Правила семейной жизни на Руси

Конфетка

С Коньячком))
Заслуженный
Местное время
01:36
Регистрация
20 Янв 2017
Сообщения
16,135
Репутация
25
Уровень
1
Награды
15
Местоположение
На опушке леса,мааленький домик
Пол
Нейтральный
Правила семейной жизни на Руси

Чуть-чуть блудить, чуть-чуть постегивать, жениться раза три, не больше… Это про мужа. Ну а жена? Рассказываем о том, как строилась супружеская жизнь в крестьянской Руси в условное «средневековье».
Тощих в жены не берут




Худосочные девицы у наших пращуров не котировались: вдруг окажется бесплодной или не сможет выносить ребенка. Худоба считалась равносильной болезненности, а больная жена в хозяйстве не нужна. Да и благосостояние родителей, коль не смогли откормить, подвергалось сомнению.
А на щечке родинка, а в глазах любовь...

Толку-то… Сейчас родинка на щечке — синоним красоты, а раньше обладательниц таковых (да и вообще имевших какие-то отметины на теле: родинки, шрамы, ушибы, не говоря уже о серьезных увечьях) замуж не брали. Насморк или охриплость также могли повлиять на мнение сватов, поэтому к их приезду девицу срочно приводили в порядок.
Была здоровая, стала худая




Впрочем, бывало и наоборот: здоровую невесту «портили» — как, например, в царской семье Романовых. Когда Михаил Федорович приглядел себе в жены бедную дворянку Марию Холопову, с ней приключилась нежданная болезнь: «рвало и ломало нутро и опухла была. А после была ей блевота». Несостоявшуюся невесту вместе с родней сослали в Тобольск. А девушке всего лишь с подачи матери жениха, инокини Марфы, подсунули сладости с несвежими взбитыми сливками и сметаной.
Принарядиться на выход




Если девица не могла в одиночестве покинуть стены родительского дома, то замужняя женщина не имела права куда-либо выйти, даже в церковь, без разрешения супруга. Зато, если уж покидала семейное гнездо, то при полном параде: насурьмив брови, нарумянившись и набелившись, «притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску» (подробнее о стандартах женской красоты прошлых времен — в статье «Женщины Московии XVI–XVII веков в описаниях современников»).

Уличенная в блуде замужняя женщина должна быть бита кнутом, а затем несколько дней провести в монастыре, питаясь водою и хлебом. После чего ее вторично бьет муж за запущенную дома работу. Мужа же, простившего блудницу, следовало подвергнуть наказанию

Жены знатных людей ездили в закрытых каретах, обтянутых красной тафтой, где «восседали с великолепием богинь». Лошадь украшалась лисьими хвостами. Рядом бежали прислужники.
Стегать — наедине




«Домострой» (свод правил и наставлений XVI века) ввел некоторые ограничения в привычные отношения. Бить жену рекомендовалось «не перед людьми, наедине поучить» — «плеткою вежливенько побить, за руки держа». Звучал в сборнике и другой призыв к гуманности: «ни по виденью не бите, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревяным». Потому что кто «с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен и детем поврежение бывает в утробе». Иностранцы дивились, что при всем при том «русские жены в частом битье и бичевании усматривали сердечную любовь, а в отсутствии их — нелюбовь и нерасположение мужей к себе».
Ночь с чужой женщиной — блуд, а не прелюбодеяние



Если женатый проведет ночь с другой женщиной, это не прелюбодеяние, а всего лишь блуд. Прелюбодеем считался тот, кто имел на стороне длительную связь с чужой женой или любовницу и детей от нее. Правда, рассматривались и другие варианты — например, в «Правосудии митрополичьим» (XII век) рассказывалось о двух женах, живущих с одним мужем, а в «Сказании об убиении Даниила Суздальского и начале Москвы» (XVII век) два «сына красны» боярина Кучки «жыша со княгиной в бесовском вожделением, сотонинским законом связавшися, удручая тело свое блудною любовною похотною, скверня в прелюбодействии». Неверного подвергали штрафу в пользу церкви.
Гостю — водку и поцелуй




Дорогого гостя после пиршества ждал десерт. В знак особого уважения и любви к нему выходила пышно разодетая жена хозяина и собственноручно подавала чарку водки. Вот как описывает этот ритуал голштинский посол Адам Олеарий, в 1643 году гостивший у графа Льва Шляховского: «К нам вышла его жена, очень красивая лицом... и в сопровождении прислужницы, несшей бутылку водки и чарку. При входе она сначала склонила голову перед мужем своим, а затем передо мной, велела налить чарку, пригубила ее и затем поднесла ее мне, и так до трех раз. После этого граф пожелал, чтобы я поцеловал ее. Не будучи привычен к подобной чести, я поцеловал ей только руку. Он, однако, захотел, чтобы я поцеловал ее и в уста. Поэтому я, в уважение к более высокой персоне, должен был принять эту согласную с их обычаями честь».
Снохачество — простительный грех

«Нигде, кажется, кроме России, нет по крайней мере того, чтобы один вид кровосмешения приобрел характер почти нормального бытового явления, получив соответствующее техническое название — снохачество», — писал Владимир Набоков. Явление это, когда свекор жил с женой сына, вовсю было распространено в русских деревнях. Способствовали ему долгие отлучки уходящих в солдаты или на заработки мужей. Склонить к сожительству уговорами или угрозами оставшуюся в чужом доме молодую отцу семейства удавалось почти всегда. В народе это дело не осуждали, относились с пониманием, говорили: «Сноху любит. Он с ней живет как с женой, понравилась ему».
Надоела жена — иди в монастырь




Если семейная жизнь совсем разладилась и на мир между супругами нет надежды, то один из них может уйти в монастырь. Коли уйдет муж, а жена его снова выйдет замуж, ушедший может стать священнослужителем, даже если прежде варил пиво. Если же жена бесплодна, то, отправив ее в монастырь, мужчина имеет право через шесть недель снова жениться.

Четвертое по счету обзаведение семьей однозначно считалось незаконным. Брак подвергался немедленному расторжению, а священник, повенчавший такую пару даже по неведению, лишался сана.

В кодексе норм «распуста» (развода), входящего в состав «Устава князя Ярослава» (XIII век), приводились поводы развода с женой: в случае прелюбодеяния, подтвержденного свидетелями; из-за общения с посторонними без разрешения; за покушение на жизнь мужа или несообщении об угрозе такового. Жена, в свою очередь, могла попросить развода, если благоверный «клеветнически обвинял ее в измене» (без доказательств). Поводом также могло послужить длительное безвестное отсутствие второй половины, когда местонахождение неизвестно.
Четвертый брак — вне закона



Святитель Григорий Богослов говорил: «Первый брак — закон, второй — понуже прощение слабости ради человеческия, третий — законопреступление, четвертый — нечестье, понеже свинское есть житие». Тем не менее вдовцы и разведенные женились — и по третьему, и по четвертому разу. Церковь, хоть третий брак и порицала, но все-таки считала, что это лучше, чем жить во грехе. А вот четвертое по счету обзаведение семьей однозначно считалось незаконным. Брак подвергался немедленному расторжению, а священник, повенчавший такую пару даже по неведению, лишался сана.
Хочешь жену — занавесь иконы

Выполнением супружеского долга, хоть и было это делом законным, предпочитали Господа не оскорблять. Перед тем как приступить к делу, снимали нательный крестик. Если в комнате висели иконы с ликами святых, их тщательно завешивали. В этот день предпочтительнее было не посещать церковь, а уж если возникала непреодолимая необходимость, то только тщательно обмывшись и переодевшись в чистое.
Вдова — глава семейства

Женщина, потерявшая мужа и больше не вступившая в брак, автоматически получала все те права, которых была лишена в браке. Она управляла имуществом, становилась полноценной хозяйкой в своем доме и главой семьи, если таковая имелась. В обществе вдовы пользовались уважением.​
 

Amalienau

Гуру
Заслуженный
Местное время
21:36
Регистрация
22 Мар 2016
Сообщения
32,304
Репутация
99
Награды
6
Пол
Мужской
Чуть-чуть блудить, чуть-чуть постегивать, жениться раза три, не больше… Это про мужа. Ну а жена? Рассказываем о том, как строилась супружеская жизнь в крестьянской Руси в условное «средневековье».

В крестьянской, в отличие от барской, не было терема(гинекея), было всё упрощённо.
Браки в Византии ( а вместе с ней и в православной России 10-17 века) - по расчёту.
Родители сами решали, за кого помолвить и выдать свою дочь или сына. А потом их венчали в церкви. За дочь давали приданое. Смертность была высока. Почти половина женщин умирала при родах, а равно и половина детей умирала от голода или болезней.
Избушки крестьянские были маленькие, а семьи- многодетные. Жили в очень тесных условиях. Соответственно на одной и той же печке могли ночевать по многу человек, а не только супруги. Там же супруги и сексились, невзирая на присутствие других людей, или даже детей.
Физические наказания тоже были. Крестьянина периодически мог выстегать барин,
муж стегал жену, а родители - детей..

Баня была сакральным местом, где христианские верования крестьян переплетались с пережитками язычества. В бане мылись, там же и рожали (не только крестьянки, но даже и царицы). Дверной потолок входа в баню специально делали низким, чтобы все входящие в баню наклонялись и как-бы кланялись баннику, языческому домовому бани. Перед входом в баню снимали нательный крест. Из экономических соображений , чтобы меньше дров тратилось на растопку и ради экономии тепла, мылись всей семьей вместе, мужчины и женщины и дети. Конечно, мылись голыми. Аналогично было и в общественных банях России вплоть до 18 века, когда Екатерина Вторая издала указ о раздельных банях для М и Ж. После парилки выбегали из
бани на улицу освежиться в холодной реке или озере.
Жена крестьянина считалась не только собственностью мужа, но и собственностью "мужниного рода", а также собственностью барина.. Соответственно не считалось предосудительным, если барин насиловал крестьянскую жену, или такое явление как снохачество. Когда свёкр (отец мужа) сношал свою сноху (жену сына), а не только жену.
 

Amalienau

Гуру
Заслуженный
Местное время
21:36
Регистрация
22 Мар 2016
Сообщения
32,304
Репутация
99
Награды
6
Пол
Мужской

Amalienau

Гуру
Заслуженный
Местное время
21:36
Регистрация
22 Мар 2016
Сообщения
32,304
Репутация
99
Награды
6
Пол
Мужской
Если девица не могла в одиночестве покинуть стены родительского дома, то замужняя женщина не имела права куда-либо выйти, даже в церковь, без разрешения супруга.

Конечно, в знатных семьях Византии (а через неё- и в России) было затворничество женщин.
Браки- по расчёту, родители решали. До замужества девочка жила в тереме(гинекее) своих родителей, после- в тереме мужа.
 

Amalienau

Гуру
Заслуженный
Местное время
21:36
Регистрация
22 Мар 2016
Сообщения
32,304
Репутация
99
Награды
6
Пол
Мужской
А вот четвертое по счету обзаведение семьей однозначно считалось незаконным. Брак подвергался немедленному расторжению, а священник, повенчавший такую пару даже по неведению, лишался сана.

Для царей делали исключение. Иван Грозный был женат семь раз..
 

Toreador

Elapidae
Заслуженный
Местное время
21:36
Регистрация
1 Янв 2016
Сообщения
191,406
Репутация
2,535
Уровень
2
Награды
20
Местоположение
Москва
Пол
Мужской
Домашние тюрьмы для аристократок на Руси, или Как ломали женские судьбы.

Обычно люди представляют себе русский терем как красивую добротную избу. Не все знают, что этим словом назывался не весь дом, а всего лишь его часть. И предназначалась она для проживания женщин — жен, дочерей, сестер и матерей представителей аристократии древней Руси. Это была своеобразная женская тюрьма. Эту традицию изменил Петр I, однако тысячи женских судеб были сломаны. Читайте, почему терем был для женщин тюрьмой и как они вырывались из заточения.

В тереме как в тюрьме и как девушки на свободу вырывались

Если обратиться к словарю Даля, то можно прочитать, что терема описываются как помещения, находящиеся на возвышении. Это могут быть, как ярусы большого боярского дома, так и отдельно стоящие башенки, порой располагающаяся над крепкими воротами. С другими помещениями, то есть с палатами, терем был связан посредством сеней (обычно свободных, просторных) или переходов. И хотя терема были красивы, добротны и весьма живописны, на деле для представительниц высшего сословия в старые времена они представляли собой настоящую тюрьму.

Почему же женщины должны были находиться в заточении? В старой Руси самой важной добродетелью женщины считалась непорочность. Терема служили гарантом, что девица будет ограждена от мирских соблазнов. Зачем испытывать судьбу, проще изолировать женщину, чтобы мужчины не могли ее увидеть. Однако никто не задумывался, что в результате бедняжка лишалась элементарных радостей существующей снаружи жизни.

Девушка могла вырваться из терема всего двумя способами: она могла стать монашкой или же пойти замуж, сменив при этом свой терем на другой. Но, уйди из родительского дома, женщина не становилась свободной. По сути менялось только место проживания.

В сказках часто присутствуют царевны, которых освобождает добрый молодец. На деле невестам из царской семьи было тяжелее всех, так как статус обязывал их выходить замуж только за принцев, а, как говорится, принцев на всех не напасешься. Из-за этого такие девушки нередко уходили в монастырь в надежде, что их жизнь наполнится смыслом. Многие высокородные невесты завидовали простым крестьянкам, которые жили иначе — могли свободно общаться с с мужчинами, а также покидать дома по своим нуждам, а не исключительно для того, чтобы посетить храм. Аристократки же и в церковь должны были ехать в каретах, в которых окна были плотно задрапированы занавесками. Прохожие не имели права рассматривать лицо дамы, находящейся в экипаже.
1Snq-J3rK34.jpg


Почему терема гаремы напоминали

Интересно, что в энциклопедии Брокгауза и Эфрона термин «терем» приравнивается в своем значении к гарему. На слух эти два слова отличаются всего двумя буквами, а такой вариант нередко возникает после транскрипции каких-то звуков. И действительно, терем можно сравнить с гаремом. В него не имели права входить мужчины, которым уже исполнилось 12 лет. Такое право имел только хозяин дома и священнослужитель. На женской половине боярских домов находились лишь дети (если это были мальчики, то только до указанного выше возраста), а также нянечки, кормилицы и сенные девки. Настоящее женское царство со своими правилами и традициями.

Кстати, гаремы существовали не только в восточных странах. Им нашлось место и в Византии, то е сть в православной стране. Возможно, из нее они и пришли в древнюю Русь.

Царские терема и царевна Софья, которая стала свободной

Последняя «женская тюрьма», то есть терем, был построен в царском дворце, возведенном на территории Московского Кремля, и было это в далеком 1637 году. Указ о строительстве издал царь Михаил Федорович. Когда к власти пришел Алексей Михайлович, он постарался смягчить суровые правила проживания в дамской части дворцов. Это было вызвано тем, что его жена, Наталья Нарышкина, получила разрешение на регулярный выход из дома и проезд в экипаже без задрапированных окошек. Однако, появляясь в Благовещенском соборе (а в храм прямо из царского терема был проложен потайной ход) женщина должна была встать так, чтобы никто вокруг не мог разглядеть лица царицы. Это же относилась и к тем дамам, которые ее сопровождали.

Первой бунтаркой, освободившейся от домашнего плена, была царевна Софья, то есть сестра Петра Первого. Она была смелой женщиной и рискнула заняться общественной деятельностью. Впоследствии Петр использовал пример Софьи и издал указ, который разрушил странную и несправедливую традицию изолирования в теремах женщин знатного рода.

Как создавали златоверхие терема и почему они не радовали женщин

Терема делали очень красивыми, уделяя особое внимание внешнему убранству. Бояре старались изо всех сил, тратя немало денег на возведение мудреных лестниц, установку резных наличников. Использовали живые краски, самые разные элементы декора были невероятно изящными и запоминающимися. Крыша всегда строилась высокой. Говорили, что чем она выше, тем ближе к небесам, к Господу. Таким образом старались обратить внимание Бога на обитателей дома. С этой же целью крыши покрывались листами из меди или позолоченными пластинами. Терем сверкал в лучах солнца и смотрелся роскошно. Господь должен был его обязательно увидеть. Отсюда пошло словосочетание «терем златоверхий».

Внутри также старались оформить все богато, не жалея финансовых средств и материалов. В красный угол помещались иконы для чтения молитв. На пол укладывали дорогущие ковры, поверхность стен расписывали фресками. Высокий потолок смотрелся восхитительно за счет изображенных на нем звезд, луны и солнца. Да, в «дамских тюрьмах» было на что посмотреть. Однако даже роскошные интерьеры не радовали женщин, которые томились в заточении. Они скучали, проводя свои дни в работе — рукодельничали, обычно создавая золотое и серебряное шитье для монастырей. Золотая клетка оставалась клеткой. ©
 

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ