О критике через призму картины Габриеля фон Макса

Toreador

Elapidae
Заслуженный
Местное время
21:58
Регистрация
1 Янв 2016
Сообщения
191,406
Репутация
2,535
Уровень
2
Награды
20
Местоположение
Москва
Пол
Мужской
Наткнулся на чудесную картину и статью к ней. Заставляет задуматься...
Что такое критика?
Всегда ли она адекватна?
Нужна ли она? Какие качества необходимы беспристрастному критику?


22jMhGBAUIg.jpg

Картина "Обезьяны-Критики" была представлена публике на Первой ежегодной Мюнхенской выставке, открывшейся 1 июля 1889 г. Мария Макела в своей недавней книге, посвященной Мюнхенскому Сецессиону, описывает ситуацию следующим образом:
Габриель фон Макс придал эффектную визуальную форму широко распространенному недовольству выбором жюри в своей картине "Дамский клуб" (ок. 1889), показанной на Первой ежегодной выставке. Эта картина, впоследствии переименованная художником в "Обезьяны-критики", была одной из самых циничных на выставке. Тринадцать обезьян, различных по форме, размеру и характеру, рассматривают картину, повернутую к зрителю боком, так что он видит только золотую раму. Ярлык на изнанке холста идентифицирует невидимое изображение как "Тристана и Изольду" и определяет его продажную стоимость в 100.000 немецких марок. Это произведение традиционно истолковывалась либо как выражение известного увлечения автора философией дарвинизма, либо как сатирический выпад против искусствоведов. Однако в контексте Первой ежегодной выставки сюжет картины обретает другие коннотации. Примечательно, что Макс был среди противников салона в Мюнхене и сначала отказался участвовать в Первой ежегодной выставке. Он представил "Обезьян-критиков", когда выставка уже открылась. Оценки жюри, которое в общем предпочитало более светлую палитру и более раскованную технику молодых коллег художника, лишь усугубили неприязнь Макса ко всему предприятию. В конечном счете картину следует воспринимать как сатиру на членов жюри Первой ежегодной выставки, чью работу по оценке картин Макс сравнил с действиями обыкновенных обезьян. Картина имела на выставке громадный успех; по иронии судьбы ей присудили золотую медаль второй степени - вполне возможно, это было что-то вроде жеста самозащиты.

Можно сказать, что эта картина является символическом описанием ситуации непонимания. Обезьяны как не-люди (или, по крайней мере, псевдолюди) неспособны понять и адекватно оценить творение человеческого духа, поскольку мир специфически человеческого опыта для них закрыт. Он для них просто не существует.

Понимание же возникает в акте со-переживания или со-существования в духе. Иными словами, его предпосылкой является определенное самоотождествление понимающего с понимаемым. Это самоотождествление со своим иным есть в то же самое время самопревосхождение, потеря тождества с самим собой. Пока обезьяны остаются обезьянами, их "критическая деятельность" - лишь смехотворная и нелепая имитация реального понимания. Противоречие между намерением и результатом, описанное как онтологически неразрешимый конфликт, может быть разрешено в сознании зрителя психологически посредством реакции в эмоциональных модальностях смеха, страха, отвращения и т.д.

Картина фон Макса, однако, проблематизирует это слишком легкое разрешение, погружая зрителя в интенциональную структуру картины. Центральная фигура - самая крупная обезьяна - смотрит прямо на зрителя, так что последний оказывается в зеркальной позиции относительно ее. Изображение, таким образом, становится отражением, а обезьяны, изучающие картину, уравниваются со зрителями, рассматривающими произведение фон Макса. Цинизм художника, о котором упоминает Макела, заключается именно в этом уравнивании зрителей с обезьянами, которые претендуют на то, чтобы быть критиками произведения и при этом совершенно не способны понять его цель и смысл. (Заметим, что произведение творца, т.е. картина, может метафорически означать произведение Творца, т.е. мир.)

Чувствовать себя обезьяной, конечно, оскорбительно. Отсюда - первая реакция зрителя: "картина вызывает неприятные ощущения". Чтобы не чувствовать себя оскорбленным, нужно либо игнорировать зеркальный эффект (и, тем самым, отказаться от адекватного видения), либо занять позицию внешнего наблюдателя, т.е. рассматривать самого себя в качестве (критикующего) зрителя.
https://polka.netslova.ru/book.php?id=1249911207
 

Кот

Психиатр
Легенда
Заслуженный
Местное время
21:58
Регистрация
18 Апр 2017
Сообщения
76,087
Репутация
1,431
Уровень
2
Награды
35
Местоположение
Россия
Пол
Мужской
Что такое критика?
Критика это анализ. В творческом смысле это попытка анализа. Потому как хрен его, художника, знает, чё у него там в душе и в голове... никто точно не скажет. Даже он сам.
В общем - танцы с бубном.

Всегда ли она адекватна?
Ну конечно нет.

Сложный вопрос. Она интересна, она помогает кому-то думать, кому-то учиться, кому-то делать деньги... видимо нужна. Не знаю как обезьянам, а людям нужна.

Какие качества необходимы беспристрастному критику?
Профессионализм. Насколько это вообще возможно применимо к критике да ещё в творчестве. Сложно критиковать то, что понять в принципе невозможно.
 

Toreador

Elapidae
Заслуженный
Местное время
21:58
Регистрация
1 Янв 2016
Сообщения
191,406
Репутация
2,535
Уровень
2
Награды
20
Местоположение
Москва
Пол
Мужской

Сиш

Местами с Вами
Легенда
Местное время
21:58
Регистрация
27 Фев 2017
Сообщения
41,145
Репутация
1,055
Уровень
1
Награды
8
Пол
Женский
Всегда ли она адекватна?
конечно нет - профессиональные критики проплачены


Какие качества необходимы беспристрастному критику?
не хотеть на этом заработать денег

Добавлено через 52 секунды

кто не являются профессионалами, не могут оценить?
я не профи, но могу оценить

Добавлено через 1 минуту

@Toreador, картинка - супер, 2 мордашки чудесно прописаны
 

Кот

Психиатр
Легенда
Заслуженный
Местное время
21:58
Регистрация
18 Апр 2017
Сообщения
76,087
Репутация
1,431
Уровень
2
Награды
35
Местоположение
Россия
Пол
Мужской
те, кто не являются профессионалами, не могут оценить?
Ну я же оцениваю. Нравится/не нравится. Или тот же Малевич. Понятно что мужик просто прикалывался над всеми. Но удачно. Но какой он художник? Он аферист и авантюрист.
Хотя конечно, искусством можно назвать всё, что сделано искусственно.
А профи изучают различные школы живописи, индивидуальные приёмы авторов, сами творения, биографии самих художников, работы других критиков... и делают свои заключения уже в рамках всего объёма полученных знаний.
Как бы более объективно.
 

Гадалка

Талисман
Легенда
Заслуженный
Местное время
21:58
Регистрация
1 Мар 2018
Сообщения
60,133
Репутация
1,236
Награды
7
Пол
Женский
Какие качества необходимы беспристрастному критику?
может умение глубже рассмотреть чем обычный зритель, умение быть беспристрастным и с добрыми намерениями давать оценку.., умение донести свое видение.
 

aequans

Выдающийся
Наш человек
Новый участник
Местное время
21:58
Регистрация
11 Фев 2019
Сообщения
3,554
Репутация
0
Награды
1
Пол
Нейтральный
Дегенеративное искусство.

Адольф Алоизыч не одобряет дичайше.
 

Drёm

Талисман
Команда форума
Супер Модератор
Легенда
Местное время
20:58
Регистрация
1 Мар 2018
Сообщения
38,693
Репутация
1,771
Уровень
2
Награды
39
Пол
Нейтральный
@Toreador, когда человеку критика не нужна, то все критикующие, как бы умно они не говорили, в глазах критикуемого выглядят как вот эти самые обезьянки.

Совсем другая ситуация, если человеку критика необходима. Вот чувствует он что есть косяк, мешает он ему, а найти не может
Тогда критикующие для него как симпозиум профессоров.
 

Toreador

Elapidae
Заслуженный
Местное время
21:58
Регистрация
1 Янв 2016
Сообщения
191,406
Репутация
2,535
Уровень
2
Награды
20
Местоположение
Москва
Пол
Мужской
картинка - супер, 2 мордашки чудесно прописаны
У него есть и другие обезьянки:

Gabriel_von_Max_-_Besuch_im_Atelier_des_K%C3%BCnstlers.jpg

Gabriel von Max (1840-1915) «Посещение мастерской художника»

Ну я же оцениваю. Нравится/не нравится.
Как и большинство из нас. Нравится/не нравится, понял/не понял... близко или чуждо.

Дегенеративное искусство.
Эта картина или ее посыл?

@Drёm, получается, все зависит от желания услышать? Или еще от формы подачи?
 

Drёm

Талисман
Команда форума
Супер Модератор
Легенда
Местное время
20:58
Регистрация
1 Мар 2018
Сообщения
38,693
Репутация
1,771
Уровень
2
Награды
39
Пол
Нейтральный
@Toreador, форма подачи важна, он нее зависит то, пошлет автор критика или вежливо выслушает.
Но желание услышать - первостепенно.
 

Кот

Психиатр
Легенда
Заслуженный
Местное время
21:58
Регистрация
18 Апр 2017
Сообщения
76,087
Репутация
1,431
Уровень
2
Награды
35
Местоположение
Россия
Пол
Мужской
@Toreador, @Гадалка, ребят, а вас совсем не смущает сочетание "беспристрастный критик"? Не? :thinking2:
 

Сиш

Местами с Вами
Легенда
Местное время
21:58
Регистрация
27 Фев 2017
Сообщения
41,145
Репутация
1,055
Уровень
1
Награды
8
Пол
Женский

Toreador

Elapidae
Заслуженный
Местное время
21:58
Регистрация
1 Янв 2016
Сообщения
191,406
Репутация
2,535
Уровень
2
Награды
20
Местоположение
Москва
Пол
Мужской

Кот

Психиатр
Легенда
Заслуженный
Местное время
21:58
Регистрация
18 Апр 2017
Сообщения
76,087
Репутация
1,431
Уровень
2
Награды
35
Местоположение
Россия
Пол
Мужской

Гадалка

Талисман
Легенда
Заслуженный
Местное время
21:58
Регистрация
1 Мар 2018
Сообщения
60,133
Репутация
1,236
Награды
7
Пол
Женский
не смущает сочетание "беспристрастный критик"? Не?
абсолютно, он должен рассмотреть картину автора любого одинаково, не зависимо от личных симпатий или антипатий к нему :df:
 

Кот

Психиатр
Легенда
Заслуженный
Местное время
21:58
Регистрация
18 Апр 2017
Сообщения
76,087
Репутация
1,431
Уровень
2
Награды
35
Местоположение
Россия
Пол
Мужской

aequans

Выдающийся
Наш человек
Новый участник
Местное время
21:58
Регистрация
11 Фев 2019
Сообщения
3,554
Репутация
0
Награды
1
Пол
Нейтральный

Гадалка

Талисман
Легенда
Заслуженный
Местное время
21:58
Регистрация
1 Мар 2018
Сообщения
60,133
Репутация
1,236
Награды
7
Пол
Женский

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ