- Местное время
- 09:37
- Регистрация
- 16 Фев 2016
- Сообщения
- 14,331
- Репутация
- 0
- Уровень
- 1
- Награды
- 6
- Местоположение
- Tenebris paradiso
- Пол
- Нейтральный
Усваивается, как и другие модели взаимодействия, во время социализацииОткуда жестокость берется
В начале 60-х годов психолог Альберт Бандура решил выяснить, склонны ли дети имитировать агрессивное поведение взрослых. Он взял огромную надувную куклу-клоуна, которую назвал Бобо, и снял фильм, как взрослая тётя его ругает, лупит, пинает и даже бьёт молотком. Потом он показал это видео группе из 24 дошкольников. Второй группе показали видео без насилия, а третьей вообще ничего не показали.
Потом все три группы попеременно запустили в комнату, где был клоун Бобо, несколько молотков и даже игрушечные пистолеты, хотя ни на одном видео никакое огнестрельное оружие не фигурировало.
Дети, которые смотрели агрессивное видео, не теряя времени приступили к мучению бедного Бобо. Один мальчик приставил к голове клоуна пистолет и стал шептать что-то про то, как с удовольствием вышибет ему мозги. В остальных двух группах не было даже намёка на насилие.
После того, как Бандура изложил свои выводы научному сообществу, нашлось множество скептиков, которые сказали, что всё это ничего не доказывает, поскольку резиновая кукла для того и придумана, чтобы её пинать.
Тогда Бандура снял фильм с издевательствами над живым взрослым человеком, одетым клоуном, потом собрал ещё больше детей, показал им свою нетленку и опять запустил в комнату к (теперь уже живому!) Бобо. Как многие из вас уже догадались и без всякого эксперимента, дети принялись оскорблять, пинать и бить живого клоуна с тем же усердием, что и первый раз.
На этот раз утверждение Бандуры о том, что дети имитируют поведение взрослых, никто оспаривать не решился.
Дж. Гербнер и другие его коллеги в течение 30 лет ежедневно просматривали сетку вещания в прайм-тайм и субботние утренние программы. Что же они обнаружили? Две из каждых трех программ содержат сюжеты насилия («действия физических принуждений, сопровождавшиеся угрозами избиения или убийства, либо избиения или убийства как таковые»).
К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100000 других действий с применением насилия. Это касается только телевидения, исключая другие источники.
Размышляя по поводу своих подсчетов, проводимых им уже 22 года, Гербнер заключает: «В истории человечества бывали и более кровожадные эпохи, но ни одна из них не была до такой степени пропитана образами насилия, как наша.
И кто знает, куда нас унесет этот чудовищный поток зримого насилия, просачивающийся в каждый дом через мерцающие экраны телевизоров в виде сцен безупречно отрежиссированной жестокости. Защитники идеи о том, что зритель (не понятно)… освобождается от агрессивной энергии и таким образом телевидение предотвращает агрессию, могут возразить: «Телевидение не принимало участия в массовом уничтожении евреев и коренных американцев. Телевидение только отражает наши вкусы и угождает им». Критики этой теории возражают: «Но также верно и то, что с началом эры телевидения в Америке (например) количество преступлений, связанных с насилием, стало увеличиваться в несколько раз быстрее, чем численность населения. Вряд ли поп-культура только пассивно отражает вкусы, никак не влияя на общественное сознание».