Что у нас не так с патриотическим воспитанием?

Def

Выдающийся
Наш человек
Местное время
20:39
Регистрация
8 Авг 2020
Сообщения
3,395
Репутация
590
Пол
Женский

В Набережных Челнах подростки затушили вечный огонь​


В Набережных Челнах подростки затушили Вечный огонь на мемориальном комплексе "Родина-мать", сообщили Накануне.RU в пресс-службе прокуратуры Татарстана.


Школьники сделали это из хулиганских побуждений. Потушив пламя, они быстро скрылись. Но сам инцидент попал в камеры видеонаблюдения и личности несовершеннолетних были установлены. Детей доставили в отдел полиции для профилактической беседы.
Такие явления в последнее время не редкость. Не смотря на то, что школы тратят много времени на всевозможные патриотические мероприятия.
Попалась на глаза статья педагога почти с 40-ним стажем Александра Бушуева (преподает иностранные языки в Серове Свердловской области).
Хотелось бы услышать мнение участников форума по этому поводу.

Попробуем порассуждать на эту тему с философской точки зрения. Человек — существо, одновременно биологическое и социальное, и поэтому патриотизм имеет чувственную и ментальную (мировоззренческую) основу.


У всего живого есть изначальная привязанность к месту появления на свет — у рыбных мальков, птенцов, детёнышей зверей. И человек здесь, по мнению этологов, не исключение — всегда есть тоска по малой родине. Чувственный патриотизм во многом зависит от состояния окружающей среды в детстве: дружелюбная она или опасная. И если ребёнок не чувствует себя защищённым в своей семье, в учреждениях образования, на улице, то происходит деформация чувства привязанности вплоть до абсолютного отвержения и безотчётной ненависти на всю оставшуюся жизнь.


Какие чувства испытывают дети из бедных семей, которых у нас миллионы? И разве чувство униженности, долга перед подающими тебе могут стать основой для патриотических настроений? Можем ли мы считать морально-психологический климат в семьях и школьных классах удовлетворительным?

Если мы всерьёз хотим, чтобы молодое поколение россиян вырастало патриотами, то мы должны первоочередным образом осуществлять меры по установлению социальной справедливости в сфере образования, последовательно улучшать совместно с родителями морально — психологический климат в классных коллективах, а не гнаться за количеством и разнообразием «патриотических мероприятий».


В принятой поправке к Конституции РФ (статья 67, пункт 4) говорится: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения». Дай то Бог, чтобы эта норма реально исполнялась, однако ж заниматься этим должно не только государство, но и гражданское общество и каждый ответственный гражданин.


Есть здесь и ещё одна проблема: поскольку основания патриотизма лежат в чувственной сфере, то и работать педагогам нужно с чувствами детей, а методы воспитания чувств затерялись где-то далеко за приёмами транслирования информации и практиками онлайн-образования. Есть и ещё одна педагогическая иллюзия с советских времён, что все чувства можно внушить (и внушить надолго) извне в ходе красочных массовых мероприятий. Странно наблюдать линейки у Вечного огня, массовые показы фильмов о войне и прочие «массовки», в которых участвуют учащиеся с четвёртого, а то и второго класса по одиннадцатый... Это и есть проявление веры во внушаемость чувств, а также дремучее непонимание детской возрастной психологии.


Самые глубокие и устойчивые переживания возникают у человека в процессе мотивированной деятельности в пользу другим людям.

И много ли такой деятельности в образовательных учреждениях? Например, объявляют сбор денег на посылку солдату, на поздравление ветеранов, на создание памятника... Ребёнок эти деньги не зарабатывает, не собирает, а идёт к родителям и говорит: «Дайте!»...


Но у патриотизма есть и ментальная сторона — это проблема национальной самоидентификации. Возможно, что это сейчас самая главная проблема России. Во времена Советского Союза главными считались не национальные идеалы, а интернациональные интересы, интересы «ведущего класса». Утверждали, что окончательно сложилась некая новая историческая общность «советский народ».


Так ли это, если посмотреть на отношение коренных жителей бывших союзных республик к России и русским? Причём национальная самоидентификация в этих республиках происходит гораздо быстрее и решительней, чем в России, поскольку они в основном мононациональные. А что представляет из себя в этом отношении Россия? Российская (в том числе и русская) нация — это нация с сильно деформированными представлениями о своей национальной идентичности, с отсутствием чувства национальной солидарности. Насаждение с августа 1991 года радикального либерализма гедонистического толка, очернение всего несовместимого с этой идеологией из прошлого страны привело к потере у большинства населения представлений о связи времён и социальной перспективе, к массовой политической апатии с одной стороны, а с другой — к появлению политического радикализма, для которого не существует ничего святого в «этой стране»...


Мы имеем сейчас не национальную, а вненациональную Россию.

Мы имеем общество, расколотое на тех, кто глубоко чувствует свой моральный долг перед страной, полученной от предков, полученной ценой огромных усилий и жертв, и тех граждан «свободного мира», которые освобождают себя от любых обязательств перед народом, для которых личный успех, обогащение, роскошь стали главными ценностями. И у каждой из этих групп свой патриотизм.


Вернёмся к тексту поправок к Конституции.


«2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.
3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».


Очевиден разворот от призрачных целей вхождения в мировое «демократическое» сообщество к сохранению ценностей национальной идентичности. Нация, которая не идентифицирует себя со своей историей, культурой, духовностью, отказывается от базовых ценностей, не сохраняет унаследованные из прошлого формы солидарности, очень рискует оказаться в плену каких угодно политических сил. И всегда найдутся оголтелые радикальные «нацисты», «коммунисты», «либералы», готовые вбросить страну в очередной убийственный социальный эксперимент.


Но от слов в Конституции до дела — немалая дистанция. Невозможно воспитать патриотизм в непатриотических условиях — когда люди отстранены от реального участия в политической жизни, когда не даётся ход реальному самоуправлению, когда непатриотичное разграбление ресурсов страны не наказывается должным образом, когда глумление над национальными ценностями воспринимается «плюралистично»...


Так вместо национального единства и обеспечения суверенитета страны мы получим очередную гражданскую войну, и она, как и та гражданская, может стать войной «молодых» против «пожилых».

Невозможно воспитать патриотизм за 5000 рублей — патриотизм воспитывается педагогами — гражданами своей страны, то есть людьми, которые не обязаны «любить Родину (в том числе и государство) с закрытыми глазами», которые свободно и ответственно подходят к своему делу.


В реальности же не видится доверия к педагогам: в школу спускается масса «воспитательных», «календарных» мероприятий, инициатив, указаний, которые учитель обязан выполнять. При этом инициаторы всего этого воспитательного громадья нисколько не считаются с реальностями образовательного процесса, с особенностями учащихся, с возможностями педагогов.


Могу свидетельствовать как педагог с большим стажем и опытом наблюдения за школьной действительностью, что многочисленные мероприятия, посвящённые великим юбилейным датам (в том числе и славному юбилею Победы) принесли скорее отрицательный эффект.


Миссия учителя — умиротворять людей, пытаться настроить их на использование разума в критических ситуациях, помочь им обнаружить значительные, исторические, ценности вместо сиюминутных, модных и преходящих. Эта задача была и остаётся на все времена. Лишь бы не мешали...


 

Айвери

Продвинутый
Местное время
20:39
Регистрация
2 Дек 2015
Сообщения
17,286
Репутация
701
Местоположение
пгт где ворон и еж
Пол
Мужской
основы воспитания должны закладываться дома родителями.
если пацанчик слышит от родителя или от какого-то "оппозиционера", мол многовато денег тратит государство на парад Победы, лучше бы нам отдало... то почему бы ему в знак протеста и не потушить огонь ?
и что тут может школа изменить ?
это при тоталитарном режиме с диктаторами за кривое слово про родину можно было такого отхватить, что максимум на кухне втихаря...
а нынче свобода же, все могут рассказывать че угодно...
молодежных организаций типа пионеров нету, ребята сами придумывают себе развлечения...
ну и вовсю культивируется отношение типа, а что такого родина сделала для меня, что я должен ее любить ?
это все следствия определенных причин.
и нужно с причинами работать, а не симптомы купировать...
 

Vadim

Продвинутый
Заслуженный
Местное время
20:39
Регистрация
5 Мар 2021
Сообщения
19,747
Репутация
919
Награды
2
Пол
Мужской
основы воспитания должны закладываться дома родителями.
если пацанчик слышит от родителя или от какого-то "оппозиционера", мол многовато денег тратит государство на парад Победы, лучше бы нам отдало... то почему бы ему в знак протеста и не потушить огонь ?

Так если этот родитель сам закончил школу по црушным цчебникам? См. Украина.
 

Vadim

Продвинутый
Заслуженный
Местное время
20:39
Регистрация
5 Мар 2021
Сообщения
19,747
Репутация
919
Награды
2
Пол
Мужской

Айвери

Продвинутый
Местное время
20:39
Регистрация
2 Дек 2015
Сообщения
17,286
Репутация
701
Местоположение
пгт где ворон и еж
Пол
Мужской
Так если этот родитель сам закончил школу по црушным цчебникам? См. Украина.

тогда все.
это жопа.
про Украину и говорить нечего.
мой друг рассказал дома сыну про Ленина.
так его вызвали в школу и сделали замечание, потому как его сын в школе поделился этим с другими...
жопа.
 

Айвери

Продвинутый
Местное время
20:39
Регистрация
2 Дек 2015
Сообщения
17,286
Репутация
701
Местоположение
пгт где ворон и еж
Пол
Мужской
:rolleyes_1:
Изволите революцию учинить?

сейчас уже не проканает.
либо у значительной части общества возникнет потребность и это все произойдет по запросу от общества.
либо никак...
 

Квакин

Говорун
Легенда
Заслуженный
Местное время
20:39
Регистрация
5 Ноя 2015
Сообщения
32,067
Репутация
1,312
Награды
9
Пол
Мужской
Не думаю, что это бич именно нашего времени, было это и раньше,
просто на то закрывались глаза, не афишировалось и т.д.
Пример, я в середине 80-х учился в школе имени Героев - Североморцев, возле школы стоял манумент, гранитная глыба привезенная из Мурманска, с мемориальной табличкой.
На глыбе постоянно появлялись надписи типа AC/DC, Спартак - чемпион и т.д., позже, уже в 90-х, табличку регулярно тырили для сдачи в пункты приемы драг. металы.
А еще был фильм "17 мнговений весны", фильм хороший, но по непонятным причинам, именно после этого фильма, дети игравшие в войнушку во дворах, перестали быть партизанами и бойцами Красной Армии, а предпочли в играх позиционировать себя, как гестаповцы.
Уже в конце 80-х, в СССР процветала такая движуха, как "нацики", носившие сваст в ухе, и празднующие день рожденеие Гитлера.
А пройдет всего лишь пару лет с развала СССР, и те, кто был октябрятами, пионерами, станут скинхедами, ячейки которых, вполне себе неплохо существовали, демонстрировали символику и озвучивали идеологию. Их особо никто не преследовал, не гонял, пока они, каких нибудь таджикских дворников не завалят, или цыган.
Далее. С конца 80-х по примерно конец первой декады 21 века, население России, пожовывая Бублигум и поппивая Пепси, забывала свое героическое прошлое, смотрела фильмы про штрафбаты, другие взгляды на ВОВ, дегероизировала бывших героев, и героизировала бывших врагов, за это время, естественно воспиталось поколение, подросли детишки, которые успели заиметь и своих.
А потом мы чего-то взяли и поссорились с нашими западными партнерами, потом Грузия, Украина и т.д.. И на авто стали появляться банеры "Спасибо деду за победу!", везде гле угодно стали появляться Георгеевские ленты, "Бессмертный полк", Победа над фашизмом, вновь стала эгрегором. Вопрос в том, для кого стала? Для тех, для кого, когда-то была, для того и стала, ибо была заложена.
Вспомнили, покаились, словно ничего и не было.
Но за это ж время выросли поколение без Великого прошлого и успело настрогать свое.
И че вы от них хотите? Они выросли на Саше Белом и на американском морпехе, ежедневно спасающим мир, а мы такие, "Слышь ребят, тут это, вот такой актер Лановой был, фильм "Офицеры", посмотрели бы!". Неа, не выйдет, слишком большой временной промежуток в котором мы жили отрекаясь от прошлого. Плюс такой еще момент, история бывает личной - примерно три колена, внук слушающий прадеда, это личная, а потом, она уж просто становится историей. Для нынешней молодежи, герои ВОВ, примерно такая ж история, как для нас в 80-е, герои Первой Мировой.
А по отношению к памятникам, это не патриотизм надо воспитывать, а вообще, воспитывать, если это не "твой" памятник, это не значит, что к нему надо относиться неуважительно.
 
Последнее редактирование:

Vadim

Продвинутый
Заслуженный
Местное время
20:39
Регистрация
5 Мар 2021
Сообщения
19,747
Репутация
919
Награды
2
Пол
Мужской
А еще был фильм "17 мнговений весны", фильм хороший, но по непонятным причинам, именно после этого фильма, дети игравшие в войнушку во дворах, перестали быть партизанами и бойцами Красной Армии, а предпочли в играх позиционировать себя, как гестаповцы.
Уже в конце 80-х, в СССР процветала такая движуха, как "нацики", носившие сваст в ухе, и празднующие день рожденеие Гитлера.

Это правда, эсэсовская эстетика привлекала.
 

Кот

Психиатр
Легенда
Заслуженный
Местное время
20:39
Регистрация
18 Апр 2017
Сообщения
76,100
Репутация
1,431
Уровень
2
Награды
35
Местоположение
Россия
Пол
Мужской
Во времена Советского Союза главными считались не национальные идеалы, а интернациональные интересы, интересы «ведущего класса». Утверждали, что окончательно сложилась некая новая историческая общность «советский народ».
И опять, ожидаемо, сказки про СССР. Ну как без него. :ag: Кто там и кого воспитывал? Дома на звездюлях, в школе на звездюлях, в армии, и т.д. Не было никакого воспитания. Было дофига многоуровневой но однотипной формальной трепотни, которую все номинально слушали, в одно ухо влетело, в другое вылетело, и так же номинально соглашались. Воспитание тут где и в чём?
А "новая историческая общность" - это и вовсе какой-то туповатый анекдот.
 

Квакин

Говорун
Легенда
Заслуженный
Местное время
20:39
Регистрация
5 Ноя 2015
Сообщения
32,067
Репутация
1,312
Награды
9
Пол
Мужской
Кстати, волею судеб, знаю, что было в позднем СССР и не знаю, что в раннем, послевоенном, 60-х, 70-х.
Но интуитивно полагаю, что это совсем разные вещи.
В 80-х, уже могли без зазрения совести напихать ветерану в очереди "ты чего тут своим ветеранским удостоверением размахиваешь",
Никто особо не смотрел "Офицеры", а предпочитал бегать в видеосалон, смотреть как Рокки напихивает русскому Ивану Драго, почему то совершенно естественно топя в этом поединке за Рокки.
Щаз, конечно, все такие задним числом правильные, увидели фильм "Чернобыль", и такие, как можно такую фигню про СССР снимать.
Но почему то уверен, что тогда б, этот Чернобыль, на ура зашел бы.
 

Vadim

Продвинутый
Заслуженный
Местное время
20:39
Регистрация
5 Мар 2021
Сообщения
19,747
Репутация
919
Награды
2
Пол
Мужской
Уже в конце 80-х, в СССР процветала такая движуха, как "нацики", носившие сваст в ухе, и празднующие день рожденеие Гитлера.

Из свежего. Обрати внимание, так монархо-патриоты чтят память легендарного советского разведчика Николая Кузнецова.
Та же эстетика Третьего Рейха.

 

Vadim

Продвинутый
Заслуженный
Местное время
20:39
Регистрация
5 Мар 2021
Сообщения
19,747
Репутация
919
Награды
2
Пол
Мужской
Кстати, волею судеб, знаю, что было в позднем СССР и не знаю, что в раннем, послевоенном, 60-х, 70-х.
Но интуитивно полагаю, что это совсем разные вещи.
В 80-х, уже могли без зазрения совести напихать ветерану в очереди "ты чего тут своим ветеранским удостоверением размахиваешь",
Никто особо не смотрел "Офицеры", а предпочитал бегать в видеосалон, смотреть как Рокки напихивает русскому Ивану Драго, почему то совершенно естественно топя в этом поединке за Рокки.
Щаз, конечно, все такие задним числом правильные, увидели фильм "Чернобыль", и такие, как можно такую фигню про СССР снимать.
Но почему то уверен, что тогда б, этот Чернобыль, на ура зашел бы.

70-е и 80-е - разные, да. В 80-х уже было намного меньше боевых ветеранов ВОВ, это я хорошо запомнил.
На СССР очень много лживых помоев вылили, начиная с конца 80-х и по сей день продолжается.
 

DK

Флуд-команда форума!
Местное время
20:39
Регистрация
2 Ноя 2015
Сообщения
28,505
Репутация
2,560
Уровень
1
Награды
17
Местоположение
РБ, Минск, Огород!
Пол
Мужской
Никто особо не смотрел "Офицеры", а предпочитал бегать в видеосалон, смотреть как Рокки напихивает русскому Ивану Драго, почему то совершенно естественно топя в этом поединке за Рокки.
В третьей части "топил" за Халка Хогана, в четвёртой за Дольфа Лундгрена, Сталлоне вообще никогда не нравился!!!! :daladno:
 

Vadim

Продвинутый
Заслуженный
Местное время
20:39
Регистрация
5 Мар 2021
Сообщения
19,747
Репутация
919
Награды
2
Пол
Мужской
Но почему то уверен, что тогда б, этот Чернобыль, на ура зашел бы.

Ну, всё таки даже в 80-х вряд ли прям на-ура. Прямое враньё не прокатило бы, а сейчас как по маслу - головы у новых поколений промыты и готовы к заливке пропаганды.
 

Def

Выдающийся
Наш человек
Местное время
20:39
Регистрация
8 Авг 2020
Сообщения
3,395
Репутация
590
Пол
Женский

Квакин

Говорун
Легенда
Заслуженный
Местное время
20:39
Регистрация
5 Ноя 2015
Сообщения
32,067
Репутация
1,312
Награды
9
Пол
Мужской
Ну, всё таки даже в 80-х вряд ли прям на-ура. Прямое враньё не прокатило бы, а сейчас как по маслу - головы у новых поколений промыты и готовы к заливке пропаганды.
Честно говоря, мне кажется, что "Чернобыль", не совсем формат нового поколения.
Ну мне сложно представить, человека лет 20-30, который стал бы это смотреть.
 

Кот

Психиатр
Легенда
Заслуженный
Местное время
20:39
Регистрация
18 Апр 2017
Сообщения
76,100
Репутация
1,431
Уровень
2
Награды
35
Местоположение
Россия
Пол
Мужской
  • Мне нравится
Реакции: Def

Vadim

Продвинутый
Заслуженный
Местное время
20:39
Регистрация
5 Мар 2021
Сообщения
19,747
Репутация
919
Награды
2
Пол
Мужской
Честно говоря, мне кажется, что "Чернобыль", не совсем формат нового поколения.
Ну мне сложно представить, человека лет 20-30, который стал бы это смотреть.

Я просто заметил, что люди возрастом 30-40 лет верят произведению HBO как в чистую правду.
80% правды, хорошо подобранный исторический антураж - хуже 100%-ой лжи.
 

Vadim

Продвинутый
Заслуженный
Местное время
20:39
Регистрация
5 Мар 2021
Сообщения
19,747
Репутация
919
Награды
2
Пол
Мужской
Или вот, полный п-ц. Жуков и триколор - бредовый оксюморон. Но будет с чмоканьем схавано, тем более что современные школьники смутно представляют, кто такой Жуков.

 

Malabarka

Гуру
Легенда
Заслуженный
Местное время
20:39
Регистрация
7 Фев 2020
Сообщения
38,198
Репутация
1,600
Уровень
1
Награды
9
Пол
Женский
А вообще кто должен "патриотически" воспитывать-то?
Школа,по выражению Фурсенко другого какого министра образования,":оказывает образовательные услуги".
И ни грамма больше.
 
Последнее редактирование:

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ