-
- Модератор
- #1
Квадратный корень из рыбы, хор вувузел и свиное железо — на какие уловки идут разработчики, чтобы помешать нелегальному распространению своих игр
Игровое пиратство существует не один десяток лет, и все это время создатели игр ищут способы ему противостоять. Например, на заре индустрии авторы вкладывали в коробки с новинками «кодовые колеса» или вписывали пароли в сопроводительный буклет. Хочешь продвинуться по сюжету — введи слово с указанной страницы или собери код с помощью колеса. Позже появились цифровые способы защиты — сложные технологии, вроде SecuROM и Denuvo. Но разработчики пытаются остановить любителей нелегальных копий и другими способами. Самые неожиданные и необычные из них — в нашем материале.
Воспитательные беседы
В начале 90-х в США была популярна модель shareware — пользователи знакомились с новинками, проходя несколько бесплатных уровней, а затем могли купить остальные. Придумывая призывы к покупке, разработчики изощрялись, как могли — в особенности, команда id Software. Так, например, сообщение в Wolfenstein 3D намекало, что игра отформатирует жесткий диск незадачливому пирату. Doom подбивала пользователей «быть мужчинами и заказать игру», Doom 2 предсказывала, что владельцы нелегальных копий «отправятся прямо в ад, где будут толкаться с другими такими же халявщиками». А Heretic: Shadow of the Serpent Riders обещала выслать за пиратами малотавра (врага из вселенной игры). Другие студии не отставали – скажем, стратегия Galactic Frontiers грозила, что считает серийный номер компьютера игрока.
Да что там, в 1992 году американская ассоциация издателей софта SPA (сейчас — SIIA) выпустила социальную рекламу о том, как нехорошо воровать игры:
Троллинг
Как публично вывести пирата на чистую воду? Например, создатели файтинга Skullgirls нашли такое решение: в нелицензионной версии игры сюжетная кампания завершалась загадочным сообщением: «Чему равен квадратный корень из рыбы? Теперь мне грустно». Один из игроков пришел за разгадкой в твиттер игры, посчитав увиденное ребусом. Разработчики пристыдили его, и в итоге дело закончилось миром — незадачливый пират все же приобрел файтинг.
А создатель Garry’s Mod Гарри Ньюман добавил в обновление игры ложное сообщение об ошибке, которое «ловили» лишь пираты. Приведенный в нем номер на деле был номером Steam-аккаунта нарушителя. В итоге те, кто пошел с расспросами на форумы игры, были осмеяны и забанены: только в первые 15 часов Ньюман поймал 2,500 «нелегалов». Не остались в стороне и авторы высокобюджетных игр.
Когда вышла Far Cry 4, в ней нельзя было настраивать поле зрения. Нужный ползунок намеренно добавили с патчем первого дня, который был доступен лишь легальным покупателям. Пираты же продолжили ругать Ubisoft на все лады — и тем самым раскрыли себя.
Но наибольшую изобретательность в деле троллинга проявили авторы симулятора разработчика игр Game Dev Tycoon. В нелицензионной версии герои сообщали игроку, что созданные им игры стали часто скачивать, и в конце концов компания становилась банкротом. Кто-то из пользователей даже поинтересовался на форуме, можно ли отыскать в дереве навыков DRM-защиту — а то, мол, пираты, жизни не дают.
Игра с препятствиями
Наверное, самый частый тип оригинальных ловушек для пиратов — ухудшение или отключение игровых особенностей в нелицензионных версиях. Иногда речь идет об искажении или полном отключении картинки. Так, в пиратской The Sims 4 пиксели, которые обычно закрывают наготу симов, постепенно заполняют весь экран, делая из игры квадратное месиво. В симуляторе вертолета Take On Helicopters обзор постепенно размывается и «плывет», затрудняя полет. Галактическая карта в Mass Effect становится полностью черной. А при запуске онлайн-экшена Ooga Booga игрока встречает лишь черный экран с танцующим пиратом.
Не давать пиратам читать диалоги и сопроводительные описания — тоже вариант. Весь текст в DiRT Showdown превращался в пиратский рык «Йаррр», а в квесте Ghost Trick: Phantom Detective и вовсе пропадал.
«Испортить» можно и ключевые особенности игры, и тут интересных примеров — масса:
В пиратской версии симулятора свиданий LovePlus+ «любовный настрой» девушек не рос — те раз за разом отшивали игрока-пирата.
В симуляторе бога Black & White 2 у пиратов не росли уже дети, не давая сколотить приличную армию.
Фэйт, героиня паркур-экшена Mirror’s Edge, у пиратов сильно замедлялась перед трамплинами и поэтому не могла перепрыгнуть с крыши на крышу.
В пиратской версии шутера Jet Force Gemini у героев не стреляло оружие, а один из них, Джуно, переставал быстро бегать.
В платформере Yume Penguin Monogatari пингвин Пента должен сбрасывать вес к концу каждого уровня, уклоняясь от еды, которую в него кидают враги. У пиратов Пента сильно толстел от одного попадания.
В Rockman.EXE: Operation Shooting Star пираты не могли редактировать набор боевых чипов, а случайные битвы с врагами-вирусами в виртуальном мире происходили на каждом шагу. Буквально.
В Crysis Warhead оружие героя и его врагов стреляло курицами, не нанося никому даже малейшего урона.
В игре Rogue, родоначальнице жанра roguelike, враги с самого начала наносили герою в шесть раз больше урона, чем обычно. Когда тот погибал, на его надгробии вместо имени персонажа и убившего его монстра было написано: «Пират, убитый мафией для защиты от копирования».
В серии космических ролевых игр Escape Velocity всегда предлагали бесплатный пробный период. Если после его завершения игрок не хотел регистрировать игру, на неуязвимом звездолете прилетала самка попугая по имени Капитан Гектор и преследовала пирата. В Escape Velocity она изводила его бесконечными просьбами, в EV Override все больше и чаще крала его деньги, а в EV Nova попросту уничтожала корабль игрока.
Блокировка игры
Еще вариант — отказать пирату в доступе к контенту, причем творчески обыграть сам отказ. Скажем, в начале квеста La Abadía del Crimen игрок на общей молитве слышит вместо отрывка из «Ave Maria» Франца Шуберта повторяющийся возглас «Пират», после чего игра вылетает.
Подобные штрихи существовали в играх еще в те времена, когда разработчики полагались на пароли в буклетах. Например, в Frontier Elite 2 за неправильно введенный код отбирали космический корабль. В Zak McKracken and the Alien Mindbenders сажали в Пиратскую Тюрьму.
Очень популярная тема — красочно уничтожать игровой мир в нелицензионной копии. В Maniac Mansion персонажа взрывали вместе с особняком, а в первой SimCity город героя разрушали природные бедствия. Через 30 секунд после запуска пиратской Command & Conquer: Red Alert 2 и Generals все юниты и здания игрока взлетали на воздух. В обеих The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth это время увеличили до 3 минут 30 секунд.
А некоторые создатели «запирают» пиратов в эдаком чистилище, вынуждая выключить игру.
Первый же прыжок во времени в Chrono Trigger у пиратов никогда не заканчивался. Как и плавание на корабле в открывающей сцене Dragon Quest 5: судно просто никогда не заходило в порт.
В квесте Professor Layton and the Last Specter был зациклен первый же паззл: как бы игрок ни ответил на загадку, та начиналась снова и снова.
В Sacred пирата отправляли на остров Мал-Орк-А (аллюзия на реальную Мальорку), с которого нельзя было выбраться без лодки.
Похожим образом игрока в The Godfather не выпускали из первого же автомобиля, а в The Talos Principle герой застревал в лифте между локациями.
Оригинальные ловушки для пиратов редко встретишь в играх последних лет. Во-первых, пираты рано или поздно отыскивают способы обойти такие преграды. Во-вторых, порой ловушки ложно срабатывали в легальных версиях игры, вредя законным покупателям. Наконец, случалось, что пираты принимали защиту от копирования за баги и незаслуженно ругали эти игры, отпугивая от них других пользователей. Впрочем, одного у всех описанных ловушек не отнять: о них интересно читать и забавно наблюдать в действии.
А какие из подобных преград знаете вы?
Оффтоп
Игровое пиратство существует не один десяток лет, и все это время создатели игр ищут способы ему противостоять. Например, на заре индустрии авторы вкладывали в коробки с новинками «кодовые колеса» или вписывали пароли в сопроводительный буклет. Хочешь продвинуться по сюжету — введи слово с указанной страницы или собери код с помощью колеса. Позже появились цифровые способы защиты — сложные технологии, вроде SecuROM и Denuvo. Но разработчики пытаются остановить любителей нелегальных копий и другими способами. Самые неожиданные и необычные из них — в нашем материале.
Воспитательные беседы
В начале 90-х в США была популярна модель shareware — пользователи знакомились с новинками, проходя несколько бесплатных уровней, а затем могли купить остальные. Придумывая призывы к покупке, разработчики изощрялись, как могли — в особенности, команда id Software. Так, например, сообщение в Wolfenstein 3D намекало, что игра отформатирует жесткий диск незадачливому пирату. Doom подбивала пользователей «быть мужчинами и заказать игру», Doom 2 предсказывала, что владельцы нелегальных копий «отправятся прямо в ад, где будут толкаться с другими такими же халявщиками». А Heretic: Shadow of the Serpent Riders обещала выслать за пиратами малотавра (врага из вселенной игры). Другие студии не отставали – скажем, стратегия Galactic Frontiers грозила, что считает серийный номер компьютера игрока.
Да что там, в 1992 году американская ассоциация издателей софта SPA (сейчас — SIIA) выпустила социальную рекламу о том, как нехорошо воровать игры:
Троллинг
Как публично вывести пирата на чистую воду? Например, создатели файтинга Skullgirls нашли такое решение: в нелицензионной версии игры сюжетная кампания завершалась загадочным сообщением: «Чему равен квадратный корень из рыбы? Теперь мне грустно». Один из игроков пришел за разгадкой в твиттер игры, посчитав увиденное ребусом. Разработчики пристыдили его, и в итоге дело закончилось миром — незадачливый пират все же приобрел файтинг.
А создатель Garry’s Mod Гарри Ньюман добавил в обновление игры ложное сообщение об ошибке, которое «ловили» лишь пираты. Приведенный в нем номер на деле был номером Steam-аккаунта нарушителя. В итоге те, кто пошел с расспросами на форумы игры, были осмеяны и забанены: только в первые 15 часов Ньюман поймал 2,500 «нелегалов». Не остались в стороне и авторы высокобюджетных игр.
Когда вышла Far Cry 4, в ней нельзя было настраивать поле зрения. Нужный ползунок намеренно добавили с патчем первого дня, который был доступен лишь легальным покупателям. Пираты же продолжили ругать Ubisoft на все лады — и тем самым раскрыли себя.
Но наибольшую изобретательность в деле троллинга проявили авторы симулятора разработчика игр Game Dev Tycoon. В нелицензионной версии герои сообщали игроку, что созданные им игры стали часто скачивать, и в конце концов компания становилась банкротом. Кто-то из пользователей даже поинтересовался на форуме, можно ли отыскать в дереве навыков DRM-защиту — а то, мол, пираты, жизни не дают.
Игра с препятствиями
Наверное, самый частый тип оригинальных ловушек для пиратов — ухудшение или отключение игровых особенностей в нелицензионных версиях. Иногда речь идет об искажении или полном отключении картинки. Так, в пиратской The Sims 4 пиксели, которые обычно закрывают наготу симов, постепенно заполняют весь экран, делая из игры квадратное месиво. В симуляторе вертолета Take On Helicopters обзор постепенно размывается и «плывет», затрудняя полет. Галактическая карта в Mass Effect становится полностью черной. А при запуске онлайн-экшена Ooga Booga игрока встречает лишь черный экран с танцующим пиратом.
Не давать пиратам читать диалоги и сопроводительные описания — тоже вариант. Весь текст в DiRT Showdown превращался в пиратский рык «Йаррр», а в квесте Ghost Trick: Phantom Detective и вовсе пропадал.
«Испортить» можно и ключевые особенности игры, и тут интересных примеров — масса:
В пиратской версии симулятора свиданий LovePlus+ «любовный настрой» девушек не рос — те раз за разом отшивали игрока-пирата.
В симуляторе бога Black & White 2 у пиратов не росли уже дети, не давая сколотить приличную армию.
Фэйт, героиня паркур-экшена Mirror’s Edge, у пиратов сильно замедлялась перед трамплинами и поэтому не могла перепрыгнуть с крыши на крышу.
В пиратской версии шутера Jet Force Gemini у героев не стреляло оружие, а один из них, Джуно, переставал быстро бегать.
В платформере Yume Penguin Monogatari пингвин Пента должен сбрасывать вес к концу каждого уровня, уклоняясь от еды, которую в него кидают враги. У пиратов Пента сильно толстел от одного попадания.
В Rockman.EXE: Operation Shooting Star пираты не могли редактировать набор боевых чипов, а случайные битвы с врагами-вирусами в виртуальном мире происходили на каждом шагу. Буквально.
В Crysis Warhead оружие героя и его врагов стреляло курицами, не нанося никому даже малейшего урона.
В игре Rogue, родоначальнице жанра roguelike, враги с самого начала наносили герою в шесть раз больше урона, чем обычно. Когда тот погибал, на его надгробии вместо имени персонажа и убившего его монстра было написано: «Пират, убитый мафией для защиты от копирования».
В серии космических ролевых игр Escape Velocity всегда предлагали бесплатный пробный период. Если после его завершения игрок не хотел регистрировать игру, на неуязвимом звездолете прилетала самка попугая по имени Капитан Гектор и преследовала пирата. В Escape Velocity она изводила его бесконечными просьбами, в EV Override все больше и чаще крала его деньги, а в EV Nova попросту уничтожала корабль игрока.
Блокировка игры
Еще вариант — отказать пирату в доступе к контенту, причем творчески обыграть сам отказ. Скажем, в начале квеста La Abadía del Crimen игрок на общей молитве слышит вместо отрывка из «Ave Maria» Франца Шуберта повторяющийся возглас «Пират», после чего игра вылетает.
Подобные штрихи существовали в играх еще в те времена, когда разработчики полагались на пароли в буклетах. Например, в Frontier Elite 2 за неправильно введенный код отбирали космический корабль. В Zak McKracken and the Alien Mindbenders сажали в Пиратскую Тюрьму.
Очень популярная тема — красочно уничтожать игровой мир в нелицензионной копии. В Maniac Mansion персонажа взрывали вместе с особняком, а в первой SimCity город героя разрушали природные бедствия. Через 30 секунд после запуска пиратской Command & Conquer: Red Alert 2 и Generals все юниты и здания игрока взлетали на воздух. В обеих The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth это время увеличили до 3 минут 30 секунд.
А некоторые создатели «запирают» пиратов в эдаком чистилище, вынуждая выключить игру.
Первый же прыжок во времени в Chrono Trigger у пиратов никогда не заканчивался. Как и плавание на корабле в открывающей сцене Dragon Quest 5: судно просто никогда не заходило в порт.
В квесте Professor Layton and the Last Specter был зациклен первый же паззл: как бы игрок ни ответил на загадку, та начиналась снова и снова.
В Sacred пирата отправляли на остров Мал-Орк-А (аллюзия на реальную Мальорку), с которого нельзя было выбраться без лодки.
Похожим образом игрока в The Godfather не выпускали из первого же автомобиля, а в The Talos Principle герой застревал в лифте между локациями.
Оригинальные ловушки для пиратов редко встретишь в играх последних лет. Во-первых, пираты рано или поздно отыскивают способы обойти такие преграды. Во-вторых, порой ловушки ложно срабатывали в легальных версиях игры, вредя законным покупателям. Наконец, случалось, что пираты принимали защиту от копирования за баги и незаслуженно ругали эти игры, отпугивая от них других пользователей. Впрочем, одного у всех описанных ловушек не отнять: о них интересно читать и забавно наблюдать в действии.
А какие из подобных преград знаете вы?
Оффтоп
Здесь больше Игры Mail.ru