- Местное время
- 20:52
- Регистрация
- 16 Фев 2016
- Сообщения
- 14,331
- Репутация
- 0
- Уровень
- 1
- Награды
- 6
- Местоположение
- Tenebris paradiso
- Пол
- Нейтральный
В качестве критериев деления развития на этапы Колберг берет 3 вида ориентации, образующих иерархию: 1) ориентацию на авторитеты, 2) ориентацию на обычаи, и 3) ориентацию на принципы.
Развивая выдвинутую Пиаже и поддержанную Выготским идею, что развитие морального сознания идет параллельно умственному развитию, Колберг выделяет в нем несколько фаз, каждая из которых соответствует определенному уровню морального сознания.
1. Доморальному (предконвенциональному) уровню соответствуют: стадия 1 — ребенок слушается, чтобы избежать наказания, и стадия 2 — ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды — послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения.
2. Конвенциональной морали соответствуют: стадии 3 — модель «хорошего ребенка», движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением, и стадия 4 — установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам).
3. Автономная мораль переносит моральное решение внутрь личности. Она открывается стадией 5А — человек осознает относительность и условность нравственных правил и требует их логического обоснования, усматривая таковое в идее полезности. Затем идет стадия 5В — релятивизм сменяется признанием существования некоторого высшего закона, соответствующего интересам большинства.
Лишь после этого — стадия 6 — формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям.
Эмпирическая проверка теории Л. Колберга в США, Англии, Канаде, Мексике, Турции, Гондурасе, Индии, Кении, Новой Зеландии, на Тайване подтвердила ее кросскультурную валидность относительно универсальности первых трех стадий морального развития и инвариантности их последовательности. С высшими стадиями дело обстоит гораздо сложнее. Они зависят не столько от уровня индивидуального развития человека, сколько от степени социальной сложности общества, в котором он живет.
Возрасты и взрослые уровни Колберг не выделяет. Он считает, что развитие морали как у ребенка, так и у взрослого носит спонтанный характер, а потому никакая метрика здесь невозможна.
Позже Колбер обнаружил, что многие люди на протяжение всей жизни остаются на 0 стадии морального развития, на которой даже страх боли не способен заставить индивида отказаться от прихотей (социопатия) - и пришел к заключению, что время от времени происходят единичные случаи морального роста до 7 стадии, на которой индивид принимает только универсальные нравственно-этические принципы (Ганди, Иисус Христос).
Развивая выдвинутую Пиаже и поддержанную Выготским идею, что развитие морального сознания идет параллельно умственному развитию, Колберг выделяет в нем несколько фаз, каждая из которых соответствует определенному уровню морального сознания.
1. Доморальному (предконвенциональному) уровню соответствуют: стадия 1 — ребенок слушается, чтобы избежать наказания, и стадия 2 — ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды — послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения.
2. Конвенциональной морали соответствуют: стадии 3 — модель «хорошего ребенка», движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением, и стадия 4 — установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам).
3. Автономная мораль переносит моральное решение внутрь личности. Она открывается стадией 5А — человек осознает относительность и условность нравственных правил и требует их логического обоснования, усматривая таковое в идее полезности. Затем идет стадия 5В — релятивизм сменяется признанием существования некоторого высшего закона, соответствующего интересам большинства.
Лишь после этого — стадия 6 — формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям.
Эмпирическая проверка теории Л. Колберга в США, Англии, Канаде, Мексике, Турции, Гондурасе, Индии, Кении, Новой Зеландии, на Тайване подтвердила ее кросскультурную валидность относительно универсальности первых трех стадий морального развития и инвариантности их последовательности. С высшими стадиями дело обстоит гораздо сложнее. Они зависят не столько от уровня индивидуального развития человека, сколько от степени социальной сложности общества, в котором он живет.
Возрасты и взрослые уровни Колберг не выделяет. Он считает, что развитие морали как у ребенка, так и у взрослого носит спонтанный характер, а потому никакая метрика здесь невозможна.
Позже Колбер обнаружил, что многие люди на протяжение всей жизни остаются на 0 стадии морального развития, на которой даже страх боли не способен заставить индивида отказаться от прихотей (социопатия) - и пришел к заключению, что время от времени происходят единичные случаи морального роста до 7 стадии, на которой индивид принимает только универсальные нравственно-этические принципы (Ганди, Иисус Христос).
Каким образом происходит Ваш моральный рост?
Какой стадии, на Ваш взгляд, соответствует Ваша актуальная моральная позиция?
Какой стадии, на Ваш взгляд, соответствует Ваша актуальная моральная позиция?