Добыча радия

pinky

последний цвет
Наш человек
Местное время
11:47
Регистрация
11 Фев 2019
Сообщения
2,231
Репутация
0
Награды
2
Местоположение
СПб
Пол
Нейтральный
Видимо, имеет смысл ввести понятие со-рифмы.
Зачем?
Я не в смысле наехать в духе "зачем это надо", мне просто интересно, в каких случаях для пар А-Б в рифмовке нужно отдельное название.
Скажем, в разговоре о строфике это будет, по-моему, лишь путать. Ведь у этих слов есть более органичные пары - их рифма.
 

Сим

Выдающийся
Наш человек
Местное время
11:47
Регистрация
25 Фев 2020
Сообщения
4,343
Репутация
0
Пол
Мужской
Зачем?
Я не в смысле наехать в духе "зачем это надо", мне просто интересно, в каких случаях для пар А-Б в рифмовке нужно отдельное название.
Скажем, в разговоре о строфике это будет, по-моему, лишь путать. Ведь у этих слов есть более органичные пары - их рифма.
Согласен.
Я запрограммировал эту возможность - толку ну никакого.
 

Wandering

блуждаю
Наш человек
Местное время
14:47
Регистрация
9 Дек 2019
Сообщения
3,956
Репутация
0
Награды
1
Местоположение
Россия
Пол
Мужской
можно увидеть сочетания слов "золотая-пруду" и "стая-звезду".
И ещё можно увидеть сочетание "пруду-стая".

Вот эти не совсем срифмованные сочетания слов, но относящиеся к одному завершённому катрену и можно назвать со-рифмами.
А по какому принципу можно считать их рифмованными за пределами именно этого четверостишия с явно заданным смысловым составом?
И главное зачем их так считать? Чтобы применить при написании другого стиха?:pardon:
 

Сим

Выдающийся
Наш человек
Местное время
11:47
Регистрация
25 Фев 2020
Сообщения
4,343
Репутация
0
Пол
Мужской
А по какому принципу можно считать их рифмованными за пределами именно этого четверостишия с явно заданным смысловым составом?
И главное зачем их так считать? Чтобы применить при написании другого стиха?:pardon:
Чисто интуитивно.
Каждый удачный катрен, написанный рукой мастера - это, по моему мнению, целостный, яркий образ.
Это как хорошая картина - каждый штрих, каждый мазок гармонично сочетается с другими элементами, гармонично встраивается в целостную картину.

[PS]
MK5383-FR-10410020X24-1000x1000.jpg
[/PS]
 

Wandering

блуждаю
Наш человек
Местное время
14:47
Регистрация
9 Дек 2019
Сообщения
3,956
Репутация
0
Награды
1
Местоположение
Россия
Пол
Мужской
@Сим, типа используя "картину мастера" взять и сбацать свой кавер?:pardon:

Навестит нас пора золотая,
Кучку уток встречай на пруду,
Для охотника сладкая стая...
Мушку целит ружья на звезду.
 

Сим

Выдающийся
Наш человек
Местное время
11:47
Регистрация
25 Фев 2020
Сообщения
4,343
Репутация
0
Пол
Мужской
@Сим, типа используя "картину мастера" взять и сбацать свой кавер?:pardon:

Навестит нас пора золотая,
Кучку уток встречай на пруду,
Для охотника сладкая стая...
Мушку целит ружья на звезду.
Что-то типа того.
Только, может быть, не так прямолинейно.

Цицерон, например, учился декламируя речи известных ораторов на берегу моря.
 

Сим

Выдающийся
Наш человек
Местное время
11:47
Регистрация
25 Фев 2020
Сообщения
4,343
Репутация
0
Пол
Мужской

Wandering

блуждаю
Наш человек
Местное время
14:47
Регистрация
9 Дек 2019
Сообщения
3,956
Репутация
0
Награды
1
Местоположение
Россия
Пол
Мужской
@Сим, но я всё равно не ощутил каких-то плюсов от использования "со-рифм". А вот плагиатом попахивает
 

Сим

Выдающийся
Наш человек
Местное время
11:47
Регистрация
25 Фев 2020
Сообщения
4,343
Репутация
0
Пол
Мужской
@Сим, но я всё равно не ощутил каких-то плюсов от использования "со-рифм". А вот плагиатом попахивает
Аналогично.

Видимо, всё же какая-то польза, может быть, и есть.
Но сейчас практически я её не вижу.
 

Wandering

блуждаю
Наш человек
Местное время
14:47
Регистрация
9 Дек 2019
Сообщения
3,956
Репутация
0
Награды
1
Местоположение
Россия
Пол
Мужской
Но сейчас практически я её не вижу.
Ну это я и хотел показать.
Не слова красят стих, и даже не их сочетание, а картинка сложенная в голове посредством образов и подчёркнутая течением интонации.
 

Сим

Выдающийся
Наш человек
Местное время
11:47
Регистрация
25 Фев 2020
Сообщения
4,343
Репутация
0
Пол
Мужской
Ну это я и хотел показать.
Не слова красят стих, и даже не их сочетание, а картинка сложенная в голове посредством образов и подчёркнутая течением интонации.
Точно.
А вот чтобы показать другим эту картинку - и как можно интереснее - требуются и мастерство и выразительные средства.
 

Сим

Выдающийся
Наш человек
Местное время
11:47
Регистрация
25 Фев 2020
Сообщения
4,343
Репутация
0
Пол
Мужской
У Газманова есть строчка "Аэродромы в раскатах грома.", которая почему-то "привязалась ко мне.
Хотя в его песне домой есть и другие строки

"Какая мука сидеть во «Внуково»,
Смотреть сквозь стёкла, как всё намокло.
И знать, что где-то гуляет лето,
И перламутром сияет утро.
Аэродромы в раскатах грома,
А здесь пожалуйста, капризы августа.
..."

Видно, что рифмование идёт не только по последним словам строк, но и внутри.
И вот какая у меня появилась идея, которую образно можно назвать "созвучием слов".

Маяковский пишет

"Вы хотите писать и хотите знать, как это делается. Почему вещь, написанную по всем шенгелевским правилам, с полными рифмами, ямбами и хореями, отказываются принимать за поэзию? Вы вправе требовать от поэтов, чтобы они не уносили с собой в гроб секреты своего ремесла.

Я хочу написать о своем деле не как начетчик, а как практик. Нинакого научного значения моя статья не имеет. Я пишу о своей работе, которая, по моим наблюдениям и по убеждению, в основном мало чем отличается от работы других профессионалов-поэтов.

Еще раз очень решительно оговариваюсь: я не даю никаких правил для того, чтобы человек стал поэтом, чтобы он писал стихи. Таких правил вообще нет. Поэтом назывется человек, который именно и создает эти самые поэтические правила."

И далее

"Концевое созвучие, рифма — это только один из бесконечных способов связывать строки, кстати сказать, самый простой и грубый.
Можно рифмовать и начала строк:

улица —
лица у догов годов резче, —
и т.д.

Можно рифмовать конец строки с началом следующей:

Угрюмый дождь скосил глаза,
а за решеткой, четкой, —
и т.д."

То есть, Маяковский - с моей точки зрения - говорит о "связи, связности слов" в стихотворении, без которой стих просто рассыплется.
И речь идёт либо о конце слова, либо о его начале.

Но тогда чисто формально можно спросить "А можно ли связывать слова чем-то находящимся внутри слова?
 

Сим

Выдающийся
Наш человек
Местное время
11:47
Регистрация
25 Фев 2020
Сообщения
4,343
Репутация
0
Пол
Мужской
То есть, Маяковский - с моей точки зрения - говорит о "связи, связности слов" в стихотворении, без которой стих просто рассыплется.
И речь идёт либо о конце слова, либо о его начале.
Но тогда чисто формально можно спросить "А можно ли связывать слова чем-то находящимся внутри слова?
Попробуем посмотреть с этой точки зрения на что-то уже широко известное.

"Закружи_ласлис_тва зол_отая
В розо_ват_ой вод_е на п_руд_у,
С_лов_но бабо_чек лег_кая стая
С зам_ираньем летит на з_вез_ду."
 

Сим

Выдающийся
Наш человек
Местное время
11:47
Регистрация
25 Фев 2020
Сообщения
4,343
Репутация
0
Пол
Мужской
Попробуем посмотреть с этой точки зрения на что-то уже широко известное.
Теперь с компьютерной точки зрения.

Сейчас уже более-менее понятно, как формировать "рифмический ключ".
Что это такое?

В рассматриваемом катрене про золотую листу рифмуются слова "золотая-стая" и "пруду-звезду"
То есть, программа для слова "золотая" должна подобрать ряд слов, среди которых будет слово "стая", для слова "пруду" подобрать в том числе и слово "звезду".

Посмотрим, что предложит нам программа, если "кликнуть" в тексте по слову "золотая".

горностая
золотая
молодая
налитая
ожидая
поджидая, покидая, пролетая, пропадая
разметая, расцветая

Почему-то слова "стая" нет.
Ага - мы подбирали слова в режиме "Точно" - то есть, только те слова, в которых четыре слога и ударение на 3-й слог.

Зададим режим "Все слова"

алтая
беловатая, блистая, блуждая, богатая, болтая, брюхатая
ведая, взрытая, водянистая, волнистая, вплетая
гордая, горностая, густая
длиннохвостая, душистая
желтая
затая, златая, золотая, золотистая
каждая, кольчатая, крутая
лентяя, летая, листая, лютая
мечтая, младая, молодая, мосластая, мохнатая
налитая, нитехвостая
одетая, ожидая, остролистая, открытая
падая, пестрогрудая, побитая, поджидая, покидая, полосатая, пречистая, притая,
работая, разбитая, разметая, распроклятая, расцветая, ребристая, рождая, рыдая,
святая, седая, серебристая, скалистая, стая, страдая, считая
тая, тонкочешуйчатая
усатая, ушастая
хватая, хохлатая
черногрудая, четвертая, чистая, читая, чуждая
шерстистая, широкохвостая

Слов стало значительно больше.
И слово "стая" появилось.

Если внимательно посмотреть, то можно заметить, что ударение в слове "широкохвостая" поставлено неверно.
Этот пример мы используем в дальнейшем, чтобы показать оперативную правку ударений.
 

Wandering

блуждаю
Наш человек
Местное время
14:47
Регистрация
9 Дек 2019
Сообщения
3,956
Репутация
0
Награды
1
Местоположение
Россия
Пол
Мужской
@Сим, и как же в слове "широкохвостая" оперативно поменять ударение?
И почему нам нужно было именно точно слово "стая", а его не нашлось?
 

Сим

Выдающийся
Наш человек
Местное время
11:47
Регистрация
25 Фев 2020
Сообщения
4,343
Репутация
0
Пол
Мужской
@Сим, и как же в слове "широкохвостая" оперативно поменять ударение?
В форме используются две копии редактора - (1) редактор стихотворения, (2) редактор найденных слов-рифм. У меня лицензионный дельфи 2007, с которым я "сроднился" и в котором единственный более-менее удобный для управления текстовый редактор, обеспечивающий и шрифтовое оформление и выделение цветом.

В дельфи предусмотрены соответствие процедур событиям, например, события <OnMouseUp> и <OnKeyUp>.

В редакторе стихотворения для <OnMouseUp> у меня предусмотрена процедура c тремя режимами для "кликнутого" слова
(1) поиска рифм
(2) поиск созвучий
(3) правка ударения

Первый режим работает просто по клику.
Второй режим вызывается, если нажата клавиша <Alt>.
Третий режим вызывается, если нажата клавиша <Ctrl>.

В редакторе рифм для <OnMouseUp> у меня предусмотрена процедура с двумя режимами для "кликнутого" слова
(1) режим замены слова в стихотворении
(2) режим правки ударения

Первый режим работает просто по клику.
Второй режим вызывается, если нажата клавиша <Ctrl>.

Правка ударения в редакторе рифм работает так

На <Ctrl>'е кликаем по слову "широкохвостый"
В форме правки слово представлено как "ши_ро_ко_хво_стый" с подсказкой "Click на ударный слог".

Кликаем по "хво" и слово принимает вид "ши_ро_ко_хво_стый"
А дальше подтверждаем правку кликая по кнопке <Ok>

И почему нам нужно было именно точно слово "стая", а его не нашлось?
Не нашлось в первом случае, потому что слова "золотая" и "стая" отличаются числом слогов и положением ударного слога.
А найти именно слово "стая", чтобы показать работоспособность.

Добавлено через 38 минут

Теперь вернёмся к "рифмическому ключу (РК)".

Практика показывает, что его длина разумна в интервале [2..4]
Но мне представляется, что длина 3 наиболее эффективна.

Итак, рифмование происходит по последним 3 буквам слова.
Для слова "золотая" РК=тая, и для слова "стая" РК=тая.

Всё нормально и такие слова будут считаться программой срифмованными.

Но вот теперь посмотрим рифмование слов "ванная" и "ранняя".
На слух они неплохо рифмуются, но последние три буквы ...

Для слова "ванная" РК=ная, а для слова "ранняя" РК=няя.
Формально не рифмуется - разные ключи - и потому приходится делать какие-то более-менее обоснованные замены букв.

В данном случае буква "я" - если попробовать "растянуть" её произнесение, она естественно переходит в букву "а", потому что "я"="йа".
Значит, для того, чтобы срифмовать "ванная" и "ранняя" достаточно в ключе менять букву "я" на букву "а".

В этом случае для слова "ванная" РК=наа, как и для слова "ранняя" РК=наа.
То есть, теперь эти слова алгоритмически рифмуются.

В программе предусмотрена возможность следующих замен при формировании рифмического ключа

(1) П>Б, Ф>В
(2) Т>Д, С>З
(3) М,Н>Л
(4) Г,Ц>Д
(5) Х,Ч>З
(6) Ш,Щ>З
(7) Я>А
(8) Ё>О
(9) Ю>У
(10) И>Ы
(11) Е>Э

Настройка формирования рифмического ключа происходит с помощью специальной формы, в которой "галочками" помечаются необходимые с точки зрения пользователя замены.
После каждой перенастройки формирования рифмического ключа происходит полное переформирование слов, объединённых в блоки, озаглавленные соответствующими рифмическими ключами.
 
Последнее редактирование:

Сим

Выдающийся
Наш человек
Местное время
11:47
Регистрация
25 Фев 2020
Сообщения
4,343
Репутация
0
Пол
Мужской
Теперь посмотрим возможность формирования созвучный слов.
То есть, слов, стоящих друг за другом в строфе стихотворения.

Проще всего искать созвучные слова по окончанию ввода какого-либо слова.
Если вы пишете стихотворение, то признаком активации поиска вполне может быть пробел, разделяющий слова - то есть, вы ввели с клавиатуры слово и приступаете к вводу следующего.

Так вот, к слову, которое стоит в тексте перед пробелом и подыскиваются созвучные слова.
Как это делается?

Для только что введённого слова формируется - автоматически естественно - рифмический ключ.
Но поиск по нему производится не коллекциях рифм, а в коллекциях созвучных слов.

Как формируются коллекции созвучных слов?

Коллекции рифм формируются из слов, путём добавления к ним рифмического ключа, полученного из окончания слова, и последующей кумуляции слов под одинаковыми рифмическими ключами.
Коллекции созвучных слов формируются из тех же самых слов, путём добавления к ним рифмического ключа, полученного из начала слова, и последующей кумуляции слов под одинаковыми рифмическими ключами.

Например, для слова "закружилась"

Точные рифмы

загляделась, закружилась, заметалась, засмеялась, затаилась, затерялась
испугалась
наклонилась
оглянулась, отворилась, отоснилась
повстречалась, поднималась, показалась, покатилась, полюбилась, понагнулась, поселилась
развернулась, разорвалась, разыгралась, распласталась
улыбнулась

Точные созвучия

заласкаю, залепляет, заливает, зализало, залихватском, залюбуюсь

Все созвучные слова

зал, зала, заласкан, заласкаю, залатанном, залатать, залая, зале, залегла, зале
лазарет, лазейки, лазоревого, лазоревой, лазоревом, лазоревы, лазоревые, лазоре
сала, салазках, салазок, салака, салат, салгира, сало, салона ...
 

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ