Когда я только переехала в Канаду, и пошла учиться здесь, у меня был один очень интересный курс, профессор которого был влюблен в теорию Маршалла Маклюэна, и он толкал нам её где надо и где она вообще была невпихуема.
Неделю назад нашла статью в "Моноклере" и смаковала её несколько дней.
Решила поделиться, может получиться разговор.
Разумеется, я публикую отрывки.
Более полувека назад канадский профессор и философ Маршалл Маклюэн написал одну из самых значимых книг по теории медиа. В труде «Понимание медиа» он представил ряд разрывных на тот момент идей, которые сейчас уже стали привычными. Это и ранжирование «горячих» и «холодных» медиа, и понятие «глобальная деревня», и, конечно же, культовый тезис о том, что средство передачи сообщения уже само является сообщением (в оригинале «the medium is the message»). Именно Маклюэн предсказал появление Всемирной паутины за три десятилетия до ее изобретения.
В понимании Маклюэна термины «средство передачи сообщения», «технология» и «медиа» взаимозаменяемы. Подзаголовок к его книге «Расширения человека» утверждает, что любая технология (и, следовательно, средство передачи сообщения и медиа) фактически является расширением наших тел и сознания. Например, когда я еду, автомобиль является продолжением меня: его границы теперь мои, мое осознание должно теперь принимать во внимание его полный размер и мощность.
Это также касается смартфонов, которыми люди пользуются, не подозревая об их окружающих границах, потому что их сознание фактически оказывается поглощено гаджетом. Граница, где заканчивается технология и начинается «я» становится туманной. По словам Маклюэна, такого расстояния практически нет. Содержание медиаканала не так важно, как он сам. Именно средства передачи сообщений меняют общества гораздо больше, чем любой контент.
В некотором смысле, содержание может даже отвлечь нас. Facebook — наглядный тому пример. Как пишет Маклюэн, «содержание» всякого средства коммуникации скрывает от наших глаз характер этого средства». Мы можем предположить, что технология всегда прогрессирует, но это не обязательно так. Обратите внимание на другой его тезис:
Любое изобретение и любая технология представляют собой расширение, внешнюю проекцию, или самоампутацию, наших физических тел, и такое расширение вовне требует, помимо прочего, новых пропорций, или новых равновесий между другими органами и расширениями тела.
GPS — замечательная технология, но она дорого обходится. Его истинную ценность нас заставляет пересмотреть эффект его долгосрочного воздействия на нашу память и зрительные системы. Исследования показали, что чем больше вы используете навигационные карты, тем меньше ваш гиппокамп, центр памяти вашего мозга. Так, теперь вы — единственный бесполезный ориентир, когда не представляете, где вы находитесь. Не поймите неправильно: использовать GPS, чтобы построить маршрут и найти верную дорогу в новых местах является прекрасным решением. Но постоянное обращение к навигатору в знакомых районах — это уже другая история.
В некотором смысле, мы живем в виртуальной реальности так долго, как являемся людьми. Конструкции сознания требуют, чтобы наши наблюдения и воспоминания подпитывали реальность, которую мы создаем. Я могу сопереживать чужим мне идеям, но я не могу их по-настоящему понять. Вряд ли я буду рассматривать их потенциал для включения в мое понимание реальности.
В «Понимании медиа» Маклюэн цитирует поэта У. Б. Йейтса:
Видимый мир перестал быть реальностью, а невидимый — мечтой.
вся статья - тут: https://monocler.ru/kak-virtualnaya-realt-izmenit-nashe-soznanie/
Обозреватель Дерек Берес задается вопросами: как виртуальная реальность изменяет наше сознание?
И если сознание не ограничивается телом, как вообще наше сознание чувствует себя в мирах виртуальности, построенных не нашим сознанием, а другими?..
Мне в связи с этим вспомнилось одно видео, виденное мною: маленькая девочка, ну годика полтора два, сидит с мамой и смотрит книжку, вглядывается в картинку и двумя пальчиками пытается её раздвинуть, "увеличить изображение" как в смартфоне или айпаде.
Ну и вообще, из прочитанного можно поговорить о Маклюэне, о сознании и виртуальной реальности, и многом другом, если кому-то интересно.
Неделю назад нашла статью в "Моноклере" и смаковала её несколько дней.
Решила поделиться, может получиться разговор.
Разумеется, я публикую отрывки.
Более полувека назад канадский профессор и философ Маршалл Маклюэн написал одну из самых значимых книг по теории медиа. В труде «Понимание медиа» он представил ряд разрывных на тот момент идей, которые сейчас уже стали привычными. Это и ранжирование «горячих» и «холодных» медиа, и понятие «глобальная деревня», и, конечно же, культовый тезис о том, что средство передачи сообщения уже само является сообщением (в оригинале «the medium is the message»). Именно Маклюэн предсказал появление Всемирной паутины за три десятилетия до ее изобретения.
В понимании Маклюэна термины «средство передачи сообщения», «технология» и «медиа» взаимозаменяемы. Подзаголовок к его книге «Расширения человека» утверждает, что любая технология (и, следовательно, средство передачи сообщения и медиа) фактически является расширением наших тел и сознания. Например, когда я еду, автомобиль является продолжением меня: его границы теперь мои, мое осознание должно теперь принимать во внимание его полный размер и мощность.
Это также касается смартфонов, которыми люди пользуются, не подозревая об их окружающих границах, потому что их сознание фактически оказывается поглощено гаджетом. Граница, где заканчивается технология и начинается «я» становится туманной. По словам Маклюэна, такого расстояния практически нет. Содержание медиаканала не так важно, как он сам. Именно средства передачи сообщений меняют общества гораздо больше, чем любой контент.
В некотором смысле, содержание может даже отвлечь нас. Facebook — наглядный тому пример. Как пишет Маклюэн, «содержание» всякого средства коммуникации скрывает от наших глаз характер этого средства». Мы можем предположить, что технология всегда прогрессирует, но это не обязательно так. Обратите внимание на другой его тезис:
Любое изобретение и любая технология представляют собой расширение, внешнюю проекцию, или самоампутацию, наших физических тел, и такое расширение вовне требует, помимо прочего, новых пропорций, или новых равновесий между другими органами и расширениями тела.
GPS — замечательная технология, но она дорого обходится. Его истинную ценность нас заставляет пересмотреть эффект его долгосрочного воздействия на нашу память и зрительные системы. Исследования показали, что чем больше вы используете навигационные карты, тем меньше ваш гиппокамп, центр памяти вашего мозга. Так, теперь вы — единственный бесполезный ориентир, когда не представляете, где вы находитесь. Не поймите неправильно: использовать GPS, чтобы построить маршрут и найти верную дорогу в новых местах является прекрасным решением. Но постоянное обращение к навигатору в знакомых районах — это уже другая история.
В некотором смысле, мы живем в виртуальной реальности так долго, как являемся людьми. Конструкции сознания требуют, чтобы наши наблюдения и воспоминания подпитывали реальность, которую мы создаем. Я могу сопереживать чужим мне идеям, но я не могу их по-настоящему понять. Вряд ли я буду рассматривать их потенциал для включения в мое понимание реальности.
В «Понимании медиа» Маклюэн цитирует поэта У. Б. Йейтса:
Видимый мир перестал быть реальностью, а невидимый — мечтой.
вся статья - тут: https://monocler.ru/kak-virtualnaya-realt-izmenit-nashe-soznanie/
Обозреватель Дерек Берес задается вопросами: как виртуальная реальность изменяет наше сознание?
И если сознание не ограничивается телом, как вообще наше сознание чувствует себя в мирах виртуальности, построенных не нашим сознанием, а другими?..
Мне в связи с этим вспомнилось одно видео, виденное мною: маленькая девочка, ну годика полтора два, сидит с мамой и смотрит книжку, вглядывается в картинку и двумя пальчиками пытается её раздвинуть, "увеличить изображение" как в смартфоне или айпаде.
Ну и вообще, из прочитанного можно поговорить о Маклюэне, о сознании и виртуальной реальности, и многом другом, если кому-то интересно.