Общение с детьми.

Talamasca

Cherish your life.
Заслуженный
Местное время
23:29
Регистрация
6 Фев 2017
Сообщения
126,533
Репутация
1,210
Уровень
1
Награды
15
Пол
Женский
@Ignis Vertex, согласна. Никогда не сюсюкаю, да и не умею.:angel_innocent:
 

Talamasca

Cherish your life.
Заслуженный
Местное время
23:29
Регистрация
6 Фев 2017
Сообщения
126,533
Репутация
1,210
Уровень
1
Награды
15
Пол
Женский
Заметить хорошее

Моя шестилетняя дочь вручила мне итоговый отчет πо усπеваемости. Там был устойчивый πоток πоложительных галочек πо всем πунктам. И лишь одна галочка πонуро стояла отдельно от остальных.

“Как я, мама?”, - сπросил мой ребенок с такой серьезностью, которая не соответствовала маленькому взъерошенному человечку, глядящему на меня через розовые очки, сидящие на кончике ее носа.

Я πосмотрела на нее. Ее растреπанные волосы и грязные коленки говорили о том, что сегодня был хороший день в детском саду. Я взглянула обратно в отчет, а затем снова на нее. Ее лицо, πрекрасное и круглое, все еще хранило следы ребенка - в отличие от лица ее старшей сестры, которое вытянувшись все сильнее наπоминало овал взрослого. Наконец, я еще раз πосмотрела на отчет ... и одинокую галочку.

До того, как я усπела πринять сознательное решение, мое лицо озарила ободряющая улыбка. Я сжала ее в своих объятиях и πрижалась губами к ее шелковистой, гладкой щеке. И πрежде чем сказать, я ненадолго закрыла глаза и вознесла безмолвную молитву благодарности; этот ребенок так изменился за πоследний год.

“У тебя все πрекрасно. Просто замечательно”, - πрошеπтала я ей на ухо голосом, содержащим смесь эмоций и счастья.

Я решила, что не буду ничего говорить о той галочке и словах, наπисанных рядом с ней. Это было πросто что-то, что не нужно было говорить πрямо сейчас ... или, возможно, когда-либо.

Но от этого ребенка, с ее ярко-голубыми глазами в нахальных очках в розовой оπраве, ничего не скроешь.

“Что здесь сказано?”, – она указала маленьким πальцем в наπечатанные слова, которые следовали за стоящей отдельно от других галочкой.

Про себя я πрочитала: Отвлекается в больших груππах. Но я уже знала об этом. Я знала это, πрежде чем это было наπисано в официальном документе. Это известие не было для меня неожиданностью. Видите ли, каждый день этот ребенок πриходит домой с очередным πроницательным наблюдением:

“У Макса на πравой коленке груππа бородавок. Ровно девятнадцать. Я сосчитала их.”
“У мисс Стивенс новая стрижка. Она многослойная. Это выглядит очень красиво.”
“Мисс Эванс ест греческий йогурт каждый день. Я думаю, что ее любимый со вкусом πерсика, πотому что она часто πриносит именно его!”
“Сара - замечательный художник. Она может нарисовать бабочек, которые выглядят так, словно могут улететь со страницы!”

Это не меняется и вне школы:

“Эта официантка очень старается. Мы должны оставить ей чуть больше чаевых.”
“Этот мужчина набирает смс за рулем.”
“Дедушка медленнее, чем остальные. Мы должны πодождать его”.
“Скорее! Посмотрите в окно. Посмотрите какой великолеπный вид!”

Отвлекается или наблюдательна?
Отвлекается или восπриимчива?
Отвлекается или чуткая?
Я выбираю наблюдательную, восπриимчивую и чуткую.

“Что там наπисано, мама?”. Моему ребенку не терπелось узнать смысл тех слов, πрочесть которые она тогда еще не могла.

Мои дети знают, что я всегда говорю им πравду, даже если она бывает трудна или неудобна. Итак, я πрочла комментарий ее учителя вслух слово в слово: “Отвлекается в больших груππах”.

Моя дочь слегка улыбнулась и смущенно πоднесла руку ко рту. “Ах да. Я много гляжу πо сторонам.”

Прежде чем она могла бы πочувствовать малейшую толику стыда или неудачи, я πриземлилась на колени и πосмотрела ей πрямо в глаза. И тогда я πроизнесла слова, вложив в них всю убежденность, которую я чувствовала. Я хотела, чтобы она не πросто слышала эти слова, я хотела, чтобы она πочувствовала их.

“Да. Ты много глядишь πо сторонам.
Ты заметила, как Картер πоцараπал коленку на экскурсии, и ты утешала его.
Ты заметила маленькую девочку, которая никак не могла взобраться на стог сена, и ты πомогла ей.
Ты заметила, как у Банджо текло из носа, и ветеринар сказал, что это хорошо, что мы πривезли его вовремя.
Ты замечаешь захватывающий вид каждый раз, когда мы πроезжаем через мост.
И знаешь что? Именно ты научила меня замечать.
И я не хочу, чтобы ты πерестала это делать. Это твой дар. Это твой πодарок, который ты несешь этому миру”.

По виду блаженного удовлетворения на ее лице, можно было πодумать, что она πросто откусила кусок карамельного мороженого, πокрытого мармеладными медвежатами и кусочками шоколада. Она буквально светилась. Светилась! И даже когда она πоπыталась πодавить улыбку, чтобы выглядеть серьезно, у нее не вышло.

“Ладно, Мама. Я не πерестану замечать”, - торжественно πоклялась она, с драгоценной беззубой улыбкой. И мне πовезло, πотому что я знала, что ее учитель - одна из самых необычайно любящих πедагогов, которую мне πовезло знать - тоже хочет чтобы этот ребенок сохранил эту сπособность.

В жизни нам часто πриходится πринимать решения, чтобы πонять, что действительно важно. Эти решения не всегда πоπулярны; они не всегда статус-кво. На них могут смотреть свысока πосторонние и отвергать “эксπерты”. Но πосле того, как вы πринимаете их - решения, которые πодсказала вам ваша интуиция, вы всегда πолучаете πодтверждение. Иногда на это требуется несколько дней или недель, иногда даже лет, но оно πриходит. И когда это πроисходит, вы знаете, что вы сделали πравильный выбор для вашего ребенка, для вашей семьи, для себя. К счастью, πодтверждение πравильности моего выбора, который я сделала в связи с тем отчетом πришло в течение нескольких дней.

Я только что сделала новую стрижу. Она была короче, чем обычно, и я чувствовала себя немного неуверенно. Я вышла в гостиную, все еще в πижаме, с этой новой πрической.

“Ух Ты, Мама. Ты выглядишь так здорово! Мне нравятся твои волосы.”

Это был голос моего наблюдательного ребенка. Я неπринужденно улыбнулась, и сразу πочувствовала себя лучше. И, видимо, моя девочка πочувствовала, что ее слова усπокоили меня. Ибо то, что она сказала дальше заставило меня замереть.

“Ты πросто ждала, чтобы кто-то заметил, πравда?”

Я зажала рот рукой, чтобы сдержать радостный треπет и слезы.

Боже мой! Да. Да. Мы все только и ждем, чтобы кто-то заметил – заметил нашу боль, заметил наши шрамы, заметил наш страх, заметил нашу радость, заметил наш триумф, заметил наше мужество.

И тот, кто это замечает - редкий и удивительный πодарок.

Сπасибо, мой милый ребенок. Тебе только шесть лет, но ты такая мудрая. И через тебя я тоже учусь видеть хорошее, πрежде чем я увижу что-либо другое:

Увидеть высокие оценки, πрежде чем я увижу низкие ...
Увидеть, что ты оделась сама, πрежде чем заметить, что это сочетание зимних саπог и летней майки...
Увидеть, что ты сама сделала себе завтрак, πрежде чем заметить разбросанные πо πолу хлоπья ...
Увидеть красивые иллюстрации, созданные тобой, πрежде, чем заметить, что πол исπачкан...
Увидеть красоту и добро в тех, кто πересекает мой жизненный πуть, πрежде, чем я увижу их ошибки и несовершенства.

Это то, как я хочу жить.

Замечать хорошее - всегда хорошее – πрежде, чем что-либо другое... и больше чего-либо другого.

Автор: Rachel Macy Stafford
 

Talamasca

Cherish your life.
Заслуженный
Местное время
23:29
Регистрация
6 Фев 2017
Сообщения
126,533
Репутация
1,210
Уровень
1
Награды
15
Пол
Женский
— Как-то я спросил в классе, кем кто хочет быть.
Один мальчик сказал: «Волшебником».
Все засмеялись.
Мальчик смутился и прибавил: «Я буду, наверное, судья, как мой папа, но ведь вы спрашивали, кем я хочу быть?»

Януш Корчак «Уважение к ребенку»
 

Шана

Shakugan no Shana
Заслуженный
Местное время
23:29
Регистрация
3 Янв 2016
Сообщения
22,783
Репутация
0
Местоположение
Замкадье
Пол
Женский
Сделка


Ровно в 13.00 к Маргарите Васильевне подошла нянечка по имени Оля и сказала, что в кабинете её ожидает странный посетитель. Маргарита Васильевна как раз заканчивала обход кухни. Кому-то из поваров давала советы, на кого-то смотрела так, что становилось понятно, что получившуюся запеканку нужно прям сейчас выкинуть на помойку и срочно делать новую, не такую сухую. Маргарита Васильевна работала заведующей столовой в детском саду уже долгие годы. Ей давно пора было быть на пенсии, но как она любила говорить: «Вот, представьте меня на каблуках, в феврале, на даче, представили? А теперь быстро варите компот!». Она всегда была одета очень изящно, тоненькая невесомая фигурка парила по кухне, задорно цокая каблуками по плитке пола.

Маргарита Васильевна вернулась в свой кабинет. Возле стола сидел мальчик 5-6 лет. У него были светлые волосы и обжигающие синие глаза.

- А вы почему не на сончасе, молодой человек? – строго поинтересовалась она у посетителя.

- Маргарита Васильевна, приветствую! Значит, на это есть веские причины. Меня зовут Егор. Я из старшей группы. И, вы абсолютно правы, действительно, сейчас сончас. Но у меня к вам деловое предложение, - мальчик тараторил без умолку.

- Извините Егор, что не поздоровалась с вами. Приветствую. У вас очень выразительные глаза. С большим удовольствием выслушаю ваше предложение, - Маргарита Васильевна решила подыграть мальчику и сделалась максимально серьёзной. Было видно, что Егор волнуется.

- Маргарита Васильевна, слухи о ваших кулинарных талантах давно выходят за пределы нашего садика. Ваши сырники нравятся на только нашей старшей группе, но и нянечкам и воспитательницам. Как правило, лишние порции они съедают.

- Егор, я рада это слышать. Скажите-ка мне, лучше другое - где вы так научились красиво говорить? - она была изумлена мыслям и формулировкам мальчика.

- Я много читаю и ещё больше разговариваю с мамой. Собственно, вот мы и перешили к делу. У мамы день рождения и я хотел бы заказать у вас морковный торт! Здесь 624 рубля.

Мальчик положил на стол Маргариты Васильевны пакет с мелочью. Она сделала вид, что не удивилась и тут же спросила:

- Егор, у меня к вам несколько вопросов. Первый. Почему именно морковный?

- Вообще маме нельзя торт. Она худеет. Уже несколько месяцев не есть сладкое. Но я вижу как она смотрит на шоколадки в магазине. Ну и морковка же полезная.

- Егор, а зачем мама худеет?

- Говорит, что нам с ней мужичка найти надо. А с такой попой как у неё шансов мало.

Маргарита Васильевна непонимающе посмотрела в окно.

- А папа ваш где?

- Маргарита Васильевна, у нас с вами бизнес. Зачем вам эта личная информация.

- Хорошо, Егор. Ещё вопрос - а почему именно 624 рубля? - немного расстроенно спросила она.

- Ну, во-первых, в копилке больше не было. Во-вторых, этих денег хватит, чтобы купить продукты. Вот я тут посчитал: яйца, масло, мука, ванилин... Ах, да, забыл, - мальчик положил на стол четыре большие морковки.

- Егор, позвольте, а разве работа не должна оплачиваться?

- Я долго думал. Идею подсмотрел в ютубе. Давайте сработаем первую сделку по бартеру. Вы мне торт, а я всем в садике буду говорить, что вы делаете самые вкусные торты в городе. У вас столько заказов будет…

- Егор, давайте договоримся так. Морковку возьму. Я сделаю торт для вашей мамы. Заберите свои деньги с одним условием, Вы положите их опять в копилку и продолжите копить на подарок маме в следующем году. А маме своей скажите вот что...

- Что?

- То, что она ищет, растёт у неё перед глазами. Зайдете за тортом на кухню в 17.30.

- Ничего не понял. Хорошо! Маргарита Васильевна, вы такая классная и красивая!
- мальчик был вне себя от радости.

- Егор, мне очень приятно. Хочу вам ответить словами Коко Шанель: «Женщина должна уметь носить духи, каблуки и возраст».

© Александр Бессонов
 

Шана

Shakugan no Shana
Заслуженный
Местное время
23:29
Регистрация
3 Янв 2016
Сообщения
22,783
Репутация
0
Местоположение
Замкадье
Пол
Женский
ПРАВИЛЬНЫЕ СЛОВА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Это нормально злиться. Я помогу тебе успокоиться.
Это нормально грустить. Я посижу с тобой рядом.
Это нормально чувствовать себя разочарованным. Я это тоже чувствовала.
Это нормально.
Мне нравится, какой ты.
Ты важен для меня.
Я слушаю.
Я здесь.
Ты не обязан делать меня счастливой.
Ты больше, чем твои эмоции, потому что они пройдут.
Я могу справиться с эмоциями, независимо от того, насколько они велики.
Я хочу смотреть, как ты играешь.
Конечно, я присоединюсь к тебе.
Давай я полежу с тобой.
Ты заставляешь меня улыбаться.
Я верю в тебя.
Я доверяю тебе.
Ты можешь справиться с этим.
Ты неидеальный, и я тоже, но наша любовь совершенна.
Спасибо.
Я горжусь тобой.
Я рада, что ты здесь.
Это нормально, совершать ошибки.
Не торопись.
Ты сильный.
Я горжусь, что я твоя мама.
Ты смелый.
Я прощаю тебя.
Я думаю о тебе.
Я скучала по тебе.
Это нормально, что ты передумал.
Это нормально – просить о помощи.
Я слышу тебя.
Я вижу тебя.
Прости меня.
Ты делаешь мою жизнь лучше.
Ты способный ребенок.
Ты достойный.
Ты очень много значишь для меня.
Я люблю тебя.

Лишь немногие дети слышат это в своём детстве. Как правило, все происходит ровно наоборот. А с последствиями люди мучаются всю жизнь. С нашим опытом работы с тысячами тревожных, мнительных, подозрительных людей, можно сказать однозначно - все идёт из детства.

Текст: Alex Gervash
 

Бача

Продвинутый
Заслуженный
Местное время
23:29
Регистрация
8 Окт 2018
Сообщения
5,767
Репутация
0
Награды
4
Местоположение
Всё там же.
Пол
Мужской
Всё это советует человек, отправивший собственного сына в приёмную семью до 15 лет. Чем бы не оправдывали её сторонники методики, это жесть. Как и с Руссо.
Я не слушаю и не читаю, что мне говорят педагоги. Слушать надо своё сердце. Интересно буит выглядеть- а спрошу ка я перед сном у него шо нибудь по совету господина N)))).
Все эти новомодничания с потенцированием порождают самовлюблённых идиотов, так нам и надо. Критика должна присутствовать. Справедливая и от души. И не в форме ,указанной выше, где городят огороды.
Дети очень болезненно чувствуют неискренность и ложь. Поэтому говорит им надо именно то,что думаешь. Тогда не надо ни водовки ,ни таблеток.
И, если ,собирая лего , я скажу своему оболтусу " ну ты и рукожоп! ", он ничего не потеряет из личностных качеств. Потому что на данный текущий момент это истинная правда))) и он сам может мне это предъявить в похожей ситуации.
Это равноправное партнёрство, которое я оценил не только с мальчишками. Девочки ценят искренность ещё больше. Они даже привыкаю к ней,приобретая иммунитет на всяких льстивых придурков.
 

Talamasca

Cherish your life.
Заслуженный
Местное время
23:29
Регистрация
6 Фев 2017
Сообщения
126,533
Репутация
1,210
Уровень
1
Награды
15
Пол
Женский
Если кто мало общался с детьми, сейчас самое время исправить упущенное.
 

Talamasca

Cherish your life.
Заслуженный
Местное время
23:29
Регистрация
6 Фев 2017
Сообщения
126,533
Репутация
1,210
Уровень
1
Награды
15
Пол
Женский
Детская ревность

О детской ревности...
В детстве моя племянница была очень ревнива. Это чудовище (я о ревности) в первый раз сверкнуло зелеными глазами, когда я приехала в гости с новорожденной Танькой. Трехлетняя Ева страстно ожидала приезда любимой тетки, подарков, игр в конька-горбунка и бумажных кукол. Тем сильнее оказалась неприятно поражена наличием при мне какого-то крикливого свертка.

Содержимое свертка еще больше испортило ей настроение. Вокруг хныкающего, беспорядочно сучящего конечностями младенца немедленно засюсюкали все домочадцы, яростно размахивая погремушками, сосками, пеленками и прочими бесполезными предметами. Тетка в конька-горбунка играла, но как-то невнимательно, беспокойно поводя ушами в сторону комнаты с новорожденной, к тому же то и дело прерывала игру на кормления и глупые укачивания.

Оскорбленная в лучших чувствах Ева пыталась обратить наше внимание на то, что лялька КАКАЕТ В ПЕЛЕНКИ, а она, Ева, ходит на горшок - посмотрите сами (немедленно притаскивался эмалированный, еще когда-то мой, горшок и действие производилось на месте), но ослепленные в своем безумии взрослые продолжали этот возмутительный миракль. Более того, единственная реакция, которой ей удалось добиться, - рассеянная реплика родителей - Ева, почему ты какаешь в комнате? Это нужно делать в туалете.

Мы, в общем-то, понимали, как ей обидно, и ситуацию пытались сгладить, но получалось это неважно. Всю степень ревности я осознала как-то вечером, когда несла в одной руке дочку, а в другой - клизму. Евасик, как всегда, отирался рядом, внимательно следя за моими приготовлениями.
- Что ты собираешься делать? - спросила племянница.
- Клизму, заяц. Когда у маленьких деток болит животик, им делают клизму, - ответила я, поглаживая дочке животик по часовой стрелке.
Ева несчастными ревнивыми глазами обвела пеленочный плацдарм, потрогала пальцем "грушу" и, заглянув мне в лицо, попросила:
- Я тоже хочу клизму.
О-о, Шекспиру и не снились такие страсти!

В конце концов ожесточенный Евасик решил принять меры. Меры эти принесли много хлопот. Стоило нам оставить мирно сопящую Танюшку одну, как немедленно раздавался плач и удаляющийся топот быстрых крепких ножек. Благоразумно закатившаяся под кровать обладательница ножек и шкодливых ручек от каких-либо террористических действий возмущенно отпиралась.
Но постепенно она свыклась с мыслью, что лялька останется при мне надолго, что обижать ее нельзя, а то можно получить по ушам, а конфет и прочих радостей жизни, наоборот, лишиться.

Через пару лет, когда я приехала снова, племянница уже подросла и отнеслась к проблеме творчески. Она решила скомпрометировать конкурентку. Барто и Михалков, рисунки гуашью, акварелью, спектакли, разыгрываемые с помощью Барби и Кена, - все пошло в ход. Трехлетняя Танюшка с тихим восторгом смотрела, наклонив голову набок, на многоталантливую сестру. Ева уверенно помыкала малышней, чувствуя себя снова на коне.
И вот мы поехали на дачу.

На даче был чердак, ежи и заросли прекрасной, душистой черной смородины. А неподалеку от смородины росла старая яблоня. Под ней мама положила большую черную шину, уж не знаю, откуда она ее укатила. В шину насыпали песок, рядом сложили груду разноцветных совков и формочек. Тут девчонки и проводили целые дни. Я поблизости занималась огородными делами, тем более что в то лето на кусты напали полчища гусениц, и приходилось их вручную собирать. Ставилась синяя деревянная скамеечка, рядом банка, в банку ссыпались шерстистые вредители. Наконец почти все кусты были очищены, остался только один. Я сидела на своей скамеечке, отдирала возмущенных гусениц от листьев и рассеянно поглядывала на девиц. В тот день Ева затеяла новую игру под названием "построй квартиру". Свою. Отдельную. Я тогда посмотрела на племянницу с уважением, а дочке посочувствовала.

Ева взялась за дело лихо. Пыхтя, она таскала камни, кирпичи, кастрюли, сорняки и прочий строительный материал, как трудолюбивый муравей. Прижимая к замурзанному животу какую-нибудь деревяшку, победоносно поглядывала на Танюшку, кот

орая растерянно разглядывала стройку века. У дочки моей были разложены какие-то неубедительные пучочки соломы, два-три камушка и формочки. В очередной раз волоча мимо сестры "нужную в хозяйстве вещь", Ева важно обронила:
- И телевизор!

Тут я отвлеклась, а взглянув через некоторое время в сторону девчонок снова, заметила, что Танюшка сидит на корточках, опустив голову и, как мне показалось, закрыв лицо руками. Плачет, подумала я и торопливо поднялась, опрокинув банку. Волосатые узницы, бормоча свои гусеничные молитвы, торопливо поползли обратно на освоенные делянки. Перескочив не без ущерба для редиски и морковки несколько грядок, я подошла к скорчившейся фигурке и присела рядом.
- Эй, малыш!
Сквозь дырку в яблоневом листке на меня глянул серьезный карий глаз. Второй глаз был зажмурен и для надежности придерживался измазанным в смородине пальцем. Слез не было и в помине.

Сзади послышалось сопенье - Ева заметила простой рабочей силы, оставила свой евростандарт и, полная соревновательного пыла, возмущенно вопросила:
- Почему ты не строишь квартиру?!
Танюшка тихонечко ответила:
- Я строю.
- А где телевизор?!
- Вот он, - и дочка протянула зеленый лоскуток.
Сестра взяла лист. Посмотрела с одной стороны. Подумала. С другой. Подумала. Понюхала. Неожиданно потеряв апломб, удивленно спросила:
- А как он включается?
Я затаила дыхание. Мне было ужасно интересно, что дочка ответит.
- Вот так. Ты просто смотри в него - и тогда увидишь.

Ева неуверенно прижала листик к глазу. Танюшка миролюбиво сорвала другой, проковыряла в серединке отверстие и углубилась в созерцание. Я пошла обратно к кусту. Проходя мимо великолепного люкса - с большим, прекрасным телевизором из двух тазов, десятка кирпичей и куска пленки, экспроприированной у зажиточной бабушки, - оглянулась. Девочки сидели неподвижно, тонкие солнечные лучи, прорвавшиеся сквозь яблоневую листву, гладили две пушистые макушки - золотистую и каштановую. Дойдя до скамеечки, села. Сорвала лист. И... в общем... Вы правильно поняли. В моем миниатюрном телевизоре шла передача. Про изумрудных гусениц. Траву. Про солнце и запах черной смородины.

Татьяна Мэй ©
 

Talamasca

Cherish your life.
Заслуженный
Местное время
23:29
Регистрация
6 Фев 2017
Сообщения
126,533
Репутация
1,210
Уровень
1
Награды
15
Пол
Женский
14417393.jpg
 

Talamasca

Cherish your life.
Заслуженный
Местное время
23:29
Регистрация
6 Фев 2017
Сообщения
126,533
Репутация
1,210
Уровень
1
Награды
15
Пол
Женский
«НИКОГДА НЕ СТЫДИТЕСЬ СВОИХ ДЕТЕЙ. ОСОБЕННО ПРИ ЧУЖИХ ЛЮДЯХ»

4 принципа воспитания от советского педагога Симона Соловейчика

На детские годы выдающегося педагога и писателя советского времени Симона Соловейчика пришлась война и жизнь в эвакуации. В юности он работал пионервожатым, а потом преподавал русский язык и литературу в библиотечном техникуме в небольшом городе. Уже тогда молодой учитель задумался о принципах, на которых построена система образования и воспитания в Советском Союзе.

Его идеи легли в основу так называемой педагогики сотрудничества. Соловейчик как будто жил в реальности, параллельной традиционной советской педагогике, в которой генеральной линией было «искоренение дурной природы ребёнка» (лени, слабоволия, трусости). И жёсткое внушение норм общества: коллективизма, товарищества, стойкости и пренебрежения к своим чувствам.

Соловейчик был неисправимым идеалистом. И идеалы, которые он отстаивал, — те, к которым сейчас заново приходит современное общество: доброта, гуманизм, внутренняя свобода и моральные ценности, подкреплённые убеждениями изнутри, а не насаженные извне.

«Любовь и совесть, — писал Соловейчик в своей книге „Педагогика для всех“, — кислород нравственной атмосферы, в которую каждый из нас погружается с первым вдохом, с первым криком. Не все мы верим в силу любви и совести, сомневаемся даже в их существовании (а есть ли любовь? есть ли совесть?), но всякое их ослабление делает жизнь невыносимой. Для каждого в отдельности и для всех вместе».

Он стал автором нескольких книг, соучредителем «Учительской газеты», из которой в 90-е года выросла газета «Первое сентября», сценаристом программы «Час ученичества». Отец троих детей, Соловейчик щедро делился в своих книгах наблюдениями за собственными сыновьями и дочерью.

При этом его труды и мысли удивительно современны. Фильм «Час ученичества», посвящённый советской педагогике, выглядят как описание принципов работы суперсовременной школы где-нибудь в Скандинавии. И убеждение, что уют поможет детям увидеть красоту науки, и рассуждения о том, как не перегружать лишней зубрёжкой и одновременно стимулировать учеников развиваться, и идеи, что внутренняя свобода учителя влияет на его отношения с учениками и на их отношение к предмету.

ПЕРВЕНСТВО СВОБОДЫ

Свобода — ключевое понятие в трудах Соловейчика. Внутренняя свобода — это основа развития: и нравственного, и интеллектуального. Научить ей нельзя, можно только воспитать своим примером и правильным отношением с ребёнком. Свобода не равна попустительству или, как выражается Соловейчик, освобождению от дисциплины. Свобода в школе — это не хаос, а право мыслить вне рамок, задавать вопросы, ощущать себя личностью, даже если находишься в положении младшего, ученика. И эту свободу учитель может и должен воспитывать и быть её примером.

«…дети тянутся к свободным людям, доверяют им, восхищаются ими, благодарны им. https://vk.com/the_discover Что бы ни происходило в школе, внутренне свободный учитель может быть в победителях. Свободный учитель принимает ребёнка равным себе человеком. И этим создаёт вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек».

Главным вопросом такого учителя, по словам Соловейчика, должен стать: не угнетаю ли я детей? И если приходится принуждать их к чему-то, оправдывает ли это цель? — «Я думаю, что ради их пользы, но не убиваю ли я детский талант свободы? Передо мной класс, я нуждаюсь в определённом порядке, чтобы вести занятия, но не ломаю ли я ребёнка, стараясь подчинить его общей дисциплине?».

Принижение ребёнка, снисходительное отношение, одёргивание — это путь к тому, что у него остановится развитие, пропадёт любопытство и интерес к учёбе и вообще к чему-то новому. Зубрёжка и скучный материал «для середнячков» — одна из причин, почему дети не любят учиться, считал Соловейчик. Это не значит, что учиться в школе должны только талантливые дети. Наоборот: Соловейчик разделял советские идеалы обучения, доступного для всех. Но задачи, которые даёт ребёнку школа, должны быть для ребёнка трудными и вдохновляющими: он должен чувствовать, что по-настоящему развивается. И плотная загруженность — ещё не показатель этого.

ВЗРОСЛЫЕ, ДЕТИ И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ

Психоанализ в СССР был под запретом. Тем удивительнее, что Симон Соловейчик фактически воспроизводит в своих работах идеи теории объектных отношений, которые в начале XX века сформулировали западные психоаналитики Мелани Кляйн, Дональд Винникот, Майкл Балинт и другие. Воспитание, писал он, зависит от трёх переменных: взрослые, дети и отношения между ними.

К примеру, когда Соловейчик пишет про общение матери и младенца, он описывает процесс контейнирования эмоций и постепенного приучения ребёнка справляться со своими чувствами, с чем ему помогают родители.

«Маленький, грудной ещё ребёнок кричит в своей кроватке, зовёт маму, она на кухне, она слышит, она по голосу чувствует, что ничего страшного не случилось, и она… не торопится. Она заканчивает свои дела, потом идёт к сыну, но без упрёков — чего, мол, кричишь, слышу! — нет, она идёт с повинной: — Ты меня зовёшь, а я не иду? Мама плохая, не сразу пришла!».

Совсем маленький ребёнок, объясняет Соловейчик, нуждается в безоговорочном признании его чувств и желаний, а ещё в стойкой вере в то, что мир в основном справедлив и добр. Такой идеализм служит для детей защитой, без которой им просто будет страшно и невыносимо жить. Но постепенно ребёнок растёт, и ему становится важно узнавать и другие стороны жизни, учиться справляться с неприятностями.

Но нельзя обманывать ребёнка и готовить его к сказочной жизни. Иногда родителю нужно признать несовершенство мира: к примеру, учительница повела себя несправедливо. Да, к сожалению, так бывает, не все в школе будут относиться к тебе доброжелательно. Но при этом надо учить ребёнка надеяться на лучшее. Как это совместить? Так же, как взрослые уживаются с противоречиями жизни. Пожалеть ребёнка, признать трудности, выразить надежду, что он справится с этой ситуацией, а при необходимости — помочь.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Ещё один момент воспитания, о котором часто говорят современные психотерапевты и о котором в своих трудах писал Соловейчик. Поэтапное отделение ребёнка от родителя и подготовка ко взрослой жизни — главная цель его обучения и воспитания.

«Родившегося у нас беспомощного младенца мы должны вырастить и поставить на ноги, чтобы он был достаточно здоров, достаточно развит и обучен, был крепок духом, чтобы не виснул на людях и не зависел от них».

Для этого, советует педагог, родителям стоит умерить свою тревогу. Неизбежны травмы, двойки, а ещё периодическое неодобрение окружающих — от гостей до тётушек во дворе. Дети не всегда ведут себя идеально, они и не должны. «Наученный собственным горьким опытом, я всем говорю: не стыдитесь своих детей при чужих людях, нормальные дети при чужих всегда ведут себя хуже, чем обычно, это они таким образом вступают в контакт с чужими, это хорошо, а не плохо. Не стыдитесь!».

КОНКРЕТНЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ — ЭТО НЕ ЦЕННОСТЬ. ЦЕННОСТЬ — ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИВАТЬСЯ

Гонять во дворе собак, шутит Соловейчик, — это тоже развитие. Ребёнок должен развиваться и психически, и физически. И порой проявления этого развития: шум, беготня, громкие крики — нарушают комфорт взрослых и их представление о приличиях. Но подавление природы непременно «отомстит», нельзя подавлять ребёнка только потому, что он неудобен.

И наоборот — кружки и секции, которые вроде бы предназначены для развития, не всегда на самом деле отвечают этому. Педагог приводит в пример маму, которая отдаёт дочь в секцию фигурного катания. На пользу это ребёнку или во вред? Важно посмотреть, как реагирует на эти занятия сама девочка. Может, она расцветёт и будет активно развиваться. А может быть, окажется подавленной и ко всему потеряет интерес. Любознательность, интерес к миру — показатели внутренней живости ребёнка, и сохранить её важнее, чем сохранить дисциплину или хорошие оценки.

Яна Шагова

3EkI5vlxOSg.jpg
 

Talamasca

Cherish your life.
Заслуженный
Местное время
23:29
Регистрация
6 Фев 2017
Сообщения
126,533
Репутация
1,210
Уровень
1
Награды
15
Пол
Женский
Мой сын Паата в 12 лет так нагрубил маме, что довёл её до слёз. Бабушка и сестра пытались с ним поговорить, но в такие моменты вмешиваться нельзя. Даже объяснения отца ни к чему не приведут. Я ничего не сказал.

Прошла неделя. Паата уже забыл о случившемся. И я подошёл к нему и пригласил прогуляться для «мужского разговора». Такого, о котором мама не должна была ничего знать. Мы шли молча, а потом я обратился к сыну: «Хочу, чтобы ты дал мне совет. Однажды я влюбился в одну женщину. И я пообещал ей, что если она выйдет за меня замуж, то я никогда не дам её в обиду. Как ты считаешь, это правильно?» – «Конечно, правильно», –  ответил он. «А ты когда влюбишься, дашь своей будущей жене такое же обещание?» – «Конечно, дам!»  –  ответил Паата. И тогда я ему сказал: «Теперь помоги мне, пожалуйста. Я не знаю, как быть со своим сыном, который обидел мою любимую женщину. Подскажи, что мне делать. Ведь я дал ей обещание».

Это и есть шоковая терапия. Он долго, долго молчит. Но то, что в этот момент кипит внутри него, именно это и творит человека. «Накажи меня»,  –  наконец говорит он. «Зачем? Я не для этого тебя позвал. Нас двое, и мы должны защищать наших женщин. Поможешь мне в этом?» – «Помогу»,  –  отвечает Паата. Я жму ему руку и говорю: «Пойдём домой. И давай об этом никто не узнает: ни мама, ни бабушка. Это будет наш, мужской разговор».

Шалва Амонашвили
 

Talamasca

Cherish your life.
Заслуженный
Местное время
23:29
Регистрация
6 Фев 2017
Сообщения
126,533
Репутация
1,210
Уровень
1
Награды
15
Пол
Женский
Прочитала на мамском форуме. Пишет мама девочки 3 лет:
"Никакого секса, я ложусь спать!" - сказал мой ребенок, лежа в кровати , готовясь ко сну.
У меня глаза на лоб вылезли Я спросила, кто так говорит, на что она ответила: "Саша".
В общем, услышала она это в сериале "Саша-Таня"... пора отключать фоном этот канал

И из комментариев к этой записи:
На работе у сотрудницы внук как-то выдал: "Бабуля, купи мне Простамол, я хочу быть настоящим мужчиной!"
 

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ