Консуэло. — С ним мне не было нужды становиться взрослой». Поэтому его самоубийство в 1927 году она восприняла как предательство.
![28866393.jpg](/proxy.php?image=http%3A%2F%2Fimages.vfl.ru%2Fii%2F1575991763%2F810e8a32%2F28866393.jpg&hash=897fecd0af373351f24836b4b791effb)
Антуан познакомился с Консуэло вскоре после смерти ее мужа. Миниатюрная, экзотичная, она была похожа на цветок, на прекрасную нежную розу. Меньше чем через неделю он предложил ей руку и сердце. «Я буду принадлежать вам, мой Крылатый Рыцарь», — в свойственной ей манере церемонно ответила Консуэло.
Со стороны могло показаться, что брак с Сент-Экзюпери стал для нее хорошим выходом из сложного положения. Антуан был молод, обаятелен, хорошо зарабатывал в авиакомпании и пользовался репутацией одного из самых многообещающих писателей Франции. К тому же он был графом, а для Консуэло титулы всегда обладали магическим очарованием. Разумеется, давая согласие на брак, Консуэло принимала во внимание эти соображения. Но они отнюдь не были определяющими. Она действительно влюбилась в Экзюпери. Ее привлекла противоречивость его натуры — в нем причудливо соединились так и не ставший взрослым мальчик из Прованса и рыцарь, одержимый стремлением защищать слабого. Однако путь в семейную жизнь был долог и тернист, да и сама семейная жизнь оказалось довольно большим испытанием для обоих.
Похоже, что эти двое жить друг без друга уже не могли.
«Сначала я думал, что смогу обойтись без нее. Что не смогу дать ей счастья, которого она заслуживает, и, может быть, без меня ей будет лучше. Но когда в доме увяли все посаженные ею цветы, я понял, что должен ее вернуть» - писал Экзюпери.
«Он такой большой, что мне приходится поднимать голову, чтобы посмотреть ему в лицо. Но он плачет, как ребенок. Боится, как малое дитя. Говорит, что не протянет без меня и дня. Какая женщина устоит перед такой любовью?»
![28866394.jpg](/proxy.php?image=http%3A%2F%2Fimages.vfl.ru%2Fii%2F1575991811%2Fd18138b1%2F28866394.jpg&hash=49422eb618c5dc3c7b7c523bb2a4455e)
Тем не менее, их совместная жизнь порой превращалась в ад. Ревность, растерянность, постоянный страх подточили психику Консуэло. У нее стали случаться срывы, которые не столько пугали, сколько раздражали Экзюпери. «Его девочка» оказалась человеком из плоти и крови! К тому же человеком не слишком здоровым. По совету знакомых, Антуан отправил жену в психиатрическую клинику в Берне. Консуэло и в самом деле нуждалась в помощи врачей, причем сама прекрасно это понимала: «Я стала несправедливой, ревнивой, сварливой, неуживчивой. Я не хотела уступать ни единой улыбки тем женщинам, приглашения которых заполняли его ежедневник... Но я проиграла свою битву. Тонио нужна была атмосфера более мягкая, багаж более легкий, который можно оставить где угодно».
Время от времени они расставались, но всегда возвращались друг к другу.
Экзюпери не давал Консуэло уйти, но продолжал держать ее на расстоянии. Разные номера в отелях, внезапные отъезды, редкие телеграммы и еще более редкие ночи, которые он проводил в супружеской постели. Но Консуэло уже хватало и этого: «В его объятиях я забывала всю свою печаль. Такой вот чехардой была наша жизнь... Любовь и расставания».
«Я иду сражаться за родину, — объявил Антуан летом 1944 года. — Я благодарен небу за то, что у меня есть сокровища, которые я оставляю: мой дом, мои книги, моя собака. Ты сохранишь их для меня».
Его жизнь оборвалась 31 июля 1944 года над Атлантикой. Легкий «Лайтнинг» майора Сент-Экзюпери не вернулся с боевого вылета. В течение многих лет Консуэло не могла поверить в то, что ее мужа нет в живых. Она разговаривала с ним, писала ему письма, уверяла, что по ночам слышит его дыхание. «Он часто оставлял меня одну, — упрямо говорила она, — но всегда возвращался».
Официальные биографы Экзюпери считают, что брак с Консуэло Сандоваль был трагедией всей его жизни. Тех, кто утверждает, что без этой маленькой женщины не было бы большого писателя, значительно меньше. Но все сходятся на том, что Антуан и Консуэло действительно любили друг друга. «Мне достаточно белой скатерти, цветка и звука ваших шагов», — говорила Консуэло. «Когда я лечу среди звезд и вижу вдали огоньки, я говорю себе, что это моя маленькая Консуэло зовет меня...» — писал Антуан де Сент-Экзюпери.
![28866396.jpg](/proxy.php?image=http%3A%2F%2Fimages.vfl.ru%2Fii%2F1575991861%2F6215348e%2F28866396.jpg&hash=2b1a254e4c13f348a52177854cd50b80)
![28866440.jpg](/proxy.php?image=http%3A%2F%2Fimages.vfl.ru%2Fii%2F1575992154%2Fdcfc80ca%2F28866440.jpg&hash=6ba00ea95ef209333aa9d82cf66ca9e8)
Росинки дрожат на листьях бамбука, миг - и их нет, но я все живу, надеясь.
(яп танка)
Как легчайшее облачко в небе,
Красота может быть ускользающей
Ее трудно увидеть,
Сберечь невозможно -
Растворяется льдинкою тающей.