Хорошо ли мы помним Тараса Бульбу?

Talamasca

Cherish your life.
Заслуженный
Местное время
17:48
Регистрация
6 Фев 2017
Сообщения
126,533
Репутация
1,210
Уровень
1
Награды
15
Пол
Женский

«Тарас Бульба» как средневековое варварство: учитель литературы — о самом спорном произведении в программе​

...если мы перечитаем сейчас некоторые безусловно замечательные образцы великой русской литературы, вряд ли получится избежать тревожного вопроса — «А нужны ли они в школьной программе?»
590.jpg

В учебнике Г. С. Меркина иллюстрация к «Тарасу Бульбе» помещена на обложку. Очевидно, что автор программы воспринимает это произведение как одно наиболее важных в программе 6-го класса

Не так давно этим вопросом задался и я. Подтолкнула к этому, как это обычно бывает, сама жизнь. В прошлом году мои семиклассники читали «Тараса Бульбу». При подготовке к урокам я перечел эту небольшую повесть Гоголя (в скобках замечу — Николая Васильевича я искренне люблю). Несколько озадаченный после прочтения, я заглянул в дидактические материалы для учителей — и уж тут моему удивлению не было границ.

Складывалось впечатление, что мы с уважаемыми коллегами-методистами читали два разных произведения
«Тарас Бульба» из методичек был историей «о жизни Запорожской Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя жизни Родины, во имя ее свободы». В большинстве пособий повесть подавалась как очень важный для патриотического воспитания текст, герои которого «не изменили своей клятве, товарищам», а их деяния и имена «будут в веках, будут примером служения Родине».
Кто посмеет бросить камень в столь душеполезное чтение? Без доли иронии соглашусь — если бы «Тарас Бульба» соответствовал тому, что о нем говорится в рекомендованных министерством просвещения методичках, мои сомнения не имели бы права на существование. Герой-патриот борется за освобождение родной земли, не жалеет для нее жизни — чем не пример для подражания?
590.jpg

Классические иллюстрации Евгения Кибрика действительно помогают нам представить Тараса этаким былинным богатырем. К слову, былины Кибрик тоже иллюстрировал, так что сходство неслучайное

Как обычно бывает, в реальности все немного сложнее. Главная проблема в том, что гоголевский Тарас, при всех его достоинствах, весьма спорный моральный ориентир. На протяжении всей повести он ярко демонстрирует мизогинные, шовинистические и ксенофобские взгляды, его поступки и поведение вряд ли могут быть ролевой моделью для любого современного человека — тем более, для человека 12-13 лет. Поверьте, это вовсе не прочтение старого произведения в духе «новой этики». Давайте поиграем в типичный урок литературы и обратимся тексту.
С первых страниц мы найдем в поведении главного героя аспекты, которые не позволят нам трактовать его образ как однозначно положительный (как того требуют методические рекомендации). Например, обращение Тараса с женой показывает его как человека, которому чужды эмоциональность, любовь и гуманность. Более того, он считает эти свойства женскими, а женщин — презирает.
Образ матери Остапа и Андрия, безымянной жены Тараса Бульбы — один из самых душераздирающих в произведении. Подвергаясь постоянным насмешкам со стороны мужа («Не слушай, сынку, матери: она баба, она ничего не знает»), она пытается найти утешение в сыновьях, но и тут ее радость недолга — едва вернувшиеся из бурсы парубки уходят с отцом в Сечь на верную смерть.
Гоголь ярко живописует страдания несчастной: «В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь <…> была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела ласки, оказываемые только из милости». Отдельно отмечу, что Бульба забирает детей в Сечь не потому, что рубежам страны грозит опасность, а потому, что доброму казаку не место у женской юбки («Казак не на то, чтобы возиться с бабами»).
590.jpg


Да, автор указывает на то, что подобное поведение — черта «удалого века», свойство «старины глубокой», как сказал бы Пушкин. Но его читают современные школьники, в идеале — читают не отвлеченно. И учитель в качестве комментария говорит что-то вроде этого: «Для казаков Тарас Бульба был идеалом мужества, товарищества, преданности Отечеству и вере». Напомню вам, что это произведение читается в 6-7 классе — период формирования тех самых моральных установок мужества и товарищества. Но вернемся к тексту.
Не получается у меня оправдать героя и трюизмами в духе «цель оправдывает средства»
Вопреки мнению составителей программ, Тарас, затевая поход на Польшу, не очень-то думал о служении Родине. Он хотел всего лишь опробовать в ратном деле сыновей, найти занятие, «где бы можно было разгуляться как следует рыцарю». Несмотря на заключенные мирные соглашения, казаки (в том числе — благодаря интригам Бульбы) нарушают клятвы и нападают на поляков.
Симптоматично, что для всей казачьей вольницы движущей силой являются не патриотические чувства, а примитивный антисемитизм: формальным поводом для похода становятся слухи о том, что в Польше церкви «у жидов… на аренде. Если жиду вперед не заплатишь, то и обедни нельзя править» и что «если рассобачий жид не положит значка нечистою своею рукою на святой пасхе, то и святить пасхи нельзя». Ненависть к евреям, может, и черта эпохи — но вы действительно хотите, чтобы семиклассник представлял себе защитника Родины как религиозного фанатика, истребляющего и милующего иноверцев по настроению? («Повесить жида будет всегда время, когда будет нужно, а на сегодня отдайте его мне»).

Продолжим чтение. В конце концов, какими бы благими не были мотивы Тараса, его деяния все равно ужасают. Помните ли вы, как именно защищало православную веру казачье воинство в польской земле? Скорее всего, не помните, но в этом нет вашей вины. Позвольте передать слово автору:
«Казалось, больше пировали они, чем совершали поход свой. Дыбом стал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу, — словом, крупною монетою отплачивали казаки прежние долги…».
Напомню, перед вами — не зверства фашистских зондеркоманд на оккупированной территории, а «пример служения Родине» «героев, чьи имена остались в веках». Вы спросите, каким образом это произведение вообще могут читать дети, ведь существует небезызвестный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»?
Очень просто — авторы учебников приводят текст в незначительно сокращенном виде, и абзац, который вы только что читали, в учебниках отсутствует. Но у меня возникает вопрос: с чем мы имеем дело — с разумной попыткой оградить ребенка от жестокости или с сознательной цензурой исходного текста, подгоняющей его под необходимую трактовку? Как сложно было бы учителю вести урок на тему «Патриотический пафос в произведении Н. В. Гоголя „Тарас Бульба“», если бы не заботливые составители учебника!
590.jpg

На этой иллюстрации Сергея Овчаренко, изображающей неравную борьбу Тараса с поляками, мне интересны фигуры поляков. Они, изображенные здесь с звериными оскалами, по сюжету повести защищают своих жен и детей — а могучая фигура на переднем плане хладнокровно их убивает. Не правда ли, интересный расклад?

Не подумайте, что я сторонник пыток детей полной версией повести, вовсе нет. Но у меня появляется закономерный вопрос — если для того, чтобы поговорить о патриотизме главного героя, мы должны предварительно вычистить текст от его не самых благопристойных деяний, может, не стоит говорить о любви к Родине на примере этого текста? Мало что ли патриотов в русской литературе, которые совершали свои поступки во имя защиты своей страны, а не из-за того, что «Святое Писание велит бить бусурманов».
У того же Гоголя есть огромное количество произведений действительно гениальных — почему же мы считаем своим долгом заставить прочитать каждого двенадцатилетнего человека именно то, которое представляет нам образцы средневекового варварства? И если уж мы выбрали этот текст (зачем-то) — почему авторы рабочих программ навязывают нам прочтение этого текста именно так, как он не должен быть прочитан?
При всем уважении, у меня не получается увидеть в Тарасе героя-патриота — мне не импонирует идея, что эти слова произносятся в адрес вечно пьяного религиозного фанатика, бандита-садиста, отрицающего все человеческое как «бабьи сопли» и проповедующего насилие. Искренен ли он в своих чувствах к христианской вере? Вероятно, да. Нужен ли вашим детям этот образ в качестве примера для подражания? Сомневаюсь (хотя решать вам).
590.jpg

Евгений Кибрик изображает смерть Тараса в соответствии с традиционным для советской школы прочтением — как акт героичного самопожертвования. В связи с изложенным выше это как минимум спорно

В конце скажу пару слов для родителей, которых испугала эта небольшая заметка. Если вы обеспокоены тем, что ваш ребенок вынесет из школы, выдохните с облегчением. У меня есть для вас и хорошая новость: так уж вышло, эти несносные подростки упорно не хотят читать «Тараса Бульбу». К худу или к добру — решать тоже вам.
 

Цветок Магриба

Мастер
Заслуженный
Местное время
17:48
Регистрация
3 Авг 2016
Сообщения
25,769
Репутация
1,175
Награды
1
Пол
Женский
"Тарас Бульба" - произведение очень сложное, но одно из самых лучших у Гоголя, на мой вкус.
Образ Тараса яркий, но противоречивый, а во многом даже отталкивающий.
"Тарас Бульба" это трагедия почти шекспировского масштаба.
Нужны ли в школьной программе трагедии?
Нужны.
Говорить много не буду, хотя очень люблю это произведение.
И почти всегда рыдаю, когда читаю.
Там столькому можно поучиться, столько почерпнуть, о стольком рассказать...
Не говоря уже о прекрасном языке.
А автор статьи в посте выше судит слишком формально, слишком буквально, упуская суть произведения, его масштаб, его силу, его колорит, глубину.
 

Toreador

Elapidae
Заслуженный
Местное время
17:48
Регистрация
1 Янв 2016
Сообщения
191,407
Репутация
2,535
Уровень
2
Награды
20
Местоположение
Москва
Пол
Мужской

Toreador

Elapidae
Заслуженный
Местное время
17:48
Регистрация
1 Янв 2016
Сообщения
191,407
Репутация
2,535
Уровень
2
Награды
20
Местоположение
Москва
Пол
Мужской

Цветок Магриба

Мастер
Заслуженный
Местное время
17:48
Регистрация
3 Авг 2016
Сообщения
25,769
Репутация
1,175
Награды
1
Пол
Женский
А я все больше сомневаюсь. И дело даже не в том, что учителя не могут...
Очень мало дается времени на уроки литературы. Очень мало читают дети в общей массе...
Мне о Тарасе Бульбе много отец рассказывал.
Он любил это произведение, часто цитировал.
И потом,знаешь, всей глубины и не надо в 7 классе, ведь то, что автор написал... Он ведь до этого всего дошел во взрослом уже возрасте.
Книги дают нам некое знание, которое необязательно должно стать однажды опытом.
Но книга рассказывает подростку о моральном выборе, о долге, о поступке, о последствиях, о силе характера и о цене всего...
А уж потом все эти патриотические и государственные игры...
Книга не учит быть Тарасом Бульбой... Она просто рассказывает историю Тараса Бульбы.
 

КарЛеонова

Buongiorno
Заслуженный
Местное время
17:48
Регистрация
25 Сен 2019
Сообщения
13,264
Репутация
705
Награды
12
Местоположение
Загуляево
Пол
Женский
Вы спросите, каким образом это произведение вообще могут читать дети, ведь существует небезызвестный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»?
Надо знать жизнь предков в разных красках, не только в письмах
и снах барышень дворянок, особенно мальчикам.
 

morQroy

Выдающийся
Наш человек
Местное время
17:48
Регистрация
17 Фев 2020
Сообщения
3,695
Репутация
75
Местоположение
Киев
Пол
Мужской
"Тарас Бульба" - произведение очень сложное, но одно из самых лучших у Гоголя, на мой вкус.
Образ Тараса яркий, но противоречивый, а во многом даже отталкивающий.
"Тарас Бульба" это трагедия почти шекспировского масштаба.
Нужны ли в школьной программе трагедии?
Нужны.
Говорить много не буду, хотя очень люблю это произведение.
И почти всегда рыдаю, когда читаю.
Там столькому можно поучиться, столько почерпнуть, о стольком рассказать...
Не говоря уже о прекрасном языке.
А автор статьи в посте выше судит слишком формально, слишком буквально, упуская суть произведения, его масштаб, его силу, его колорит, глубину.
По сути, автор создал свою методичку. Во первых, Гоголь никогда не "копал". Он просто очень(!) красиво рисовал быт. Таким языком, таким словом что аж дух захватывает.
Вот у Николая Васильевича и можно увидеть Украину - милую, добрую и скромную. Может даже и теряющую себя, это я про "Вий". А если бы Гоголь
не сделал промоушен запорожской сечи во всей красе - ну откуда мир бы узнал, что она вообще была? По моему, это произведение нужно читать не размышляя о судьбах
родины, не о любви и предательстве, а как нечто живое. Просто как воду пьёшь, чистую и бодрящую. Прочитал - и на душе просто легко и приятно.
 

Toreador

Elapidae
Заслуженный
Местное время
17:48
Регистрация
1 Янв 2016
Сообщения
191,407
Репутация
2,535
Уровень
2
Награды
20
Местоположение
Москва
Пол
Мужской
И потом,знаешь, всей глубины и не надо в 7 классе, ведь то, что автор написал... Он ведь до этого всего дошел во взрослом уже возрасте.
Вот чем хороши такие обсуждения?
Я теперь хочу перечитать эту книгу.
 

Кот

Психиатр
Легенда
Заслуженный
Местное время
17:48
Регистрация
18 Апр 2017
Сообщения
75,974
Репутация
1,411
Уровень
2
Награды
35
Местоположение
Россия
Пол
Мужской
«А нужны ли они в школьной программе?»
А фиг знает. Я вообще не помню, чтобы прочитал хотя бы одну книгу именно по школьной программе. Если что-то и читал, то позже. Наверное мне должно быть стыдно, но Тараса Бульбу я не помню. Знаю только, что был такой персонаж - Бульба, и писатель Гоголь. :cat24:
 

Цветок Магриба

Мастер
Заслуженный
Местное время
17:48
Регистрация
3 Авг 2016
Сообщения
25,769
Репутация
1,175
Награды
1
Пол
Женский
По сути, автор создал свою методичку. Во первых, Гоголь никогда не "копал". Он просто очень(!) красиво рисовал быт. Таким языком, таким словом что аж дух захватывает.
Вот у Николая Васильевича и можно увидеть Украину - милую, добрую и скромную. Может даже и теряющую себя, это я про "Вий". А если бы Гоголь
не сделал промоушен запорожской сечи во всей красе - ну откуда мир бы узнал, что она вообще была? По моему, это произведение нужно читать не размышляя о судьбах
родины, не о любви и предательстве, а как нечто живое. Просто как воду пьёшь, чистую и бодрящую. Прочитал - и на душе просто легко и приятно.
Тот редкий случай, когда мне не о чем спорить с Вами))
Да, можно и так читать.
И это тоже будет правильно, мне думается.
 

Цветок Магриба

Мастер
Заслуженный
Местное время
17:48
Регистрация
3 Авг 2016
Сообщения
25,769
Репутация
1,175
Награды
1
Пол
Женский

Лючия

Фурия кутежа
Заслуженный
Местное время
17:48
Регистрация
30 Мар 2019
Сообщения
27,961
Репутация
1,921
Уровень
1
Награды
8
Местоположение
Москва
Пол
Женский
Очень много зависит от, как бы это сформулировать, расстановки акцентов) и здесь методички в помощь учителям, ибо из произведения дети (а это 13-14 лет на минуточку) вряд ли должны сделать выводы об "отношениях в семье" - цель нахождения этого произведения в школьной программе иная - и да, это именно "героическая смерть во имя родины".
 

Цветок Магриба

Мастер
Заслуженный
Местное время
17:48
Регистрация
3 Авг 2016
Сообщения
25,769
Репутация
1,175
Награды
1
Пол
Женский
А ещё в Тарасе Бульбе очень сильно архаичное мужское начало...О котором должен узнать любой мальчишка. Если не из жизни, так хоть из книги.
И вот то место, которое цитирует автор статьи
Не слушай, сынку, матери: она баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю — вот ваша матерь! Это все дрянь, чем набивают головы ваши: и академии, и все те книжки, буквари, и философия, и все это ка зна що, — я плевать на все это! — Здесь Бульба пригнал в строку такое слово, которое даже не употребляется в печати. — А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму.
Оно очень колоритное, характерное, архетипное :) Там не про унижение матери, там про воспитание мужского начала.
Жену свою Тарас все же любил...
Да и вообще автор статьи о многом размышляет как человек современный, абсолютно не вникая в контекст культуры жизни Бульбы и культуры того времени вообще
 

Marvin

Продвинутый
Заслуженный
Местное время
17:48
Регистрация
31 Янв 2020
Сообщения
11,617
Репутация
406
Награды
2
Местоположение
Минск
Пол
Мужской
Опять жрать вареный винигрет? Идите вы со своей маороссийской культурой нахер.
 

Цветок Магриба

Мастер
Заслуженный
Местное время
17:48
Регистрация
3 Авг 2016
Сообщения
25,769
Репутация
1,175
Награды
1
Пол
Женский
Гоголь это обязательный элемент русской культуры.

Вот ещё немного Тараса:

Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Всё взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а.. . — сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который жёлтым чёботом своим бьёт их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать!. . Никому, никому!. . Не хватит у них на то мышиной натуры их!
 
Последнее редактирование:

morQroy

Выдающийся
Наш человек
Местное время
17:48
Регистрация
17 Фев 2020
Сообщения
3,695
Репутация
75
Местоположение
Киев
Пол
Мужской
Тот редкий случай, когда мне не о чем спорить с Вами))
Да, можно и так читать.

И это тоже будет правильно, мне думается.
Да, тут как раз редкий случай)). Спорить не о чем!) Нет предмета спора. Просто читать. Если в "Шинели" увидел что то знакомое, спор не уместен. Немая сцена тоже к спору не располагает. Скорее стыд... Ну, это уже скорее лично. И тоже правильно.
 

Цветок Магриба

Мастер
Заслуженный
Местное время
17:48
Регистрация
3 Авг 2016
Сообщения
25,769
Репутация
1,175
Награды
1
Пол
Женский
И ещё... Именно в подростковом возрасте очень важно как-то оформить понимание смерти.
В "Тарасе Бульбе" смерть не обесценена.
А жизнь не уничижена.

В общем, лично для меня удивительна такая утрированная до безобразия трактовка образа Тараса...
 
Последнее редактирование:

Amalienau

Гуру
Заслуженный
Местное время
17:48
Регистрация
22 Мар 2016
Сообщения
32,304
Репутация
99
Награды
6
Пол
Мужской
...если мы перечитаем сейчас некоторые безусловно замечательные образцы великой русской литературы, вряд ли получится избежать тревожного вопроса — «А нужны ли они в школьной программе?»

Гоголевского "Тараса Бульбу" можно отнести к русской литературе?
Там ведь сюжет разворачивается не в России, да и сам Гоголь не из России..
С тем же успехом могли бы включить польскую классику: Генрик Сенкевич "Крестоносцы", но надо ли включать такие книги в программу российской школы, если там и своей российской классики полно?..
 

Цветок Магриба

Мастер
Заслуженный
Местное время
17:48
Регистрация
3 Авг 2016
Сообщения
25,769
Репутация
1,175
Награды
1
Пол
Женский
Гоголевского "Тараса Бульбу" можно отнести к русской литературе?
Там ведь сюжет разворачивается не в России, да и сам Гоголь не из России..
С тем же успехом могли бы включить польскую классику: Генрик Сенкевич "Крестоносцы", но надо ли включать такие книги в программу российской школы, если там и своей российской классики полно?..
Гоголь - русский писатель.
И родился он в Российской Империи.

С таким успехом можно рассуждать, что любой рождённый в республике РФ к России тоже отношения не имеет...
 

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ