Иудаизм: даты, время, возраст, хронология

metropoliu

Продвинутый
Заслуженный
Местное время
19:23
Регистрация
6 Янв 2020
Сообщения
17,081
Репутация
188
Награды
4
Местоположение
Москва
Пол
Мужской
что же именно? кроме веры?
Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,
и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.
 

NEсерьёзнаЯ

Продвинутый
Заслуженный
Местное время
11:23
Регистрация
20 Мар 2017
Сообщения
14,529
Репутация
802
Награды
6
Пол
Женский
да, он знает, но он обьясняет евреям о том, что для иудаизма - нет понЯТия спасения души, потому что не от кого её спасть в иудаизме
и при этом ни словом не говорит о христианстве, и я тоже пишу об этом в теме об иудаизме, а не в теме о христианстве

а вот это - именно Вы сейчас пытаетесь принизить то, что говорит раввин о своей религии, пытаясь принизить как его, так и иудаизм, прийдя в эту тему

дяденьке не мешает абсолютно ничего
нет ни одного оскорбительного слова в сторону христианства, а вот от Ваших слов прямо веет ненавистью
пожалуйста, если Вы так не приемлете иудаизм - не пишите в моей теме

Во-первых, я не самогон, чтобы меня гнать. Вы можете неугодного участника заблокировать в своей теме, или пожаловаться модераторам.

А насчёт сакральных текстов, которые нельзя комментировать, то вы не указали автора, откуда мне знать, что это уважаемый раввин, а не блохер очередной какой-нибудь? Вон в вашем посте нумер 345 вы пишете о том (сами или опять это слова какого-либо уважаемого раввина - не ясно), что правильная религия не признаёт Иисуса. Ну и что? Пусть не признают, что же теперь, всем христианам начать ругаться по форумам? Я же и пишу - миру мир, пису пис, пусть всем непонятливым будет понятно то, что им нравится. Какое из моих слов выражает ненависть - решительно не понимаю.
 

metropoliu

Продвинутый
Заслуженный
Местное время
19:23
Регистрация
6 Янв 2020
Сообщения
17,081
Репутация
188
Награды
4
Местоположение
Москва
Пол
Мужской

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
10:23
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
про перевоплощение души
(кажется , был когда то такой вопрос)

Приведем слова Раби Моше-Хаима Луцатто (Рамхаля) в его книге Маамар а-Хохма («Речение мудрости»). Кратко раскрыв суть повторных перевоплощений человеческой души (их цель — завершить исправление всех частей души), Рамхаль добавляет: «Однако помимо всего этого есть другой вид перевоплощения, и это — воплощение не в человека, а в животное, или в растение, или в неодушевленный предмет (домэм). И его суть — не такая, как упомянуто выше. Ведь там (при воплощении в человека) перерождающаяся душа становится для (нового) тела по-настоящему его душой. А душа, перевоплощенная, скажем, в животное — не станет его душой потому, что кроме нее есть у того своя животная душа, — но будет находиться там как в тюрьме, и станет для нее нахождение в этом месте большим страданием. До такой степени, что это искупит ее грех. Ведь суть животного совершенно противоположна сути разумной и высокой души, и окажется ее бедствие там очень велико, поскольку будет вынуждена находиться в месте, абсолютно противоположном ее природе. И так же воплощение в растении или неодушевленном предмете и тому подобном: воплощенная душа не будет их собственной душой и не будет связана с этим телом, как бывает связана, когда воплощается в человека. Но будет пребывать там как в некоем выделенном месте, только это место — такое, которое не подобает ей, и она страдает в нем, и ее грех смывается таким образом».

Рав Моше Кордоверо (Рамак) в книге Шиур Кома объясняет: если человек умышленно нарушал определенные запреты, он может возродиться, к примеру, в теле животного, и то, что он так усердно разрешал себе, — будет теперь ему на самом деле разрешено. И завершает: «И потому раскаяние исправит любой порок, и человек избавится от необходимости таких перевоплощений. Потому, что раскаяние и (сопровождающие его) изменение места, изменение поступков и имени — подобны перевоплощению, в котором происходят все эти три вещи… Потому следует человеку прийти к раскаянию и изменить себя, выйдя тем самым из своего прошлого “места”, приняв “страдания” — принижение и скромность, изменив поступки. До сих пор он гневил Всевышнего, а теперь радует Его правильными действиями, заповедями, молитвой… Изменение имени: прежде — гордец, теперь — скромный; прежде — гневящий, злоумышляющий, нарушающий, оскверняющий, теперь — радующий, праведный, служащий, освящающий. Так он изменяет дурное имя (название) на доброе. И для всего этого не требуется перевоплощения, и это — намного лучше перевоплощения. Ведь перерождается душа, но не тело, а так он исправит и тело, и душу… Таковы замыслы (Всевышнего), чтобы не был отторгнут ни один человек».
 

Nicole

Продвинутый
Заслуженный
Местное время
18:23
Регистрация
22 Фев 2017
Сообщения
18,173
Репутация
71
Награды
1
Пол
Женский

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
10:23
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
Известен спор еврейских мудрецов о том, сколько душ есть в человеке. Так Рамбамhttps://toldot.com/urava/ask/urava_11224.html#_edn1 считал, что душа одна, но выполняет несколько функций. А Рамбан[ii] считал, что у человека три души — «душа разумная», «душа оживляющая» и «душа природная».
Разграничение между Б-жественной и животной душой мы находим у мудрецов Каббалы более позднего времени: раби Моше Кордоверо[iii] («Пардес Римоним»), Аризаля[iv] («Эц Хаим»), раби Хаима Виталя[v] («Шаарей Кдуша»). Вслед за ними об этом разграничении говорят авторы множества книг по еврейской мысли.
На мой взгляд, самая известная из них — это книга основателя движения ХАБАД раби Шнеура-Залмана из Ляд[vi] — «Тания». В ней концепция животной и Б-жественной душ была подробно раскрыта и развита, после этого она стала важной основой мировоззрения ХАБАДа и широко распространилась во всем еврейском мире. Так что с большой долей уверенности можно предположить, что Ваш вопрос возник именно в процессе изучения этой книги. Поэтому для ответа воспользуюсь определениями, приведенными в «Тании».
В конце первой главы этой книги сказано: «… пишет раби Хаим Виталь, благословенной памяти, в книге “Шаар а-Кдуша”: у каждого еврея, как праведника, так и грешника, есть две души, как сказано (Йешаяу 57:16): “…души, Мною сотворенные”, что означает две души. Одна из них связана со стороной мира, называемой “клипа” и “ситра ахра” (буквально “обратная сторона”, т. е. сторона зла — М. Э.). Эта душа облекается в кровь человека и оживляет тело, как сказано: “Потому что душа тела — в крови…” (Ваикра 17:11). И от нее берут начало все дурные свойства…».
Это так называемая «животная душа», которая отвечает за функционирование тела.
Во второй главе «Тания» описывает Б-жественную душу: «Вторая душа, отличающая каждого еврея, — “частица безграничной сущности Б-га свыше”[vii] (Йиов 31:2), как сказано: “и вдунул в ноздри его дыхание жизни” (Берешит 2:7), “Ты вдохнул ее в меня” (см. Благословение души в Утренних благословениях). И так сказано в книге Зоар[viii]: “Тот, кто с силой выдыхает воздух, — изнутри выдыхает его”».
Объясним эти слова. В начале описания Б-жественной души «Тания» говорит, что эта душа — «частица безграничной сущности Б-га свыше». Что значит «частица сущности Б-га», по-моему, объяснить невозможно, как невозможно постичь сущность Самого Творца. И, соответственно, как о Творце мы знаем что-либо только по Его проявлениям в мире, так мы знаем и об этой душе.
Далее «Тания» цитирует Тору (Берешит 2:7) — «и вдунул в ноздри его дыхание жизни» — и утреннее благословение: «Ты вдохнул ее в меня».
Говоря о сотворении мира, Тора использует несколько разных глаголов: «И сотворил Б-г» (бара, ва-ивра — Берешит 1:1 и др.), «И создал Б-г» (ва-йаас, наасэ, аса — «сделал»; там же, стих 16 и др.), «И сформировал Господь Б-г» (ва-йицер — «образовал»; там же, 2:19). О сотворении человека сказано: «И сотворил Б-г человека» (там же, 1:27), «И сформировал Господь Б-г человека» (там же 2:7).
Этими словами описывается сотворение материальной составляющей человека — его тела и его животной души. А говоря о сотворении Б-жественной души, Тора использует уникальное выражение, которые больше не встречается в описании творения: «и вдунул в ноздри его дыхание жизни».
Чтобы прояснить смысл этого аспекта творения, «Тания» цитирует книгу Зоар: «Тот, кто с силой выдыхает воздух, — изнутри выдыхает его». То есть Творец как бы взял нечто изнутри Себя и поместил это внутрь Адама. И чтобы мы не подумали, что это относится только к Адаму, «Тания» цитирует утреннее благословение, установленное мужами Великого Собрания[ix]: «Б-г мой! Душа, которую Ты дал мне, чиста она… Ты вдохнул ее в меня…» То есть каждый еврей должен ежедневно свидетельствовать, что Всевышний как бы вдохнул в него чистую душу. Это можно объяснить тем, что сказано в наших книгах: все еврейские души изначально были частями души Адама. Поэтому каждый еврей может сказать: «Ты вдохнул ее в меня…»
Эта душа — та сила в человеке, благодаря которой он становится причастным к духовности, получает способность «прилепиться» к воле Творца. И, соответственно, если он далек от служения Всевышнему, эта душа отзывается в человеке чувством внутренней неудовлетворенности. Как ребенок, которого оторвали от родителей, даже если дать ему лучшие игрушки и сладости, будет страдать оттого, что родители далеко, так и эта душа.
Более того, поскольку она подневольная гостья в этом материальном мире, имеющая возвышенную духовную природу, ей противна погоня за удовольствиями этого мира. Однако человек не всегда осознает, что в нем есть сила, которая стремится только приблизиться к Творцу. Он может быть настолько погружен в заботы этого мира, что совсем не ощущает, что происходит внутри него. Но иногда даже у такого человека Б-жественная душа находит возможность «послать сигнал SOS».
С другой стороны, зная о существовании этой души и прислушиваясь к ней, человек может духовно подняться и достичь высоких уровней близости к Творцу. Видимо, именно это имел в виду Рамхаль, когда писал в конце первой главы «Месилат Йешарим», что человек потянется за Творцом буквально как железо за магнитом.
р. Менахем Эпель
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
10:23
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
о времени с точки зрения иудаизма

отрывок из цикла статей "Жить вдохновенно, Акива Татц

Рассмотрим теперь сущность времени, поищем в нем истоки той энергии, которая питает жизненный опыт. Умение воспринимать время таким образом помогает добиться гармонии между разумом и душой, с одной стороны, и временем, с другой. Оно учит нас скользить по волнам времени.

Время — это главный сосуд, содержащий остатки Творения. Время не однородно и не однопланово — оно течет циклично под воздействием пульсаций энергии. Эти циклы точно соответствуют различным энергетическим уровням, упомянутым нами применительно к человеческой природе, точнее, они составляют структуру или вместилище сущности человека. Однако, мы существуем во времени и тесно взаимодействуем с ним. Если мы умеем чувствовать поток временных циклов, нам не составит труда правильно настроить нашу духовную энергию и в результате значительно ускорить свой духовный рост.

Время проходит циклично через цепь моментов, часов, дней, недель, месяцев и лет. На самом деле, эти циклы имеют форму спиралей, потому что нет двух одинаковых мгновений — мы неизменно возвращаемся к одним и тем же моментам, но на более высоком уровне. От нас требуется «исправить» или правильно зарядить энергией каждый момент. Ни один момент времени не возвращается к нам дважды в одном и том же виде, и поэтому каждый день жизни и даже каждый ее миг требует особого духовного напряжения. Рабби Хаим из Воложина («Нефеш хаим») объясняет, что сегодняшний «шахарит» (утренняя молитва) совсем не такой, каким будет завтрашний «шахарит» — ибо сегодня не похоже на завтра и требует совершенно особых энергетических затрат. Те же самые слова, которые мы произнесем завтра на молитве, окажут абсолютно иное воздействие на высшие миры. Эти моменты времени представляют собой наше самое бесценное достояние — саму нашу жизнь.

Говоря конкретнее, каждый момент заряжен специфической энергией, помогающей нам достигнуть того, что нам требуется достигнуть в данный момент. Время — это не пассивная матрица с оттисками наших действий; это исходная энергия действий.

Рассмотрим данное положение на конкретных примерах. Отмечая годовщину того или иного события, мы обычно думаем, что это событие произошло много лет назад в это время, которое в силу такого совпадения заслуживает того, чтобы выделить его из будней. Например, мы празднуем Песах весной, поскольку Исход произошел именно в это время года — так исторически сложилось. На самом деле, тут обратная зависимость. Исход произошел в весенний сезон, потому что мистические силы времени сделали его тогда возможным, даже необходимым. Время — это причина, а не посторонний наблюдатель. Можно напомнить, что Авраам-авину ел мацу в период Песаха, хотя Исход произошел лишь несколько столетий спустя, и, по существу, ему было нечего отмечать — даже еврейский народ еще не появился на исторической сцене. Просто энергия того времени года требовала мацы, требовала Песаха. Нет сомнений, мы празднуем Песах в память об Исходе, но сам Исход со всеми его атрибутами представляет собой воплощение тех энергетических сил, которые заложены во времени.

То же самое относится и к другим еврейским праздникам, более того, к каждому дню в отдельности. Таково истинное значение известной фразы «ба-ямим а-эм ба-зман а-зе — В те дни, в наше время». В это время года появляется энергия, эквивалентная той, которая пульсировала в мире тогда, «в те дни», и мы должны не предаваться сентиментальным воспоминаниям, а деятельно использовать ее.

Итак, мы видим, что год представляет собой цикл, состоящий из неповторимых, уникальных пунктов. Каждый такой пункт обладает громадным энергетическим зарядом; он вырабатывает волны энергии, которые порождают конкретные события, и создает условия для определенных достижений именно в той хронологической точке. Каждый пункт времени требует от нас определенных усилий — как на индивидуальном, так и на общенациональном уровне. Каждая жизнь — это круг или спираль; каждый день нашей жизни требует определенной восприимчивости, определенного роста, конкретного достижения. Нам предоставляются благоприятные моменты, которые больше не повторятся. Именно так можно объяснить крылатую фразу из Книги Коэлет (Экклезиаст): «Всему свое время, и свой срок всякой вещи под небесами…»
 

Visitor

Посетитель
Заслуженный
Местное время
19:23
Регистрация
1 Фев 2020
Сообщения
10,926
Репутация
110
Местоположение
за рубежом
Пол
Мужской

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
10:23
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
Взгляд иудаизма на колдовство и магию
Кратко - определение магии:
Магия
, или колдовство (чародейство, волшебство) — под этим понятием понимается определенная деятельность, запрещенная в иудаизме, которая заключается в воздействии на духовные объекты с целью получения результата как на духовном уровне, так и в материальном мире. Как правило, термин «магия» или «колдовство» является собирательным или обобщающим, и в него включаются такие способы и виды магии, как: спиритизм, некромантия и другие виды контактов с душами умерших, различные виды гадания и ворожбы, использование заклинаний, заговор, наведение порчи и приворот, создание и использование различных «колдовских» смесей и снадобий, шаманизм, культы вуду и т. д. До сих пор среди еврейских мыслителей ведутся споры о том, является ли магия выдумкой, или же это — реально действующая практика, известная еще с древних времен. Однако, вне зависимости от этого, магия и все проявления колдовства строжайше запрещены в иудаизме: запрещено как участвовать самому в таких магических обрядах, так и обращаться к другому человеку с просьбой об этом.
В отличие от магии и оккультизма, использующих запрещенные способы воздействия на духовные объекты, в иудаизме есть и разрешенные пути воздействия на духовные миры: например, молитва, изучение Торы, многими сюда же относятся различные духовные каббалистические практики медитации. Важно знать, что каждая выполненная заповедь и каждое доброе дело, сделанное в этом мире, имеет свое позитивное влияние на духовные миры, и, в конечном итоге, дает ощутимые плоды и в материальном.

Сущность колдовства

Каждая материальная вещь имеет духовные корни, которые являются основой её существования.
Поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. «Духовное использование» означает возможность с помощью особых методов повлиять на духовный корень вещи, что повлечёт за собой изменение самой этой материальной вещи. Однако, как материальное использование возможно лишь с помощью определённых способов и в определённых пределах (так, например, резать можно только твёрдым предметом, с лёгкостью изменять можно только форму мягких предметов и т.д.), так и влияние на духовные корни возможно лишь с помощью определённых способов и в определённых пределах — как их определила Высшая Мудрость. Часть этих методов разрешены евреям, а часть запрещены, как это будет разъяснено в дальнейшем.

Средства, с помощью которых человек может повлиять на духовные корни​

Есть несколько возможностей повлиять на духовные мира:
1. Путём упоминания имён Б-га.
2. Путём упоминания нечистых имён.
3. Путём обращения к различным духовным субстанциям, таким как ангелы, черти и т.д.

Упоминание имён Б-га.​

Б-г является корнем всего мира и материального мира в частности, Он каждое мгновение оживляет все миры. Его господство над миром проявляется различными путями. Каждое имя Б-га соответствует какому-либо проявлению Творца в Его управлении миром. Это объясняет множественность различных имён Б-га. Воля Творца такова, что, когда сотворённые Им упомянут Его Имя (такие имена известны в каббале), к ним придёт от Него просветление и изобилие, как сказано: «…на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя» (Шмот 20, 20). Однако каково будет Имя, которое упомянут и которым назовут Всевышнего, таково будет и воздействие (влияние), «привлечённое» упоминанием этого Имени. Любое подобное воздействие включает в себе «изобилия» различных видов — святость, чистоту, дух пророчества, а также влияние на материальный мир, в следствии которого часть материальных вещей может выйти за свои природные пределы.

Условия использования Имени Всевышнего​

Ясно, что Имена Всевышнего подобны скипетру царя, и не пристало и не следует обычному человеку пользоваться царским скипетром. Об этом сказали наши мудрецы: «Тот, кто пользуется короной, — прейдёт» [тот, кто пользуется короной Царя Царей, Святого, благословен Он, уйдёт из этого мира] (Авот 1, 13). И не разрешено пользоваться этими именами никому, кроме святых, близких к Нему людей. Они могут использовать эти Имена, и благодаря этому будет освящено Его Имя, Благословен Он, и исполнена Его воля, какой бы она ни была. Если же кто-то другой использует Имена Всевышнего, благословен Он, то, хотя и сможет это сделать, если будет действовать по правилам, понесёт тяжкое наказание за своё злоумышление.

Упоминание нечистых имён​

Как известно, Всевышний дал человеку возможность свободного выбора. Поэтому в противоположность уровням святости, на которые человек может подняться, Всевышний дал человеку также возможность достичь различных уровней нечистоты, как сказано в Коэлете: «…Это (нечисть) сделал Б-г противоположно этому (духовной чистоте)» (7, 14). Поскольку Он создал для человека путь, на котором можно обрести просветление, постижение Творца и дух святости не через материальную природу, необходимо, чтобы у этого великого блага была противоположность: чтобы человек мог привлекать к себе тьму, и мрак, и дух нечистоты также не через материальную природу. И это — нечистота колдовства и вызывание мёртвых, что запрещено нам Торой.
Суть колдовства — влияние на материю с помощью упоминания нечистых имён, следуя определённым условиям. Это — наибольшее удаление от Всевышнего, благословен Он, противоположность «прилепления» к Нему.
И эти воздействия исходят от тех сил зла, которые создал Всевышний, чтобы предоставить человеку свободу выбора. Всевышний дал им такие имена, упоминая которые можно привлечь нечистоту сверхъестественным путём. Люди, использующие эти имена, смогут производить сверхъестественные действия, подобно египетским жрецам.
И в той мере, в какой предоставлена им возможность действовать, постановил Господь, благословен Он, чтобы отступали перед ними законы природы, поддерживающие все объекты в этом мире в их природном состоянии, и все ангелы, проводящие установленные воздействия. И об этом сказали наши мудрецы: «Колдовство (кшафим) — потому что отбрасывает (макхишим) высшее воинство (сонмы ангелов)» (Хулин 7). Но это — лишь в разрешённой мере, не более. И даже в той области, где им дозволено действовать, они могут потерпеть поражение от силы, превосходящей их, и их действия окончатся неудачей по воле Всевышнего, благословен Он.

Воздействие на мир при помощи ангелов и демонов​

Кроме материального мира Творец создал духовные создания, которые делятся на две основные категории — ангелы и различные духовные силы. Ангелы это духовные создания, ответственные за что-либо духовное, либо материальное. Помимо ангелов и различных духовных сил, есть создание, которое частично материальное и частично духовное. Эти создания называются «шедим» — черти, демоны. Шедим с одной стороны не ощутимы нашими физическими чувствами и не подчиняются всем материальным законам природы, а с другой стороны не являются полностью духовными существами.
Согласно свободе выбора, которую Творец предоставил людям, Б-г дал возможность, обращаясь к ангелам или демонам, либо принося им различные жертвоприношения или воскурения, влиять в определённых рамках на материальный мир.

Нет ничего, кроме Него​

Но после всего сказанного следует не забывать, что нет в мире никаких независимых сил, но всё, что происходит, — по Его воле происходит. И все законы использования имён или колдовские методы имеют силу, только пока Всевышний, благословен Он, этого желает. Когда же Он не желает, чтобы что-то «сработало», — оно не «сработает». И об этом сказали наши мудрецы: «Нет ничего, кроме Него, — и даже колдовства» (Хулин 7 б).

В чём различие между каббалой и колдовством [↑]

«Колдовством» называется использование нечистых имён для воздействия на материальный мир. Такое колдовство строго запрещено иудаизмом. Использование Имён Б-га для воздействия на духовное не запрещено Торой. В нескольких местах в Талмуде рассказывается о праведниках, которые пользовались именами Б-га, чтобы изменить законы природы:

В трактате Йевамот (49 б) рассказывается о том, как пророк Йешаягу, пользуясь Именем Б-га, смог спрятаться от Менаше внутри кедра.

В трактате Сангедрин (95 а) рассказано об Авишае, слуге царя Давида, который с помощью Имени Б-га «задержал» царя Давида в воздухе ради того, чтобы он не упал на вражеское копьё.

В трактате Бэхорот (8 б) говорится о рабби Йешоуа, который, пользуясь Именем Б-га, повлиял на законы природы, а в трактате Шаббат (81 б) — про рава Хосду и Раббу бар рав Уна. Подобное же сообщается в трактате Мегила (16 а) про царицу Эстер (согласно комментарию Виленского Гаона, Эстер 7:11).

Виды колдовства​

В Торе упоминаются различные виды колдовства и гадания и, соответственно, колдунов и гадателей:
Меонен — «толкователь времён»1, т.е. человек, умеющий определять по звёздам2, благоприятствует ли данное время тому или иному предприятию.
Йидони — человек, узнающий будущее, бросая кость животного, называемого Йидоа3.
Ховер хавер — человек, который с помощью определённой колдовской техники соединяет двух различных животных4.
Нахаш — гадание (Берейшит 30, 27; 44, 5).
Кешеф — колдовство.
Особый род колдовства составляло во все времена заклинание ядовитых змей посредством «заговаривания» (лахаш — «нашёптывание»); это было очень распространено и среди евреев (Йешаягу 3, 3; Ирмиягу 8, 17; Коэлет 10, 11). Заклинатель назывался «опытный в нашёптывании» (Йешаягу, там же). Чтобы уберечься от несчастья, носили амулеты, содержащие заклинания, которые назывались лехашим, «нашёптывания» (Йешаягу 3, 20). Раны также заговаривали.

История чародейства​

Как упоминалось выше, колдовство связано с «мудростью», т.е. знанием различных имён, с помощью которых можно воздействовать на материальный мир, и методов использования этих имён. Несомненно, уже Адам знал мудрость колдовства в совершенстве. Однако первый человек, о котором мудрецы упоминают как о знатоке колдовства, — это наш праотец Авраам. Талмуд (Сангедрин 91а) рассказывает, что Авраам, не желая, чтобы дети наложниц дурно влияли на Ицхака, сообщил им «имя, [привлекающее] нечисть», и отправил их подальше от Ицхака, на восток. В книге Зоар (Берешит 133 б) сказано, что то место, куда пришли дети наложниц, стало мировым центром колдовства, и люди приходили туда, чтобы научиться колдовской мудрости. И Лаван, и Беор, и его сын Билам, а также все прочие знаменитые чародеи получили там свою мудрость.
Наибольшего расцвета колдовство достигло в Египте. Сказали мудрецы (Авот дэ-раби Натан 1, 28): «Нет колдовства, подобного колдовству Египта». Царь Соломон, который был величайшим мудрецом, которые когда-либо существовали в мире, как свидетельствует о нём Танах (Мелахим 1 5:11), знал мудрость колдовства лучше, чем народы востока и чем египтяне, как свидетельствует следующий стих (Млахим I; 5, 10): «И мудрость Шломо была больше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости Египта» (Зоар Хаей Сара 133 б).
Хотя евреям было запрещено колдовать, колдовство было распространено и в их среде. Пророки обличали евреев за это (см. Йешая 2, 6; Ошеа 4, 12).

Запрет колдовства для евреев​

Тора запрещает различные виды колдовства. За большинство видов колдовства, если человек занимался ими умышленно и его предостерегли (сказав, чтобы он не делал этого и что за это полагается наказание), по Торе положена смертная казнь5. За нарушение большинства запретов Торы, которое, если бы человек был предупреждён, каралось бы смертной казнью, полагается карет , если он предупреждён не был. Но карет полагается только за два вида колдовства: ведовство и ов (вызывание мёртвых)
Кроме собственно запрета колдовать существует также запрет учиться колдовству, чтобы заняться им позже. Об этом сказано в Торе (Дварим 18, 9): «не научись делать». Из того, что в Торе сказано именно «делать», мудрецы сделали вывод (Талмуд, трактат Шабат 75а, Сифрей Дварим 171), что запрещено учиться колдовству именно для того, чтобы «делать», т.е. колдовать. Но разрешено изучать колдовство, чтобы преподавать, чтобы судить колдунов и чтобы разбираться в колдовских методах преступников. Пишет Рамбам (Законы Сангедрина 2а): «В Сангедрин — как в Большой, так и в Малый — назначают только людей мудрых и здравомыслящих, обладающих глубокими познаниями в Торе, большим умом и определёнными знаниями в других областях, например, в медицине, математике, и астрономии, и созвездиях, и астрологии, и обычаях гадателей, и чародеев, и колдунов, и тщете чуждого служения, и т.д. — чтобы могли судить об этом». Рав Исраэль из Шклова в своей книге Пеат а-Шульхан (Предисловие) приводит слова Виленского Гаона, своего учителя: «Все мудрости (науки) необходимы для [изучения] нашей святой Торы и заключены в ней’. Сам Виленский Гаон свидетельствует, что удостоился постичь все эти мудрости полностью, мудрость алгебры и геометрии, мудрость музыки и медицины… а также мудрость колдовства, которая была известна членам Сангедрина и мудрецам Мишны и которую они повелели учить, как упоминается в Талмуде. Он не достиг только знания о травах, потому что это дано деревенским жителям».

Запрет колдовства для неевреев​

В Талмуде (Сангедрин 56 б) приводится мнение рабби Шимона и рабби Йоси, которые считают, что колдовство запрещено и неевреям. Мудрецы же, которые упоминают семь заповедей, данных сынам Ноаха, т.е. неевреям (Талмуд, Сангедрин 56а), полагают, что колдовство неевреям не запрещено.

 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
10:23
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
Страсть как таковая

Была такая поговорка: "нельзя, но если сильно хочется, то можно". Детская, конечно. Понятно, что строгая педагогика с такими словами к ребенку не обратится. Уж если, согласно строгой педагогике, нельзя, то это железное нельзя. Но сам школьник себе скажет: это делать нельзя, но сил нет терпеть как хочется, и поэтому немного можно.
Что мы отсюда учим? Это я с улыбкой спрашиваю. Мы многое отсюда учим.
Смотрите, перед нами человек, пусть на этот раз мужчина, который несколько полноват в том смысле, что ему бы надо начать следить за своим весом, он и следит, но как бы со стороны. Ничего не предпринимая для спасения собственной жизни, потому то это вечная борьба с собой – съесть кусочек, совсем маленький, и ничего кроме этого кусочка иногда часами у него в голове не живет. Ну и что ему делать?
Понятно, мы скажем ему: держись, человек, прояви силу духа, будь сильным и смелым, не ешь кусочек, спрячь его в холодильник и в ту сторону не смотри! Он нас слушает, кладет вожделенный кусочек в холодильник – а потом ходит и два часа о нем только и думает. Что будет в конце? Сорвется с цепи и опять нажрется, ой извините, так некрасиво говорить, он накушается, или даже наестся по полной, это слово подходит? Но картина все равно будет страшной: крошки летят по полу, жуют обе щеки, в глазах безумие, скрежет и сопение стоят страшные. Вот до чего человека доводит голод. Страсть и голод.
Проще говоря, так работает плохое начало, ецер-ара. Ецер даже не уговаривает, он просто вздыхает и поддакивает твоему разуму, который запрещает есть вне режима и обильно. Да, – соглашается ецер-ара, – оставь, будь мужественным, ты сможешь, не ешь. Короче, Баранкин, будь человеком! – А уже потом ты сорвешься.
Что тут можно предложить? И не только с кусочком из холодильника, а со всем, что очень хочется, но нельзя. Ведь это не ецер хочет поесть, а я! Ецер желает только, чтобы я поел. Ну и как отличить его голос от моего?
Есть один отличительный признак. Если ецер советует, то обратим внимание, куда ведет его совет. Как только видим, что внутренний совет ведет нас к разжиганию страсти – то это он, ецер-ара. А если совет ведет нас к чему-то спокойному и желание наше не разжигается, а горит себе в нашей голове ровно и спокойно, – это, скорее всего, ецер-тов, хорошее начало человеческой природы.
Правило простое: почти все, что делает человек под руководством своего плохого начала, внешне выглядит как страсть, вожделение, сильное и даже бурное стремление. А вот совет доброго начала почти всегда будет сопровождаться равновесием, взвешенностью и рассудительностью.
Проще поесть совсем немного, не строя из себя героя, который победил свое желание. Это намного разумней, чем терпеть и крепиться – а потом страстно сорваться.
Читал я, как Хафец-Хаим всегда гасил в своей ешиве огни ровно в десять вечера, чтобы ученики шли спать. И объяснял, что если кто захочет не спать ночью, а учиться и учиться, то ничего страшного в этом нет, но уже через неделю он начнет засыпать среди бела дня, а потом, к концу месяца, и вовсе поедет умом, т.е. приболеет, станет плохо себя чувствовать, его придется отправить в Берлин на лечение, – вот там, в Берлине, среди профессоров, за него и возьмется ецер-ара, а пока тут, в тихом местечке Радин, ецер нашептывает ему в ухо: иди учись, сиди над Талмудом всю ночь, будь праведником и мудрецом, голова у тебя светлая, лови удачу за хвост! – И ученик страстно бросается в учебу…
Плохой ецер начинает как бы с правильного совета, и ты начинаешь бурно ему следовать, а заканчивает он своей победой. Так что, ученик ешивы Радин, иди вовремя спать и не строй из себя праведника больше чем надо.
То же самое с куском пирога, который не дает тебе спать спокойно. Да открой ты это чертов холодильник наконец, отрежь кусок, съешь его вдумчиво – и перестань терзаться угрызениями голода.
Об этом читаем в недельном разделе. Моше пошел получать Тору. Евреи не могли его дождаться. Тут и пришел к ним коллективный ецер-ара, сказал: евреи, все в ваших руках, сделайте себе бога и поклоняйтесь ему, Моше спустится с горы – а вы уже при деле, вовсю соблюдаете, аж искры летят!
Увидели евреи в момент получения Торы нечто, что они назвали колесницей – меркава. Образ тяглового быка, мощный и неудержимый. Таким и представилось им изучение Торы: учить ее и соблюдать заповеди надо страстно, так, чтобы ветер свистел в ушах!
Чтобы дождаться возвращения брата, Аарон согласился отлить им быка. Попросил принести драгметаллы. Сразу ведь не принесут, что-что, а с драгоценностями женщины просто так не расстанутся.
Но отдали сразу, в тот же день! Страсть она такая.
Сказал Аарон: хорошо, завтра утром встанем на молитву, там все и порешаем. Ну кто хоть когда-нибудь видел, чтобы вся община пришла ни свет, ни заря на ватикин, самую раннюю молитву? – Нет, и тут все явились вовремя, как штык, стоят и ждут чуда: дам нам быка, дай нам быка! Так и получили быка. Страсть, эмоциональная горячность, нетерпение, исступление – сделали свое дело.
А всего-то тут надо было не бороться с голодом – а съесть кусок и забыть, не требовать золотого быка от Аарона – а выслушать его аргументы и спокойно дождаться Моше.
Они могли спросить Аарона: откуда мы знаем, что нами руководит ецер-ара? Он бы и ответил: по тому, как активно
вы действуете, сразу видно, кто вами руководит.

Рав Р. Пятигорский
 

Цветок Магриба

Мастер
Заслуженный
Местное время
19:23
Регистрация
3 Авг 2016
Сообщения
25,769
Репутация
1,175
Награды
1
Пол
Женский
@Darina, интересно.
А страстное служение Богу? Когда человек хочет посвятить свою жизнь служению Ему, познанию Его? И активно занимается религиозными практиками, изучение духовного и т.д.? Это что?
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
10:23
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
@Darina, интересно.
А страстное служение Богу? Когда человек хочет посвятить свою жизнь служению Ему, познанию Его? И активно занимается религиозными практиками, изучение духовного и т.д.? Это что?
это интересный вопрос, конечно, и должен быть длинный ответ
но если коротко - любая страсть уводит в exaggeration, преувеличение
а когда есть преувеличение - то тогда может быть нарушение и соотвественно грех
в иудаизме не приветсвуются страсти
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
10:23
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
Связь между «эмет» и «эмуной», правдой и верой, такая же, как между мужским и женским началом. Она охватывает все Творение и определяет его судьбу. Наша роль состоит в том, чтобы понять эту связь.
В книге «Зоар» сказано: «иу эмет ве-ийи эмуна — Он — правда, а она — вера». Правда представляет собой мужское начало, а вера — женское. Какая тайна скрыта в этом положении?
«Эмет», правда, — это то, что ясно, доказуемо, неоспоримо, если хотите, видимо. «Эмуна», вера, находится в скрытой сфере, там, где возможно сомнение; ее можно только услышать, но невозможно увидеть. Правильный перевод слова «эмуна» — не «вера», а «верность», преданность, лояльность (сравните: «неэман», верный). Мы находим это слово во многих стихах Торы, например: «Ва-ейи ядав эмуна ад бо а-шамеш — И его руки были верными, пока не зашло солнце»; они были верны своей задаче, они оставались на месте. Очевидно, что это слово нельзя перевести в значении религиозной веры. Абсолютно слепая вера без всякого намека на доказательство, знание лишена здесь смысла. В Торе концепция «эмуны» предполагает верность тому, что истинно, а не чему-то воображаемому.
Итак, первый шаг направлен на раскрытие правды. Второй подразумевает верность этой правде, даже если она не очевидна; верность требует усилий. Два человека посвящают себя друг другу; они заключают договор, укрепляющий их эмоциональную связь. Однако, по-настоящему их отношения будут испытаны лишь с годами, в испытаниях и жизненных тяготах. Сохранят ли обе стороны верность договору и друг другу, когда настанут трудные времена? Декларации взаимной преданности легко провозглашать; гораздо труднее постоянно доказывать эту преданность на деле.
Вначале «эмет», правда, раскрывается, становится очевидной. Потом она исчезает из виду. Когда это происходит, наш главный духовный труд («авода») направлен на укрепление веры, «эмуны». «Леагид ба-бокер хасдеха ве-эмунатха ба-лейлот — высказывать Твою доброту утром и Твою веру — ночью». Доброта ощущается в раскрытии, а веру надо хранить, когда ничто не раскрыто. «Ба-бокер хасдеха»: утро, день воспринимаются в единственном числе, как нечто одно; они отмечены высоким качеством, относятся к единству и кратковременны, будучи первой фазой вдохновения. «Ве-эмунатха ба-лейлот»: ночи воспринимаются во множественном числе; они далеки от единственности и повторяются, как будто до бесконечности.

Аврааму было заповедано принести в жертву своего сына. Проблема здесь не в знании — он знал, что должен это сделать; ведь он получил это указание от Самого Б-га — никакого сомнения в достоверности открыто выраженной воли Творца не могло и быть. Проблема заключалась в другом — в выполнении указания, в доведении его до конца, в демонстрации своей лояльности Б-гу. Еврейский народ получил свою судьбу у горы Синай — Синайское откровение было предельно ясным и не вызывало никаких сомнений и кривотолков. Испытание началось после Синая, когда стало меркнуть впечатление от пережитого откровения: сумеют ли евреи сохранить верность заключенному союзу?

Синай был «эмет», не подлежащим сомнению откровением. И в ходе этого откровения евреи получили первую заповедь Торы — заповедь «эмуны»: «Я — Б-г, и вы обязаны всегда быть верными Мне». Рамбан говорил: «Ийе эйнейну ве-либейну шам коль а-ямим — Глаза наши и сердца наши должны быть там (на Синае) всегда». «Эмет» — это начало; «эмуна» — последующий труд души.

Акива Татц
 

Арх_Ангел

Снегирёныш
Заслуженный
Местное время
19:23
Регистрация
16 Мар 2023
Сообщения
6,349
Репутация
2,010
Награды
7
Местоположение
Минск
Пол
Мужской
Об этом сообщении уже сообщалось
у Клима Жукова на его канале есть серия роликов об истории религии.
про жэдочков там тоже весьма подробно рассказано
как, откуда, когда и почему
:angel-innocent:
:biggrin2:
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
10:23
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
Песах (Еврейская Пасха) — праздник, который отмечается еврейским народом в честь Исхода евреев из египетского рабства. Считается одним из самых важных праздников иудаизма. Название «Песах» образовано от ивритского слова «пасах», что означает «прошел мимо», «миновал»: во время десятой казни Египетской Всевышний, наказывая египтян, как бы «обошел стороной» еврейские дома. Праздник Песах начинается вечером 15-го числа еврейского месяца Нисан и длится в земле Израиля — 7 дней, в диаспоре — 8 дней. В Песах евреи едят мацу — опресноки, пресный хлеб, Тора строжайше запретила в течение всех дней Песаха употреблять «хамец» (квасное) — продукты из теста или на основе зерновых, получившиеся в результате закваски или брожения. Центральным событием праздника Песах является первый вечер, когда устраивают особую праздничную трапезу — Пасхальный Седер — и рассказывают историю праздника, читая Пасхальную Агаду.

 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
10:23
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
сегодня вечером, через 2 часа, начинается праздник Шавуот

И праздник Шавуот соблюдай, праздник первинок, когда начинаешь жатву пшеницы. (Шмот, 33)
Четыре названия у этого праздника: Шавуот, Праздник бикурим, Ацерет и Праздник дарования Торы.
Источник названия Шавуот заключен в тех семи неделях (шавуот), которые отсчитывают от праздника Песах. Эти семь недель заканчиваются перед 6 сивана, который, таким образом, оказывается пятидесятым днем после Песаха. Другое объяснение основано на созвучии слова шавуот («недели») и швуот («клятвы»), ибо две клятвы связаны с этим днем:

  • 1. клятва, которую дал народ Израиля при получении Торы, стоя у подножья горы Синай: Наасэ венишма! — «будем исполнять [указания Торы] и изучать [ее, вникая в смысл ее заповедей]!»;
  • 2. клятва, которую дал Вс-вышний: никогда не заменять избранный Им народ Израиля другим народом. Праздником бикурим («первинок») он называется потому, что когда евреи приходили в Храм, они приносили с собой «первинки урожая своей земли» — как выражение своей благодарности Вс-вышнему, Который дал им во владение эту землю и насыщает их ее плодами. Бикурим приносили только из семи видов плодов, которыми славится Страна Израиля, — пшеницы, ячменя, винограда, инжира, гранатов, олив и фиников. (прим. прикинье да - в мае уже собирали первый урожай!..) Церемония принесения бикурим была весьма торжественной, и проходила она при большом стечении народа. Ремесленники Иерусалима прерывали работу, когда мимо проходила процессия людей, несущих бикурим, и вставали ей навстречу. А войдя во двор Храма, паломники отдавали бикуримкоенам, читая при этом отрывок из Торы, который говорит об этой заповеди и о событиях, происшедших с народом Израиля, пока он не вступил во владение обещанной ему страной. Это чтение заканчивалось декларацией: «А теперь — вот, я принес первинки урожая земли, которую Ты дал мне, Г-сподь!»
    В Талмуде Шавуот называется, как правило, словом Ацерет. Это название отражает ту идею, что Шавуот является завершением праздника Песах — его восьмым днем, отстоящим от него на семь недель (подобно тому, как Шмини-Ацерет завершает праздник Суккот).

    Последнее, четвертое имя, «Праздник дарования Торы», связано с той же идеей и подчеркивает, что исход из Египта, который мы празднуем в Песах, был не самоцелью, но лишь подготовкой к получению Торы. И в молитвах этого дня мы постоянно именуем этот день: «…этот праздник Шавуот, время дарования нашей Торы». Но почему же день дарования, а не получения Торы? Потому что дарование Торы произошло в какой-то определенный день, а получение Торы происходит постоянно, каждый день… В Талмуде приводится дискуссия о том, когда произошло дарование Торы — 6-го или 7-го сивана. Галаха решает этот вопрос в пользу 6-го сивана, и в этот день мы и отмечаем дарование нам Торы.
 

Linda

Гуру
Легенда
Заслуженный
Местное время
19:23
Регистрация
12 Мар 2017
Сообщения
32,384
Репутация
2,471
Уровень
1
Награды
15
Местоположение
Питер
Пол
Женский
Почистила тему от оффа и флуда. В следующий раз будут баллы.
 

Арх_Ангел

Снегирёныш
Заслуженный
Местное время
19:23
Регистрация
16 Мар 2023
Сообщения
6,349
Репутация
2,010
Награды
7
Местоположение
Минск
Пол
Мужской

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ