Психологические расстройства с именами литературных героев

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
03:53
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
Синдром Мерилин Монро

Легендарная Мэрилин Монро, казалось бы, прожила яркую и красивую жизнь: стремительно взлетевшую на вершину киноолимпа актрису и певицу Америка считала секс-символом столетия. Мужчины держали в шкафчиках фото красавицы, помещённые в самом первом номере журнала «Playboy», а женщины мечтали быть похожими на Мерилин. Но не смотря на это, кинодива была вечно недовольна собой, а своё несчастье пыталась заглушить алкоголем и наркотиками.
Синдром Мэрилин Монро уходит корнями в раннее детство: не получая любви от родителей, ребёнок начинает искать её за пределами семьи. Он старается всем понравиться, постоянно требует восхищения и внимания, но даже успех в этом деле его не удовлетворяет по-настоящему. Он страстно желает любви - и в то же время ощущает себя недостойным её. Вырастая, такие женщины ненавидят своё тело, свою внешность и отражение в зеркале. На помощь они призывают жесточайший перфекционизм: диетами доводят себя до изнеможения, тратят на косметику почти весь свой доход и не раздумывая стучатся в двери клиник пластической хирургии. Они становятся безупречными и добиваются успеха – но даже тогда остаются не в силах полюбить себя. В душу к себе они вообще стараются не заглядывать, и от того внутренние противоречия со временем только набирают силу.
Какие бы разочарования не преследовали Мэрилин Монро, в кадре она всегда излучала счастье и беззаботность. Но в разгар депрессий девушка часто шокировала прессу откровенными заявлениями: «Я пустое место... и ничего больше» или «У меня внутри чёрная дыра». Только по ним можно было догадаться, что «богиня» Мерилин считала себя уродливой неудачницей и была глубоко несчастна.

Десять заповедей выздоровления:
По мнению Маккавой и Израэльсон, от Синдрома Мэрилин Монро можно излечиться. Как считают американские исследовательницы, женщина, вставшая на путь выздоровления, должна придерживаться следующих заповедей:
1. Любить себя безоговорочной любовью.
2. Считать выздоровление делом всей своей жизни.
3. Уважать себя.
4. Верить в себя.
5. Заботиться о себе.
6. Отдать все силы перестройке своего тела, разума и души.
7. Любить свое тело и заботиться о нем.
8. Быть открытой новым идеям, которые помогут изменить свою жизнь.
9. Наслаждаться собственной жизнью.
10. Пообещать себе одержать победу над своим синдромом.

Добавлено через 3 минуты

Синдромы и комплексы. Синдром Котовского

Суть: страдания на тему «куда спрятать лысину?». Казалось бы, этим синдромом должны обзаводиться исключительно мужчины. Ан нет! Женщинам тоже случается лысеть. Хотя мужчины страдают сильнее, так как для них потеря волос ассоциируется с потерей сексуальности и мужественности (не переживайте: учёные доказали, что лысеют от избытка этой самой мужественности).

Стыд, страх, смущение, тревога: кому я теперь нужен – вот коктейль переживаний владельца комплекса Котовского*.

Не вздумайте подшучивать над плешкой такого мужчины! Самые невинные слова по поводу его ахиллесовой пяты могут вогнать его в депрессию.

Мысль страдающего бедолаги работает неутомимо: он ищет способ спрятать лысину. Кто-то носит парик – и выглядит в нём совершенно нелепо; кто-то распределяет три оставшиеся волосины по всей голове; кто-то радикально бреет головушку; кто-то обеспечивает безбедное существование врачей – «пересадчиков» волосяных луковиц.

А вот ещё один пример проявления расцветшего махровым цветом комплекса: лысеющий мужчина на полном серьёзе спрашивает : «Можно ли вырастить волосы на голове посредством самовнушения?».

Случается, что лысеющий джентльмен избавляется от синдрома Котовского, заведя молодую любовницу: он самоутвердился и восстановил чуть было не рухнувшую самооценку.
Это не рецепт, но… попробовать можно. Хотя лучше заняться самовоспитанием и принять себя таким, какой вы есть.

Впрочем, есть среди лысых и адекватные особи. Таких в мире, по крайней мере, 250 человек: это члены Международного Союза Лысых, созданного в 1965 году. Вступая в Союз, они, положив руку на бильярдный шар, произносят клятву не менять прическу, после чего их головы поливают коньяком.

*Никто не знает, была ли лысина у Котовского. Но все знают, что он брил голову. Отсюда и название.
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
03:53
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
только что нашла
полнейшая хрень!) с которой я абсолютно не согласна

но для коллекции ставлю сюды)

Санса Старк — одна из самых трагичных героинь сериала «Игра престолов». Она совершает ошибки, которые делают ее несчастнее, слабее, и в итоге перестает понимать, кто она, зачем живет и почему ей так плохо. Психолог Рина Моисеева предлагает читательницам «Леди Mail.Ru» учиться на ошибках киногероини, чтобы не «потерять себя» в реальной жизни.


Ошибка первая: предать внутреннюю волчицу

Несчастья Сансы символически начались с того момента, когда была убита ее лютоволчица Леди — в наказание за оскорбление принца Джоффри.
Конечно, в реальной жизни ни у кого нет драконов или лютоволков. А вот то, что такие звери символизируют, есть у каждой женщины. Сказочные создания — это символ особых талантов, живучести, способности восстанавливать себя после трагических неудач. Предавая себя, мы как будто подпиливаем свой внутренний стержень, отрекаемся от своей сути.

Например, когда отказываемся от самой большой мечты или делаем что-то, что противоречит нашим ценностям. Лютоволк также символизирует жизненную силу, связь с предками, животную и телесную составляющую нашей личности. Если мы предаем свою природу, то лишаемся самого верного и надежного союзника — самого себя.

Ошибка вторая: попасть в плен иллюзий
Санса Старк — девушка, которая легко попадает под чужое влияние. Ее нетрудно очаровать с помощью простейших манипуляций. Серсея Ланнистер, Маргери Тирелл и, конечно, Лорд Бейлиш — кто только не использовал ее в своих целях!

Как мы попадаем в такую ловушку? Благодаря великой силе самообмана. Санса видит, что ее суженый Джоффри трусоват и подловат. Но ей так нравится верить в придуманный образ прекрасного принца и мечтать о том, как она станет королевой, что Санса предпочитает не замечать реальности. Она перестает опираться на свои ценности и вверяет себя целиком воле другого человека. Упс, не повезло, этот другой человек оказался садистом, а вовсе не рыцарем, как виделось раньше.
В реальности, где «принцев мало и на всех их не хватает», мы тоже часто поступаем, как Санса. Закрываем глаза, отворачиваемся, делаем все, чтобы не замечать очевидного: «принц» не звонит, не потому что занят, просто ему плевать. Грубит и манипулирует не потому, что устал или просто «толстокож», а потому, что абьюзер.

Страх посмотреть правде в глаза вынуждает постоянно «лакировать» действительность. Отсутствие навыка критически осмысливать происходящее делает нас слепыми и толкает в объятия манипуляторов. В результате мы становимся пешками в чужой игре, действуем в интересах других людей, в то время как наши собственные жизненные цели и задачи не реализуются.

Ошибка третья: копировать других
Санса легко поддается влиянию тех, кто умеет производить нужное впечатление, и все больше теряет связь со своей индивидуальностью: например, приехав в Королевскую Гавань, копирует манеру одеваться и причесываться у Серсеи и Маргери.

Что-то подобное происходит и в реальной жизни. Сначала мы отказываемся от своих истинных желаний. Потом это внутреннее самопредательство становится заметно снаружи: мы теряем свой стиль и индивидуальность. Вместо того чтобы выявлять и показывать свое, начинаем копировать чужое. Стараемся замаскировать свою отдельность и уникальность, не выпячивать свои особенности, подгонять свою внешность под общепринятые стандарты, быть «как все» или быть «как всем хотелось бы».

Почему Санса старается слиться с придворной толпой и не отсвечивать? У нее нет другого выхода. А вот что заставляет нас гасить свой внутренний свет и не выделяться — большой вопрос. В результате мы привыкаем быть «никем» или «одной из многих» внешне, и постепенно забываем, что внутри есть что-то особенное, уникальное.
Ошибка четвертая: отвергнуть помощь
Санса не только копирует чужой образ, но и активно отказывается от того, что является для нее «своим». Она врет отцу, грубит воспитательнице, ссорится с сестрой. Ее мать Кейтилин Старк — любящая, нежная, сильная, мудрая и активная женщина. Она отправляет на помощь дочери Бриенну, но Санса отказывается бежать из королевского ада, отвергая поддержку матери.

Иногда что-то похожее происходит и с нами. Дружим с теми, кто находит к нам правильный подход, не задумываясь о том, что на самом деле движет их желанием сблизиться. Добрые слова, лимонные пирожные, и вот уже у Сансы новая лучшая подруга — Маргери. Но это еще полбеды. Хуже, когда мы отвергаем помощь и поддержку тех, кто действительно может нам помочь. И кто действительно заинтересован в том, чтобы нам стало лучше.

Чтобы восстановить свою целостность, нужно научиться отличать свое от чужого. Тех, кто на твоей стороне, от тех, кто играет за другую команду. Тех, c кем нужно сближаться, от тех, с кем лучше не вступать ни в какие контакты. Тех, кто готов отдавать, от тех, кто хочет только брать. В конечном итоге — отличать «Тирионов» от «Джоффри»: то есть джентльменов под маской уродства от уродов под маской благородства.
Ошибка пятая: потерять веру
Страдания Сансы растянуты на семь сезонов. Она подвергается физическому и сексуальному насилию, газлайтингу и абьюзу, она становится сиротой и думает о самоубийстве.
И тем не менее... надежда остается. Помощь приходит, милосердие существует, выход есть. Можно даже поумнеть и похорошеть со временем, можно восстановить связи, которые казались утраченными навсегда. Можно осознать свои ошибки, а некоторые ошибки можно даже исправить или хотя бы не совершать вновь.

Пока что Санса не обрела ни главной цели в жизни, как ее сестра Арья, ни высшего предназначения, как ее брат Бран. Даже взаимной любви и хорошего секса у Сансы не было в отличие от ее кузена Джона Сноу. Она по-прежнему выглядит как человек, который еще не нашел то, что утратил.

Зато она — жива, в то время как ее братья, Роб и Рикон, мертвы. И это ее большое преимущество, которое есть и у всех нас: пока мы живы, мы можем меняться
729471
 

Troy

Свой человек
Наш человек
Местное время
12:53
Регистрация
10 Сен 2017
Сообщения
1,610
Репутация
0
Пол
Мужской
Синдром Питера Пэна
Синдром Питера Пэна - широко популярный в последние годы термин, принятый для обозначения своеобразного психологического явления - ненормально затянувшегося мальчишества, неумения и нежелания мальчика повзрослеть (в силу трудно объяснимых, хотя интуитивно понятных причин девочки данному синдрому практически не подвержены). Своим появлением термин обязан американскому психологу Дэну Кейли, выпустившему недавно одноименную книгу. Синдром назван по имени Питера Пэна - героя сказки английского писателя Джеймса Барри.
Никому стареть не хочется, что тут удивительного?:yes4:
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
03:53
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
Комплекс Наполеона

Комплексом Наполеона называют особенное поведение, характеризующееся агрессивным желанием невысоких людей «завоевать мир». Они активно стремятся выделиться в любом коллективе талантом, умом, профессионализмом, искрометным юмором. Если это сделать не получается, «наполеоны» чувствуют себя несчастными, переходят к защите, становятся жестокими и агрессивными.
Чаще всего такой комплекс встречается у мужчин: невысокий рост они воспринимают куда болезненней, чем женщины. Мальчики с раннего детства понимают, что физической силой, грудой мышц и видным ростом природа их обделила, и начинают активно искать сферу, в которой благодаря упорному труду становятся настоящими профи. Среди низких мужчин можно встретить великих полководцев, актеров, ученых и политиков.
Люди, неготовые себя принять, страдающие комплексом Наполеона, имеют общие симптомы: они стремятся всеми возможными способами показать обществу свою значимость. Часто их принимают за выскочек, которые пытаются навязать свою точку зрения; имеют острый ум; могут подойти к решению проблем с самой неожиданной стороны и видят возможности там, где обычный человек их не замечает; у «наполеонов» ранимая душа, таких людей очень легко обидеть; они мстительны; обладают болезненным самолюбием; не терпят критики в свой адрес; не принимают снисхождений на свой счет, все готовы делать самостоятельно; если за что-то взялись, доводят дело до логического завершения; страдают перфекционизмом и требовательны к другим; предпочитают компенсировать свой маленький рост «большими» приобретениями: покупают внушительный автомобиль, квартиру, арендуют огромный офис; выбирают высоких спутников; достигают высот в карьере, популярности и славы; мнительны.
Комплекс Наполеона морально давит на психику мужчин и это влияет на их взаимоотношения с окружающими, особенно с женщинами. Кстати, что касается женщин, то здесь дело обстоит с точностью до наоборот. Маленьким мужчинам нравятся высокие женщины, и те отвечают им полной взаимностью. Как говорят психологи, причина здесь в том, что женщины ценят в мужчинах не столько внешность, сколько силу, целеустремленность, ум и обаяние. Кроме того, низкорослые мужчины быстрее созревают в интимном плане, в их крови содержится больше гормонов, что делает их намного сексуальнее высоких сверстников. К тому же, маленькие мужчины реже болеют и дольше живут.

kompleks_napoleona.jpg


Комплекс Наполеона у женщин

Несмотря на то, что «синдром маленького человека» принято считать чисто мужским недугом, женщины не меньше страдают от своей миниатюрности. Они категорически протестуют против желания мужчин уберечь их от всяческих проблем и окружить заботой. С чем же это связано?

По мнению психологов женщины с комплексом Наполеона пытаются наверстать недостающие сантиметры своими повышенными амбициями. Это проявляется в желании руководить окружающими, обрести ощущение собственной значимости и стремлении к лидерству. На практике видно, что низкорослые женщины все-таки добиваются карьерного успеха, однако в процессе продвижения по должностной лестнице они зачастую становятся жестокими и агрессивными. В истории существует немало подтверждений существования комплекса Наполеона у женщин. Среди известных миниатюрных дам значатся такие, как английская королева Виктория (152 см), знаменитая певица Эдит Пиаф (147 см), примадонна российской эстрады Алла Пугачева (162 см) и, сделавшая практически невозможное, одна из самых востребованных моделей в мире Ева Лонгория (155 см)!
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
03:53
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
Очень интересный синдром, и хоть и никакой литературный герой сюда не относится, но есть несколько фильсов о таких вот людях с "синдромом самозванца".
Поэтому несу сюды)

"Поймай меня, если сможешь, или синдром самозванца"
«Кто он, тот, за кого меня принимают?». Обозреватель Nautil.us Брюс Уотсон с разных точек зрения рассматривает синдром самозванца, который встречается гораздо чаще, чем можно предположить, и разбирается, чем разного рода мошенники и «великие комбинаторы» привлекают и очаровывают нас, как это связано со множественностью наших «Я», почему нам время от времени кажется, что мы тоже в чем-то притворяемся, откуда берется это чувство и как всё это объясняют философия, психология и нейронаука.
Нам нравятся истории про самозванцев, потому что мы видим в самозванцах себя самих.
Брюс Уотсон
В один прохладный осенний день 1952 года 16 раненых солдат были доставлены на борт канадского эсминца Каюга, патрулирующего территорию Желтого моря у побережья Инчхон в Южной Корее. Раненые в ходе войны в Корее солдаты были в тяжелом состоянии. Несколько человек не выжили бы без операции. К счастью, судовой врач оказался хирургом-травматологом. Облачившись в медицинский халат, полный мужчина средних лет приказал медсестрам подготовить пациентов. Затем он вошел в свою каюту, открыл учебник по хирургии, чтобы быстро прочесть курс по теме, в которой, по его словам, он был специалистом. Через двадцать минут в операционную вошел не окончивший школу Фердинанд Демара, он же Джефферсон Бэйрд Торн, Мартин Годгарт, доктор Роберт Линтон Фрэнч, Энтони Инголия, Бен У. Джонс, а сегодня доктор Джозеф Сир.

«Скальпель!»

Сделав глубокий вдох, лжехирург проник в обнаженную плоть. В голове у него крутилась одна мысль: «Чем меньше разрез ты сделаешь, тем лучше, тем меньше зашивать придется после». Найдя сломанное ребро, Демара извлек его и достал пулю, застрявшую рядом с сердцем. Он боялся, что рана у солдата будет кровоточить, поэтому он намазал рану Гель-пеной, специальным коагулирующим реагентом, и почти мгновенно кровь сгустилась и остановилась. Демара вставил ребро на место, зашил пациента и ввел ему огромную дозу пенициллина. Окружающие были в восторге.

«Серийные самозванцы, такие как Фрэнк Абегнейл, в исполнении Леонардо Ди Каприо в «Поймай меня, если сможешь», восхищают нас, так как они не боятся идти на риск и проживать романтичную жизнь, о которой мы только мечтаем».

Работая весь день, Демара прооперировал всех 16 раненых. Все 16 выжили. Вскоре слухи о героическом подвиге Демара просочились в прессу. Настоящий доктор Джозеф Сир, за которого выдавал себя Демара, узнал о «своих» подвигах в Корее, где он никогда не был, из газет. Военное правление допросило Демара и уволило его без лишней огласки, чтобы избежать позора.

Синдром самозванца в психологии

Великий самозванец: дородный общительный Фердинанд Демара работал хирургом, монахом, адвокатом и учителем / Ap photo
Но информация все же просочилась в прессу. После того, как о Демара вышла статья в журнале Life, псевдохирург получил сотни писем фанатов. «Мы с мужем оба чувствуем, что вы человек, ниспосланный свыше», — писала одна женщина. А из лагеря по лесозаготовкам в Британской Колумбии Демара поступило предложение поработать врачом. Вскоре о Демара вышла книга и фильм «Великий самозванец», в котором его сыграл актер Тони Кертис. Сам Демара в этом фильме сыграл роль доктора и даже стал подумывать пойти учиться в медицинскую школу. Но все же решил, что это слишком сложно. Он говорил:

«Наверное, я всегда ищу коротких путей. И быть мошенником — это вредная привычка, от которой сложно избавиться».

Своего рода артисты, мошенники и самозванцы занимают особое место в истории, воплощая собой соблазнительное обаяние обмана, которое одновременно поражает и подкупает нас. В то время как большинство из нас всячески старается не выходить за пределы социальных норм, мошенники преодолевают эти барьеры, с легкостью шагая навстречу новым вызовам. Будучи в центре внимания, они высмеивают профессиональные нормы, значимость, которую им придают. Психологи считают, что в глубине души нам нравятся мошенники, так как мы чувствуем, что тоже притворяемся. В их историях раскрывается калейдоскоп их собственных «я», и своим примером они показывают, как, рискнув, можно испытать ощущения, которые другим недоступны.



О серийных и бытовых самозванцах
Профессор психологии Мэтью Хорнси начал изучать самозванцев после того, как был обманут коллегой из Университета Квинсленда в Австралии. Елена Демиденко, рассказывавшая об украинских корнях, написала роман о своем детстве в Украине. Роман получил премию. Но вскоре выяснилось, что Елена Демиденко была австралийкой Хелен Дарвилл, не имевшей никаких связей с Украиной. Вся ее история была придумана. С тех пор, обманутый и преданный, Хорнси стал изучать самозванцев и вопрос о том, почему люди восхищаются ими. Хорнси отмечает:

«Мы живем в мире, где много препятствий. И вы видите этих людей, которые идут на сумасшедшие риски, преодолевая эти препятствия, и проживают романтичную жизнь. Само по себе — это романтичное и привлекательное явление».

Самозванцы играют нашим доверием, смеются над важностью, которую мы придаем униформе, титулу, визитной карточке с тиснением «Доктор». Мы завидуем статусу и восхищаемся теми, кто ищет и использует для своих целей кратчайшие пути. Мы не хотим, чтобы наш личный доктор оказался мошенником, но мы восхищаемся подвигами Фрэнка Абигнейла в фильме Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь», странствующего по миру как непревзойденный артист, перевоплощающийся, играющий, талантливо исчезающий, — и все это он делает до наступления совершеннолетия.

«Понятие о том, что наш выбор зависит от наших собственных мыслей и суждений, кажется настолько очевидным, что это даже не нужно озвучивать», — пишет Иона Бергер в начале своей книги «Невидимое влияние: скрытые силы, которые формируют поведение».

Но психология надувательства включает в себя неоднозначные элементы. С одной стороны — это серийные самозванцы, такие как Демара и Абигнейл. С другой — будничные самозванцы — мы с вами.

«Большинство из нас каждый день занимается сдержанным надувательством, — говорит Хорнси. — Например, если я улыбаюсь, когда мне невесело. Если притворяюсь заинтересованным, когда неинтересно. Если притворяюсь уверенным, когда на самом деле я нервничаю. Лишь тонкая грань отделяет мошенничество от умения производить впечатление и использовать социальные навыки».



«Самозванцы очаровывают нас, — добавляет Хорнси, — не потому, что мы хотим быть такими, как они, а потому, что мы глубоко обеспокоены тем, что мы такие же, как они».

Общее чувство «притворства» начинается с неуверенности в себе. Сидя в зале заседаний, в классе, на собрании высокого уровня, вы охвачены сильным страхом — вы занимаете не свое место здесь. И неважно, какая у вас ученая степень или послужной список. Вы не так умны, как другие. Вы — самозванец. Такая неуверенность стала достаточно эндемичным явлением и получила определение — синдром самозванца. Введя это понятие в 1978 году, психолог Паулина Кланс использовала его в основном в отношении успешных женщин, но гендерные слепые исследования показали, что мужчины также склонны чувствовать себя притворяющимися, и что до 70 процентов профессионалов страдают синдромом самозванца.

Читайте также: Почему мы прокрастинируем абстрагируемся от самих себя
Психологи видят причину возникновения этого феномена в биполярных стилях воспитания детей. Постоянная критика в детстве может расцениваться как родительское презрение, которое позже не компенсируется ни одним достижением или успехом в жизни. Напротив, «идеальный ребенок», которого хвалят за простейший рисунок или проект, также, повзрослев, может задаваться вопросом, заслужил ли он этот успех. Независимо от стиля воспитания, «самозванец» обнаруживает, что каждое достижение, каждый комплимент только усиливает страх, что когда-нибудь он будет обличен.

Фрэнк Абигнейл - человек с синдромом самозванца

Фрэнк Абигнейл, которого сыграл Леонардо Ди Каприо в фильме «Поймай меня если сможешь», в телевизионной викторине To Tell the Truth (1977 г.)
Страх перед обманом влечет нас к тем, кто не стыдится или не боится совершать самые невероятные мистификации. «Общество любит самозванцев», — пишет британская журналистка Сара Бертон в своей книге «Самозванцы: шесть видов лжецов». Нам безумно нравится «откровенно или тайно нарушать табу». Нам с детства внушают говорить правду. Бертон пишет:

«Когда мы узнаем, что кто-то соврал, наша первая реакция – неподдельный интерес». Молодой человек притворяется сыном актера Сидни Пуатье и обманным путем попадает в богатые дома Манхеттена. Австралийка убеждает всех в том, что, несмотря на отсутствие знания русского языка, она — пропавшая принцесса Анастасия династии Романовых. Коварный француз снова и снова притворяется потерянным сиротой. Возможно, нас привлекают самозванцы, говорит Бертон, потому, что самозванец «просто обогнал нас на дороге, по которой мы идем».

Психологи выделяют несколько мотивов серийного мошенничества, каждый из которых взывает к нашим запутавшимся групповым «я». Некоторые самозванцы, говорит Хорнси, являются «непревзойденными авантюристами», в роли которых каждый хотел бы оказаться. Другие ищут чувство общности, которого лишены, будучи застенчивыми или непохожими на других. Низкая самооценка является третьим мотивом. Чувствуя себя неудачником, опытный самозванец легко завоевывает всеобщее уважение, притворяясь кем-то лучше, чем он сам. Демаре не нужен был психолог, чтобы рассказать ему, почему он притворялся врачом.

«Как ни крути, [Dr. Роберт Линтон] Френч, хороший или плохой, был кем-то, — писал Демара. — А хороший или плохой Демара — никто, просто бродяга».

Психолог Элен Дойч обнаружила, что самозванцы часто сталкивались с сильными ударами судьбы. Выросшие в благополучных семьях, они теряли свой статус из-за развода, банкротства или предательства. Чувствуя себя обманутым, самозванец не успевает подняться по лестнице успеха. Вместо этого он возвращает статус, просто присваивая его. Так было с Фрэнком Абигнейлом, который выходит из зала суда, где его разводившиеся родители сражались за опеку над ним, и начинает жить своими фантазиями. Высокий, красивый и выглядящий на 26, а не его нежный возраст 16 лет, Абигнейл несколько лет играл роль пилота авиакомпании, охранника, доктора, адвоката… «Альтер эго человека, — писал он в своих мемуарах, — не более, чем его любимый образ самого себя».

Читайте также Взгляд Другого: с кем мы боремся за свою идентичность
Мы все можем притворяться, но лишь у немногих из нас есть достаточно интеллекта или социальных навыков, чтобы делать это виртуозно. Не посетив ни одного класса, Абигнейл изучил юридические учебники и прошел экзамен в Луизиане. Демара мог за день прочитать текст по психологии, а на следующий начать ее преподавать. Профессиональные самозванцы могут быстро разрядить напряженность шуткой, и они с легкостью «читают» людей. «В любой организации всегда есть много неиспользованных возможностей, которыми можно воспользоваться без вреда для окружающих», — сказал Демара, который также выдавал себя за тюремного надзирателя, профессора, монаха, заместителя шерифа.

«Сами cоздавайте свои правила и интерпретации. Ничего лучше этого нет. Помните это — проникайте в «вакуум силы!»



«Кто он, тот человек, за которого меня принимают?» ⓘ
Эпиграф к «Неоконченному роману» Луи Арагона (1956 г).
Если говорить о нас самих, наш самозванец уже давно прячется внутри. Слово «персона» происходит от этрусского phersu, что означает «маска». Прежде чем стать латинским словом persona этот термин использовался для ролей с масками в греческих драмах. Шекспир выступил с идеей, что «весь мир — театр», и мы — актеры, чьи роли меняются со временем и обстоятельствами. Мы знаем наши монологи и знаем наши роли. Так зачем притворяться? Самозванец в нас, говорят психологи, подпитывается за счет созданного образа самого себя. Каждое утро, смотря в зеркало, мы разочаровывамся в человеке, который смотрит на нас. Мы всего лишь тень того, кем, как мы думали, можем стать. Как прожить еще один день? Войдите в роль, станьте «социальным хамелеоном».

Термин «социальный хамелеон», говорит Марк Снайдер, профессор психологии в Университете Миннесоты, описывает тех, чье внутреннее «я» отличается от их публичной персоны.

«В какой-то степени мы все социальные хамелеоны, —
говорит Снайдер, изучающий людей и общественные взаимоотношения. — Подобно хамелеону, который принимает цвета своего физического окружения, мы перенимаем социальные атрибуты нашего окружения, формируя и адаптируя наше поведение в соответствии с обстоятельствами».

Синдром самозванца (феномен самозванца)

Актер в нас, говорят психологи, подпитывается за счет созданного образа самого себяКаждое утро мы, сталкиваясь с зеркалом, разочаровываемся в человеке в отражении. Wolfgangfoto/ Flickr
У социальных хамелеонов, говорит Снайдер, обычно сильно развит «самоконтроль», они оценивают каждую новую ситуацию, продумывают, как в нее вписаться, как понравиться окружающим. «Жесткий самоконтроль» встречается во многих профессиях из разных областей, в их числе законодательство, актерская профессия и ​​политика. Но любой, кто обладает высоким уровнем самоконтроля, говорит Снайдер, согласился бы с утверждением:

«С разными людьми я веду себя по-разному, как совсем другой человек».

Философ Дэниэл К. Деннетт сравнивает каждого из нас с вымышленными персонажами. Он отмечает:

«Время от времени мы все превращаемся в выдумщиков, которые рассказывают и пересказывают себе историю собственной жизни, упуская из внимания правдивость истории».

Деннетт считает, что истоки наличия такого рассказчика в нас кроются в анатомии мозга, ссылаясь на исследования невролога Майкла Газзаниги о частях мозга, каждой из которых присуще разное восприятие.

Читайте также Мозг и реальность: как заблуждения помогают нам выжить
Участки мозга «должны использовать изобретательные пути, чтобы создавать поведенческое единство», — пишет Деннетт. Следовательно, «мы все виртуозные рассказчики, которые ведут себя по-разному … и мы всегда надеваем на себя лучшую «маску», которую можем. Мы стараемся объединить все наши знания в одну хорошую историю».

Вуди Аллен превратил эту тему в фарс и показал в картине «Зелиг», псевдодокументальном фильме 1983 года о человеке-хамелеоне, который менял свой внешний вид в зависимости от социальной среды. Леонард Зелиг поверг в шок врачей, превратившись в психиатра в очках, темнокожего джаз-музыканта, краснокожего индейца, даже в Нью-Йоркского янки в костюме. Под гипнозом Зелиг рассказал, почему он подстраивался под среду:



«Это безопасно — быть похожим на других».

Почему же быть самим собой вызывает чувство небезопасности? Возможно, потому что само по себе «я» является вымыслом. Это вывод немецкого философа Томаса Метцингера, директора Отдела нейроэтики и рабочей группы «Разум» в В Майнцском университете.

«В мире нет такой вещи, как “я”, — пишет Метцингер в Being No One: The Self-Model Theory of Subjectivity. — Никто никогда не был собой и не обладал самостью».

Наш разум, говорит Метцингер, содержит только обманчивый образ себя, «феноменальное я», которое видит мир через окно, но не видит самого окна. Ошибаясь в самоидентификации своего актуального «я», мы боремся за единство себя, но часто должны довольствоваться тем, что мы являемся одним человеком во вторник, немного другой версией этого человека на следующий день, и, кто знает, кем мы будем в выходные.

Углубляемся Проблема сознания в психологии и философии: кто управляет нашими мыслями?
Метцингер говорит, что наша нестабильная самоидентификация строится на главном принципе:

«Существует теория управления страхом, в которой говорится, что многие культурные достижения на самом деле являются попытками справиться со страхом, который приходит вместе с пониманием вашей собственной смертности. Понимание того, что вы умрете, создает огромный конфликт в нашей модели представления себя. Иногда я называю это пропастью, или расколом, глубокой экзистенциальной раной, которая вызвана этим прозрением — вся моя эмоциональная глубокая сущность говорит мне, что есть нечто, что никогда не случалось, и моя собственная модель себя говорит мне, что это нечто обязательно произойдет».

Другими словами, «я» определяется нашим пониманием неизбежности смертности. Это отличает нас от «ничто». Поэтому неудивительно, что мы упиваемся ролями. И теперь у нас есть идеальная среда для этого. Психолог из MIT Шерри Таркл, автор книги The Second Self: Computers and the Human Spirit, называет социальные медиа «технологией идентификации».

«Вы можете быть кем угодно. У вас могут быть какие угодно друзья. У вас могут быть различные контакты. Вы можете получать любовь и признательность, последователей, людей, которые хотят быть с вами. Люди нуждаются в таком виде общения».

И часто становятся онлайн-хамелеонами, чтобы получать все это.

Между тем, для самозванцев-профессионалов, свет сцены светит как никогда ярко. Как отмечается в знаменитой карикатуре «Нью-Йоркера» о собаке за компьютером, «никто не знает, что вы собака». Использование фальшивых имен, припечатка PhD к статусу автора в опубликованной самостоятельно книге, или простое ведение блога без опыта и глубоких знаний в обсуждаемой теме — цифровые самозванцы быстро распространяются в Сети. Вы ведь не верите всем этим красивым фотографиям на Facebook, не так ли?

Углубляемся Какова ваша история? Психологическая сила нарратива
Каждый из нас сегодня представляет собой разрозненный кубистический образ, не имеющий настоящего автопортрета. Неудивительно, что нас так привлекают те, которые кажутся такими цельными, самодостаточными, уверенными в том, кем они являются. Эти коварные художники показывают нам мастерски выполненные автопортреты, словно это работы Рембрандта. Фердинанд Демара. Фрэнк Абигнейл. Леонард Зелиг. А как насчет тебя? Кого пытаешься одурачить ты?

Источник: Catch Us If You Can / Nautil.us.
 

Toreador

Elapidae
Заслуженный
Местное время
12:53
Регистрация
1 Янв 2016
Сообщения
191,406
Репутация
2,535
Уровень
2
Награды
20
Местоположение
Москва
Пол
Мужской
Ученые открыли «эффект Пиноккио»
Они выяснили, что бывает с носом, когда человек говорит неправду.

У главного героя сказки «Пиноккио» нос становился длиннее, когда мальчик лгал. Ученые выяснили, что в жизни бывает с точностью до наоборот.

Исследователи из Гранадского университета провели испытания на группе студентов из 60 человек. Молодых людей просили звонить родственникам и друзьям и правдоподобно лгать о каком-то важном событии в течение 3−4 минут. При этом велась съемка тепловой камерой.

Как показал тест, в 80% случаев температура кончика носа у говорящих неправду понижалась на 1,2 градуса Цельсия, а температура лба повышалась на 1,5 градуса. Из-за понижения температуры нос становился немного меньше, но это почти незаметно человеческому глазу.

Чем выше контраст между температурой лба и кончика носа, тем больше вероятность, что человек лжет, отмечают ученые. Точность оценки достигла 80%, что на 10% выше, чем у полиграфа.

Такие температурные колебания связаны с тем, что человек делает умственное усилие, когда говорит неправду. Кровь приливает к мозгу, в том числе из области носа.

Ученые надеются, что новый метод определения лжи можно будет применять в полицейских участках.
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
03:53
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
Существуют мужчины с «синдромом Винни Пуха» – они ничего не умеют отдавать женщинам, но они классно умеют брать.
Винни Пух приходит к Кролику. Кролик в данном случае – это женщина. И у Кролика полные полки варенья, меда... И он пускает туда Винни Пуха... И Винни Пух говорит: «Еще что-нибудь есть у вас? Нам пора, но если что-нибудь у вас еще есть, мы можем задержаться», – ну я примерный текст говорю.
И Кролик говорит: «Да, и еще есть, и еще есть, и еще есть…» И с полок исчезает все. В итоге у Кролика после встречи с Винни Пухом ничего не остается на полках – это первый признак.
Второй признак такого мужчины – Винни Пух начинает вылезать из домика и застревает. Он застревает в жизни Кролика намертво. Большая проблема: он не может ни вылезти, ни влезть обратно. Он не может ни взять ее в жены, ни уйти из ее жизни, потому что она его так сильно накормила.
Женщины, когда услышали об этом, начали писать живописные продолжения: «Да-да-да-да-да, мне только задняя часть и осталась сейчас. Со мной живет мужчина, я в основном ее и вижу. Как Кролик. Передней частью, которая торчит на улице, он кокетничает с другими женщинами – пытается строить отношения. Но глубоко их не строит. Потому что задняя часть в тепле. В тепле и накормлена».
Поэтому женщина должна выработать в себе отвращение к поведению, где она только хочет отдавать, она должна сказать себе: «Дорогая, ты знаешь, к чему это приведет? К чему и всегда. Ты сначала отдашь всем все, а потом будешь ненавидеть тех, кому отдала. И думать: что ж у меня такая судьба? И чтобы мне изменить это в своей жизни, мне нужно поменять свое окружение, потому что вокруг меня должны быть люди, которые должны мне помешать отдавать слишком многое».

Хотя я лично думаю, что подобным синдромом могут страдать как мужчины, так и женщины...
 

Vadim

Продвинутый
Заслуженный
Местное время
12:53
Регистрация
5 Мар 2021
Сообщения
19,747
Репутация
919
Награды
2
Пол
Мужской
Существуют мужчины с «синдромом Винни Пуха» – они ничего не умеют отдавать женщинам, но они классно умеют брать.
Винни Пух приходит к Кролику. Кролик в данном случае – это женщина. И у Кролика полные полки варенья, меда... И он пускает туда Винни Пуха... И Винни Пух говорит: «Еще что-нибудь есть у вас? Нам пора, но если что-нибудь у вас еще есть, мы можем задержаться», – ну я примерный текст говорю.

Хорошо жиивёт на свете ВИННИ ПУУУХ! Оттого поёт он эти песни вслух! :ag:

Добавлено через 1 минуту

Женщины, когда услышали об этом, начали писать живописные продолжения: «Да-да-да-да-да, мне только задняя часть и осталась сейчас. Со мной живет мужчина, я в основном ее и вижу. Как Кролик. Передней частью, которая торчит на улице, он кокетничает с другими женщинами – пытается строить отношения. Но глубоко их не строит. Потому что задняя часть в тепле. В тепле и накормлена».

Ага, движением Me Too пахнуло :ag:
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
03:53
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
Хорошо жиивёт на свете ВИННИ ПУУУХ! Оттого поёт он эти песни вслух! :ag:

вообще-то я сперва случайно нашла на английском вот такое - https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC80580/
По мнению этих ученых (кое кто из этой команды вроде канадцы) "Винни-Пух" — это целый паноптикум: каждый персонаж характеризуется тем или иным расстройством.
Винни-Пух страдает синдромом дефицита внимания, склонен к нервному перееданию, обсессивно-компульсивному поведению, наркозависимости, у него может развиться и синдром Туретта, пишут ученые. Пятачок — пациент с генерализованным тревожным расстройством, Иа-иа находится в депрессии, у Кролика - нарцисстический дизордер, Тигра проявляет гиперактивность, а Кенга — гиперпротекцию, ну и так далее, почитай в ссылке
ну а потом стала на русском искать - нарыла то, что запостила наверху) про синдром у мужчин)
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
03:53
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
"Эффект Бэтмена"
Это по сути вовсе не расстройство, а скорее прием, который помогает отстраниться от собственных чувств и эмоций и взглянуть на ситуацию (реальность) глазами другого человека
Это скорее воплощение в себе альтернативной личности на определенный отрезок времени
Думая о себе как об отдельном существе, вы можете уменьшить беспокойство, а также получить некоторые важные преимущества для вашей уверенности и решимости.

Хотя воплощение вымышленной личности может казаться поначалу каким-то......трюком для поп-звезд,есть исследования, которые показывают, что в этой стратегии могут быть некоторые реальные психологические преимущества. Принятие альтер эго-это крайняя форма «самоотдаливания», которая включает в себя отступление от наших непосредственных чувств, чтобы позволить нам более беспристрастно взглянуть на ситуацию.
«Дистанцирование от себя дает нам немного больше пространства для рационального осмысления ситуации", - говорит доцент психологии в Гамильтон-колледже в штате Нью-Йорк. Это позволяет нам обуздать нежелательные чувства, такие как беспокойство, повышает нашу настойчивость в решении сложных задач и повышает наш самоконтроль.

Прием применяется и с детьми и работает очень неплохо)
 

Степлер

таксидермист
Легенда
Заслуженный
Лучший постер
Местное время
12:53
Регистрация
5 Ноя 2015
Сообщения
41,979
Репутация
2,176
Награды
7
Местоположение
Москва
Пол
Женский
@Toreador, ещё мисс Марпл отмечала - когда человек врёт, у него кончик носа шевелится! ))))

****

У Достоевского какого героя ни возьми - все поголовно с комплексами.
 
Последнее редактирование:

Toreador

Elapidae
Заслуженный
Местное время
12:53
Регистрация
1 Янв 2016
Сообщения
191,406
Репутация
2,535
Уровень
2
Награды
20
Местоположение
Москва
Пол
Мужской

Степлер

таксидермист
Легенда
Заслуженный
Лучший постер
Местное время
12:53
Регистрация
5 Ноя 2015
Сообщения
41,979
Репутация
2,176
Награды
7
Местоположение
Москва
Пол
Женский
Я проверял, не шевелится. :toreador2:
Ты просто не ощущаешь и не замечаешь. А со стороны-то видно! ))))

А ещё есть запах лжи, как и запах страха. Запах страха собаки чуют, к примеру.
 

Toreador

Elapidae
Заслуженный
Местное время
12:53
Регистрация
1 Янв 2016
Сообщения
191,406
Репутация
2,535
Уровень
2
Награды
20
Местоположение
Москва
Пол
Мужской

Степлер

таксидермист
Легенда
Заслуженный
Лучший постер
Местное время
12:53
Регистрация
5 Ноя 2015
Сообщения
41,979
Репутация
2,176
Награды
7
Местоположение
Москва
Пол
Женский
Как ты только могла подумать, что я про меня! :biggrin:
Не про себя? Таааак... у тебя сейчас кончик носа не шевелится, а?! )))))))))))))))))
 

Toreador

Elapidae
Заслуженный
Местное время
12:53
Регистрация
1 Янв 2016
Сообщения
191,406
Репутация
2,535
Уровень
2
Награды
20
Местоположение
Москва
Пол
Мужской

Karanya

чистое сердце.
Заслуженный
Местное время
12:53
Регистрация
25 Сен 2022
Сообщения
9,473
Репутация
142
Награды
2
Пол
Нейтральный
Я бы не проводил параллель между Диогеном и Плюшкиным, да, симптомы похожие, но мотивация совсем разная.
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
03:53
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
Я бы не проводил параллель между Диогеном и Плюшкиным, да, симптомы похожие, но мотивация совсем разная.
а при чем тут мотивация?
какая мотивация при расстройствах?
 

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ