-
- Модератор
- #1
"УСЛОВНОСТИ"
У моего друга густо подведенные глаза, напульсники на запястьях и длинные волосы. У него день рождения и нет ничего удивительного в том, что ему хочется выглядеть чуточку более празднично.
Я смотрю на следы карандаша на веках и улыбаюсь. Мой друг молодой, гетеросексуальный мужчина, увлеченный музыкой и имеющий свои собственные эстетические предпочтения. Мне нравится как он выглядит, мыслит и то как смотрятся серьги в его ушах.
-Эй, Витек, ты зачем накрасился, я не поняла, ты чо? - грубо говорит одна из гостей. Я смотрю на ее красивые, винного цвета губы и мысленно спрашиваю: «а ты зачем накрасилась?»
Зачем вообще мы что-либо делаем со своей внешностью? Затем, что это язык, которым мы рассказываем о своих взглядах на мир. Вопрос: «почему ты выглядишь так?» равнозначен вопросу «почему ты так мыслишь?». Возмущаться внешностью другого означает возмущаться правом другого выбирать свой образ жизни.
Женщины отвоевывают право иметь лишний вес или быть худыми, иметь волосы на теле или не иметь их и на голове, ходить почти без одежды или носить брюки. А что остается мужчинам? Один регламент. Мужчина в юбке и с накрашенными губами – гадкий извращенец, в лучшем случае эксцентричная поп-персона.
Возможно ли перестать оглядываться на культурные нормы и их диктант приемлемости и неприемлемости? Социум – удобный свод нормативов, позволяющий нам существовать вместе, но если мы не будем относится к ним с иронией, то останемся ли мы людьми?
Можно ли вообще считать существующим человека, который серьезно мыслит в рамках социальных норм? Особенно в вопросах внешнего вида.
Сегодня мы стесняемся голых лодыжек, а завтра самые скромные люди могут позволить себе купальник, плавки и поход на общественный пляж.
Сегодня татуировки делают моряки, а завтра –подростки. Сегодня черный –это траурная одежда, а завтра – повседневная.
Когда я смотрю на накрашенных женщин, когда сама пользуюсь косметикой я не могу поверить, что это нечто более серьезное, чем тот случай, когда ребенок рисует у себя на лице усы маркером.
Большинство наших «нормальных» вещей совершенно нелепы. Галстуки, каблуки, серьги в ушах (дырки в теле, чтобы вставить украшение! В своем ли мы вообще уме? У меня их 4, кстати), шубы из натурального меха (зачем они если не для «красоты» или «статуса»? Есть более теплая и удобная одежда), краска для волос, лак для ногтей (мы серьезно что ли?). Но именно существование всех этих объективно странных вещей напоминает нам о том, что каждый из нас Homo Ludens, человек играющий. Однако именно условность игры составляет ее основной принцип. Игра перестает быть игрой, если из нее нельзя выйти, если же игра перестает осознаваться как игра, то не становится ли она безумием?
Довольно сложно жить, держа в уме что большинство твоих собственных «хорошо», «правильно», «нельзя» и «плохо» - это правила и принципы придуманные задолго до твоего рождения, людьми, которые и сами, как правило, уже несколько сотен лет как покойники. Более того –это страшно. Мир из устойчивого и понятного превращается в неизвестный, требующий слишком большого числа решений и усилий. И навязывать эти усилия – значит насиловать волю людей, избравших другой подход к вопросу повседневной реальности.
Есть и более простой и понятный принцип: не унижать людей за их выбор, их внешность, их отличность от привычного нам. Даже если этот выбор, эта инаковость нам не нравится. Это не означает предательство своих мнений и вкусов, это означает, что лучшая война за свою свободу – дать свободу другим быть другими.
© Дарья Коршун
Как вы относитесь к непривычным для вас проявлениям личности у друзей?
Какие наши нормы кажутся вам нелепыми?
У моего друга густо подведенные глаза, напульсники на запястьях и длинные волосы. У него день рождения и нет ничего удивительного в том, что ему хочется выглядеть чуточку более празднично.
Я смотрю на следы карандаша на веках и улыбаюсь. Мой друг молодой, гетеросексуальный мужчина, увлеченный музыкой и имеющий свои собственные эстетические предпочтения. Мне нравится как он выглядит, мыслит и то как смотрятся серьги в его ушах.
-Эй, Витек, ты зачем накрасился, я не поняла, ты чо? - грубо говорит одна из гостей. Я смотрю на ее красивые, винного цвета губы и мысленно спрашиваю: «а ты зачем накрасилась?»
Зачем вообще мы что-либо делаем со своей внешностью? Затем, что это язык, которым мы рассказываем о своих взглядах на мир. Вопрос: «почему ты выглядишь так?» равнозначен вопросу «почему ты так мыслишь?». Возмущаться внешностью другого означает возмущаться правом другого выбирать свой образ жизни.
Женщины отвоевывают право иметь лишний вес или быть худыми, иметь волосы на теле или не иметь их и на голове, ходить почти без одежды или носить брюки. А что остается мужчинам? Один регламент. Мужчина в юбке и с накрашенными губами – гадкий извращенец, в лучшем случае эксцентричная поп-персона.
Возможно ли перестать оглядываться на культурные нормы и их диктант приемлемости и неприемлемости? Социум – удобный свод нормативов, позволяющий нам существовать вместе, но если мы не будем относится к ним с иронией, то останемся ли мы людьми?
Можно ли вообще считать существующим человека, который серьезно мыслит в рамках социальных норм? Особенно в вопросах внешнего вида.
Сегодня мы стесняемся голых лодыжек, а завтра самые скромные люди могут позволить себе купальник, плавки и поход на общественный пляж.
Сегодня татуировки делают моряки, а завтра –подростки. Сегодня черный –это траурная одежда, а завтра – повседневная.
Когда я смотрю на накрашенных женщин, когда сама пользуюсь косметикой я не могу поверить, что это нечто более серьезное, чем тот случай, когда ребенок рисует у себя на лице усы маркером.
Большинство наших «нормальных» вещей совершенно нелепы. Галстуки, каблуки, серьги в ушах (дырки в теле, чтобы вставить украшение! В своем ли мы вообще уме? У меня их 4, кстати), шубы из натурального меха (зачем они если не для «красоты» или «статуса»? Есть более теплая и удобная одежда), краска для волос, лак для ногтей (мы серьезно что ли?). Но именно существование всех этих объективно странных вещей напоминает нам о том, что каждый из нас Homo Ludens, человек играющий. Однако именно условность игры составляет ее основной принцип. Игра перестает быть игрой, если из нее нельзя выйти, если же игра перестает осознаваться как игра, то не становится ли она безумием?
Довольно сложно жить, держа в уме что большинство твоих собственных «хорошо», «правильно», «нельзя» и «плохо» - это правила и принципы придуманные задолго до твоего рождения, людьми, которые и сами, как правило, уже несколько сотен лет как покойники. Более того –это страшно. Мир из устойчивого и понятного превращается в неизвестный, требующий слишком большого числа решений и усилий. И навязывать эти усилия – значит насиловать волю людей, избравших другой подход к вопросу повседневной реальности.
Есть и более простой и понятный принцип: не унижать людей за их выбор, их внешность, их отличность от привычного нам. Даже если этот выбор, эта инаковость нам не нравится. Это не означает предательство своих мнений и вкусов, это означает, что лучшая война за свою свободу – дать свободу другим быть другими.
© Дарья Коршун
Как вы относитесь к непривычным для вас проявлениям личности у друзей?
Какие наши нормы кажутся вам нелепыми?