- Местное время
- 03:38
- Регистрация
- 1 Янв 2016
- Сообщения
- 191,406
- Репутация
- 2,535
- Уровень
- 2
- Награды
- 20
- Местоположение
- Москва
- Пол
- Мужской
Первая Пасха в блокадном Ленинграде
Первая военная Пасха совпала с юбилеем Ледового побоища. К этому времени отношение советского правительства к Церкви изменилось. Если год назад перед началом войны в Ленинграде верующих, пришедших на пасхальную службу, пыталась разогнать конная милиция, то год спустя в апреле 1942 года последовало разрешение в ряде крупных городов совершать Пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажжёнными свечами.
В свою очередь священнослужители в пасхальных богослужениях вспоминали Александра Невского и призывали молиться за Красную Армию.
В пасхальную ночь в Ленинграде был отменён комендантский час. По указанию городского руководства фотографы В.Г. Куликов и А.А. Шабанов снимали во время богослужения внутренний и внешний вид соборов и церквей Ленинграда на Пасху 1942 года и Рождество 1943 года.
Большинство верующих вместо куличей освящали кусочки блокадного хлеба. Богослужение было перенесено на 6 часов утра, чтобы избежать больших жертв от артобстрелов и авианалётов.
Дело в том, что 4 апреля немцы начали операцию "Айсштосс" по уничтожению кораблей Балтфлота, стоящих на швартовке в черте города. В результате артналётов и бомбардировок, помимо ущерба кораблям, погибло до 200 мирных граждан, около 500 было ранено.
Более всего в пасхальную ночь пострадал Князь-Владимирский собор, настоятелем которого тогда был протоиерей Николай Ломакин. В своих показаниях на Нюрнбергском процессе он так описывает события Великой Субботы 1942 года: «В 5 часов 30 мин вечера в юго-западную часть Князь-Владимирского собора упало 2 авиабомбы. Люди в это время подходили к Святой Плащанице. Была громаднейшая очередь верующих, желающих исполнить свой христианский долг. Я видел, как человек около 30-ти лежало на паперти ранеными. Эти раненые были в разных местах близ храма... Произошла страшная картина смятения. Люди, не успевшие войти в храм, поспешно стали убегать в близ расположенные траншеи, а другая часть, вошедшая в храм, разместилась по стенам храма, в ужасе ожидая своей смерти, потому что сотрясение храма было настолько сильно, что непрерывно, в течение некоторого времени, падали стекла, куски штукатурки...».
По поводу ущерба, нанесённого зданию храма Князь-Владимирского собора последовало заявление отца Николая инспектору Ленсовета: «4 апреля 1942 года в 7 ч 30 мин вечера при налете фашистской авиации на город осколками сброшенного снаряда частично повреждены стены на южной стороне собора и колонны при входе в собор. Местами повреждена штукатурка до кирпичей. Выбиты почти все стекла с южной стороны собора. Жертв не было. Меры к исправлению приняты. Окна закрыты или деревянными ставнями, или фанерой. Стекла будут вставляться».
Как мы видим есть некоторые неточности во времени налёта и количестве пострадавших. Какому из заявлений я не могу сейчас проверить, поэтому оставим этот вопрос без ответа.
В целом же посещаемость церквей во время блокады значительно возросла по сравнению с довоенным временем. Постоянная близость смерти обращала людей к вере в бессмертие души и жизнь вечную. Многие принимали святое крещение. Подавались горы записок о здравии и о упокоении.
Богослужение в Николо-Богоявленском кафедральном соборе в дни блокады. Службу ведёт митрополит Ленинградский и Новгородский Алексия.
Первая военная Пасха совпала с юбилеем Ледового побоища. К этому времени отношение советского правительства к Церкви изменилось. Если год назад перед началом войны в Ленинграде верующих, пришедших на пасхальную службу, пыталась разогнать конная милиция, то год спустя в апреле 1942 года последовало разрешение в ряде крупных городов совершать Пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажжёнными свечами.
В свою очередь священнослужители в пасхальных богослужениях вспоминали Александра Невского и призывали молиться за Красную Армию.
В пасхальную ночь в Ленинграде был отменён комендантский час. По указанию городского руководства фотографы В.Г. Куликов и А.А. Шабанов снимали во время богослужения внутренний и внешний вид соборов и церквей Ленинграда на Пасху 1942 года и Рождество 1943 года.
Большинство верующих вместо куличей освящали кусочки блокадного хлеба. Богослужение было перенесено на 6 часов утра, чтобы избежать больших жертв от артобстрелов и авианалётов.
Дело в том, что 4 апреля немцы начали операцию "Айсштосс" по уничтожению кораблей Балтфлота, стоящих на швартовке в черте города. В результате артналётов и бомбардировок, помимо ущерба кораблям, погибло до 200 мирных граждан, около 500 было ранено.
Более всего в пасхальную ночь пострадал Князь-Владимирский собор, настоятелем которого тогда был протоиерей Николай Ломакин. В своих показаниях на Нюрнбергском процессе он так описывает события Великой Субботы 1942 года: «В 5 часов 30 мин вечера в юго-западную часть Князь-Владимирского собора упало 2 авиабомбы. Люди в это время подходили к Святой Плащанице. Была громаднейшая очередь верующих, желающих исполнить свой христианский долг. Я видел, как человек около 30-ти лежало на паперти ранеными. Эти раненые были в разных местах близ храма... Произошла страшная картина смятения. Люди, не успевшие войти в храм, поспешно стали убегать в близ расположенные траншеи, а другая часть, вошедшая в храм, разместилась по стенам храма, в ужасе ожидая своей смерти, потому что сотрясение храма было настолько сильно, что непрерывно, в течение некоторого времени, падали стекла, куски штукатурки...».
По поводу ущерба, нанесённого зданию храма Князь-Владимирского собора последовало заявление отца Николая инспектору Ленсовета: «4 апреля 1942 года в 7 ч 30 мин вечера при налете фашистской авиации на город осколками сброшенного снаряда частично повреждены стены на южной стороне собора и колонны при входе в собор. Местами повреждена штукатурка до кирпичей. Выбиты почти все стекла с южной стороны собора. Жертв не было. Меры к исправлению приняты. Окна закрыты или деревянными ставнями, или фанерой. Стекла будут вставляться».
Как мы видим есть некоторые неточности во времени налёта и количестве пострадавших. Какому из заявлений я не могу сейчас проверить, поэтому оставим этот вопрос без ответа.
В целом же посещаемость церквей во время блокады значительно возросла по сравнению с довоенным временем. Постоянная близость смерти обращала людей к вере в бессмертие души и жизнь вечную. Многие принимали святое крещение. Подавались горы записок о здравии и о упокоении.
Богослужение в Николо-Богоявленском кафедральном соборе в дни блокады. Службу ведёт митрополит Ленинградский и Новгородский Алексия.