Эффект Дидро — это склонность человека терять интерес к своим старым вещам после покупки чего-нибудь нового. Желание немедленно заменить старые вещи во многих случаях приводит к неконтролируемым и ненужным расходам — их называют спиралью потребления.
Эффект Дидро проявляется во множестве бытовых ситуаций, связанных с потреблением. Причем запустить спираль ненужных трат могут не только новые покупки, но и предстоящие важные события, во время которых хочется выглядеть на все сто.
Вот мысли и установки, которые могут указывать на то, что вы стали жертвой эффекта Дидро:
Из-за желания выразить свою идентичность. Психологи отмечают: покупая себе новые вещи, люди руководствуются не только рациональными соображениями или вкусом. Но и представлениями о собственной идентичности: о том, к какой социальной группе, субкультуре, классу, гендеру они принадлежат.
- «Купил себе новую рубашку, потому что старая совсем износилась. Теперь мне нужны подходящие к ней брюки, туфли, носки, галстук. Иначе ее не с чем носить»;
- «Приобрела, наконец, абонемент в фитнес-клуб. Но чтобы начать тренироваться, мне еще нужны новые кроссовки, форма. А кроме того: купальник, очки и шапочка для бассейна»;
- «Обновил автомобиль. Хочу заказать на него новые диски, покрыть пленкой или натереть воском, поставить автозапуск»;
- «Купили билеты на Мальдивы! Теперь нужна новая одежда, купальники, очки, обувь. И вообще, надо выглядеть дорого и красиво. Наверное, возьму кредит, чтобы провести две недели с шиком»;
- «Ура, мы женимся. Свадьба должна быть незабываемой: закажем самый дорогой ресторан, ведущих, диджеев, фотографов, сделаем выездную регистрацию, поедем в свадебное путешествие»;
- «Собрались в театр, а мне совсем нечего надеть. Все, что висит в шкафу, уже не по разу носила»;
- «Не въезжать же в новую квартиру со старой мебелью. Давай купим в нее хотя бы кровать. И диван. Закажем полки».
Чем лучше вещи сочетаются между собой, тем более целостным получается образ — и тем более четкий сигнал о своей идентичности человек посылает тем, кто его окружает. Именно поэтому люди могут испытывать неосознанную потребность окружить себя идеально подобранными комплектами из вещей.
Из-за желания повысить свой статус. Еще одна символическая функция вещей в жизни человека — отражать его положение в обществе. Корреляция тут простая: чем дороже и качественней вещи — тем богаче и статусней их обладатель. Из-за этого люди иногда одну за другой покупают дорогие и престижные вещи, которые нередко им не по карману, и так пытаются создать видимость того, что их статус выше, чем на самом деле.
Из-за гедонистической адаптации. Так ученые называют свойственную всем людям тенденцию быстро привыкать к окружающим их материальным вещам и переставать получать от них удовольствие. В результате люди начинают меньше ценить то, чем владеют, — и с легкостью с этим расставаться. А желание вернуть в жизнь радость от обладания вещами заставляет их сильнее хотеть то, чего у них еще нет.
Из-за сложностей с регуляцией эмоций. Шопинг нередко вызывает всплеск положительных эмоций: на физиологическом уровне процесс покупки повышает уровень дофамина — нейромедиатора, который позитивно влияет на настроение. Некоторые люди привыкают использовать этот механизм, чтобы почувствовать себя лучше, когда им страшно, тревожно, грустно, скучно или одиноко. Это приводит к ненужным импульсивным покупкам, каждая из которых может запустить спираль потребления, свойственную эффекту Дидро.
Больше женщинам свойственно, все эти сумки под цвет туфель