Что случится, если у детей будет полная свобода. Неделя в школе Summerhill
В 1921 году молодой преподаватель Александр Нилл разочаровался в существующей системе обучения и решил создать свою школу — ту, где у детей будет право голоса наравне со взрослыми.
Мы идем в сторону рампы для скейтов и встречаем играющих детей лет восьми. Две девочки веселятся и показывают Генри средний палец, одновременно с этим поедая конфеты. Генри шутит в ответ, говоря что-то вроде «эй, заткнитесь!». В Саммерхилле официально можно ругаться и материться, вне зависимости от возраста. А учатся здесь 76 детей от 5 до 18 лет.
В обучении дети разбиты на возрастные группы. Важная вещь для понимания сути Саммерхилла: здесь нет ни одного обязательного урока, хотя и существует расписание. К слову, в расписании много индивидуальных занятий — если ученик захочет изучить биологию или программирование, он может договориться с соответствующим учителем и назначить занятие.
В 15.15 общее собрание — оно проходит три раза в неделю. На собрании разбиралось около 10 кейсов. Кстати, чтобы посторонний мог присутствовать на собрании, все участники «демократического сообщества Summerhill» должны проголосовать за возможность его присутствия. Мой приезд также согласовывался с сообществом за несколько месяцев.
Первый кейс: маленький мальчик, один из новеньких, потрогал девочку за попу. Сообщество обсудило, что важно соблюдать границы других людей, поэтому важно понимать, что, трогая эти места, ты эти границы нарушаешь. Мальчику вынесли предупреждение, чтобы он внимательней относился к границам других. Сексуальность и телесность — здесь отдельная тема, в Саммерхилле разрешена нагота и она не приравнивается к сексуальности.
Другой кейс: девочка-подросток, курение которой не согласовали на собрании, продолжает курить. Сообщество обсуждает, что девочка не получила разрешения, но при этом все равно намерена продолжать курить, и не очень понятно, как с этим быть. Решением стал штраф в 10 фунтов.
В случае с еще одним маленьким мальчиком, который приходит в Саммерхилл, но не живет тут (это называется day kids, их тут довольно много, обычно от 5 до 8 лет), есть целых два или три кейса. Первый: он кидался песком в другого ребенка, второй — играл в столярке. По поводу первого есть правило, что нельзя бросаться песком из песочницы. Наказанием стало ограничение доступа к песочнице на сутки. По поводу второго — ограничение доступа в столярку на два дня. Одна из старых учительниц говорит мальчику: «Слушай, если ты продолжишь так себя вести, у тебя просто не останется мест, чтобы играть».
Мне дали представить свою мастерскую на общем собрании, так что в расписании второго дня стояло мое занятие. Я должна была быть на месте в 9.00 — в это время начинаются все уроки. Кстати, меня удивило наличие школьного звонка — он звонит, когда заканчивается или начинается определенный блок в расписании.
Я опаздываю на 10 минут (как всегда) — и оказывается, что на мое занятие пришло аж 6 девочек. Честно говоря, я волновалась, что творческие задания, которые всегда воспринимаются как очень необычные детьми из классических школ, будут восприняты как скучные в Саммерхилле. Но как бы не так! Мы сделали 6 заданий из курса по развитию творческого мышления, и занятие прошло очень хорошо. Мои занятия на этой неделе оказались кстати, чему я очень рада: у преподавателей искусства много работы, по совместительству с преподаванием они являются воспитателями младших учеников.
В 11 в школе перерыв на чай с печеньем, я наливаю чай (дети пьют с молоком, конечно, это же Англия!) и сажусь за стол на улице, за которым понарошку дерутся дети, и мы обсуждаем, откуда у кого возникли шрамы на теле. Мы разговариваем с Генри, и к нам за стол садится его мама, Зоуи, директор школы. В этом году ей 70 лет. Зоуи говорит мне, что лучше не иметь никаких ожиданий от визита в Саммерхилл, потому что никогда не знаешь заранее, что произойдет. Хороший способ проводить здесь время — просто сидеть на лавочке и смотреть, впитывая происходящее.
В один из дней я увижу, как Генри и девочка-подросток дежурят, должность называется Beddies officers — это люди, ответственные за подъем и отбой всей школы. В школе все должны проснуться к 8.30, дети и взрослые, офицеры начинают будить их в 8 утра. Генри позвал меня присоединиться к вечернему обходу — ответственность этих «кроватных офицеров», чтобы все дети легли в нужное время, которое разнится в зависимости от возраста. Офицеры могут штрафовать детей за нарушение этого правила без вынесения случая на собрание, это единственный случай в Саммерхилле, когда люди могут напрямую штрафовать других людей.
Таким образом я попадаю в комнаты детей и их общественные пространства (разные у разных возрастов). У всех групп детей, кроме самых старших, есть такие общественные пространства — комнаты с кухней, в которых они могут тусоваться, собраться перед сном, поесть тосты и попить чай.
Когда я пытаюсь кратко рассказать о том, чем мне понравился Саммерхилл, я говорю, что дети здесь полноценно реализуют свои потребности. Я имею в виду, что маленькие дети играют целыми днями, познавая мир и социальные нормы через игру; дети постарше общаются и учатся; старшие подростки выстраивают дружеские и романтические отношения и готовятся к следующей ступени своего пути, сдавая экзамены. Так люди становятся более счастливыми и гармоничными.
Что показалось мне самым важным в этой системе? Ни один ребенок не остается в стороне, не пребывает в одиночестве. Все дети, вне зависимости от их характера, внешности, особенностей, статуса родителей, общаются и принадлежат к своей возрастной группе и к большому сообществу. Такого я не видела нигде. И это то, чему учусь в Саммерхилле.
В конце своей поездки я думала о том, как объяснить освобождение от страхов, которое произошло со мной здесь. Я думаю вот что: в нынешней системе ценностей общества образование, его качество, то есть количество запиханных в ребенка знаний, являет собой высшую ценность. Люди думают: мой ребенок будет страдать 10−15 лет, но зато потом он будет счастлив, он же найдет хорошую работу, купит машину и дом.
В Саммерхилле, насколько я поняла, высшей ценностью сообщества является базовое, ежедневное счастье отдельных людей и их способность счастливо жить вместе. И учатся они при этом все время, а не только в специально отведенные для этого часы. Учатся, играя, учатся, общаясь, залезая на верхушку дерева, посещая урок, смотря видеоблог, обучая других. Учатся чинить поломанные вещи, а не просто выбрасывать их на помойку. Работать руками, готовить, кататься на велосипеде или ходить по слэк-лайн. Учатся быть внимательными и проявлять эмпатию, быть заботливыми и добрыми, учатся принимать других. Учатся беспрепятственно выражать свои эмоции и контролировать их, чтобы не навредить другим. Это самое здоровое сообщество, которое я видела в своей жизни, и я окончательно и бесповоротно влюблена в Саммерхилл — такой, какой он есть.
В 1921 году молодой преподаватель Александр Нилл разочаровался в существующей системе обучения и решил создать свою школу — ту, где у детей будет право голоса наравне со взрослыми.
Мы идем в сторону рампы для скейтов и встречаем играющих детей лет восьми. Две девочки веселятся и показывают Генри средний палец, одновременно с этим поедая конфеты. Генри шутит в ответ, говоря что-то вроде «эй, заткнитесь!». В Саммерхилле официально можно ругаться и материться, вне зависимости от возраста. А учатся здесь 76 детей от 5 до 18 лет.
В обучении дети разбиты на возрастные группы. Важная вещь для понимания сути Саммерхилла: здесь нет ни одного обязательного урока, хотя и существует расписание. К слову, в расписании много индивидуальных занятий — если ученик захочет изучить биологию или программирование, он может договориться с соответствующим учителем и назначить занятие.
В 15.15 общее собрание — оно проходит три раза в неделю. На собрании разбиралось около 10 кейсов. Кстати, чтобы посторонний мог присутствовать на собрании, все участники «демократического сообщества Summerhill» должны проголосовать за возможность его присутствия. Мой приезд также согласовывался с сообществом за несколько месяцев.
Первый кейс: маленький мальчик, один из новеньких, потрогал девочку за попу. Сообщество обсудило, что важно соблюдать границы других людей, поэтому важно понимать, что, трогая эти места, ты эти границы нарушаешь. Мальчику вынесли предупреждение, чтобы он внимательней относился к границам других. Сексуальность и телесность — здесь отдельная тема, в Саммерхилле разрешена нагота и она не приравнивается к сексуальности.
Другой кейс: девочка-подросток, курение которой не согласовали на собрании, продолжает курить. Сообщество обсуждает, что девочка не получила разрешения, но при этом все равно намерена продолжать курить, и не очень понятно, как с этим быть. Решением стал штраф в 10 фунтов.
В случае с еще одним маленьким мальчиком, который приходит в Саммерхилл, но не живет тут (это называется day kids, их тут довольно много, обычно от 5 до 8 лет), есть целых два или три кейса. Первый: он кидался песком в другого ребенка, второй — играл в столярке. По поводу первого есть правило, что нельзя бросаться песком из песочницы. Наказанием стало ограничение доступа к песочнице на сутки. По поводу второго — ограничение доступа в столярку на два дня. Одна из старых учительниц говорит мальчику: «Слушай, если ты продолжишь так себя вести, у тебя просто не останется мест, чтобы играть».
Мне дали представить свою мастерскую на общем собрании, так что в расписании второго дня стояло мое занятие. Я должна была быть на месте в 9.00 — в это время начинаются все уроки. Кстати, меня удивило наличие школьного звонка — он звонит, когда заканчивается или начинается определенный блок в расписании.
Я опаздываю на 10 минут (как всегда) — и оказывается, что на мое занятие пришло аж 6 девочек. Честно говоря, я волновалась, что творческие задания, которые всегда воспринимаются как очень необычные детьми из классических школ, будут восприняты как скучные в Саммерхилле. Но как бы не так! Мы сделали 6 заданий из курса по развитию творческого мышления, и занятие прошло очень хорошо. Мои занятия на этой неделе оказались кстати, чему я очень рада: у преподавателей искусства много работы, по совместительству с преподаванием они являются воспитателями младших учеников.
В 11 в школе перерыв на чай с печеньем, я наливаю чай (дети пьют с молоком, конечно, это же Англия!) и сажусь за стол на улице, за которым понарошку дерутся дети, и мы обсуждаем, откуда у кого возникли шрамы на теле. Мы разговариваем с Генри, и к нам за стол садится его мама, Зоуи, директор школы. В этом году ей 70 лет. Зоуи говорит мне, что лучше не иметь никаких ожиданий от визита в Саммерхилл, потому что никогда не знаешь заранее, что произойдет. Хороший способ проводить здесь время — просто сидеть на лавочке и смотреть, впитывая происходящее.
В один из дней я увижу, как Генри и девочка-подросток дежурят, должность называется Beddies officers — это люди, ответственные за подъем и отбой всей школы. В школе все должны проснуться к 8.30, дети и взрослые, офицеры начинают будить их в 8 утра. Генри позвал меня присоединиться к вечернему обходу — ответственность этих «кроватных офицеров», чтобы все дети легли в нужное время, которое разнится в зависимости от возраста. Офицеры могут штрафовать детей за нарушение этого правила без вынесения случая на собрание, это единственный случай в Саммерхилле, когда люди могут напрямую штрафовать других людей.
Таким образом я попадаю в комнаты детей и их общественные пространства (разные у разных возрастов). У всех групп детей, кроме самых старших, есть такие общественные пространства — комнаты с кухней, в которых они могут тусоваться, собраться перед сном, поесть тосты и попить чай.
Когда я пытаюсь кратко рассказать о том, чем мне понравился Саммерхилл, я говорю, что дети здесь полноценно реализуют свои потребности. Я имею в виду, что маленькие дети играют целыми днями, познавая мир и социальные нормы через игру; дети постарше общаются и учатся; старшие подростки выстраивают дружеские и романтические отношения и готовятся к следующей ступени своего пути, сдавая экзамены. Так люди становятся более счастливыми и гармоничными.
Что показалось мне самым важным в этой системе? Ни один ребенок не остается в стороне, не пребывает в одиночестве. Все дети, вне зависимости от их характера, внешности, особенностей, статуса родителей, общаются и принадлежат к своей возрастной группе и к большому сообществу. Такого я не видела нигде. И это то, чему учусь в Саммерхилле.
В конце своей поездки я думала о том, как объяснить освобождение от страхов, которое произошло со мной здесь. Я думаю вот что: в нынешней системе ценностей общества образование, его качество, то есть количество запиханных в ребенка знаний, являет собой высшую ценность. Люди думают: мой ребенок будет страдать 10−15 лет, но зато потом он будет счастлив, он же найдет хорошую работу, купит машину и дом.
В Саммерхилле, насколько я поняла, высшей ценностью сообщества является базовое, ежедневное счастье отдельных людей и их способность счастливо жить вместе. И учатся они при этом все время, а не только в специально отведенные для этого часы. Учатся, играя, учатся, общаясь, залезая на верхушку дерева, посещая урок, смотря видеоблог, обучая других. Учатся чинить поломанные вещи, а не просто выбрасывать их на помойку. Работать руками, готовить, кататься на велосипеде или ходить по слэк-лайн. Учатся быть внимательными и проявлять эмпатию, быть заботливыми и добрыми, учатся принимать других. Учатся беспрепятственно выражать свои эмоции и контролировать их, чтобы не навредить другим. Это самое здоровое сообщество, которое я видела в своей жизни, и я окончательно и бесповоротно влюблена в Саммерхилл — такой, какой он есть.