Информационная безопасность простым языком

Topik

Главный редактор
Наш человек
Местное время
20:32
Регистрация
3 Ноя 2015
Сообщения
3,162
Репутация
10
Пол
Нейтральный
Тут поинтересовались, смог бы я объяснить рядовому работяге, например строителю, азы своей предметной области.

Вообще не вопрос. <Эстеты — в сад, тут для рядовых строителей, а не для вас>

Итак:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИБ ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ РАБОЧЕГО КЛАССА

Вы пытаетесь пройти на стройку и представляетесь вахтёру своим именем, после чего проходите внутрь. Это идентификация.

Перед тем, как пройти внутрь, вы вынуждены показать вахтёру свой паспорт. Это аутентификация.

Вы вынуждены показать одному вахтёру свой паспорт, а второму по памяти назвать его серию, номер и вспомнить, что находится на странице с номером, похожим на Кенни. Это двухэтапная аутентификация.

Вахтёр требует не только паспорт, но и водительское удостоверение. Это двухфакторная аутентификация.

Какой-то пидарас на**ал вахтёра, показав ему чужие документы. Это подделка учётных данных.

Вахтёр в курсе, что его на**али, но вынужден пропустить, т.к. документы подлинные. Это имперсонация.

Вахтёр выдаёт вам на шею бейдж с персональным идентификатором. Это сессионный токен.

Вы показываете этот бейдж при входе в любую дверь. Это авторизация.

Какой-то пидарас спиздил чужой бейдж и везде его показывает. Это угон сессии.

Он же подложил вахтёру копию бейджа со своим идентификатором и дождался, пока тот не отдаст его вам. Это фиксация сессии.

Вы потоптались по только что налитому полу, не оставив в нём следов и никто кроме вас не знает, что это вообще случилось. Это приватность.

Вы потоптались по только что налитому полу, оставили в нём следы, но никто не знает, какой пидарас это сделал. Это анонимность.

Вахтёр записал в журнал дату и время вашего прихода и ухода. Это журналирование.

Вахтёр ходит за вами по пятам и записывает вообще все ваши действия. Это ретроспектируемое журналирование.

Вахтер сделал запись в журнал, что пару дней назад к ним на стройку устроился какой-то стрёмный работник с такой же фамилией, что и у вас. Это корелляция событий.

Вахтёр в ходе корелляции событий периодически жмёт кнопку, после чего начинает орать сирена, мигать красные лампочки, а весь персонал съ**ывает по подвалам, откладывая кирпичи. Это SIEM.

Прораб за это наконец-таки набил вахтёру морду. Это актуализация правил корелляции событий SIEM.

На стройке вам на голову может упасть кирпич. Это угроза.

Кирпич весит килограмм и ещё пол кирпича, ускорение свободного падения 9,80665 м/с², солнце в зените, а кирпичи могут находиться на любом из отстроенных этажей <плюс все вытекающие из этого расчёты>. Это модель угроз.

Какой-то мужик в шляпе рассказывает вам, как правильно строить модель угроз. Это Лукацкий.

Какой-то пидарас может сбросить вам кирпич на голову с верхнего этажа. Это атака.

Для этого он пройдёт на стройку, поднимется на самый верхний этаж, возьмёт в руки кирпич, прицелится и сбросит его вниз. Это эксплоит.

Ваша голова не предназначена для попадания в неё кирпича с заданным весом и ускорением. Это уязвимость.

Вы убираете со стройки все кирпичи, исключаете наличие на ней каких-то пидарасов и, на всякий случай, ещё и верхних этажей. Это защищённость.

Вы надеваете каску, чтобы хоть как-то снизить последствия попадания кирпича. Это безопасность.

У вас в правилах безопаности предписано всем носить каски, вы получили за них пушкинскую премию от регуляторов, но персонал как ходил без касок, так и продолжает ходить. Это бумажная безопасность.

Какой-то пидарас пробрался на стройку, залез на верхние этажи, убил кирпичом прораба и теперь радостно требует заплатить ему за это вознаграждение. Это багхантер.

Прораб пока ещё жив, тот пидарас кидается кирпичами во все стороны, а вахтёр уже заебался нажимать на красную кнопку. Это багхантер с анализатором защищённости.

Вы нанимаете двух прорабов, чтобы в случае смерти одного из них, работы не прекращались. Это формальная отказоустойчивость.

Вы нанимаете столько прорабов, сколько у вас кирпичей на стройке плюс ещё один. Это фактическая отказоустойчивость.

Вы покупаете устройство, кидающееся кирпичами во все стороны, на манер мячиков для тенниса. Это DAST.

Вы покупаете виртуальный симулятор, делающий всё то же самое, что и DAST, но без стройки. Это SAST.

Вы покупаете модуль обратной связи между кидающимся устройством и симулятором стройки. Это IAST.

Вы заебались покупать и обратились за помощью к сторонней компании. Та предлагает вам приобрести новейшую бетономешалку от именитого вендора, чтобы решить проблему с кирпичами. Вы в душе не ебёте, как связаны бетономешалка и кирпичи, но таки покупаете. Теперь у вас с верхних этажей могут упасть не только кирпичи, но и блядская бетономешалка, что делает проблему кирпичей не такой уж и значимой. Это — привлечение интегратора.

Производитель бетономешалки по вашему запросу выпускает патч, оснащающий её реактивной системой торможения в воздухе. По неведомым причинам это приводит к отказу строительного крана, эпидемии гриппа среди персонала и ухудшению вязких свойств бетона. Это ... <ой, да ладно, все вы прекрасно поняли, о какой компании идёт речь :))>

Вы наняли эксперта, чтобы тот проверил возможность проникновения на стройку, залезания на верхние этажи и сброса кирпичей на головы персонала. Это пентестер.

Пентестер не только смог убить прораба с помощью кирпича десятью разными способами, но и разрушил к ебеням весь объект, сжёг технику и заставил вахтёров сношать друг-друга. Это опытный пентестер, которому вовремя не обозначили скоуп тестирования.

Вы сделали всё мыслимое и немыслимое, чтобы упавший кирпич никого не убил, объект нельзя было разрушить, технику сжечь. И ещё пояса верности на вахтёров, чтобы наверняка. На следующий же день прораба прибивает к **** отвалившаяся тормозная система бетономешалки...

Это реалии современной ИБ.
 

Кот

Психиатр
Легенда
Заслуженный
Местное время
20:32
Регистрация
18 Апр 2017
Сообщения
76,087
Репутация
1,431
Уровень
2
Награды
35
Местоположение
Россия
Пол
Мужской
Информационная безопасность простым языком
Прочитал все буквы, но кроме заголовка ничего не понял.
Кроме того, что бесстыжие пидарасы наё****ют бдительных вахтёров. Которых, к слову, на стройках уже давно нет.
Тема к чему? И предполагалось ли тут обсуждение, и если да, то чего именно?
 

Talamasca

Cherish your life.
Заслуженный
Местное время
20:32
Регистрация
6 Фев 2017
Сообщения
126,533
Репутация
1,210
Уровень
1
Награды
15
Пол
Женский
Жуткое дело, и так бывает:

Петербуржец потерял контроль над своим аккаунтом в «Госуслугах», а спустя неделю увидел в своем паспорте чужое фото и подпись. Теперь он пытается отбиться от миллионного долга, который нажил его «двойник» в Подмосковье.

Полтора года назад у петербуржца Юрия украли айфон, на котором были установлены «Госуслуги» и пара банковских приложений. Пароль на «Госуслугах» был длинный — 14 символов. Воришки успели-таки вывести три тысячи рублей с карточки одного из банков, но остальные счета удалось защитить. Юрий написал заявление в полицию. Отыскать злодеев не удалось.

«До уголовного дела не дошло, потому что ущерб был небольшой», — говорит Юрий. Он перевыпустил банковские карты, сменил пароли, начал пользоваться «Госуслугами» на новом устройстве и вскоре перестал вспоминать об этой неприятности. Так продолжалось до 25 июня 2021 года.
Все началось с того, что приложение «Госуслуг» на смартфоне Юрия внезапно само собой вышло из аккаунта. «Я был на работе, поэтому быстро вошел в свой аккаунт с компьютера. И увидел, что мои контактные данные изменены, — рассказал Юрий «Фонтанке». — Тут меня выбросило из системы, и больше войти в «Госуслуги» я уже не мог ни с одного своего устройства».

Свои злоключения Юрий связывает с тем, что не подключил двухфакторную аутентификацию через СМС на «Госуслугах» после кражи айфона. А мошенники, в свою очередь, воспользовались уязвимостью в системе защиты данных «Госуслуг» — «вечным» токеном.

«Во время первого входа с устройства система запрашивает логин и пароль. Если они верны, устройству выдается токен — последовательность байт для быстрого входа, — говорит Юрий. — Обычно действие этого токена ограничено по времени. Если браузер предлагает сохранить логин и пароль, он, как правило, сохраняет этот токен. Вы входите в системы через приложение на смартфоне. Система генерирует токен. И в настройках приложения можно увидеть все авторизованные таким образом устройства. После кражи смартфона я сменил пароль, но не отвязал устройство от приложения. Еще полтора года назад, через 40 минут после кражи, мне пришло сообщение, что в мой телефон совершен вход по ПИН-коду. Затем был взломан apple id. Поэтому я не успел стереть данные или воспользоваться функцией «найти айфон». Видимо, мой смартфон какое-то время ходил по рукам, пока не попал к профессионалам, которые запустили «Госуслуги»: токен в них оставался валидным, и система его приняла. Так мой действующий смартфон потерял связь с «Госуслугами».

Затем Юрий позвонил на горячую линию «Госуслуг» и последующие пять дней пытался вернуть контроль над личным кабинетом.

Уже на следующий день, 26 июня, мошенники оформили от имени Юрия кредитную карту в Сбербанке и вывели с нее 420 тысяч рублей на карту банка ПСБ. А еще взяли несколько займов по 30 тысяч рублей в микрофинансовых организациях. Все они, как и «окученные» жуликами отделения банков, находились в подмосковном Одинцово.

«С 25 по 29 июня я каждый день ходил по инстанциям, — говорит Юрий. — В отделении ПФР Центрального района на Фурштатской и в МФЦ на Чайковского сотрудники, понимая мою ситуацию, принимали меня без записи и без талона. В ПФР срок рассмотрения обращения — 30 дней. В банках — в среднем 10 дней. Пока я звонил на горячую линию банка, мошенники выводили деньги с кредитного счета, и оператор ничем не мог мне помочь, он не мог заблокировать операцию».

Юрий признается, что в какой-то момент у него начали сдавать нервы. Чтобы добраться до банковских приложений, мошенники позвонили в «Мегафон», абонентом которого Юрий является с 1999 года, и сменили его основной контактный номер.

«Этим номером я пользовался с 2004 года, на него у меня были завязаны банки, коды подтверждения и так далее», — говорит Юрий.

25 июня, сразу после «угона» «Госуслуг» Юрий написал заявление в 78 отдел полиции. В тот момент в истории еще не было материального ущерба, и его заявление должно было достаться участковому. Но было не до того: в городе в полный рост разворачивались «Алые паруса» и чемпионат Европы по футболу.

«26 и 27 июня я снова приходил в отдел полиции, писать объяснения. Материальный убыток у меня уже был — обналиченный кредит в «Сбербанке», — говорит Юрий. — Мое дело передали оперативнику 28 июня, и то, потому что я буквально повис на шее у одного из руководителей отдела. Затем мы весь вечер с этим оперативником оформляли детали дела. А 29 июня оно было передано в следственное управление. Прокуратура могла принять решение об открытии дела, только получив его материалы от следователя. И вот с 29 июня по 1 июля я каждый день ходил в отдел полиции, чтобы узнать, открыто ли мое дело. Открыли его 2 июля. Еще неделю я ждал, в какой следственный отдел передадут дело. Затем случайно узнал фамилию начальника этого отдела и прорвался к нему на прием. Так у меня прошли 2,5 недели».

3 июля, на следующий день после открытия уголовного дела, Юрий получил рекламную СМС от Газпромбанка. Речь в ней шла про кредиты. Получить такое сообщение от банка, в котором у тебя нет счетов, странно, и Юрий сначала позвонил на горячую линию, а потом пришел в отделение Газпромбанка. И там узнал, что на его имя оформлена дебетовая карта и оставлен запрос на кредит наличными и кредитку.

В наличке банк отказал самостоятельно. А за дебетовой картой в отделение банка в подмосковном Одинцово приходил некий человек с паспортом, в котором содержались все данные Юрия: номер, ФИО, прописка, сведения о ранее выданных паспортах. Только фото было вклеено чужое. Незнакомец любезно оставил в паспорте свой автограф. Когда сотрудники банка показали Юрию скан этого документа, мужчине стало так плохо, что едва не пришлось вызывать скорую.

Выяснилось, что дебетовая карта Газпромбанка понадобилась жуликам, чтобы перевести на нее 420 кредитных тысяч рублей, ранее переброшенных из Сбербанка на карту ПСБ. Человек с паспортом на имя Юрия выполнил эту нехитрую операцию и снял все деньги в банкомате. Юрий получил все выписки и написал в Газпромбанк заявление о мошенничестве. Теперь ему были известны номер телефона и адрес электронной почты, которыми злодеи пользовались в украденном у него аккаунте на «Госуслугах» и во всех банках. А еще — некий адрес в Одинцово, который жулики указали даже в личной карточке Юрия в ПФР как место его проживания.

Первый кредит наличкой в микрофинансовой организации на 30 000 руб некто от имени Юрия взял 26 июня. Собеседник «Фонтанки» подозревает, что на тот момент у жуликов уже мог быть «его» поддельный паспорт. Но Юрий узнал о документе слишком поздно, а свой паспорт начал менять только 29 июня, когда осознал масштабы бедствия. 5 июля новый паспорт был выдан — только после этого старый попал в реестр недействительных паспортов на портале МВД. «Именно на этом портале паспорта проверяют сотрудники банков. У них нет какой-то собственной базы данных паспортов», — говорит Юрий.

Мужчина оставил обращение на горячую линию в ЦБ и там ему объяснили, как правильно подавать заявления в микрофинансовые организации, в которых жулики взяли займы на его имя. МФО сами должны передавать данные о таких случаях в полицию, так как ответчиками выступают не они, а некие неустановленные лица.

6 июля Юрий обратился в Объединенное кредитное бюро (ОКБ) и попросил выписку по своей кредитной истории по данным старого паспорта. 7 июля он получил этот документ и ему снова стало нехорошо. 28 июня он якобы получил кредит наличными на 600 000 руб и кредитку с лимитом 30 000 руб в «Совкомбанке» в Одинцово. В банке ему объяснили, что эти суммы были выданы, по всей видимости, по все тому же поддельному паспорту. Так причиненный Юрию материальный ущерб перевалил за миллион рублей.

Но и на этом сюрпризы не закончились.

12 июля Юрий пришел в следственное управление, передал туда все добытые им сведения и получил копии постановлений о возбуждении уголовного дела и признании его потерпевшим. С этими документами мужчина отправился в новый трип по банкам.

«В «Совкомбанке» выяснилось, что кредитные договоры и другие документы за меня оформили удаленно с помощью электронно-цифровой подписи, даже поддельный паспорт не понадобился, — говорит он. — Подпись, точнее, сертификат был получен с помощью номеров моего ИНН и СНИЛС, украденных на «Госуслугах». Отозвать сертификат можно только в том удостоверяющем центре, в котором он был выпущен. Когда я вернул себе контроль над личным кабинетом на «Госуслугах», я не нашел там никаких данных о ЭЦП. Эти данные, видимо, есть у «Совкомбанка». Я направил соответствующие запросы в банк и в Минкомсвязи, но пока ответа не получил. Два дня я пытался найти удостоверяющий центр, выдавший «мне» сертификат электронной подписи, обзванивая УЦ в Одинцово и окрестностях. Безуспешно. Потом дозвонился до Минкомсвязи и выяснил, что все сертификаты должны предоставляться в ЕСИА. А она с физлицами не работает, нет ни контактов, ни горячей линии. Написал официальную претензию на электронную почту Минкомсвязи. Как ни странно, до сих пор мне даже не пришло никакого подтверждения, что мое письмо получено или взято в работу. А этот вопрос с электронной цифровой подписью — самый важный».

Затем Юрий пообщался с оперативником из Одинцово, который занимается его делом в Подмосковье. Но, чтобы прийти по указанному жуликами адресу и хотя бы выяснить, живет ли там кто-нибудь, нужна санкция суда. «Даже если бы я сорвался и поехал туда сам, постучаться в дверь, скорее всего, мне бы открыла какая-нибудь старушка — божий одуванчик, которая не имеет к происходящему никакого отношения, — говорит Юрий. — Самое печальное в моей истории то, что нет какого-то единого центра, куда такие, как я, могли бы обращаться и оперативно получать ответ. Мне 45 лет, я законопослушный гражданин. Я больше двух недель плохо сплю, почти не ем, похудел на 6 килограммов. Но у меня все равно хватает сил идти дальше: звонить в банки, добиваться от следователей каких-то ответов. Но в МФЦ приходят пожилые люди с кнопочными телефонами. И им, чтобы тот же сертификат о прививке получить, приходится заводить аккаунт на портале «Госуслуг». Смогут ли они, в случае чего, постоять за себя?»

Лишь 14 июля две микрофинансовые организации ответили на обращения Юрия и признали два кредита на 30 тысяч рублей на его имя недействительными. Такие обращения мужчина написал еще в три МФО. Вопрос с банками, в которых на имя Юрия взяли липовые кредиты на 420 и 630 тысяч рублей, скорее всего, придется решать через суды. Такие дела могут рассматриваться годами, а соответствующие записи все это время будут портить истцу кредитную историю.

«У меня нет свободного времени, я все эти недели хожу на работу в офис, — говорит Юрий. — Посмотрев на меня, все мои коллеги кинулись ставить на устройства двойную аутентификацию. Теперь я боюсь использовать любые цифровые приложения и где-либо «светить» свой новый паспорт. Когда у меня его где-то спрашивают, я разворачиваюсь и ухожу. Если верифицировать мои новые данные в МФЦ, они окажутся на «Госуслугах», а я этого не хочу. Путешествовать пока не собираюсь. Не вакцинировался и пока не буду, потому что ковидом переболел. Так что пока научился жить без «Госуслуг». Если надо куда-то отправить заявление или обращение, иду на почту и шлю телеграммы, заверенные оператором».

В Сбербанке «Фонтанке» рассказали, что по ситуации, описанной Юрием, проводится проверка, о результатах которой банк не имеет права сообщать третьим лицам.

«Это нетипичная ситуация, — отмечают в Сбербанке. — Всё же одним из наиболее распространенных методов мошенничества сегодня остается социальная инженерия посредством телефонных звонков». Похожий ответ дали в пресс-службе Минкомсвязи, сообщив, что ведомство рассмотрит заявление Юрия, но давать по его делу информацию кому-то, кроме него, не может.

В пресс-службе «Мегафона» после вопроса «Фонтанки» провели собственное расследование, проверив всю историю обращений Юрия на горячую линию.

«В call-центр компании поступило обращение от абонента с просьбой заблокировать текущий номер и подключить к его сим-карте новый, — рассказали в «Мегафоне». — Для прохождения процесса идентификации оператор в соответствии с требованиями безопасности запросил ФИО, дату рождения, адрес прописки и паспортные данные. Полученная информация была проверена и соответствовала указанной в договоре. Кодовое слово не требовалось, поскольку не было установлено абонентом. Клиенту был предоставлен новый номер и привязан к существующей сим-карте. После обращения абонента в контактный центр и указания на факт мошенничества на его сим-карту вернули прежний номер. Доступ третьих лиц к номеру абонента после замены был исключен, воспользоваться им было невозможно. Позже абонент обратился в салон для замены сим-карты и установки кодового слова. Никаких дальнейших обращений, касающихся этого номера, в контактный центр не поступало».

Руководитель департамента сетевой безопасности в компании по борьбе с киберпреступностью Group-IB Никита Кислицин в беседе с «Фонтанкой» отметил, что эпизод с возможностью взлома «Госуслуг» с помощью «вечного» токена требует открытого обсуждения на каком-либо профессиональном ресурсе для IT-специалистов.

«Если смартфон защищен простым ПИН-кодом, злоумышленники действительно могут его угадать и похитить со счетов деньги, — говорит Никита Кислицин. — Но история о токене, который остается действительным 1,5 года, лично у меня вызывает сомнения. Это значит, что все это время приложение остается открытым на устройстве. Мне, например, при каждом обращении к приложению «Госуслуг» приходится вводить логин и пароль заново. Поэтому я бы не спешил говорить об уязвимости на «Госуслугах». Проблема кредитования онлайн действительно есть. Поэтому сейчас рассматривается законодательная возможность ограничивать возможность оформлять кредиты, если гражданин хочет отказаться от любых кредитных продуктов в принципе. Мы передаем копии паспорта в множество мест — и утечка такой копии гораздо опаснее, чем гипотетический взлом «Госуслуг».

Венера Галеева, «Фонтанка.ру»

https://www.fontanka.ru/2021/07/18/70030715/
 

Toreador

Elapidae
Заслуженный
Местное время
20:32
Регистрация
1 Янв 2016
Сообщения
191,406
Репутация
2,535
Уровень
2
Награды
20
Местоположение
Москва
Пол
Мужской

комукак

Продвинутый
Заслуженный
Местное время
20:32
Регистрация
18 Сен 2019
Сообщения
12,163
Репутация
0
Местоположение
мсква
Пол
Мужской
Тут поинтересовались, смог бы я объяснить рядовому работяге, например строителю, азы своей предметной области.

Вообще не вопрос. <Эстеты — в сад, тут для рядовых строителей, а не для вас>

Итак:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИБ ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ РАБОЧЕГО КЛАССА
...............
...........
.......
Это реалии современной ИБ.

уже только за это ИБ
уже можнА платить зарплату рабочему
:smile:
 

Стержень

Привет!
Заслуженный
Местное время
20:32
Регистрация
13 Май 2019
Сообщения
13,169
Репутация
584
Награды
1
vk.com
Пол
Мужской
Тема к чему? И предполагалось ли тут обсуждение, и если да, то чего именно?

Думаю, правильнее было бы просто положить этот текст в какую-нибудь тему юмора. Например, в тему "наука и техника".
 

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ