Школы древнекитайский философии
Даосизм
Центральной идеей даосизма была теория Дао. Основоположником даосизма считают Лао-цзы (604 г. до н. э.-?).
Китайское слово "Дао" многозначно: Великий Путь, путь звезд и путь добродетелей, Закон Вселенной и человеческого поведения.
Он является действительной основой всех предметов и явлений природы, обычно его переводят как "путь" или закон мира, космоса.
Главным произведением Лао-Цзы был труд "Дао-Дэ-цзин" ("Учение о Дао и Дэ").
Где Дао это сущность бытия, а Дэ это добродетель, проявление Дао.
В философии Лао-цзы обращается внимание на единство человека и неба.
Лао-Цзы считал, что в мире существует единый и общий для всех вещей путь (Дао), изменить который не может никто.
Высший долг и предназначение человека, как утверждал основоположник даосизма, -следование Дао.
Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел - покой и смирение. Целью учения Лао-цзы было самоуглубление,
достижение духовного очищения, овладение телесностью. По теории даосизма, человек не должен вмешиваться в естественный
ход событий изменять его. Основной принцип даосизма — теория недеяния "увей".
Лао-цзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию.
Источником зла и всех бед есть то, что человек отступает от утвержденных природой законов Высшая добродетель - недеяние и молчание.
Согласно учению о космогонии (учение о происхождение космоса) даосизм выходит из того, что субстанциональной основой бытия считается Ци.
Именно из Ци выделяются две противоположные силы Инь и Ян, которые и образуют пять стихий:
Огонь, Земля, Метал, Вода, Дерево и соответственно все вещи, состоящих из этих стихий.
Диалектика Инь и Ян выглядит таким образом:
Бытие понимается как постоянный круговорот стихий:
Так схематически можно изобразить взаимосвязь пяти элементов и органов:
Конфуцианство
Другой важной темой китайской философской мысли была идея нравственного совершенствования на пути соблюдения правил и ритуалов, изложенная в конфуцианстве.
Основоположником данной философской концепции был Конфуций (551-479 гг. до н.э.).
Важнейшим источником философского знания в Китае считаются древние книги, прежде всего:
1) "Книга перемен" ("И цзин");
2) "Беседы и изречения" ("Лунь Юй") представляющая высказывания Конфуция.
Основные проблемы философии Конфуция:
1. Система этических норм.
2. Политические вопросы.
3. Поведение личности.
4. Общественное управление.
Главная цель его учения - содействовать благополучию общества, создать совершенное идеальное государство.
Высшими ценностями должны стать - патриархальные и государственные традиции, порядок, служение обществу.
Размышляя о судьбе своего общества, о несовершенстве человеческой натуры, Конфуций пришел к выводу, что ничего положительного нельзя достичь,
если не руководствоваться правильными принципами.
Главные принципы конфуцианства:
- Принцип "жэнь" - гуманность и человеколюбие. "Чего не желаешь себе, того не делай другим".
- Принцип "ли" почтительность и ритуал. "Воспитанный человек предъявляет требования к себе,
низкий человек предъявляет требования к другим".
- Принцип "чжэн-мин" - "исправление имен". В обществе будет порядок и взаимопонимание между
людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности.
"Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын".
- Принцип "цзюнь-цзы" образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными,
но это прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью.
Предназначение простолюдинов обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.
- Принцип "вэнь" образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и
нестеснительностью в обращении за советами к нижестоящим.
- Принцип "ди" - повиновение старшим по должности и возрасту. "Если человек почтителен, то его
не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек смышлен, он добивается успехов.
Если человек добр, он может использовать других".
- Принцип "чжун" - преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны
вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. "Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать".
В связи с этим отметьте, что в древнем Китае впервые в истории мировой культуры были поставлены вопросы
о методах государственного управления. Как нужно управлять народом? Чему отдать приоритет: ритуальным
правилам поведения или закону? Руководствоваться добротой или страхом? Сторонником "мягкого" управления
с опорой на мораль и правила поведения был Конфуций. Основным моральным принципом, "золотым правилом" было:
"Не делай того, чего не желаешь себе".
Отметьте, что Конфуций предлагает путь "золотой середины". Что это обозначает?
Это путь устранения противоречий, искусство балансировать между двумя крайностями, искусство политического компромисса.
Отличие конфуцианства от даосизма
Конфуцианство - учение рационалистическое и даже в какой то степени этическое. В даосизме преобладает мистическое начало.
Конфуцианство обращалось к человеку как к культурному, разумному существу, даосизм - как существу природному к его эмоциям, инстинктам.
В политической истории Китая, в развитии китайской государственности сыграли значительную роль легизм и конфуцианство.
Различие этих философских концепций в том, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции,
легизм же выше всего ставил силу закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях,
абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа.
Легизм (школа законников, фа-цзя).
Шан Ян (390–338 до н. э.) автор канона «Книга правителя области Шан».
Значительный вклад в учение внёс Хань Фэй (288–233 до н. э.).
Правитель должен иметь способность «видеть глазами Поднебесной», «рассуждать разумом Поднебесной».
Подобно Небу, он не может быть к кому-нибудь особо благосклонным.
Небо допускает стихийные бедствия – правитель должен использовать наказания.
Заимствования:
Из даосизма: природа значимее культуры.
Из моизма: утилитаристский подход к человеческим ценностям.
В противовес конфуцианскому призыву к нравственности призывали к верховенству закона.
Совесть заменили страхом. Государство – это бездушный механизм, возглавляемый деспотом- правителем.
Высшая цель правителя –объединение Китая. Необходимо упразднить философию.
Идеал законников был реализован в империи Цинь. Сожжены множество книг, 460 философов были живыми закопаны в землю.
Моизм
Трактаты «Мэн-цзы» и «Хань Фэй-цзы».
Ритуал не способствует душевному развитию. В отличие от Конфуция считал, что надо любить всех, а не только ближних или чиновников.
Небо любит всех. Всеобщая любовь - к взаимной выгоде. Справедливость – это то, что полезно.
Но полезность не в личном плане, а для всего общества. Отрицание фатализма. Люди сами определяют свои действия.
Высказывания:
Те, кто утверждает веру в судьбу, тем самым приносят горе простолюдинам.
Кто усерден [в труде], тот имеет возможность жить, а кто не усерден в труде, тот не имеет возможности жить.
Нет ничего лучше, чем взять за образец небо.
Беспорядки возникают оттого, что люди не любят друг друга.
Даосизм
Центральной идеей даосизма была теория Дао. Основоположником даосизма считают Лао-цзы (604 г. до н. э.-?).
Китайское слово "Дао" многозначно: Великий Путь, путь звезд и путь добродетелей, Закон Вселенной и человеческого поведения.
Он является действительной основой всех предметов и явлений природы, обычно его переводят как "путь" или закон мира, космоса.
Главным произведением Лао-Цзы был труд "Дао-Дэ-цзин" ("Учение о Дао и Дэ").
Где Дао это сущность бытия, а Дэ это добродетель, проявление Дао.
В философии Лао-цзы обращается внимание на единство человека и неба.
Лао-Цзы считал, что в мире существует единый и общий для всех вещей путь (Дао), изменить который не может никто.
Высший долг и предназначение человека, как утверждал основоположник даосизма, -следование Дао.
Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел - покой и смирение. Целью учения Лао-цзы было самоуглубление,
достижение духовного очищения, овладение телесностью. По теории даосизма, человек не должен вмешиваться в естественный
ход событий изменять его. Основной принцип даосизма — теория недеяния "увей".
Лао-цзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию.
Источником зла и всех бед есть то, что человек отступает от утвержденных природой законов Высшая добродетель - недеяние и молчание.
Согласно учению о космогонии (учение о происхождение космоса) даосизм выходит из того, что субстанциональной основой бытия считается Ци.
Именно из Ци выделяются две противоположные силы Инь и Ян, которые и образуют пять стихий:
Огонь, Земля, Метал, Вода, Дерево и соответственно все вещи, состоящих из этих стихий.
Диалектика Инь и Ян выглядит таким образом:
Бытие понимается как постоянный круговорот стихий:
Так схематически можно изобразить взаимосвязь пяти элементов и органов:
Конфуцианство
Другой важной темой китайской философской мысли была идея нравственного совершенствования на пути соблюдения правил и ритуалов, изложенная в конфуцианстве.
Основоположником данной философской концепции был Конфуций (551-479 гг. до н.э.).
Важнейшим источником философского знания в Китае считаются древние книги, прежде всего:
1) "Книга перемен" ("И цзин");
2) "Беседы и изречения" ("Лунь Юй") представляющая высказывания Конфуция.
Основные проблемы философии Конфуция:
1. Система этических норм.
2. Политические вопросы.
3. Поведение личности.
4. Общественное управление.
Главная цель его учения - содействовать благополучию общества, создать совершенное идеальное государство.
Высшими ценностями должны стать - патриархальные и государственные традиции, порядок, служение обществу.
Размышляя о судьбе своего общества, о несовершенстве человеческой натуры, Конфуций пришел к выводу, что ничего положительного нельзя достичь,
если не руководствоваться правильными принципами.
Главные принципы конфуцианства:
- Принцип "жэнь" - гуманность и человеколюбие. "Чего не желаешь себе, того не делай другим".
- Принцип "ли" почтительность и ритуал. "Воспитанный человек предъявляет требования к себе,
низкий человек предъявляет требования к другим".
- Принцип "чжэн-мин" - "исправление имен". В обществе будет порядок и взаимопонимание между
людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности.
"Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын".
- Принцип "цзюнь-цзы" образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными,
но это прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью.
Предназначение простолюдинов обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.
- Принцип "вэнь" образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и
нестеснительностью в обращении за советами к нижестоящим.
- Принцип "ди" - повиновение старшим по должности и возрасту. "Если человек почтителен, то его
не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек смышлен, он добивается успехов.
Если человек добр, он может использовать других".
- Принцип "чжун" - преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны
вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. "Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать".
В связи с этим отметьте, что в древнем Китае впервые в истории мировой культуры были поставлены вопросы
о методах государственного управления. Как нужно управлять народом? Чему отдать приоритет: ритуальным
правилам поведения или закону? Руководствоваться добротой или страхом? Сторонником "мягкого" управления
с опорой на мораль и правила поведения был Конфуций. Основным моральным принципом, "золотым правилом" было:
"Не делай того, чего не желаешь себе".
Отметьте, что Конфуций предлагает путь "золотой середины". Что это обозначает?
Это путь устранения противоречий, искусство балансировать между двумя крайностями, искусство политического компромисса.
Отличие конфуцианства от даосизма
Конфуцианство - учение рационалистическое и даже в какой то степени этическое. В даосизме преобладает мистическое начало.
Конфуцианство обращалось к человеку как к культурному, разумному существу, даосизм - как существу природному к его эмоциям, инстинктам.
В политической истории Китая, в развитии китайской государственности сыграли значительную роль легизм и конфуцианство.
Различие этих философских концепций в том, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции,
легизм же выше всего ставил силу закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях,
абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа.
Легизм (школа законников, фа-цзя).
Шан Ян (390–338 до н. э.) автор канона «Книга правителя области Шан».
Значительный вклад в учение внёс Хань Фэй (288–233 до н. э.).
Правитель должен иметь способность «видеть глазами Поднебесной», «рассуждать разумом Поднебесной».
Подобно Небу, он не может быть к кому-нибудь особо благосклонным.
Небо допускает стихийные бедствия – правитель должен использовать наказания.
Заимствования:
Из даосизма: природа значимее культуры.
Из моизма: утилитаристский подход к человеческим ценностям.
В противовес конфуцианскому призыву к нравственности призывали к верховенству закона.
Совесть заменили страхом. Государство – это бездушный механизм, возглавляемый деспотом- правителем.
Высшая цель правителя –объединение Китая. Необходимо упразднить философию.
Идеал законников был реализован в империи Цинь. Сожжены множество книг, 460 философов были живыми закопаны в землю.
Моизм
Трактаты «Мэн-цзы» и «Хань Фэй-цзы».
Ритуал не способствует душевному развитию. В отличие от Конфуция считал, что надо любить всех, а не только ближних или чиновников.
Небо любит всех. Всеобщая любовь - к взаимной выгоде. Справедливость – это то, что полезно.
Но полезность не в личном плане, а для всего общества. Отрицание фатализма. Люди сами определяют свои действия.
Высказывания:
Те, кто утверждает веру в судьбу, тем самым приносят горе простолюдинам.
Кто усерден [в труде], тот имеет возможность жить, а кто не усерден в труде, тот не имеет возможности жить.
Нет ничего лучше, чем взять за образец небо.
Беспорядки возникают оттого, что люди не любят друг друга.