СССР, что помним, о чем скучаем, что ругаем?

Mak

Последний романтик
Команда форума
Модератор
Заслуженный
05:16
26 Май 2017
43,427
1,366
1
6
Санкт-Ленинград
Пол
Митинг в поддержку самоопределения Литвы. Челябинск. СССР. 1991 г.
%D0%9C%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D1%83%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B2%D1%8B.%20%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA.%20%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0.%201991%20%D0%B3..jpg
Вон они когда появились-то
 

Чира Бедокур

Мастер
Заслуженный
09:16
21 Мар 2018
29,767
445
3
14
дикий берег Кошколя
Пол
Протестующие против ввода войск
они появились гораздо раньше...про "Демонстрацию семерых" 1968 года, против ввода войск в Чехословакию, что нибудь слышал?
 

Mak

Последний романтик
Команда форума
Модератор
Заслуженный
05:16
26 Май 2017
43,427
1,366
1
6
Санкт-Ленинград
Пол

Mak

Последний романтик
Команда форума
Модератор
Заслуженный
05:16
26 Май 2017
43,427
1,366
1
6
Санкт-Ленинград
Пол
ну да, столичного дурака учить, только время тратить... :chirabedokur1:
Я понимаю так, что ты сторонник теории: чтобы учить не надо знать самому
Потому что история это последняя наука, которую ты мог бы преподавать
 

Malabarka

Гуру
Легенда
Заслуженный
05:16
7 Фев 2020
44,173
1,715
3
9
Пол
«По троллейбусным сетям»: уникальные грузовики СССР на электротяге



Первый отечественный троллейвоз Динамо, создан в 1936 году в Москве, заводом им. Кирова, на базе ЯГ-4. Электродвигатель мощностью 60 кВт был позаимствован с троллейбуса ЯТБ-1 и располагался под кабиной водителя.

mI0F32U1oPyixWubC2ryNPgFxWgUePihJG2mdasIAkoxBcG2VFLmHGovtwlC2YrGsSf4AGUT3ACDdVn2EGrk7UhOAiudbEJvwuZCtU0BfIFGOMT-S8yDdC5JWFgYUFfi2R3FiwKSeoRCFvNa4fTDcA


mI0F32U1oPyixWubC2ryNPgFxWgUePihJG2mdasIAkoxBcG2VFLmHGovtwlC2YrGWAJUIlXoZivZmCdm2pFz4Zf2qV32lKyRF9e7RdLjFpe2Zx6CVjwlVYnELur3-54JL6WohlNCdODFd0JlqTNFTA
 

Malabarka

Гуру
Легенда
Заслуженный
05:16
7 Фев 2020
44,173
1,715
3
9
Пол

Как Советы растили интеллектуальную элиту и почему их опыт копировали британские и американские школы

111%20%2825%29.jpeg

Сейчас, когда в правительстве заговорили об отказе от Болонской системы, все вспомнили, что система образования в СССР была уникальной. Даже окончив школу или вуз, до 12% молодёжи ежедневно занимались самообразованием. Из окончивших вузы больше 54% были технарями. Больше 77% населения читали книги, 90% — газеты и журналы, причём легковесным это чтение не было. Больше 60% посетителей библиотек в Советском Союзе — молодёжь. Самообразованием занимались 42% взрослых, 21% — на вечернем или заочном обучении, 43% — были заняты политучёбой.

Разведка донесла

В 1957 году США получили сокрушительный удар от Советов, отправивших первыми на орбиту искусственный спутник. И хотя президент Эйзенхауэр презрительно назвал его "маленьким металлическим шариком", всем стало ясно: Штаты проигрывают космическую гонку первой в мире социалистической экономике. Сами американцы оправдывали поражение тем, что Красная Россия-де хорошо финансирует космические программы и использует наработки гитлеровских учёных. И это несмотря на то, что сами они использовали опыт конструктора ракет нациста фон Брауна и вывозили по программе "Скрепка" на их континент множество немецких учёных. Это было фиаско, и с этим нужно было что-то делать.

Разумеется, в правительстве Штатов сидели не дураки, и первое, на что они обратили внимание, — это на систему советского образования. Для сравнения систем было решено провести эксперимент. Чтобы не привлекать много внимания и заручиться поддержкой руководства СССР, эксперимент было решено провести силами журналистов, сотрудников журнала Life. Впрочем, не исключено, что журналистами эти люди были только на бумаге, а по факту — сотрудниками разведки и учёными.

Итак, команда из "журналистов" в количестве 12 человек выбрала в двух странах двух 16-летних подростков и неотрывно наблюдала за ними в течение месяца. Опубликованный затем фотоотчёт заставил штатовских граждан задуматься над изменениями в образовании. Дело в том, что скромный ученик из Советского Союза обставил своего заокеанского сверстника по всем параметрам. Заокеанским министрам было впору хвататься за голову!

Американские подростки

В Штатах из 700 претендентов выбор пал на 16-летнего ученика чикагской школы Стивена Лапекаса. Парень был хорош собой, модно подстрижен и уже умел улыбаться на фотографиях широкой голливудской улыбкой. Американцы недаром выбрали привлекательного парня — они надеялись, что отечественная система образования не подкачает. Стив был не просто фотогеничен — в школе он был лидером, заводилой, нравился девочкам. Однако всё вышло так, как вышло.

Сменяя друг друга, "журналисты" из США следили за парнишкой. Лапекас вёл жизнь, обычную для американского подростка того времени: кое-как учился, целый месяц одолевал книжку приключений писателя Стивенсона, которую русский подросток проглотил бы за одну ночь, а главное — проживал свою собственную жизнь, бегал на свидания к подружке Пегги Донахью, расслаблялся на танцульках, прикладывался на вечеринках к спиртному и получал первый сексуальный опыт, в общем, отрывался по полной. Впрочем, ещё он посещал секцию по плаванию. А вот в школе у фотогеничного парня дела шли неважно. Во-первых, список предметов, которые изучал Лапекас, оказался куда короче списка предметов московского ученика.

Тинейджер учил родной английский, биологию, историю Штатов. По геометрии ему приходилось заниматься с репетитором. А литературу он проходил, знакомясь на уроках с пересказом сюжета книг и слушая рассказы преподавателя. Чтобы напечатать на пишущей машинке одно слово, у него уходила целая минута. Вообще, к учёбе Лапекас не относился серьёзно — по его мнению, всё в жизни решали деньги.

Сравнение с Советами

111%20%2826%29.jpeg
Алексей Куцков. Фото © LIFE.COM / Time.Howard Sochurek
Ученик московской школы № 49 Алексей Куцков тоже был среднестатистическим советским подростком. Он рос в типовой квартире с мамой, отец был убит на фронте во время Великой Отечественной войны. Кроме их двоих в квартире жил больной дедушка, за которым приходилось ухаживать.

Наблюдение за подростком началось сразу после новогодних каникул в начале 1958 года. Шесть "сотрудников журнала" вместе с ним ходили на уроки, посещали секции и сопровождали подростка везде, где бы он ни был. Сам Алексей позже вспоминал, что быстро привык к этому. Ни о какой "дружбе" между ним и наблюдателями речи не шло — граждане иностранного государства преследовали свои — исключительно материальные — цели. Даже фото Куцкова для американского издания Life специально сделали таким, что Алексей сразу же проигрывал Лапекасу. Во-первых, его снимали зимой — в зимней одежде и шапке. Во-вторых, фотограф поставил парнишку лицом к яркому солнцу и ему пришлось сильно щуриться, что придало серьёзный вид. Но и сам Алексей поставил иностранцам условие — к себе домой он их так и не пустил.


Алексей обставил сверстника по всем параметрам. Он исправно посещал все уроки, а в десятом классе их было по пять-шесть каждый день, включая субботу. Среди них были алгебра, химия, физика, черчение, английский язык, литература, история, астрономия, физкультура и труд.

111%20%2827%29.jpeg
На уроке в кабинете физики. Фото © LIFE.COM / Time.Howard Sochurek
"Корреспонденты" вдруг с удивлением обнаружили, что больше половины учебного времени Куцков занимался предметами, так или иначе связанными с фундаментальной наукой. За месяц он прочитал всю школьную программу по Шекспиру и Бернарду Шоу и взялся за Достоевского. Успеваемость у него по всем предметам была на "хорошо" и "отлично". Три раза в неделю десятиклассник посещал спортивную секцию по волейболу и готовился к соревнованиям на первенство Москвы — уже серьёзное достижение. Пять раз в неделю ходил в музыкальную школу по классу фортепьяно. В остальное время посещал музеи, библиотеку, покупал продукты для семьи и общался с друзьями — играл в шахматы.

Никаких дискотек и подружек. В воскресенье — домашнее задание и чтение. Американцы позже описали его как "прилежного, целеустремлённого и немного агрессивного" юношу. Алексей не надеялся на деньги или родственников. Он знал: хорошая учёба — залог того, что он поступит в престижный вуз и состоится в профессии, принесёт пользу стране.

Вы удивитесь, но цели "принести пользу стране" — по опросам журналистов газеты "Комсомольская правда" в начале 1960-х — хотели 33,5% молодёжи. Ещё 33,2% горели желанием "освоить профессию, стать первоклассными специалистами".

111%20%2828%29.jpeg
На уроке химии. Фото © LIFE.COM / Time.Howard Sochurek
15,6% советских юношей и девушек хотели "стать настоящим коммунистом, высокоморальным человеком". 5,9% мечтали "стать выдающимся деятелем культуры и искусства", а 2,6% желали бы "совершить открытие". 0,8% хотели лично участвовать в освоении космоса, 1,3% — стать олимпийскими чемпионами. И только 6,6% молодых людей думали о том, как бы им выгодно вступить в брак или "жить в своё удовольствие". Главными кинематографическими героями школьников стали учёный Гусев из кинофильма "9 дней одного года" и учёный Дронов из фильма "Всё остаётся людям". Недаром в "кодексе чести" рабочего на пермском НПЗ был такой пункт: "Отработал, не теряй времени зря, тебя ждёт школа, техникум, институт. Есть свободная минута — бери в руки книгу. Учись так, чтобы принести больше пользы народу".

Советская молодёжь была буквально пропитана пассионарностью, и совсем неслучайно: к 1970-му СССР догнал, а по некоторым параметрам и обогнал США. Американцы были вынуждены признать: в СССР появилась новая элита — не богатеи, не актёры, а учёные, конструкторы и инженеры.

Задело за живое

111%20%2829%29.jpeg

Вялый, не стремящийся к знаниям Стивен из Чикаго явно проигрывал трудолюбивому Алексею. Пока он танцевал на дискотеке, Алексей решал сложные задачи по физике. Первый листал комиксы, второй — проглатывал тома классической литературы и читал в оригинале Драйзера. Первый считал, что в школе его должны развлекать и мог опоздать на занятия. Второй — был пунктуален и стремился получить как можно больше знаний.

После того как результаты исследований были опубликованы в виде фотоотчёта в журнале Life, американцы рвали на себе волосы. Лапекас был обижен на журналистов. Он считал, что его несправедливо изобразили оболтусом. Школьный лидер вдруг осознал, как смешно он выглядит в сравнении с далёким московским десятиклассником. По сути, эксперимент подтолкнул его к тому, чтобы всерьёз заняться учёбой. После школы он поступил в военный колледж, во время службы в армии воевал во Вьетнаме, после стал гражданским пилотом. Сейчас Лапекас на пенсии, на жизнь не жалуется, но журналистов не любит и думает, что его жизнь сложилась бы лучше, если бы не они.

Алексей Куцков поступил в МАТИ на факультет авиаприборов. Через два года после окончания вуза он уже был заместителем главного инженера на полярной авиабазе. В 1970 году прошёл отбор в отряд космонавтов, но подняться на орбиту ему не удалось из-за трагической гибели экипажа "Союза-11", которая случилась в 1971 году, — в спускаемом аппарате произошла разгерметизация и все космонавты погибли.

Куцков перешёл работать в Госавианадзор и дослужился до начальника управления расследований авиапроисшествий. После развала СССР был замдиректора частной авиакомпании.

Британский и американский копипаст с советских школ

После эксперимента в CША начали настоящую реформу образования. "Наши дети перекормлены и недогружены", — так писали они о себе. В США в разы повысили зарплату учителям и открыли дополнительные школы и колледжи. Учебная программа была пересмотрена в сторону усложнения, отличники стали получать стипендии. Ох, недаром "журналисты" целый месяц сидели на уроках вместе с 10 "Б" классом! Приёмы советской школы и её программу стали внедрять в элитных учебных заведениях Британии и США. Впрочем, в массы все ноу-хау американских разведчиков всё равно не пошли. Отказываться от элитарности образования на Западе не захотели. Возможно, сейчас у России снова появился шанс выйти вперёд? Ведь, скорее всего, наше будущее, как и раньше, будет решаться за школьной партой.
 

Гордон Шамуэй

Выдающийся
Наш человек
05:16
27 Авг 2019
3,638
215
1
Москва
Пол
Сейчас, когда в правительстве заговорили об отказе от Болонской системы, все вспомнили, что система образования в СССР была уникальной.
Она действительно на тот момент была уникальной. Эксперименты, подобные вышеназванному могли дать сбой, но это не поменяло бы сути.
Увы, сейчас подобных систем не наблюдается, а возврат к старой был бы невозможен.
 

Кот

Психиатр
Легенда
Заслуженный
05:16
18 Апр 2017
79,245
1,652
5
35
Россия
Пол
  • Мне нравится
Реакции: Mak

Toreador

Elapidae
Заслуженный
05:16
1 Янв 2016
191,404
2,535
4
17
Москва
Пол
Спуск советского флага над Кремлём. Один из самых трагических моментов в истории страны. Проигрыш в войне, пусть и называлась она «холодной». Реванш за Великую Октябрьскую социалистическую революцию её врагов, внутри и за рубежом.

Война против Советской России началась сразу после Октября 1917 — Гражданская и интервенция 14 государств. Мы победили.

Следующие двадцать лет глобальный реакционный капитал вёл тайную войну против СССР и собирал силы для мощной военной атаки, руками нацистской Германии. Мы разгромили.

Инфраструктуру «холодной» войны США начали закладывать ещё до окончания Второй мировой. Вместе с ними активно работала часть русской эмиграции — в спецслужбах, радио, антисоветских организациях, в частности НТС. Им содействовали и тайные помощники в Советском Союзе.

Атака на СССР вступила в активную фазу с приходом Рональда Рейгана в 1981 (план экономического уничтожения СССР) и ещё более активную с появлением генсека Михаила Горбачева — он ставил целью уничтожить КПСС и превратить СССР в социал-демократию. Александр Яковлев, Эдуард Шеварднадзе, Гавриил Попов сыграли ведущие роли в процессе разложения страны.

Но врагам этого было мало. Тогда ультраконсервативные круги в США сделали ставку на Бориса Ельцина — этот ради личной власти мог разрушить и страну. Подготовили предвыборный штаб Ельцина. Вели его в ручном режиме, в пику Горбачеву, который распускать республики не планировал.

В результате Россия «получила независимость» от Советского Союза — первой после прибалтийских республик, 12 июня 1990 г. Это величайший исторический абсурд. Русский национализм, который оседлал Ельцин, сыграл ключевую роль.

Даже после декларации о суверенитете, даже после пяти с лишним лет антисоветской пропаганды усилиями А. Яковлева, на Всесоюзном референдуме о сохранении СССР 17 марта 1991 года «за» проголосовали 77,85 % советских граждан, при явке в 80%.

Разрушение СССР и социалистического строя было глубочайшим ударом и для всего советского лагеря. Новая российская власть предала всех своих идейных союзников.

Но в 1991 контрреволюция лишь началась — она продолжается и сегодня. Дух её крепчает.


Оффтоп
 

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы видеть весь контент и оставлять комментарии

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ