Во все времена человечество страдало от женской болтливости и сварливости. А в суровые времена Средневековья, когда статус женщины и так сопровождался многочисленными запретами и ограничениями, дам «с длинным языком» могли подвергать, как минимум, стыдным, а порой и жестоким наказаниям.
«Обуздать» язык в прямом смысле выражения
Когда на улице появлялась женщина с приспособлением на голове и лице, напоминавшем уздечку, и в сопровождении чем-то недовольной толпы, остальным все было понятно с первого взгляда. Это люди вели по улицам сплетницу или чересчур много болтавшую о неурядицах в собственном доме жену.
«Уздечка» часто имела подобие кляпа для рта, но с острыми шипами, так что каждое произнесенные слово (точнее, попытка это сделать) доставляло осужденной немало боли. Осужденной – в прямом смысле слова, поскольку надеть подобную «маску» можно было только по решению суда.
Но приговорить к такому наказанию могли не только слишком сварливых жен. Данная мера применялась по отношению к ведьмам (или тем, кто подозревался в колдовстве, и этому находились доказательства, пусть и не самые рациональные), проповедницам-квакершам, нерадивым работницам.
«Маски» и «уздечки» были похожими на небольшие клетки, прутья и элементы которых закрывали рот, а иногда и глаза. К приспособлению могла быть приделана цепочка, за которую брался, например, муж обвиняемой, и вел ее по улицам, подобно заузданной лошади или другого животного. Поскольку «узда» была изготовлена из металла, носить ее было неудобно и тяжело, нот главное – позорно. Ведь в Средневековье много значило именно общественное мнение, а народное осуждение могло в итоге стать причиной казни.
Как еще наказывали за «длинный язык»
Степень наказания напрямую зависела от меры вины обвиняемой. Если проблема заключалась именно в «словесных» пороках, то на женщину надевали ругательскую уздечку или металлическую маску, изображающую свиное рыло. Естественно, такой образ выбран неслучайно. Считалось, что брань и ругань превращает человека животное, причем не самое чистое. И кто ним может быть, как не вечно валяющаяся в болоте свинья? Также это могли быть маски, изображающие ослиные морды, и логика образа здесь также ясна.
К слову, подобные маски могли надеть и на мужчин – опять же, если суд найдет доказательства его вины.
Но все-таки больше «доставалось» представительницам слабого пола. Их могли привязать к столбу позора, или просто выставить на улицу около дома. Прохожие и «неравнодушные» могли подходить к наказанным, плеваться, бросаться гнилыми продуктами, а то и чем покрепче вроде камней.
Толпа с удовольствием потешалась над теми, кто был приговорен к наказанию. Люди насмехались, плевались – в основном, чтобы также на публику показать, что «я не такой (такая), как эта сплетница.
Подобные «ритуалы» наказания существовали вплоть до 19 века, но все-таки полностью искоренить проблему чрезмерной говорливости ни одной пытке не удалось.
с картинками- здесь https://zen.yandex.ru/media/id/5a36...nscin-v-srednevekove-5cf154a85e3da300ae11babc