Охранник в офисе требует ехать домой за забытым пропуском, консьержка устраивает допрос каждому, кто заходит в подъезд, а мелкий чиновник находит опечатку в документе и отправляет посетителя записываться на прием заново. Так проявляется синдром вахтера.
Синдром вахтера — это желание человека, обладающего небольшой властью, демонстрировать свою значимость. «Вахтер» может устанавливать бесполезные запреты и правила, придираться к мелким ошибкам и нарушениям, проявлять чрезмерную бдительность, общаться грубо и высокомерно или вообще игнорировать посетителей.
Это не заболевание и не ментальное расстройство, а паттерн поведения, то есть сценарий, по которому человек действует в определенных обстоятельствах. Сам термин «синдром вахтера» существует только в русском языке и является не научным, а народным.
Хотя не стоит считать, что синдром вахтера встречается только в России. Жители других стран с ним тоже сталкиваются, что подтверждается произведениями массовой культуры. Например, Аргус Филч из книг и фильмов про Гарри Поттера — типичный носитель синдрома вахтера. Неудавшийся волшебник и завхоз в Хогвартсе не в меру ревностно следит за порядком в школе и очень любит наказывать провинившихся учеников.
Синдром вахтера можно узнать по таким фразам:
Из-за недовольства своим положением. Одна из возможных причин подобного поведения — личная относительная депривация, то есть уверенность в том, что человек незаслуженно получает меньше уважения, денег или других ценных ресурсов, чем заслуживает. Сотрудник может считать, что достоин большего, например, потому что у него есть образование или он проводит на работе много времени. Исследования установили, что люди с относительной депривацией становятся более агрессивными и менее склонны действовать в интересах других.
- «У вас в документе ошибка. Переделаете и придете на прием через неделю»;
- «Всем нужно срочно, а мне что, разорваться?»;
- «Вы что, пять минут подождать не можете? Не видите, что у меня и так куча дел?»;
- «Я не знаю, работаете вы здесь или нет. Я вас запоминать не обязан»;
- «Это ваши проблемы, а не мои».
Из-за желания защититься. Люди используют агрессию и враждебность не только для нападения, но и для защиты. Если сотрудник, занимающий низкую должность, часто сталкивался с высокомерием и хамством со стороны клиентов или посетителей, то агрессивным поведением он будто бы наносит удар первым.
Из-за ощущения власти. Иногда быть терпимее к чужим ошибкам и промахам, вроде забытого дома пропуска или опечатки в документе, человеку мешает то, что себя он считает значимым и важным.
Встречали вахтеров в жизни?