Социальная этика. Что за зверь такой?

Степлер

таксидермист
Легенда
Заслуженный
Лучший постер
Местное время
20:29
Регистрация
5 Ноя 2015
Сообщения
41,258
Репутация
2,136
Награды
7
Местоположение
Москва
Пол
Женский
Думала я тут, думала, читала материалы, читала... Общество меняется, люди меняются, отношения разноплановые тоже меняются, в последнее время - весьма быстро. И эти отношения шатает весьма заметно.

Решила небольшой материал принести сюда. Для зачина обсуждения, которое, может быть, возникнет. :)

Скопировала отсюда:


Букв относительно немного, выкладываю целиком.

Социальная этика​


Социальная этика возникла уже у Платона и Аристотеля, но получила широкое распространение с появлением современного общества. Платон в теории идеального государства рассматривает и по-своему решает важнейшую проблему социальной этики — проблему справедливости. Аристотель также рассматривает проблемы индивидуальной этики в широком социальном контексте. В работах "Никомахова этика" и "Политика" он утверждает, что этика является частью политики и важным элементом пауки управления обществом. Цели этики и политики совпадают — это воспитание добродетельных индивидов как необходимое условие для существования благополучного (счастливого) общества. Поэтому этика индивида у Аристотеля является частью социальной этики.

Свое подлинное развитие социальная этика получила в современном обществе и выступает важным элементом его самоорганизации.

Социальная этика — учение о целях и ценностях современного общества. Она рассматривает поведение человека в контексте социальной системы отношений, содержащей определенные правила, ценности и нормы (социальный порядок), которые отдельный индивид не может изменить и к которым вынужден подстраиваться. Социальная этика рассматривает вопрос о том, какое влияние на поведение людей оказывают отдельные организации (социальные институты) и общий социальный порядок, а также каким образом можно усовершенствовать их деятельность, чтобы они порождали социальные добродетели. Все виды общества можно разделить на три типа — традиционное, современное (индустриальное) и постсовременное (постиндустриальное и информационное общество). Если в основе традиционного общества лежит религиозная мораль и индивидуальная этика самосовершенствования, то в современном обществе центральное место занимает социальная этика, задающая масштаб деятельности человека.


Для осознания роли социальной этики необходимо понимать специфику современного общества, его отличия от традиционного, а также сущность культурного сдвига, связанного с переходом к постиндустриальному (и затем информационному ) обществу.

Современное общество является результатом собственной самоорганизации, оно радикально отличается от традиционного и основано на иных формах социального взаимодействия и организации труда, возникающих в крупных социальных структурах: фабриках, предприятиях, корпорациях, организациях, государствах.

В традиционном обществе основным масштабом деятельности человека была религиозная мораль, действовавшая в ограниченном пространстве личных связей, существовавших в совместном пространстве. В современном обществе не индивидуальная мораль задает масштаб деятельности человека, а социальные институты определяют характер индивидуальной морали и, соответственно, способы поведения индивида. Каков институт — таковы правила, какие правила — такие люди.


Первичные и вторичные отношения​

В современной социологии выделяют два типа отношений между людьми — первичные и вторичные.

Первичные отношения — личностные, возникающие между людьми, связанными узами родства или общностью проживания (родство, соседство и дружба), для них характерны духовное взаимопонимание, духовная общность, моральная близость и общность духа. Это отношения доверия, нравственного единства. Межличностные отношения необходимы человеку для осознания собственной идентичности, они способствуют формированию нравственных чувств — любви, привязанности, жалости, сострадания, милосердия.

С усложнением общества возникают иные, формальные, отношения. Это вторичные отношения, которые не требуют личностной вовлеченности и могут быть лишены нравственного измерения.

Начало распада моральных ценностей и норм связано с периодом модернизации и характерным для этого периода переходом от общины (сельская община, религиозная, основанная на родстве и личных отношениях, общих нравственных ценностях, скреплявших ее невидимыми, но очень прочными узами) к обществу как системе институтов, построенных на формальных правилах, законах, а также анонимных безличных отношениях.


Идея перехода от неформальных норм и ценностей к рациональным, формальным правилам и законам является стержнем всей современной социологии и социальной этики. Отношения в традиционном обществе и присущем ему семейном бизнесе носили доверительный характер и были пронизаны такими нравственными качествами, как верность, солидарность, сотрудничество и взаимопомощь.

Вторичные отношения, характерные для современного общества, — это отношения правового контракта, они основаны не на чувствах, а на формальных правилах, они не предполагают нравственных чувств — привязанности, верности, дружбы, любви, сопереживания. Рост числа формальных, безличностных контактов (в крупной организации, в больших городах) ведет к утрате нравственных связей, исчезновению нравственных чувств. Современный человек, житель большого города каждый день вступает в общение с огромным количеством незнакомых людей (на улице, в магазине, в транспорте), возникающие отношения носят вторичный характер.

Описывая эту новую ситуацию общения в больших городах, французский социолог Э. Дюркгейм (1893) отмечал увеличение нравственной разобщенности (аномии) и одиночества. Обратной стороной прогресса является одиночество современного человека, а также острая потребность в обретении духовного единства. Дюркгейм придавал большое значение роли морали в жизни человека и общества. Он считал, что с развитием общества, дифференциацией и специализацией трудовой деятельности мораль (общие ценности, нормы, чувство солидарности, общее чувство человеческого достоинства) выступает единственной связью, объединяющей всех людей. Ценность морали увеличивается в контексте увеличения власти государства, которое он считал слишком тяжелой машиной, которая поневоле все придавливает и нивелирует.

Таким образом, главная особенность современного (индустриального) общества — в новом характере человеческих отношений: уменьшилась роль семейных и религиозных связей, но возрос удельный вес неформальных контактов, которые не дают опыта духовного единства и личностной взаимозависимости, а этот опыт необходим для становления личности. Возникает дефицит личности и морали.

В гражданском обществе этот дефицит восполняется развитием социальных общностей среднего звена — различных организаций, содружеств, творческих коллективов. Уже Э. Дюркгейм подчеркивал важную роль организаций среднего звена и считал, что функции духовного объединения, а также функции защиты индивида от чувства одиночества и от чрезмерных притеснений со стороны государства все больше переходят к "буферным" социальным группам — прежде всего профессиональным группам (трудовым коллективам, возникающим на профессиональной основе).

Еще в средневековом обществе возникали профессиональные объединения и корпорации (гильдии и цеха), которые выполняли не только экономические функции, но также социальные и моральные, обеспечивая моральное единство и "чувство принадлежности" как условие социального порядка. С исчезновением средневековых профессиональных ассоциаций, замечает Э. Дюркгейм, эти функции повисли в воздухе, не возникло институтов, которые бы взяли их на себя, начался период нерегулируемой конкуренции и аномии.

Для предупреждения роста аномии и морального одичания необходимо усиливать защиту прав рядовых работников с помощью усиления прав профессиональных коллективов и других организаций и объединений, которые выполняют функции буферных организаций, защищающих индивида от беспредела государственной власти.


***

Если кто хочет - высказывайтесь, люди. :)
 

Amalienau

Гуру
Заслуженный
Местное время
20:29
Регистрация
22 Мар 2016
Сообщения
32,304
Репутация
99
Награды
6
Пол
Мужской
Чересчур много букв..
Лучше бы покороче и поконкретнее формулировать вопрос...
 

Степлер

таксидермист
Легенда
Заслуженный
Лучший постер
Местное время
20:29
Регистрация
5 Ноя 2015
Сообщения
41,258
Репутация
2,136
Награды
7
Местоположение
Москва
Пол
Женский
Чересчур много букв..
Лучше бы покороче и поконкретнее формулировать вопрос...
Вопросы простые: как каждый из нас, участников форума, понимает и видит социальную этику? Её задачи?

Что это за зверь такой и чем она важна? Или не важна, и современные люди и без неё обойдутся?

Или людей пока ещё что-то связывает, или пусть каждый будет сам по себе?

Тема в разделе "Философия", но личные воззрения приветствуются. Даже от тех, кто незнаком с этим понятием. **Заодно и познакомятся с ним**. :)
 

Drёm

Талисман
Команда форума
Супер Модератор
Легенда
Местное время
19:29
Регистрация
1 Мар 2018
Сообщения
38,693
Репутация
1,771
Уровень
2
Награды
39
Пол
Нейтральный
Общество меняется, люди меняются
Мне кажется, что и общество и люди остаются прежними.
Меняется уклад жизни, цели, ценности.
Но это, по сути, лишь налет.
Повеет ветер в другую сторону, и все снова сменится.
 

Amalienau

Гуру
Заслуженный
Местное время
20:29
Регистрация
22 Мар 2016
Сообщения
32,304
Репутация
99
Награды
6
Пол
Мужской
Вопросы простые: как каждый из нас, участников форума, понимает и видит социальную этику? Её задачи?

Что это за зверь такой и чем она важна? Или не важна, и современные люди и без неё обойдутся?

Или людей пока ещё что-то связывает, или пусть каждый будет сам по себе?
В любом обществе будет социальная этика: чтобы люди не свинячили за пределами своего дома, не ссали на тротуар
и не нарушали прав других граждан..
 

Степлер

таксидермист
Легенда
Заслуженный
Лучший постер
Местное время
20:29
Регистрация
5 Ноя 2015
Сообщения
41,258
Репутация
2,136
Награды
7
Местоположение
Москва
Пол
Женский
В любом обществе будет социальная этика: чтобы люди не свинячили за пределами своего дома, не ссали на тротуар
и не нарушали прав других граждан..
А этого ма-ало!
 

Степлер

таксидермист
Легенда
Заслуженный
Лучший постер
Местное время
20:29
Регистрация
5 Ноя 2015
Сообщения
41,258
Репутация
2,136
Награды
7
Местоположение
Москва
Пол
Женский
Мне кажется, что и общество и люди остаются прежними.
Меняется уклад жизни, цели, ценности.
Но это, по сути, лишь налет.
Повеет ветер в другую сторону, и все снова сменится.
А какими - прежними? ))

В конце концов, человек всё-таки существо социальное - или же асоциальное?
 

Степлер

таксидермист
Легенда
Заслуженный
Лучший постер
Местное время
20:29
Регистрация
5 Ноя 2015
Сообщения
41,258
Репутация
2,136
Награды
7
Местоположение
Москва
Пол
Женский
Ещё материал.

***Кому как, а мне интересно... даже количество букв не отталкивает. ))


 

Drёm

Талисман
Команда форума
Супер Модератор
Легенда
Местное время
19:29
Регистрация
1 Мар 2018
Сообщения
38,693
Репутация
1,771
Уровень
2
Награды
39
Пол
Нейтральный
А какими - прежними? ))
Такими же, как и 50 лет назад.
и 150.

человек всё-таки существо социальное - или же асоциальное?
Человек существо уникальное ))
Но среднестатистические - все же социальное. Нам нужно общество, мы зависим от окружающих и подстраиваемся под них.
Не все. Но среднестатистически.
 

Серж

Котях
Местное время
20:29
Регистрация
6 Апр 2017
Сообщения
8,719
Репутация
160
Местоположение
То ли город, то ли деревня
Пол
Мужской
В любом обществе будет социальная этика: чтобы люди не свинячили за пределами своего дома, не ссали на тротуар
и не нарушали прав других граждан
Почему-то это не соблюдается во всех, так сказать, демократических странах запада вместе со своим нукером из-за лужи, которыми многие восторгаются.
Кстати права граждан нарушаются ещё и тогда, когда светят своими прелестями некоторые индивиды тоже, ничуть не стесняясь, нарушая при этом нормы морали перед, не только обществом, но и перед своими родственниками, друзьями и просто перед незнакомыми людьми.
 

Степлер

таксидермист
Легенда
Заслуженный
Лучший постер
Местное время
20:29
Регистрация
5 Ноя 2015
Сообщения
41,258
Репутация
2,136
Награды
7
Местоположение
Москва
Пол
Женский
@Серж, светят, патамушта ето оне свою соц. этику желают утвердить, воть!
 

Серж

Котях
Местное время
20:29
Регистрация
6 Апр 2017
Сообщения
8,719
Репутация
160
Местоположение
То ли город, то ли деревня
Пол
Мужской
@Серж, светят, патамушта ето оне свою соц. этику желают утвердить, воть!
:ag: Однако какая жежжж эта у них этика ущербная. Светить везде и всегда надо несколько другими ценностями. Хотя.....любителям и разделяющим западную гнилую этику, видимо это как раз в кайф. :facepalm:
 

Def

Выдающийся
Наш человек
Местное время
20:29
Регистрация
8 Авг 2020
Сообщения
3,395
Репутация
590
Пол
Женский
В любом обществе будет социальная этика: чтобы люди не свинячили за пределами своего дома, не ссали на тротуар
и не нарушали прав других граждан..
К сожалению,у нас сейчас выросло общество потребителей,которое уверено,что за ним кто-то должен убирать его свинство .
 

Amalienau

Гуру
Заслуженный
Местное время
20:29
Регистрация
22 Мар 2016
Сообщения
32,304
Репутация
99
Награды
6
Пол
Мужской

Amalienau

Гуру
Заслуженный
Местное время
20:29
Регистрация
22 Мар 2016
Сообщения
32,304
Репутация
99
Награды
6
Пол
Мужской
К сожалению,у нас сейчас выросло общество потребителей,которое уверено,что за ним кто-то должен убирать его свинство .
Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.
А если законы особо никак не наказывают тех, кто плюёт на тротуары, то тут уж претензия будет не только к плюющему, но и к законодательству....
 

Степлер

таксидермист
Легенда
Заслуженный
Лучший постер
Местное время
20:29
Регистрация
5 Ноя 2015
Сообщения
41,258
Репутация
2,136
Награды
7
Местоположение
Москва
Пол
Женский
Чего же боле?
Если не свинячат, не нарушают чужого личного пространства, для базовых уличных норм вполне достаточно..
Тут про социальные институты речА-то. )) Как они регулируют соц. нормы и отношения.

А вы мне про самодеятельных... дворников... с базовыми нормами, да ещё и уличными! :D
 

Amalienau

Гуру
Заслуженный
Местное время
20:29
Регистрация
22 Мар 2016
Сообщения
32,304
Репутация
99
Награды
6
Пол
Мужской

Talamasca

Cherish your life.
Заслуженный
Местное время
20:29
Регистрация
6 Фев 2017
Сообщения
126,533
Репутация
1,210
Уровень
1
Награды
15
Пол
Женский
  • Мне нравится
Реакции: Def

Def

Выдающийся
Наш человек
Местное время
20:29
Регистрация
8 Авг 2020
Сообщения
3,395
Репутация
590
Пол
Женский
Тут про социальные институты речА-то. )) Как они регулируют соц. нормы и отношения.
Вот ни разу не ощущаю присутствие каких- либо социальных институтов,регулирующих соц.нормы и отношения. Единственное что вижу,это изменение школьных учебников по обществознанию в лучшую сторону. Там как раз много дельного теперь о поведении в обществе говорится .
 
Последнее редактирование:

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ