- Местное время
- 23:20
- Регистрация
- 1 Янв 2016
- Сообщения
- 191,406
- Репутация
- 2,535
- Уровень
- 2
- Награды
- 20
- Местоположение
- Москва
- Пол
- Мужской
Эстетика ужаса: что из классики мирового кинематографа стоит посмотреть в Хеллоуин
Приближающийся Хеллоуин — отличный повод посмотреть фильм ужасов. Первые хорроры начали снимать практически с момента появления кинематографа. Вместе с ним они эволюционировали: на смену немым чёрно-белым лентам пришли более совершенные в техническом плане картины с идеальными спецэффектами. Многие старые ужастики не выдержали проверки временем, другие же стали классикой мирового кино. RT вспомнил несколько фильмов из далёкого прошлого, которые не уступают современным блокбастерам в эстетике или психологизме.
Эстетика ужаса: что из классики мирового кинематографа стоит посмотреть в Хеллоуин
«Кабинет доктора Калигари» (Das Cabinet des Dr. Caligari, 1920)
[MEDIASERVICE]https://youtu.be/30yS2YaUJUk[/MEDIASERVICE]
В центре этой мрачной истории злодеяния таинственного доктора Калигари, который использует гипнотические способности, чтобы вводить людей в транс и совершать их руками жестокие убийства. Предельно простой на первый взгляд сюжет в действительности окажется многослойным и многогранным.
Кроме того, в этом, по мнению многих критиков, «первом настоящем фильме ужасов» режиссёр Роберт Вине попытался отразить и политическую реальность того времени, а именно передать психологический диссонанс, царящий в послевоенной Германии. Результат превзошёл ожидания: «Кабинет» не только вызвал ажиотаж, но и способствовал становлению экспрессионизма в немецком кинематографе.
«Носферату. Симфония ужаса» (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens, 1922)
[MEDIASERVICE]https://youtu.be/Hh-prhIK3Bs[/MEDIASERVICE]
Фридрих Вильгельм Мурнау, ещё один представитель киноэкспрессионизма, взял за основу своего «Носферату» «Дракулу» Брэма Стокера. Чтобы избежать проблем с авторскими правами, режиссёр изменил имена героев и немного отошёл от сюжета книги, например, в фильме вводится утверждение об опасности для вампира солнечных лучей, впоследствии ставшее каноническим.
Впрочем, этим влияние «Носферату» на культуру не ограничилось. Картиной вдохновлялись создатели десятков фильмов про вампиров и авторы множества книг. Музыкальные коллективы, как, например, Queen, Art Zoyd и «Ария», стали называть свои альбомы «Носферату» и включать кадры из киноленты в клипы.
«Глубокой ночью» (Dead of Night, 1945)
[MEDIASERVICE]https://youtu.be/8UCJz617E8s[/MEDIASERVICE]
В 40-е годы XX века европейская общественность серьёзно увлеклась идеями психоанализа и психических расстройств, что отражалось на многих сферах человеческой жизни и не могло не повлиять на кинематограф. Под конец войны на экраны выходит фильм «Глубокой ночью» — киноальманах из пяти новелл о сверхъестественном.
По сюжету архитектора Вальтера приглашают в загородный дом для обсуждения нового проекта. Прибывшему на место встречи мужчине начинает казаться, что всех присутствующих он уже видел во сне. Также Вальтер неожиданно для себя предсказывает события, которые происходят в доме. Наслушавшись архитектора, гости начинают развлекаться рассказами о странных и мистических событиях — эти истории и составили альманах. Рассказы героев воплотили в жизнь четыре режиссёра, а объединяющий новеллы основной блок снял Бэзил Дирден.
«Глаза без лица» (Les Yeux sans visage, 1960)
[MEDIASERVICE]https://youtu.be/h_n6TBbBUNA[/MEDIASERVICE]
Семью профессора Женессье постигает несчастье: ему приходится хоронить свою дочь Кристиан, похищенную и убитую неизвестными. По крайней мере, так думает общественность. В действительности Кристиан, попавшая в авиакатастрофу, жива и находится дома. Авария обезобразила лицо девушки, а потому она носит жутковатую маску и ждёт, когда отец сделает ей пластическую операцию. Профессор и его помощница тем временем похищают женщин и пытаются пересадить их лица Кристиан.
В 60-е годы эта картина становилась причиной обмороков — так неподготовленные любители кино реагировали на натуралистичные кадры операции по пересадке лица. Сегодня фильм Жоржа Франжю вряд ли кого-то испугает или повергнет в шок, однако зрители по-прежнему оценивают его поэтизм, размеренность и продуманную визуализацию. Оператор Эжен Шюффтан, к слову, является обладателем «Оскара» за снятого практически в то же время «Бильярдиста».
Приближающийся Хеллоуин — отличный повод посмотреть фильм ужасов. Первые хорроры начали снимать практически с момента появления кинематографа. Вместе с ним они эволюционировали: на смену немым чёрно-белым лентам пришли более совершенные в техническом плане картины с идеальными спецэффектами. Многие старые ужастики не выдержали проверки временем, другие же стали классикой мирового кино. RT вспомнил несколько фильмов из далёкого прошлого, которые не уступают современным блокбастерам в эстетике или психологизме.
Эстетика ужаса: что из классики мирового кинематографа стоит посмотреть в Хеллоуин
«Кабинет доктора Калигари» (Das Cabinet des Dr. Caligari, 1920)
[MEDIASERVICE]https://youtu.be/30yS2YaUJUk[/MEDIASERVICE]
В центре этой мрачной истории злодеяния таинственного доктора Калигари, который использует гипнотические способности, чтобы вводить людей в транс и совершать их руками жестокие убийства. Предельно простой на первый взгляд сюжет в действительности окажется многослойным и многогранным.
Кроме того, в этом, по мнению многих критиков, «первом настоящем фильме ужасов» режиссёр Роберт Вине попытался отразить и политическую реальность того времени, а именно передать психологический диссонанс, царящий в послевоенной Германии. Результат превзошёл ожидания: «Кабинет» не только вызвал ажиотаж, но и способствовал становлению экспрессионизма в немецком кинематографе.
«Носферату. Симфония ужаса» (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens, 1922)
[MEDIASERVICE]https://youtu.be/Hh-prhIK3Bs[/MEDIASERVICE]
Фридрих Вильгельм Мурнау, ещё один представитель киноэкспрессионизма, взял за основу своего «Носферату» «Дракулу» Брэма Стокера. Чтобы избежать проблем с авторскими правами, режиссёр изменил имена героев и немного отошёл от сюжета книги, например, в фильме вводится утверждение об опасности для вампира солнечных лучей, впоследствии ставшее каноническим.
Впрочем, этим влияние «Носферату» на культуру не ограничилось. Картиной вдохновлялись создатели десятков фильмов про вампиров и авторы множества книг. Музыкальные коллективы, как, например, Queen, Art Zoyd и «Ария», стали называть свои альбомы «Носферату» и включать кадры из киноленты в клипы.
«Глубокой ночью» (Dead of Night, 1945)
[MEDIASERVICE]https://youtu.be/8UCJz617E8s[/MEDIASERVICE]
В 40-е годы XX века европейская общественность серьёзно увлеклась идеями психоанализа и психических расстройств, что отражалось на многих сферах человеческой жизни и не могло не повлиять на кинематограф. Под конец войны на экраны выходит фильм «Глубокой ночью» — киноальманах из пяти новелл о сверхъестественном.
По сюжету архитектора Вальтера приглашают в загородный дом для обсуждения нового проекта. Прибывшему на место встречи мужчине начинает казаться, что всех присутствующих он уже видел во сне. Также Вальтер неожиданно для себя предсказывает события, которые происходят в доме. Наслушавшись архитектора, гости начинают развлекаться рассказами о странных и мистических событиях — эти истории и составили альманах. Рассказы героев воплотили в жизнь четыре режиссёра, а объединяющий новеллы основной блок снял Бэзил Дирден.
«Глаза без лица» (Les Yeux sans visage, 1960)
[MEDIASERVICE]https://youtu.be/h_n6TBbBUNA[/MEDIASERVICE]
Семью профессора Женессье постигает несчастье: ему приходится хоронить свою дочь Кристиан, похищенную и убитую неизвестными. По крайней мере, так думает общественность. В действительности Кристиан, попавшая в авиакатастрофу, жива и находится дома. Авария обезобразила лицо девушки, а потому она носит жутковатую маску и ждёт, когда отец сделает ей пластическую операцию. Профессор и его помощница тем временем похищают женщин и пытаются пересадить их лица Кристиан.
В 60-е годы эта картина становилась причиной обмороков — так неподготовленные любители кино реагировали на натуралистичные кадры операции по пересадке лица. Сегодня фильм Жоржа Франжю вряд ли кого-то испугает или повергнет в шок, однако зрители по-прежнему оценивают его поэтизм, размеренность и продуманную визуализацию. Оператор Эжен Шюффтан, к слову, является обладателем «Оскара» за снятого практически в то же время «Бильярдиста».