Манипулирование — (франц. manipulation, от лат. manipulus — пригоршня, горсть, от лат. manus — рука).
Система способов и приёмов идеологического и психологического воздействия на массовое сознание людей
Толковый словарь Ефремовой.
Пропаганда — (от лат. propagare – распространять) – распространение и внушение взглядов, идей, мнений с целью позитивно или негативно настроить аудиторию (любого состава – от нескольких человек до масс и даже общества в целом) и стимулировать ее реакции в желательном направлении.
Каким образом нацисты смогли за считанные годы кардинально поменять сознание немцев. Ведь именно они сделали из униженной и раздавленной Германии самое опасное и агрессивное государство XX века. Как удалось некогда богатую и процветающую Ливию, где люди жили лучше, чем в большинстве государств мира, разрушить под воздействием внешней пропаганды самими же ливийцами. Или уникальный случай с президентом Румынии Н. Чаушеску, когда в 1989 году митинг в его поддержку в считанные минуты стал антиправительственным.
Происходит распространение и популяризация взглядов и идей. Идеи могут быть разные – политические, философские, религиозные, научные, художественные и так далее. Распространение производится за счёт средств массовой информации, устной речи, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание.
Хорошим примером политической пропаганды является пропаганда китайских коммунистов во время Корейской войны, направленная на пленных американских солдат. Целью китайцев было не сломить противника, их целью было изменить позиции и взгляды военнопленных. Для этого не использовались методы насилия. Китайцы постепенно воздействовали на пленных, непринуждённо заставляя их делать антиамериканские и прокоммунистические заявления, причём в письменной форме. Сами заявления не должны были быть чересчур агрессивными или резкими, они могли, например, писать о несовершенстве американского режима, преимуществах коммунизма и так далее. После такие «безобидные» заявления транслировали по радио на весь лагерь военнопленных. Таким образом, даже те, кто отказывался их писать, слышал, что их боевые товарищи делали это и тоже постепенно оказывался под влиянием пропаганды.
Основные элементы процесса пропаганды: субъект, каналы или средства, и объект. Так же выделяют такие элементы как содержание, формы и методы пропаганды. Субъект – это социальная группа, которая выражает интересы пропаганды. Каналы или средства – это способы передачи информации (сигналов), такие, как радио, телевидение, печать, система лекционной пропаганды и так далее. Объектом является аудитория или социальные общности, на которые нацелена пропаганда. Чтобы полностью понять процесс пропаганды, необходимо учесть социальные интересы её субъекта и соотнести их с интересами общества в целом и интересами конкретных социальных групп, к которым обращена пропаганда. Это во многом определяет содержание и оказывает существенное влияние на выбор форм, средств и методов ведения пропаганды.
Что же отличает пропаганду от простого обмена идеями или обычного общения? Есть две отличительных черты: преднамеренность и упор на манипуляцию. У пропагандиста всегда есть конкретные цели, которых он хочет достигнуть после проделанной работы. В то же время, например, у вашего друга, который будет рассказывать Вам про прелести капитализма – нет конкретной цели, и, следовательно, пропагандистом он не является. Субъект пропаганды заранее тщательно отбирает различные факты, аргументы, ложь и представляет их таким образом, чтобы усилить эффект и продвинуться к конечной цели. Причём возможны специальные умалчивания или искажения тех, или иных фактов, отвлечения внимания аудитории от нежелательных источников информации.
Система способов и приёмов идеологического и психологического воздействия на массовое сознание людей
Толковый словарь Ефремовой.
Пропаганда — (от лат. propagare – распространять) – распространение и внушение взглядов, идей, мнений с целью позитивно или негативно настроить аудиторию (любого состава – от нескольких человек до масс и даже общества в целом) и стимулировать ее реакции в желательном направлении.
Каким образом нацисты смогли за считанные годы кардинально поменять сознание немцев. Ведь именно они сделали из униженной и раздавленной Германии самое опасное и агрессивное государство XX века. Как удалось некогда богатую и процветающую Ливию, где люди жили лучше, чем в большинстве государств мира, разрушить под воздействием внешней пропаганды самими же ливийцами. Или уникальный случай с президентом Румынии Н. Чаушеску, когда в 1989 году митинг в его поддержку в считанные минуты стал антиправительственным.
Происходит распространение и популяризация взглядов и идей. Идеи могут быть разные – политические, философские, религиозные, научные, художественные и так далее. Распространение производится за счёт средств массовой информации, устной речи, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание.
Хорошим примером политической пропаганды является пропаганда китайских коммунистов во время Корейской войны, направленная на пленных американских солдат. Целью китайцев было не сломить противника, их целью было изменить позиции и взгляды военнопленных. Для этого не использовались методы насилия. Китайцы постепенно воздействовали на пленных, непринуждённо заставляя их делать антиамериканские и прокоммунистические заявления, причём в письменной форме. Сами заявления не должны были быть чересчур агрессивными или резкими, они могли, например, писать о несовершенстве американского режима, преимуществах коммунизма и так далее. После такие «безобидные» заявления транслировали по радио на весь лагерь военнопленных. Таким образом, даже те, кто отказывался их писать, слышал, что их боевые товарищи делали это и тоже постепенно оказывался под влиянием пропаганды.
Основные элементы процесса пропаганды: субъект, каналы или средства, и объект. Так же выделяют такие элементы как содержание, формы и методы пропаганды. Субъект – это социальная группа, которая выражает интересы пропаганды. Каналы или средства – это способы передачи информации (сигналов), такие, как радио, телевидение, печать, система лекционной пропаганды и так далее. Объектом является аудитория или социальные общности, на которые нацелена пропаганда. Чтобы полностью понять процесс пропаганды, необходимо учесть социальные интересы её субъекта и соотнести их с интересами общества в целом и интересами конкретных социальных групп, к которым обращена пропаганда. Это во многом определяет содержание и оказывает существенное влияние на выбор форм, средств и методов ведения пропаганды.
Что же отличает пропаганду от простого обмена идеями или обычного общения? Есть две отличительных черты: преднамеренность и упор на манипуляцию. У пропагандиста всегда есть конкретные цели, которых он хочет достигнуть после проделанной работы. В то же время, например, у вашего друга, который будет рассказывать Вам про прелести капитализма – нет конкретной цели, и, следовательно, пропагандистом он не является. Субъект пропаганды заранее тщательно отбирает различные факты, аргументы, ложь и представляет их таким образом, чтобы усилить эффект и продвинуться к конечной цели. Причём возможны специальные умалчивания или искажения тех, или иных фактов, отвлечения внимания аудитории от нежелательных источников информации.
Последнее редактирование: