"Красота спасет мир"

Darina

Гуру
Легенда
04:26
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
случайно нашла интересное об этой фразе Достоевского:

Сравнительно недавно, при обсуждении книги Ю. Карякина «Достоевский и канун XXI века», возник вопрос, в чем смысл этой «крылатой формулы» из Достоевского.
Д. Урнов заметил: «…мы твердим: «Красота спасет мир как сказал Достоевский», хотя Достоевский это не «сказал», а только повторил – следом за Шиллером, кумиром своей юности. Всю жизнь он вел внутренний диалог с Шиллером, и если для Шиллера красота – это гармония: мир спасется, когда гармонизируется, то у Достоевского красота – демоническая сила, нарушающая все нормы и поэтому способная править миром». Таким образом, Достоевский отлучается не только от формулы «красота спасет мир», но и от рассуждений Мити Карамазова 6 трагической двойственности красоты.
Красота – лишь демоническая сила. Получается, что, обращаясь к мысли Шиллера о спасительной роли красоты, Достоевский эту мысль, а значит, и убеждение своего Мышкина опровергает, что для него это всего лишь разновидность «шиллеровщины», не раз им осмеянной. Д. Урнов здесь расходится с автором известного исследования «Достоевский и Шиллер» Н. Вильмонтом, полагавшим, что при всей глубине разногласий Достоевского с Шиллером в этой области он явился продолжателем автора «Писем об эстетическом воспитании человека»: «Тут-то и вступает в силу вполне утопическая идея «эстетического воспитания человека» воздействием искусства, духовной и одновременно чувственной, но, так сказать, «хорошо темперированной», «чистой» красоты. «Мир спасет красота», сочетавшаяся с «добром»5. Думаю, что суждения обоих авторов не отражают отношения Достоевского к шиллеровской идее спасительной красоты. Прежде всего мысль Достоевского совершенно оригинальна и, как мы постараемся далее показать, принадлежит к числу самых глубоких, основополагающих для всего его творчества. Кроме того, эта мысль отнюдь не сводится к влиянию искусства на душу человека, как бы велико ни было такое влияние, с точки зрения самого Достоевского. По Шиллеру, красота есть «гармоническое развитие совокупности наших чувственных и духовных сил»6. Сын своего времени, Шиллер был убежден, что «век достаточно просвещен, т. е. знания найдены и провозглашены к всеобщему сведению… Дух свободного исследования рассеял пустые призраки, которые долгое время заслоняли доступ к истине, и основа, на которой фанатизм и обман воздвигли себе трон, подорвана. Разум очистился от обманов чувств и от лживой софистики, и сама философия, которая сначала заставила нас отпасть от природы, теперь громко и настойчиво призывает нас в ее лоно, – отчего же мы все еще варвары?»7 Чтобы преобразовать человека морально, чтобы превратить естественное государство в нравственное, необходимо, по мнению Шиллера, «найти орудие» такого изменения. Автор «Писем об эстетическом воспитании человека» утверждает; «Теперь я достиг той точки, к которой были направлены все мои предшествующие рассуждения. Это орудие – искусство, эти источники открываются в его бессмертных образцах»8. И далее Шиллер подробно разъясняет смысл того заявления, которое сделал в самом начале своего трактата «Я буду защищать дело красоты…»9. Конечно, «дело красоты» в этом смысле постоянно защищал и Достоевский. Достаточно вспомнить первую из задуманного им цикла статей 1861 года – «Г-н. – бов и вопрос об искусстве», где речь идет о вечной ценности для человечества произведений высокого искусства, их влияния на духовное совершенствование людей. «…В человечестве, – пишет Достоевский, – всегдашняя потребность красоты и высшего идеала ее, значит, есть и потребность здоровья, нормы, а следовательно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа» (18, 102). Этой неумирающей потребности красоты, которая воспринимается как «закон природы», отвечает, по Достоевскому, «величайшая тайна художественного творчества» (18, 94). Полемизируя, как известно, и с утилитаристами, и со сторонниками «чистого искусства», Достоевский говорит о «потребности здоровой красоты», особенно обостренной в те периоды, когда «человек в разладе с действительностью, в негармонии, в борьбе…» (18, 94). В таком взгляде на важнейшую роль искусства в жизни человека и общества Достоевский продолжает традицию не только Шиллера, но и Шиллера тоже, хотя никаких просветительских иллюзий насчет возможности преобразовать жизнь с помощью искусства он не питает. Поэтому, когда И. Волгин в недавней своей статье о Достоевском пишет: «Приходится с грустью признать, что великое искусство ничего не решает. Последнее слово принадлежит не ему. Красота не спасла мир: ее назначение становится все более гадательным и неопределенным», нельзя не согласиться с автором, но хочется понять, почему эти слова разочарования связываются с Достоевским? Ведь он вовсе не предполагал, что одно искусство, даже великое, может спасти человечество.
 

Darina

Гуру
Легенда
04:26
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
@Darina, и что же спасет мир?
об этом по сути не говорил даже Достоевский...
как я поняла, то, что утверждал Достоевский (моими словами) - не все, что в обществе называется красотой, не все, что именуется искусством, принадлежит к сфере прекрасного ...
например, в этой же статье приводится такой отрывок:
В «Бесах» широко развернут спор о красоте в ее собственно эстетическом значении. Степан Трофимович Верховенский яростно защищает Шекспира и Рафаэля перед толпой нигилистов на литературном вечере: «…Я объявляю… что Шекспир и Рафаэль – выше освобождения крестьян, выше народности, выше социализма, выше юного поколения, выше химии, выше почти всего человечества, ибо они уже плод, настоящий плод всего человечества и, может быть, высший плод, какой только может быть! Форма красоты уже достигнутая, без достижения которой я, может, и жить-то не соглашусь.» Да знаете ли, знаете ли вы, что без англичанина еще можно прожить человечеству, без Германии можно, без русского человека слишком возможно, без науки можно, без хлеба можно, без одной только красоты невозможно.»
Изображение же нигилистической эстетики самим автором – жестко-разоблачительное. «Я люблю красоту, – говорит Петр Верховенский Ставрогину. – Я нигилист, но люблю красоту. Разве нигилисты красоту не любят?» Но о какой красоте идет здесь речь, если в том же разговоре он с восторгом излагает шигалевский план будущего общества, где «Шекспир побивается каменьями»? Для Достоевского – это коварная лжекрасота Антихриста. «Будущий антихрист будет пленять красотой» (16, 363), – замечает он в черновиках к «Подростку». А еще позже – в набросках к «Дневнику писателя»: «Идут мужики и несут топоры, что-то страшное будет (вероятно, это красота, по-вашему?)» (24, 74).

На раннем этапе работы над романом «Бесы» Князь (будущий Ставрогин, пока еще очень близкий автору духовно) развивает перед Шатовым свои заветные идеи нравственного возрождения России. Он утверждает, что «нравственность же, предоставленная самой себе или науке, может извратиться до последней погани – до реабилитации плоти и до сожжения младенцев» (11, 188).
и это так - сколько невинных было убито во время революций??!и во имя "строительства светлого будущего"....
 

Darina

Гуру
Легенда
04:26
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол

metropoliu

Продвинутый
Заслуженный
13:26
6 Янв 2020
17,947
203
1
4
Москва
Пол

Семёркин

Свой человек
Наш человек
13:26
13 Июн 2020
1,161
11
Пол
Мир спасёт СОЗНАНИЕ
Вопрос - сознание чего?
Сознание эволюционной задачи стоящей перед человеком
В чём заключается эта задача?
Где то мной было сказано - эволюционная задача человека есть
развитие в себе и подчинение себя - Духу

"Дух спит в минералах
Просыпается в растениях
Движется в животных
Думает в человеке. (Санскритское четверостишие)"

Дух - Храм Сознания
Сознание - Храм Души
Душа - Храм Разума
Разум - Храм Тела
Тело - Храм для Жизни

Интеллектуальное, волевое, этическое, эмоциональное, эстетическое и физическое
воспитание и улучшение - всё это хорошо, только в конце концов они представляют
собой постоянное движение по кругу без какой-либо завершающей, освобождающей и
освещающей цели, если они не достигнут точки, где они смогут открыть себя силе
и присутствию Духа и допустить его прямое действие.
 

metropoliu

Продвинутый
Заслуженный
13:26
6 Янв 2020
17,947
203
1
4
Москва
Пол
Мир спасёт СОЗНАНИЕ
Вопрос - сознание чего?
Сознание эволюционной задачи стоящей перед человеком
"Эволюционная задача", а вернее эволюция - не требует осознания, она продвигается естественным путем, осознания требуют некие революционные идеи, которые по мнению их создателей должны ускорить процессы эволюционные.
 
Последнее редактирование:

Darina

Гуру
Легенда
04:26
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
"Хорошее" чтение определяется интересом.
я думаю вовсе нет
человек например любит комиксы - для него это хорошая литература)
а на самом деле - это вообще не литература)
 

metropoliu

Продвинутый
Заслуженный
13:26
6 Янв 2020
17,947
203
1
4
Москва
Пол
я думаю вовсе нет
человек например любит комиксы - для него это хорошая литература)
а на самом деле - это вообще не литература)
Комиксы это истории в картинках, кому придет в голову называть это литературой.))
 

Darina

Гуру
Легенда
04:26
16 Янв 2016
38,008
984
2
10
Пол
Комиксы это истории в картинках, кому придет в голову называть это литературой.))
да Вы же сами приводили примеры про чтение любых текстов)

порнолитература - для человека с интересом к подобной литературе тоже будут критерии: эта хорошая литература, эта нет

я к тому, что качество литературы НЕ определяется только лишь интересом читателя
 

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ