Иудаизм: даты, время, возраст, хронология

Linda

Гуру
Легенда
Заслуженный
Местное время
12:02
Регистрация
12 Мар 2017
Сообщения
32,384
Репутация
2,471
Уровень
1
Награды
15
Местоположение
Питер
Пол
Женский
@Арх_Ангел,
Оффтоп
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
03:02
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
о переводах Торы (Библии)
просто инфа

В Вавилонском Талмуде Рабби Иегуда говорит: “Тот, кто делает литературный перевод — кощунствует, кто переводит дословно — лжёт”.

Перевод Торы — это всегда интерпретация, как в силу смысловой многозначности ивритских слов, так и в силу различных уровней толкования текста в Устной Торе. К тому же, как отмечает рав Элиягу Китов («Книга нашего наследия»), в Торе имеются места, которые просто нельзя толковать и переводить буквально. Их истинный смысл раскрывается в Устной Торе. Поэтому перевод Торы — это ни в коем случае «не подстрочник даже в литературной обработке» (рав Элиягу Эссас).

Впервые Тора, Пятикнижие Моше, была переведена в III веке до н. э. Это был перевод на греческий язык. Он называется «Септуагинта», т. е. «Перевод Семидесяти толковников». Его выполнили 72 мудреца Торы, привезённые из Эрец Исраэль в Александрию по приказу египетского царя Птолемея II Филадельфа. Царя мало интересовало содержание Торы, он просто хотел высмеять и Тору, и мудрецов, для чего разместил их так, чтобы они не могли общаться друг с другом. Он рассчитывал получить разные тексты и заставить мудрецов спорить друг с другом. «Однако, — говорится в Талмуде (трактат Мегила, 9а), — Всевышний помог мудрецам, и все 72 перевода оказались идентичными».

Перевод Торы на другой язык был воспринят евреями как национальная трагедия. И день 8 тевета, когда перевод был закончен (всеми 72 мудрецами одновременно), был объявлен в Эрец Исраэль всеобщим постом и уподоблен 17 тамуза, дню изготовления золотого тельца.

Мудрецы отнюдь не стремились передать всю глубину текста, как раз наоборот, они старались сокрыть её, спрятать по возможности от идолопоклонников. Их перевод сравнивали со львом, посаженным в клетку: из текста ушла мудрость. Кроме того, по разным причинам были сделаны отступления от текста. О них рассказывает рав Э. Китов в «Книге нашего наследия». Не случайно слова «таргум» («перевод») и «тардема» («сон») имеют одну и ту же гематрию (числовое значение) — 469.

Евреи не сохранили «Септуагинту», а отцы церкви многократно редактировали находившийся у них текст, создав множество версий: оригеновскую — в Палестине, александрийскую — в Египте, константинопольскую и латинскую. Славянские переводы были сделаны с этой последней. «В мире нет текстов «Септуагинты», написанных ранее III века н. э. Иначе говоря, существующие рукописи созданы через 500 и более лет после оригинала» (р. Элиягу Эссас «О переводах «Септуагинты»).

В V веке н. э. был сделан перевод Торы на латынь, известный как «Вульгата» (что значит «народная латынь», отнюдь не латынь Данте и Петрарки). По заказу Римского Папы Дамасия I перевод выполнил христианский монах Софроний Евсебий Иероним, ставший позднее известным как Иероним Блаженный. Сначала он перевёл на латынь Новый Завет, а затем в течение 15 лет перевел все книги ТАНАХа (Ветхого Завета), для чего поселился в Бейт-Лехеме и старательно изучал иврит. Работа была завершена в 405 году н. э.

Недостаточное знание иврита и полное незнание Устной Торы привели Иеронима к многим ошибкам, некоторые из которых просто нелепы. Вот одна. Когда спускался Моше с горы Синай со Вторыми Скрижалями, «лицо его стало светиться» (Шмот, 34:29) оттого, что «венец великолепия возложил (Б-г) на голову его, когда стоял Моше перед Б-гом на горе Синай» (фрагмент молитвы «Амида» в Шаббат). Ивритское слово «керен» означает и «луч» (света), и «рог». Иероним выбрал «рог». Так у Моше появились рога: маленькие рожки в скульптуре Микельанджело и мощные рога у Донателло.

Однако не за подобные «невинные» ошибки получил Иероним звание Блаженного. Он прославился злостной фальсификацией текста в угоду церкви. Рав Дов-Бер Хацкелевич в статье «Об искажении переводов Библии и о проповеди христианства евреям» (NY — Тель-Авив. Изд. ХАМА, 1982) приводит два примера.

Первый. Пророк Иешаягу (7:14) говорит царю Ахазу: «… Г-сподь Сам даст вам знамение: вот молодая женщина забеременеет и родит сына и наречётся ему имя Имману Эль», что значит — «С нами Б-г». Иероним перевёл эти слова так: «Итак, Сам Г-сподь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут ему имя Емануил». Церковь толкует этот стих как предсказание пророком Иешаягу (Исайей) рождения девственницей Христа. Но, во-первых, в тексте речь идёт о молодой женщине («алма» — ивр.), а не о девственнице («бетула» — ивр.). Во-вторых, пророк Иешаягу жил в период гибели Северного царства, уничтоженного Ассирией, т. е. в VI веке до н. э. Очевидно, его слова, обращённые к царю Ахазу, никакого отношения к Ешу (так в Талмуде называют Иисуса, поскольку его еврейское имя Иегошуа, а Ешу — сокращение подобное: Иван — Ваня, Ицхак — Изя), родившемуся 6 веков спустя, не имеют. Уже в наше время во все издания «Ветхого завета» внесены исправления перевода слов Иешаягу: «деву» заменили на «молодую женщину». Идея «непорочного зачатия» повисла в воздухе.

Второй пример. Пророк Хабакук (IV век до н. э.) говорит (3:18): «И буду радоваться в Б-ге моего спасения». Иероним переводит: «… возрадуюсь в Б-ге моём Иисусе». Как появился Иисус? Ивритское слово «Йиши» — «спасения моего» — он заменил на «Ешу», а отсюда Иисус. В позднейших переводах это место было исправлено.

Стоит ли удивляться, что Тридентский Собор католической церкви (XVI век) объявил «Вульгату» «боговдохновенной»? Разница между Торой и ее переводом, утверждает Талмуд, такая же, как между полным и пустым сосудом: снаружи они выглядят одинаково.

Источник: evreimir.com
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
03:02
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
это статья моего очень старого знакомого, реального, я знакома с ним с 1990 года...и потому верю ему как себе

В прошлый раз прислали вопрос, откуда взялся закон, согласно которому смерть любого еврея, убитого только за то, что он еврей, является освящением имени Всевышнего, Кидуш Ашем? Вот уже несколько дней живу с этим вопросом, никто толком ответить не может. Всем закон известен – я говорю о знающих раввинах, – но пока ни один не сказал мне, кто первый издал такое постановление. Похоже оно идет со временем крестовых походов, когда христианское зверье Европы ринулось в Святую землю "отвоевывать гроб осподень" у мусульман, а по дороге было разграблено и уничтожено все, что бандитам-рыцарям под копыто попалось. В том числе сожжено множество цветущих еврейских общин в долине Рейна, практически никто не уцелел, а ведь из тех общин вышли крупнейшие знатоки Торы и Талмуда, сами тамошние евреи славились садоводством и ремеслами, снабжали вином пол Европы (именно там, кстати, изобрели пиво как напиток, а не как средство для стирки), – но от великолепных общин ничего не осталось. И смерть тех евреев была названа нашими мудрецами Освящением имени Творца – похоже, что впервые в еврейской истории. Могу лишь сказать, что постараюсь все-таки найти с Божьей помощью, кто и на основании чего так постановил.
А пока жизнь не останавливается. Война может затянуться надолго, нельзя же нам прекратить изучение Торы, верно? Например, в сегодняшнем разделе Торы – Ноах – описан первый Потоп на земле и чудесное спасение праведника и его семьи со всеми представителями животного мира, потому что человек несет ответственность в том числе и за фауну нашей планеты: если первые поколения грешили, то не убивать же вместе с ними весь животный мир, согласны?
И вот какая тема тут появляется. Целый год корабль Ноаха носился по бурлящему океану, все дни – от зари до зари – его команда ухаживала за зверями, не ведая ни сна, ни покоя, кормили их – каждую тварь в час ее приема пищи, лечили их, заботились о них. Целый год! Но почему? Если Потоп пришел как наказание за грехи человечеству, то достаточно было устроить крутое наводнение на пару-тройку дней, не больше. Все бы утонули, если уж так было задумано на Небесах, потом вода бы убралась в те дыры, из которых появилась, и Ноах сошел бы на берег. Зачем создавать такие обстоятельства, когда ему и его семье пришлось так тяжко трудиться в течение года? Кому это пошло на пользу? Однажды он опоздал накормить льва, так тот, голодный, нанес Ноаху травму. Скажите, за какой грех был наказан Ноах львом?
Написано, что земля наполнилась хамасом. Хамас – насилие. Вот и надо было воде смыть поколение насильников – и появились бы новые люди. Такова была задумка Небес.

Оффтоп
Для нового поколения был выбран его зачинатель – Ноах. Праведник в основе мира – это необходимое условие любого обновления. Когда возводят дом, особенно тщательно смотрят за фундаментом и несущими стенами – они должны быть без изъяна. Любой малейший перекос в них приведет к быстрому разрушению здания. Праведник после Потопа должен был быть настолько чистым и настолько полноценным в своей праведности, что такого вряд ли и поныне сыщешь. Вот и поместили его Небеса в такие условия, когда от "отшлифовал" свои качества, куда входили: готовность к самопожертвованию, эмпатия, сердечность и терпение. И удивительное трудолюбие в деле помощи. Теперь понятно, почему хэсед в Ноахе воспитывался двенадцать месяцев, пока вода не сошла.
У Ноаха научился Авраам. Причем наш праотец добавил: ухаживать надо не только за животными, но и за людьми. И научил этому своих потомков – человеколюбию. Те, кто воспринял уроки Авраама, они и называются еврейским народом.
А остальные народы? Как были, так и остались. Эсав (имеется в виду нееврей) ненавидит Яакова (еврея). Это такое правило. (Хотя имеется очень много исключений, не все же болеют антисемитизмом. Правда таких людей, как я считаю, очень и очень мало, как оказалось во время нынешнего кровавого навета. Особенно последние несколько дней. Мир просто сошел с ума. Так вот мы и говорим на это: "Таков закон: Эсав ненавидит Яакова".)
Будем защищаться от Эсава и не будем удивляться, почему и откуда почти по всему миру идет волна демонстраций, митингов и прочих выступлений против евреев. Дай им волю – они на нас, не дай Бог, с ножами бросятся. Так было всегда с некоторыми передышками. Передышки закончились. Начался новый (очень старый) этап испытаний. С помощью Всевышнего одолеем и это.


Рав Реувен Пятигорский
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
03:02
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
та я прям мучителем себя чувствую)))можешь не отвечать.

@Karanya, могу ответить тут
да, и иудаизм и ислам и христианство имеют в основе Библю-Ветхий завет
только если христиане полностью следуют буке Ветхого завета в тексте, ничего не изменяя, то ислам изменил тексты, упростил их

что ещё ты хочешь меня спросить?
 

Karanya

The hermit.
Заслуженный
Местное время
12:02
Регистрация
25 Сен 2022
Сообщения
8,909
Репутация
142
Награды
2
Пол
Нейтральный

Malabarka

Гуру
Легенда
Заслуженный
Лучший постер месяца
Местное время
12:02
Регистрация
7 Фев 2020
Сообщения
37,554
Репутация
1,590
Уровень
1
Награды
9
Пол
Женский


Миф, о котором пойдёт речь, это история о том, что евреи - народ-богоубийца. Эта история многажды разбиралась, и уже в ХХ веке Второй Ватиканский собор декларировал отказ от идеи коллективной ответственности нескольких поколений еврейского народа за распятие Иисуса. Но, во-первых декларации католических соборов ничтожны по своей значимости для людей других конфессий; а во-вторых - в дебрях теософических выкладок бритых попов сам чёрт ногу сломит, не то что простой обыватель - какой-нибудь баварский мельник или польский франт, не говоря уж о таких каких-нибудь свинопасах из-под условной Хацапетовки..

Широко распространено мнение, что иудейская верхушка добивалась казни Иисуса по причинам вполне материальным, т.к. данный персонаж поломал им весь меняльный бизнес при Храме (а что такое были меняльные лавки при единственном Храме, куда несколько раз в году был обязан прийти с пожертвованием каждый правоверный иудей, и обменяв свои кровные на внутрихрамовую монету - без чего он не мог купить жертвенное животное, например - по безальтернативному обменному курсу? - мо-но-по-ли-я!) И именно этот поверхностный мотив и явлен широкой публике как единственный: жиды распяли Иисуса из-за денег! Христопродавцы!

Но тут есть свои тонкости. Еврейский народ никогда не был однороден, и в те годы иудеи были лишь одной из его частей - существенной, но никто не назначал эту часть главной. Просто самой разрекламированной в более позние века..

Никто не задавался вопросом, почему иудейские бонзы сами не расправились с Иисусом, отправив к нему мокроделов, например? А ответ на поверхности: потому, что тогда их просто разорвали бы многочисленные последователи Иисуса (а среди них были и такие, как зелоты - погуглите, не пожалеете). Это, если брать с материалистической точки зрения. Но ведь есть и нематериалистическая: а вдруг он действительно тот, за кого себя выдает - Сын Божий? Ведь были явлены некие чудеса. И их природа - для иудейских жрецов, в первую очередь - была совершенно не однозначна.

И тогда они подключили к делу имперскую безопасность, сделав донос о "оскорблении величия" - мол, пусть гнев божий падёт на головы римлян, если что. Римляне же оказались тоже не лыком шиты, и Пилат вынудил собравшихся на вынесение приговора представителей иудейской верхушки произнести формулу "Кровь эта на нас и детях наших", после чего произвёл ритуальный жест римских авгуров - умывание рук, что в переводе на обывательский - "Всё в руках божиих!"

(Таким образом Пилат выводил Рим из предлагаемой ему иудейской верхушкой позиции стороны конфликта, в позицию третейского судьи, утверждая в веках: вот заказчик жертвоприношения, вот жертва, а я(Рим) лишь смиренный жрец. Как было сказано позднее про тот день "Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах Наилучший из хитецов!")

Но не мог же Синедрион полностью состоять из одних лишь алчущих материального богатства особей? Не мог. И вот те, кто мыслил категориями Вечности, имели свой резон голосовать "Распни!"

Здесь уместно будет вспомнить историю о том, как Авраам совершил заклание своего сына на жертвенник, и только по милости Божией было позволено ему заменить сына на жертвенное животное. Разве не схожая ситуация? И если Иисус является Сыном Божиим, то что будет, если мы поместим его на место жертвоприношения (Голгофа)? Защитит Бог своего сына от мучительной смерти под лучами палящего солнца? Или позволит принять смерть? И что будет после? Это были вполне закономерные вопросы, как с точки зрения Каиафы, так и любого другого верующего человека - появилась возможность неверующим убедиться в правильности своего мнения, либо же опровергнуть все их сомнения: шарлатан или Сын Божий?

И что же произошло в итоге? В итоге, римский центурион(?!) воткнул между ребер распятого Иисуса копье (вместо того, чтобы перебить голени перед снятием с креста, как двум другим распятым - что потребовали сделать иудейские жрецы, таким образом оставляя приговорённым жизнь!). После чего тело сняли с креста, и поместили в гробницу. Далее этот центурион стал глаголить крамольное, идущее в разрез с линией партии, а затем и вовсе удалился из Иудеи, прихватив с собой пару легионеров из числа уверовавших в воскресение Иисуса. Затем за ними была послана погоня, и вся троица была настигнута на родине центуриона, после чего головы их оказались сначала у Пилата, а потом - на свалке.

Ещё раз! Синедрион потребовал у Пилата снять с креста Иисуса, предварительно перебив ему голени (что не смертельно, и в большинстве случаев нормально зарастает). Но посланный Пилатом римский центурион (сотник, величина в легионе немалая, их на весь легион человек 60 было, а уж в провинции Иудея и вовсе не более десятка) объявляет Иисуса уже умершим, тычет ему копьём между рёбер, после чего тело уносят в гробницу. А потом, после того, как обнаружилась пропажа тела Иисуса из гробницы - начинает рассказывать про то, что был свидетелем воскресения Иисуса, вопреки рассказам всех остальных стражников, охранявших гробницу по требованию, опять же, синедриона - «Ибо лучше, говорили они, нам быть виноватыми в величайшем грехе перед Богом, но не попасть в руки народу иудейскому и не быть побитыми камнями»

Что мы имеем в итоге? А имеем мы кальку с истории про Авраама, готового пожертвовать своим сыном, дабы доказать свою веру Богу. Бог, устами ангела, отвёл руку Авраама, позволив заменить сына на жертвенного агнца. И иудеи, приведя Иисуса на Голгофу, и вознеся его на жертвенном кресте, хотели убедиться в том, что Бог отдаст судьбу Сына Божиего в руки своего народа. Убедившись, потребовали от Пилата снять с креста Иисуса (и двух распятых рядом с Иисусом). Но вот тут уже сработала имперская безопасность...

Кто-то сыграл с еврейским народом в плохую игру, приклеив на него ярлык "народ-богоубийца".

И, возвращаясь к началу, есть такое мнение, что сегодня происходит ровно то же самое - на еврейский народ вновь собираются наклеить ярлык. Ярлык "кровожадное зверьё"..
 

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ