Телефонный террор. Что делать, если вас одолевают звонки с неизвестных номеров?
Они звонят днем и ночью, доводя людей до белого каления своей навязчивостью. Предлагают, приглашают, угрожают, молчат в трубку или просто скидывают звонок. Обращаются по имени, много и быстро говорят, попутно выспрашивая личную информацию, или требуют вернуть долг за знакомого, а то и вовсе незнакомого человека. Они не понимают слова «нет» и умело не замечают все встречные вопросы.
Кто они и откуда у них ваш номер, зачем они звонят и что с этим делать? «Пятница» решила разобраться с этими вопросами и обратилась за разъяснениями в полицию, к сотовым операторам, Роспотребнадзору, Роскомнадзору, судебным приставам и в антимонопольную службу.
Адский мобильник
Сотовые телефоны, конечно, упрощают жизнь человеку, но иногда они способы превратить ее в настоящий кошмар. Именно так произошло у иркутянки Марины Александровой.
— На мой телефон стали поступать звонки с записанным сообщением, якобы мне одобрен кредит, — рассказывает она. — Но это было странно, потому что за кредитом я никуда не обращалась.
Сначала Марина отвечала на звонки, затем стала их сбрасывать, а после началось настоящее безумие. Ее телефон беспрерывно содрогался от огромного количества входящих вызовов и сообщений.
— Это было похоже на ад, потому что телефон звонил каждые 1—2 минуты, — говорит иркутянка. — Только заканчивался один звонок, как начинался следующий, но уже с другого номера. Невозможно было самой куда-то позвонить, сообщение написать, мне тоже никто не мог дозвониться, потому что линия все время была занята.
Марина без устали вносила номера звонящих в черный список, но он быстро переполнился. В отчаянии она выключила телефон, а когда через несколько дней включила — звонить уже стали значительно реже, затем атака и вовсе сошла на нет.
Программисты предполагают, что, скорее всего, иркутянка стала жертвой недоброжелателей или недобросовестных коллекторов, а ее номер поставили на автодозвон.
— Иногда автодозвон используют как орудие мести, чтобы вывести человека из себя, причинить ему неудобства, разозлить или расстроить, — поясняет программист Денис Павлов. — Или чтобы заблокировать работу конкурента, особенно если он напрямую связан с телефонией, звонками.
По словам специалистов, самый простой способ спастись от телефонной атаки — сменить номер телефона, но в наше время это не выход, слишком много привязано к комбинации из 12 цифр.
— Можно обратиться к сотовому оператору, но вряд ли будет эффект, так как звонки осуществляются автоматически с разных номеров и выйти на заказчика телефонной атаки будет очень непросто, — продолжает Денис. — Если не хочется менять номер, то можно на время поставить на телефон приложение, которое полностью заблокирует звонки и сообщения с номеров, которых нет в записной книжке. Как вариант — через сотового оператора можно подключить фильтры для нежелательных звонков.
В одном черном-черном списке
В региональном офисе сотового оператора МТС нам подтвердили, что действительно надоедливые спам-звонки можно отсеивать и блокировать.
— В начале этого года компания МТС вместе с «Лабораторией Касперского» запустила приложение «МТС Кто звонит», которое предупредит абонента о спам-обзвонах с незнакомых номеров, — говорит менеджер по связям с общественностью центра по связям с общественностью филиала ПАО «МТС» в Иркутской области Екатерина Киселева. — До 20% жалоб абонентов приходится на спам-звонки: реклама, опросы, коллекторы, а также бытовые ситуации, когда на абонента обрушивается вал спам-звонков от неприятелей.
С помощью этого приложения можно заблокировать номер телефона назойливого абонента. Когда на этот номер поступит значительное количество жалоб, и у других пользователей он начнет отображаться как спам. Своего рода база данных нежелательных номеров.
— В бесплатной версии приложения абонент видит, что звонок поступает от организации или этот вызов «спам», если он уже есть в базе, — продолжает Екатерина. — А в платной версии указывается еще название и сфера деятельности организации.
В компании Tele2 отмечают, что они тоже давно ведут борьбу с телефонным спамом и даже разработали федеральную программу по борьбе с преступлениями в сфере мобильной связи.
— Во-первых, у нас строгие требования к контент-провайдерам, — рассказывает менеджер по работе со СМИ макрорегиона «Байкал и Дальний Восток» Tele2 Александр Хамицевич. —Во-вторых, мы постоянно осуществляем поиск несанкционированных рассылок. Например, бесплатный сервис «Антиспам-SMS» позволяет абонентам самостоятельно блокировать SMS-рассылки с любых номеров.
Сотовый оператор отмечает, что у них также существует база номеров, которые имеют плохую репутацию, составлена она по жалобам клиентов, и в итоге эти номера блокируются.
— Еще абонент может активировать на своем телефоне услугу «Черный список», — добавляет Александр Хамицевич. — По всей России она подключается бесплатно, а внести в черный список можно даже те звонки, номер с которых не определился.
Ощущение угрозы
Конечно, если вас донимают по телефону неизвестные, первый порыв — позвонить в полицию. Но оказывается, в случае рекламных звонков или навязчивых кредитных предложений здесь вам могут помочь разве что советом.
— Полиция занимается преступлениями и правонарушениями, которые отражены в КоАП и УК, то есть всем, что касается преступлений против жизни, здоровья, имущества граждан, — объясняет специалист пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области Игорь Медведев. — То есть если вы чувствуете, что звонящий угрожает, вымогает, понимаете, что от собеседника исходит реальная угроза жизни, здоровью, благополучию семьи или собеседник говорит, что повредит ваше имущество, об этом нужно сообщить в органы полиции.
Правоохранители отмечают, что сама по себе навязчивая реклама не является преступлением, по крайней мере зафиксированным в Уголовном кодексе. То же касается и предложений различных финансовых организаций. Но стоит быть внимательными, так как под видом сотрудника банка может скрываться банальный мошенник.
— Самый простой способ обезопасить себя от преступления по телефону — не отвечать на звонки с незнакомых номеров, тем более если вы знаете, что вам никто не может позвонить из другого региона или другой страны, — говорят полицейские. — Например, вам позвонил человек и представился сотрудником банка, службы безопасности и очень убедительно говорит, что с вашим счетом что-то происходит. Затем просит назвать данные вашей карты и номер из смс, чтобы заблокировать перевод. Все эти действия подпадают под обман и являются преступлением.
Не стоит забывать, что банки не обзванивают своих клиентов, чтобы сообщить о подозрительных действиях с их счетом. Но если злоумышленники узнали ваши данные, в первую очередь нужно заблокировать карту и написать заявление в полицию.
По ком звонит сотовый?
У некоторых представителей коллекторской братии напрочь отсутствует чувство меры, они звонят в любое время суток, а некоторые особенно беспринципные могут и угрожать. Держать их в узде — работа судебных приставов.
— Наша работа заключается в контроле за действиями коллекторов, в том числе и микрофинансовых организаций, — говорит начальник отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Иркутской области Римма Подкорытова. — Но это касается случаев, когда они переходят границы, настойчиво требуя возврата задолженности от должника или третьих лиц.
По словам специалиста, по закону коллекторам можно звонить должнику не более одного раза в сутки и не более восьми раз в месяц.
— Если звонков поступает больше, это является основанием для применения мер административного воздействия в отношении коллекторской организации, — поясняет Римма Александровна. — При обращении к нам с жалобой на действия коллекторского агентства или микрофинансовой организации лучше, если будет копия договора займа, приложенная к обращению в службу судебных приставов, детализация звонков, по которой видно, что звонили более раза в сутки, с отметкой номеров телефонов, с которых поступали звонки.
Естественно, если кредит брал неизвестный человек, который указал вас в качестве контакта, ни о какой копии договора речи не идет, тогда можно предоставить детализацию звонков. При выявлении нарушений Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» приставы проводят административное расследование.
Агрессивная реклама
Контролем за рекламой по телефону занимаются сразу несколько структур — управление Роскомнадзора, Федеральная антимонопольная служба и Роспотребнадзор. Но и здесь есть свои нюансы. Например, если вам звонят и говорят: «Уважаемый Иван Иванович, мы приглашаем вас на открытие магазина», то это область ответственности Роскомнадзора, так как звонящий использует ваши персональные данные.
— Согласно законодательству обработка персональных данных (к которым относятся фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес и так далее. — Прим. авт.) допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных, — отмечают в Управлении Роскомнадзора по Иркутской области. —Если у оператора отсутствует согласие субъекта персональных данных, то их обработка в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем прямых контактов с потенциальным потребителем признается неправомерной. По требованию субъекта персональных данных оператор обязан немедленно прекратить обработку этой информации.
Если просьба больше не звонить и удалить ваши данные из базы не подействовала и вас продолжают донимать с одного и того же номера или одна и та же фирма — вы можете обратиться с жалобой в Роскомнадзор. В этом году на звонки рекламного характера поступило уже 15 жалоб и 14 жалоб на звонки от неизвестных лиц. Но тут возникает вопрос: откуда у неизвестных компаний ваш номер телефона? Все просто — у каждого есть дисконтные карты магазинов, аптек и т. д. Вспомните, чтобы их получить, нужно было заполнить анкету и поставить галочку в графе «даю согласие на обработку персональных данных и передачу их третьим лицам». Так что при оформлении дисконтной карты внимательно читайте условия и, если они вас не устраивают, ничего не подписывайте.
А в Управлении Роспотребнадзора Иркутской области отмечают, что звонки и смс-рассылки с предложением товаров и услуг, кредитов на «выгодных» условиях в случае отсутствия предварительного согласия абонента являются по своей сути распространением рекламы по сетям электросвязи.
— Согласно закону «О рекламе» распространение по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, — добавляют в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области. — При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель должен сразу же прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
К слову, требование части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространяется на всю без исключения рекламу, распространяемую по сетям электросвязи, в том числе и через «Вацап», «Вайбер» и другие коммуникаторы. За нарушение закона рекламораспространителю грозит штраф. Согласно официальному отчету ФАС по Иркутской области, наибольшее число нарушений в этом году и двух предыдущих было связано именно с распространением рекламы по сетям электросвязи без согласия абонента — 31 решение, это около 30% всех выявленных нарушений.
Не говорите «да»
Недавно по всем федеральным СМИ прошла тревожная информация. Так как теперь банки могут оказывать услуги без личного присутствия клиента, используя в качестве проверки его биометрию — так называемый отпечаток голоса, аферисты не преминут использовать эту информацию для получения доступа к банковским счетам россиян. По мнению специалистов, чтобы получить ваши биометрические данные, а вместе с ним и доступ к банковским счетам, телефонные мошенники могут записать ваш голос на диктофон. Так что отвечать односложным «да» на звонок с незнакомого телефонного номера может быть опасно, также опасно говорить по телефону безликому собеседнику фразу «я подтверждаю».
https://liveangarsk.ru/news/20191124/telefonnyi-terr
Периодически названивают. Я пришла к выводу, что надо иметь две сим-карты, одна для сбербанка, друзей и родных и вторая, если надо сделать заказ а инете в интернет магазине, и включать вторую, только когда делаешь заказ и ждешь ответ.
А вы страдаете от рекламы и спама по телефону? Как справляетесь?
Они звонят днем и ночью, доводя людей до белого каления своей навязчивостью. Предлагают, приглашают, угрожают, молчат в трубку или просто скидывают звонок. Обращаются по имени, много и быстро говорят, попутно выспрашивая личную информацию, или требуют вернуть долг за знакомого, а то и вовсе незнакомого человека. Они не понимают слова «нет» и умело не замечают все встречные вопросы.
Кто они и откуда у них ваш номер, зачем они звонят и что с этим делать? «Пятница» решила разобраться с этими вопросами и обратилась за разъяснениями в полицию, к сотовым операторам, Роспотребнадзору, Роскомнадзору, судебным приставам и в антимонопольную службу.
Адский мобильник
Сотовые телефоны, конечно, упрощают жизнь человеку, но иногда они способы превратить ее в настоящий кошмар. Именно так произошло у иркутянки Марины Александровой.
— На мой телефон стали поступать звонки с записанным сообщением, якобы мне одобрен кредит, — рассказывает она. — Но это было странно, потому что за кредитом я никуда не обращалась.
Сначала Марина отвечала на звонки, затем стала их сбрасывать, а после началось настоящее безумие. Ее телефон беспрерывно содрогался от огромного количества входящих вызовов и сообщений.
— Это было похоже на ад, потому что телефон звонил каждые 1—2 минуты, — говорит иркутянка. — Только заканчивался один звонок, как начинался следующий, но уже с другого номера. Невозможно было самой куда-то позвонить, сообщение написать, мне тоже никто не мог дозвониться, потому что линия все время была занята.
Марина без устали вносила номера звонящих в черный список, но он быстро переполнился. В отчаянии она выключила телефон, а когда через несколько дней включила — звонить уже стали значительно реже, затем атака и вовсе сошла на нет.
Программисты предполагают, что, скорее всего, иркутянка стала жертвой недоброжелателей или недобросовестных коллекторов, а ее номер поставили на автодозвон.
— Иногда автодозвон используют как орудие мести, чтобы вывести человека из себя, причинить ему неудобства, разозлить или расстроить, — поясняет программист Денис Павлов. — Или чтобы заблокировать работу конкурента, особенно если он напрямую связан с телефонией, звонками.
По словам специалистов, самый простой способ спастись от телефонной атаки — сменить номер телефона, но в наше время это не выход, слишком много привязано к комбинации из 12 цифр.
— Можно обратиться к сотовому оператору, но вряд ли будет эффект, так как звонки осуществляются автоматически с разных номеров и выйти на заказчика телефонной атаки будет очень непросто, — продолжает Денис. — Если не хочется менять номер, то можно на время поставить на телефон приложение, которое полностью заблокирует звонки и сообщения с номеров, которых нет в записной книжке. Как вариант — через сотового оператора можно подключить фильтры для нежелательных звонков.
В одном черном-черном списке
В региональном офисе сотового оператора МТС нам подтвердили, что действительно надоедливые спам-звонки можно отсеивать и блокировать.
— В начале этого года компания МТС вместе с «Лабораторией Касперского» запустила приложение «МТС Кто звонит», которое предупредит абонента о спам-обзвонах с незнакомых номеров, — говорит менеджер по связям с общественностью центра по связям с общественностью филиала ПАО «МТС» в Иркутской области Екатерина Киселева. — До 20% жалоб абонентов приходится на спам-звонки: реклама, опросы, коллекторы, а также бытовые ситуации, когда на абонента обрушивается вал спам-звонков от неприятелей.
С помощью этого приложения можно заблокировать номер телефона назойливого абонента. Когда на этот номер поступит значительное количество жалоб, и у других пользователей он начнет отображаться как спам. Своего рода база данных нежелательных номеров.
— В бесплатной версии приложения абонент видит, что звонок поступает от организации или этот вызов «спам», если он уже есть в базе, — продолжает Екатерина. — А в платной версии указывается еще название и сфера деятельности организации.
В компании Tele2 отмечают, что они тоже давно ведут борьбу с телефонным спамом и даже разработали федеральную программу по борьбе с преступлениями в сфере мобильной связи.
— Во-первых, у нас строгие требования к контент-провайдерам, — рассказывает менеджер по работе со СМИ макрорегиона «Байкал и Дальний Восток» Tele2 Александр Хамицевич. —Во-вторых, мы постоянно осуществляем поиск несанкционированных рассылок. Например, бесплатный сервис «Антиспам-SMS» позволяет абонентам самостоятельно блокировать SMS-рассылки с любых номеров.
Сотовый оператор отмечает, что у них также существует база номеров, которые имеют плохую репутацию, составлена она по жалобам клиентов, и в итоге эти номера блокируются.
— Еще абонент может активировать на своем телефоне услугу «Черный список», — добавляет Александр Хамицевич. — По всей России она подключается бесплатно, а внести в черный список можно даже те звонки, номер с которых не определился.
Ощущение угрозы
Конечно, если вас донимают по телефону неизвестные, первый порыв — позвонить в полицию. Но оказывается, в случае рекламных звонков или навязчивых кредитных предложений здесь вам могут помочь разве что советом.
— Полиция занимается преступлениями и правонарушениями, которые отражены в КоАП и УК, то есть всем, что касается преступлений против жизни, здоровья, имущества граждан, — объясняет специалист пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области Игорь Медведев. — То есть если вы чувствуете, что звонящий угрожает, вымогает, понимаете, что от собеседника исходит реальная угроза жизни, здоровью, благополучию семьи или собеседник говорит, что повредит ваше имущество, об этом нужно сообщить в органы полиции.
Правоохранители отмечают, что сама по себе навязчивая реклама не является преступлением, по крайней мере зафиксированным в Уголовном кодексе. То же касается и предложений различных финансовых организаций. Но стоит быть внимательными, так как под видом сотрудника банка может скрываться банальный мошенник.
— Самый простой способ обезопасить себя от преступления по телефону — не отвечать на звонки с незнакомых номеров, тем более если вы знаете, что вам никто не может позвонить из другого региона или другой страны, — говорят полицейские. — Например, вам позвонил человек и представился сотрудником банка, службы безопасности и очень убедительно говорит, что с вашим счетом что-то происходит. Затем просит назвать данные вашей карты и номер из смс, чтобы заблокировать перевод. Все эти действия подпадают под обман и являются преступлением.
Не стоит забывать, что банки не обзванивают своих клиентов, чтобы сообщить о подозрительных действиях с их счетом. Но если злоумышленники узнали ваши данные, в первую очередь нужно заблокировать карту и написать заявление в полицию.
По ком звонит сотовый?
У некоторых представителей коллекторской братии напрочь отсутствует чувство меры, они звонят в любое время суток, а некоторые особенно беспринципные могут и угрожать. Держать их в узде — работа судебных приставов.
— Наша работа заключается в контроле за действиями коллекторов, в том числе и микрофинансовых организаций, — говорит начальник отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Иркутской области Римма Подкорытова. — Но это касается случаев, когда они переходят границы, настойчиво требуя возврата задолженности от должника или третьих лиц.
По словам специалиста, по закону коллекторам можно звонить должнику не более одного раза в сутки и не более восьми раз в месяц.
— Если звонков поступает больше, это является основанием для применения мер административного воздействия в отношении коллекторской организации, — поясняет Римма Александровна. — При обращении к нам с жалобой на действия коллекторского агентства или микрофинансовой организации лучше, если будет копия договора займа, приложенная к обращению в службу судебных приставов, детализация звонков, по которой видно, что звонили более раза в сутки, с отметкой номеров телефонов, с которых поступали звонки.
Естественно, если кредит брал неизвестный человек, который указал вас в качестве контакта, ни о какой копии договора речи не идет, тогда можно предоставить детализацию звонков. При выявлении нарушений Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» приставы проводят административное расследование.
Агрессивная реклама
Контролем за рекламой по телефону занимаются сразу несколько структур — управление Роскомнадзора, Федеральная антимонопольная служба и Роспотребнадзор. Но и здесь есть свои нюансы. Например, если вам звонят и говорят: «Уважаемый Иван Иванович, мы приглашаем вас на открытие магазина», то это область ответственности Роскомнадзора, так как звонящий использует ваши персональные данные.
— Согласно законодательству обработка персональных данных (к которым относятся фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес и так далее. — Прим. авт.) допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных, — отмечают в Управлении Роскомнадзора по Иркутской области. —Если у оператора отсутствует согласие субъекта персональных данных, то их обработка в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем прямых контактов с потенциальным потребителем признается неправомерной. По требованию субъекта персональных данных оператор обязан немедленно прекратить обработку этой информации.
Если просьба больше не звонить и удалить ваши данные из базы не подействовала и вас продолжают донимать с одного и того же номера или одна и та же фирма — вы можете обратиться с жалобой в Роскомнадзор. В этом году на звонки рекламного характера поступило уже 15 жалоб и 14 жалоб на звонки от неизвестных лиц. Но тут возникает вопрос: откуда у неизвестных компаний ваш номер телефона? Все просто — у каждого есть дисконтные карты магазинов, аптек и т. д. Вспомните, чтобы их получить, нужно было заполнить анкету и поставить галочку в графе «даю согласие на обработку персональных данных и передачу их третьим лицам». Так что при оформлении дисконтной карты внимательно читайте условия и, если они вас не устраивают, ничего не подписывайте.
А в Управлении Роспотребнадзора Иркутской области отмечают, что звонки и смс-рассылки с предложением товаров и услуг, кредитов на «выгодных» условиях в случае отсутствия предварительного согласия абонента являются по своей сути распространением рекламы по сетям электросвязи.
— Согласно закону «О рекламе» распространение по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, — добавляют в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области. — При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель должен сразу же прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
К слову, требование части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространяется на всю без исключения рекламу, распространяемую по сетям электросвязи, в том числе и через «Вацап», «Вайбер» и другие коммуникаторы. За нарушение закона рекламораспространителю грозит штраф. Согласно официальному отчету ФАС по Иркутской области, наибольшее число нарушений в этом году и двух предыдущих было связано именно с распространением рекламы по сетям электросвязи без согласия абонента — 31 решение, это около 30% всех выявленных нарушений.
Не говорите «да»
Недавно по всем федеральным СМИ прошла тревожная информация. Так как теперь банки могут оказывать услуги без личного присутствия клиента, используя в качестве проверки его биометрию — так называемый отпечаток голоса, аферисты не преминут использовать эту информацию для получения доступа к банковским счетам россиян. По мнению специалистов, чтобы получить ваши биометрические данные, а вместе с ним и доступ к банковским счетам, телефонные мошенники могут записать ваш голос на диктофон. Так что отвечать односложным «да» на звонок с незнакомого телефонного номера может быть опасно, также опасно говорить по телефону безликому собеседнику фразу «я подтверждаю».
https://liveangarsk.ru/news/20191124/telefonnyi-terr
Периодически названивают. Я пришла к выводу, что надо иметь две сим-карты, одна для сбербанка, друзей и родных и вторая, если надо сделать заказ а инете в интернет магазине, и включать вторую, только когда делаешь заказ и ждешь ответ.
А вы страдаете от рекламы и спама по телефону? Как справляетесь?