Памятник "Дама с сумочкой"
Смешной, правда? А теперь история этого памятника:
Прообразом для статуи послужила фотография, которую сделал Ханс Рунессон (Hans Runesson). С того времени и до сегодняшних дней именно эта фотография является его визитной карточкой. Шведские "Дневные новости", а затем и газеты других стран опубликовали его. Снимок был признан шведской фотографией года и столетия.
В тот день, 13 апреля 1985 года, по центральной улице в маленькой коммуне Векшё на юге Швеции шла колонна Северной имперской партии — ультраправой партии, поддерживающей идеи нацистской Германии. Во время Второй Мировой Войны Швеция осталась нейтральной, и потому почти не пострадала от антисемитских действий нацистов. Более того, соседняя Дания накануне оккупации Германией переправила почти всех своих евреев в Швецию, и таким образом сохранив им жизнь на нейтральной территории. Швеция позиционировала себя как толерантная страна, где всем рады и ничьи права не ущемляются — в том числе и нацистов.
В центре были тысячи людей. Шла избирательная кампания, левые агитировали на площади с утра. Правые пришли, чтобы устроить символическое противостояние. Нацисты не опасались за свою жизнь, они несли государственный флаг, красное знамя с чёрным солярным символом, плакаты. Лица некоторых были скрыты масками и шарфами.
«Представьте, что в вашем городе идет целая колонна воинственно настроенных молодых людей, которые пропагандируют идеи нацизма, — пишет один из журналистов, Зоралис Перес. — Большинство людей в такой ситуации почувствуют страх, неуверенность, злость, может быть, дискомфорт. Я почти уверен, что большинство людей постарается перейти на другую сторону улицы или вообще уйти оттуда. Женщина на снимке, однако, поступила иначе».
Данута Даниэльссон стала первой, кто решил не стоять в стороне. Она подбежала к одному из участников колонны и огрела его своей сумкой. Потом началась драка, вслед за ней и остальные жители Векшё атаковали неонацистов, погнали их с главной площади в сторону вокзала. Кто-то бил правых клюкой, кто-то вырывал флаги, кто-то пускал в ход кулаки. Демонстранты вынуждены были прятаться от суда Линча в вокзальных туалетах, где ждали прибытия полиции.
Данута Даниэльссон заплатила большую цену за свой "антиобщественный" поступок. Пересуды не утихали, личная жизнь обрастала фантастическими подробностями. Сумасшедшая старая еврейка, выжившая в концлагере, отец и брат которой были замучены гестапо – чего только не придумывали сплетники. Журналисты преследовали, неонацисты слали угрозы, в школе дразнили сына. 27 октября 1988 женщина взяла фотокамеру, причину своих проблем, сказала служителям, что хочет сделать снимок, забралась на водонапорную башню и спрыгнула вниз.
Смешной, правда? А теперь история этого памятника:
Прообразом для статуи послужила фотография, которую сделал Ханс Рунессон (Hans Runesson). С того времени и до сегодняшних дней именно эта фотография является его визитной карточкой. Шведские "Дневные новости", а затем и газеты других стран опубликовали его. Снимок был признан шведской фотографией года и столетия.
В тот день, 13 апреля 1985 года, по центральной улице в маленькой коммуне Векшё на юге Швеции шла колонна Северной имперской партии — ультраправой партии, поддерживающей идеи нацистской Германии. Во время Второй Мировой Войны Швеция осталась нейтральной, и потому почти не пострадала от антисемитских действий нацистов. Более того, соседняя Дания накануне оккупации Германией переправила почти всех своих евреев в Швецию, и таким образом сохранив им жизнь на нейтральной территории. Швеция позиционировала себя как толерантная страна, где всем рады и ничьи права не ущемляются — в том числе и нацистов.
В центре были тысячи людей. Шла избирательная кампания, левые агитировали на площади с утра. Правые пришли, чтобы устроить символическое противостояние. Нацисты не опасались за свою жизнь, они несли государственный флаг, красное знамя с чёрным солярным символом, плакаты. Лица некоторых были скрыты масками и шарфами.
«Представьте, что в вашем городе идет целая колонна воинственно настроенных молодых людей, которые пропагандируют идеи нацизма, — пишет один из журналистов, Зоралис Перес. — Большинство людей в такой ситуации почувствуют страх, неуверенность, злость, может быть, дискомфорт. Я почти уверен, что большинство людей постарается перейти на другую сторону улицы или вообще уйти оттуда. Женщина на снимке, однако, поступила иначе».
Данута Даниэльссон стала первой, кто решил не стоять в стороне. Она подбежала к одному из участников колонны и огрела его своей сумкой. Потом началась драка, вслед за ней и остальные жители Векшё атаковали неонацистов, погнали их с главной площади в сторону вокзала. Кто-то бил правых клюкой, кто-то вырывал флаги, кто-то пускал в ход кулаки. Демонстранты вынуждены были прятаться от суда Линча в вокзальных туалетах, где ждали прибытия полиции.
Данута Даниэльссон заплатила большую цену за свой "антиобщественный" поступок. Пересуды не утихали, личная жизнь обрастала фантастическими подробностями. Сумасшедшая старая еврейка, выжившая в концлагере, отец и брат которой были замучены гестапо – чего только не придумывали сплетники. Журналисты преследовали, неонацисты слали угрозы, в школе дразнили сына. 27 октября 1988 женщина взяла фотокамеру, причину своих проблем, сказала служителям, что хочет сделать снимок, забралась на водонапорную башню и спрыгнула вниз.
Расследование, проведенное газетой Smålandsposten в 2016 году, опровергает вымышленную, но очень распространенную в медиа информацию о том, что Данута была еврейкой. Её польская семья также испытала все ужасы войны и оккупации. Мать Дануты прятала еврейскую девочку, которую обнаружили и отправили в Майданек. Женщине удалось откупиться во время распределения по очередям. Она попала не в лагерь смерти, а на принудительные работы на автомобильный завод в Германии, где оставалась до конца войны. От пережитого у женщины развилось психическое расстройство, маленькую дочку забрали родственники.
В 1981 году Данута познакомилась со шведским спортивным журналистом, приехавшим на польский джазовый фестиваль. Его звали Бьорн Даниэльссон. 21 ноября они поженились – ухудшающаяся политическая ситуация способствовала скорому побегу из родной страны. Незадолго до свадьбы один из родственников съездил в Швецию, чтобы оценить, куда же переезжает сестра вместе со своим маленьким сыном, не попадут ли они в худшие условия.
В 1982 году Данута официально переехала в Векшё, начала учить язык, устроилась уборщицей, а потом еще на одну работу. Жизнь в Швеции не была особенно счастливой, проблемы были у обоих молодоженов. И хотя Данута неплохо выучила язык, она страдала от депрессии и предпочитала общество нескольких польских подруг. Иногда была грустной и подавленной, иногда энергичной. Выходит, до того, как напасть на демонстранта, она прожила в Швеции всего три года.
Жертву нападения звали Сеппо Селуска, травмирован он не был и заявления в полицию впоследствии не подавал. Шведский ученый Тобиас Хюбинетт опубликовал краткую биографию Сеппо Селуска. Парень был членом банды, ответственной за множество криминальных эпизодов, обвинявшейся в избиениях, грабежах, угрозах, вандализме.
Через 199 дней после демонстрации, 29 октября 1985 года, еврей и гомосексуал Людвиг Бухвальд умер в собственном доме в Гетеборге после пыток. Следствие установило, что его убийцами были члены НРП 20-летний Сеппо Селуска и 18-летний Джеймс Хилмерссон. Чтобы скрыть улики, они подожгли дом жертвы. Селуска получил 4 года тюрьмы, его подельник – принудительное психиатрическое лечение. Если бы неонацистская активность была объявлена вне закона сразу же после того, как Данута Даниэльссон обратила внимание горожан на недопустимое шествие, если бы свобода слова не трактовалась как свобода ксенофобии, Людвиг, скорее всего, остался бы жив.
После освобождения из тюрьмы, в 1992 году, он пытался утопить мужчину арабского происхождения. Последствия для здоровья жертвы оказались необратимыми. В 1995 году Селуска был причастен к коллективному убийству гея в Гетеборге. В 2004 году Селуска снова убил человека и был приговорен к пожизненному заключению. Неизвестно, как сложилась его дальнейшая судьба. Вышел ли он досрочно или нет. Поисковик находит тёзку Сеппо Селуска, проживающего в Гётеборге. Может, это и правда тёзка, а не маньяк-убийца на пенсии.
В 2015 году началось обсуждение установки памятника Дануте. Во время общественных дебатов люди задавались вопросами: Поощряет ли статуя насилие? Есть ли граница между антифашизмом и свободой слова? Глава городского совета Векшё Ева Йоханссон была не в восторге от этой идеи. Она говорила, что все люди думают по-разному и не обязательно бить сумкой по голове тех, чьё мнение отличается от вашего.«Безусловно, мы сторонники демократии и свободы слова и мы не любим нацистов. Однако мы также считаем недопустимым бить другого человека только потому, что он нам не нравится», — заявила Йоханссон.
Ева Йоханссон могла бы вести зажигательные дискуссии с нацистами около Освенцима.
Сумочку называли символом насилия. А бесконечные мечи, доспехи, автоматы, танки никого не смущали.
В ответ на это люди по всей Швеции стали организовывать демонстрации, требуя почтить память Дануты, а также стали вешать на памятники женские сумочки. В итоге под общественным давлением был найден компромисс: памятник общественно опасной женщине со смертоносной сумочкой все же установили, однако скульптор (им стала Сюзанна Арвин) изменила лицо Дануты и убрала ее имя из названия памятника — памятник называется просто «Женщина с сумочкой».
Сын Дануты, кстати, тоже возражал против установки памятника, говоря, что его маме не понравилось бы такое внимание, как оно ей не нравилось и при жизни.
В 1981 году Данута познакомилась со шведским спортивным журналистом, приехавшим на польский джазовый фестиваль. Его звали Бьорн Даниэльссон. 21 ноября они поженились – ухудшающаяся политическая ситуация способствовала скорому побегу из родной страны. Незадолго до свадьбы один из родственников съездил в Швецию, чтобы оценить, куда же переезжает сестра вместе со своим маленьким сыном, не попадут ли они в худшие условия.
В 1982 году Данута официально переехала в Векшё, начала учить язык, устроилась уборщицей, а потом еще на одну работу. Жизнь в Швеции не была особенно счастливой, проблемы были у обоих молодоженов. И хотя Данута неплохо выучила язык, она страдала от депрессии и предпочитала общество нескольких польских подруг. Иногда была грустной и подавленной, иногда энергичной. Выходит, до того, как напасть на демонстранта, она прожила в Швеции всего три года.
Жертву нападения звали Сеппо Селуска, травмирован он не был и заявления в полицию впоследствии не подавал. Шведский ученый Тобиас Хюбинетт опубликовал краткую биографию Сеппо Селуска. Парень был членом банды, ответственной за множество криминальных эпизодов, обвинявшейся в избиениях, грабежах, угрозах, вандализме.
Через 199 дней после демонстрации, 29 октября 1985 года, еврей и гомосексуал Людвиг Бухвальд умер в собственном доме в Гетеборге после пыток. Следствие установило, что его убийцами были члены НРП 20-летний Сеппо Селуска и 18-летний Джеймс Хилмерссон. Чтобы скрыть улики, они подожгли дом жертвы. Селуска получил 4 года тюрьмы, его подельник – принудительное психиатрическое лечение. Если бы неонацистская активность была объявлена вне закона сразу же после того, как Данута Даниэльссон обратила внимание горожан на недопустимое шествие, если бы свобода слова не трактовалась как свобода ксенофобии, Людвиг, скорее всего, остался бы жив.
После освобождения из тюрьмы, в 1992 году, он пытался утопить мужчину арабского происхождения. Последствия для здоровья жертвы оказались необратимыми. В 1995 году Селуска был причастен к коллективному убийству гея в Гетеборге. В 2004 году Селуска снова убил человека и был приговорен к пожизненному заключению. Неизвестно, как сложилась его дальнейшая судьба. Вышел ли он досрочно или нет. Поисковик находит тёзку Сеппо Селуска, проживающего в Гётеборге. Может, это и правда тёзка, а не маньяк-убийца на пенсии.
В 2015 году началось обсуждение установки памятника Дануте. Во время общественных дебатов люди задавались вопросами: Поощряет ли статуя насилие? Есть ли граница между антифашизмом и свободой слова? Глава городского совета Векшё Ева Йоханссон была не в восторге от этой идеи. Она говорила, что все люди думают по-разному и не обязательно бить сумкой по голове тех, чьё мнение отличается от вашего.«Безусловно, мы сторонники демократии и свободы слова и мы не любим нацистов. Однако мы также считаем недопустимым бить другого человека только потому, что он нам не нравится», — заявила Йоханссон.
Ева Йоханссон могла бы вести зажигательные дискуссии с нацистами около Освенцима.
Сумочку называли символом насилия. А бесконечные мечи, доспехи, автоматы, танки никого не смущали.
В ответ на это люди по всей Швеции стали организовывать демонстрации, требуя почтить память Дануты, а также стали вешать на памятники женские сумочки. В итоге под общественным давлением был найден компромисс: памятник общественно опасной женщине со смертоносной сумочкой все же установили, однако скульптор (им стала Сюзанна Арвин) изменила лицо Дануты и убрала ее имя из названия памятника — памятник называется просто «Женщина с сумочкой».
Сын Дануты, кстати, тоже возражал против установки памятника, говоря, что его маме не понравилось бы такое внимание, как оно ей не нравилось и при жизни.