Настасья Филипповна из романа Достоевского "Идиот" - ваше мнение?

Everyday

Странник
Наш человек
Местное время
18:17
Регистрация
23 Янв 2022
Сообщения
83
Репутация
20
Пол
Мужской
А то что он любит девственницу Аглаю
и роковую женщину Настасью Филипповну символизируют две силы
беспокойной души князя Мышкина и только подчеркивают его двойственную душевную сущность....

А как именно эти силы соотносятся с Аглаей и Настасьей Филипповной?
 

Цветок Магриба

Мастер
Заслуженный
Местное время
18:17
Регистрация
3 Авг 2016
Сообщения
25,769
Репутация
1,175
Награды
1
Пол
Женский
Спасибо ) Да, как-то заинтересовался.



Не говорите. Причем, справедливости ради, Достоевский рассматривал разные варианты, судя по черновикам. В одном из них (это я сейчас по памяти) извинялась Аглая. В другом - Настасья Филипповна вышла замуж за князя, но все равно сбежала к Рогожину, а потом Парфен Семенович рассказывал Мышкину, как было дело: «Как я подошел колоть (к рассвету), она не спала. Черный глаз смотрит. Я и кольнул изо всей силы». В третьем - Мышкин и Настасья Филипповна поженились, но молодая супруга тут же пропала и ее всем светом искали в борделе. Кстати, в окончательной версии Федор Михайлович убрал любые сексуальные приключения и намеки на распутность Настасьи Филипповны. Широкие массы ждали от романа "клубнички", а он их хитро надул. Еще в одной версии князь должен был реабилитировать Настасью Филипповну через "детский клуб" (идею "детского клуба" Достоевский так и не реализовал). Также Мышкин убеждал Настасью Филипповну, чтобы она не беспокоилась и не слушала злые наветы, и что любит он ее не только жалостью (она как бы поверила и умиротворилась). Но из всех вариантов Федор Михайлович выбрал известный нам, т.е. самый, по его мнению, подлинный.
Так и князь Мышкин в разных версиях предполагался совсем не тем, что в итоге получился. И задумывался он с характером скорее ближе к характеру Рогожина. Если память мне не изменяет.
 

Everyday

Странник
Наш человек
Местное время
18:17
Регистрация
23 Янв 2022
Сообщения
83
Репутация
20
Пол
Мужской
Так и князь Мышкин в разных версиях предполагался совсем не тем, что в итоге получился. И задумывался он с характером скорее ближе к характеру Рогожина. Если память мне не изменяет.

Тот) Это Федор Михайлович уже после первой части размышлял над продолжением. Вообще роман выходил на манер сериала (более сложным языком эта мысль объясняется в статье ниже).

Морсон Гэри Сол. «Идиот», поступательная (процессуальная) литература и темпика // Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения / Под ред. Т. А. Касаткиной. — М. : Наследие, 2001
 

Everyday

Странник
Наш человек
Местное время
18:17
Регистрация
23 Янв 2022
Сообщения
83
Репутация
20
Пол
Мужской
@Everyday, а кроме Достоевского, какие писатели ещё интересны? И герои.
Мне и Толстой нравится ( Война и мир, Анна Каренина). Но Достоевский интереснее. А раньше было наоборот. )

В "детстве" любил "Мастера и Маргариту", однако после сериала Бортко больше не пересматриваю и не перечитываю.

"Понедельник начинается в субботу" - каждый раз для новой порции позитива.

Не так давно открыл для себя Кафку - "Превращение" и "Замок" особенно, чуть меньше "Процесс".

Эко "Имя розы" отлично "зашла" (книга). Для меня тот роман особенно хорош, который ещё и побуждает узнать что-то новое. Благодаря Эко я начал лучше разбираться в средневековой истории и философии.

"Волшебная гора" Томаса Манна просто понравилась, а "Игра в бисер" Гессе мне понравилась в сравнении с "Туманностью Андромеды" Ефремова, как ни странно, я их одновременно читал. "Доктор Фаустус" и "Степной волк", соответственно... ну, так. Драйзер нравился.

Вообще я часто что-то читаю. В прошлом году, например, читал Дэвида Лоджа и Тома Вульфа ("Мужчина в полный рост", "Костры амбиций"). И так далее.

А любимый герой... Перри Мейсон, что ли ;)
 
Последнее редактирование:

Toreador

Elapidae
Заслуженный
Местное время
18:17
Регистрация
1 Янв 2016
Сообщения
191,407
Репутация
2,535
Уровень
2
Награды
20
Местоположение
Москва
Пол
Мужской

Everyday

Странник
Наш человек
Местное время
18:17
Регистрация
23 Янв 2022
Сообщения
83
Репутация
20
Пол
Мужской

Toreador

Elapidae
Заслуженный
Местное время
18:17
Регистрация
1 Янв 2016
Сообщения
191,407
Репутация
2,535
Уровень
2
Награды
20
Местоположение
Москва
Пол
Мужской

Консильери

шут при Анне Иоанновне
Заслуженный
Местное время
18:17
Регистрация
27 Июн 2018
Сообщения
6,909
Репутация
35
Награды
3
Местоположение
д. Черемошки
Пол
Мужской
А как именно эти силы соотносятся с Аглаей и Настасьей Филипповной?
Человек оторвался от земли, но не сумел
взлететь над своей животной природой...
а разве не делает такая удобная поза его подлецом в этом случае?
В какой-то степени -наверное делает....А с другой стороны, а судьи кто?
 

Everyday

Странник
Наш человек
Местное время
18:17
Регистрация
23 Янв 2022
Сообщения
83
Репутация
20
Пол
Мужской
Жаль... Но можно ли экранизировать это произведение лучше?

Я надеюсь. Я-то думаю, что формат сериала лучше всего подходит для экранизации таких романов. Но, честно говоря, я и "Идиота" не смог досмотреть полностью, кроме главных сцен. Может быть дело в Бортко.

Человек оторвался от земли, но не сумел
взлететь над своей животной природой...

Хорошо, а как "оторвался" и "не сумел" связаны с Аглаей и НФ?
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
09:17
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
А что думают другие? Юродивый ли Мышкин? И вообще какой он?
он не юродивый
ну, или я юродство понимаю в каком-то другом смысле..
ведь юродствовать - это...изображать нечто безумное, или дурацкое, или глупое, это нечто намеренное, своего рода эпатаж...
у князя же нет именно намеренности, даже если он всё время и принижает себя (называет себя "идиотом"), то это неосознанное..
 

Darina

Гуру
Легенда
Местное время
09:17
Регистрация
16 Янв 2016
Сообщения
38,008
Репутация
984
Награды
10
Пол
Женский
Мышкин рядится в
юродивого
...Для него это удобная позиция,
выглядеть наивным и "неуклюжим", когда на поле сражения душевных
эмоций животные инстинкты человека вступают в бой с неописуемо
завышенными моральными ценностями христианства.
Князь искренне верит во все идеалы христианства и страстно желает
следовать им, но сила животного начала не менее яростна в нем. Он
живет на стыке сражения двух начал, в бесконечном, сводящем с ума,
конфликте.
да, вот...вот именно! очень верное слово - "рядится", но рядится неосознанно , а значит - ненамеренно
и да, именно потому что искренне верит во все идеалы христианства!

но - с этим я не согласна
А то что он любит девственницу Аглаю
и роковую женщину Настасью Филипповну символизируют две силы
беспокойной души князя Мышкина и только подчеркивают его двойственную душевную сущность....
при чем тут девственность Аглаи?!
Аглая - она не "смирная", она ни в чем себя не упрекает никогда, даже когда груба или глупа...
и какая у неё тут "сила"? ..да и в НФ я лично особой "силы" не вижу..
князь жаждет любви, но поскольку считает себя "идиотом", то и не верит, что кто-то из женщин может его серьезно любить как мужчину...да и опыта у него совсем нет в этом
 

Everyday

Странник
Наш человек
Местное время
18:17
Регистрация
23 Янв 2022
Сообщения
83
Репутация
20
Пол
Мужской
Мне, наоборот, очень понравилось...

Я не досмотрел сериал до конца. Но я не досмотрел его "непрерывно", а все основные сцены я видел. Хотя постановщики следовали тексту романа, там всё равно есть купюры и изменения, меняющие смысл. Кроме того мне не понравилась подборка актеров на некоторые роли. Прежде всего речь идет о Вележевой в роли Настасьи Филипповны, но здесь я не оригинален - когда критикуют сериал "Идиот", обычно ее критикуют в первую очередь.

Но сравнивать фильм Бортко с фильмом Пырьева не совсем корректно, потому что Пырьев снял только самую выигрышную и динамичную первую часть романа, а Бортко экранизировал всю книгу.

ведь юродствовать - это...изображать нечто безумное, или дурацкое, или глупое, это нечто намеренное, своего рода эпатаж...
у князя же нет именно намеренности, даже если он всё время и принижает себя (называет себя "идиотом"), то это неосознанное..

Юродивость - это некое состояние, а играет человек его или нет - тут индивидуально.

Мне, правда, Мышкин не кажется юродивым ни в том, ни в другом смысле. Он не идиот и не притворяется идиотом.

князь жаждет любви, но поскольку считает себя "идиотом", то и не верит, что кто-то из женщин может его серьезно любить как мужчину...да и опыта у него совсем нет в этом
Согласен. Князь многое понимает в женщинах, но не "распознает" их чувств по отношению к себе (и даже отрицает такие чувства).

– Если так, то вы человек без сердца! – вскричала Аглая, – неужели вы не видите, что не в меня она влюблена, а вас, вас одного она любит! Неужели вы всё в ней успели заметить, а этого не заметили?

Влюбленность Аглаи он точно так же не заметил.
 
Последнее редактирование:

Everyday

Странник
Наш человек
Местное время
18:17
Регистрация
23 Янв 2022
Сообщения
83
Репутация
20
Пол
Мужской
Портрет Настасьи Филипппвны.

Князь смотрел с минуту, потом вдруг спохватился, огляделся кругом, поспешно приблизил портрет к губам и поцеловал его.

Рогожин "открывает" глаза Мышкину.

Уж конечно, она не так дурно думает о тебе, как ты говоришь. Ведь иначе значило бы, что она сознательно в воду или под нож идет, за тебя выходя. Разве может быть это? Кто сознательно в воду или под нож идет?
С горькою усмешкой прослушал Парфен горячие слова князя. Убеждение его, казалось, было уже непоколебимо поставлено.
– Как ты тяжело смотришь теперь на меня, Парфен! – с тяжелым чувством вырвалось у князя.
– В воду или под нож! – проговорил тот наконец. – Хе! Да потому-то и идет за меня, что наверно за мной нож ожидает! Да неужто уж ты и впрямь, князь, до сих пор не спохватился, в чем тут всё дело?
– Не понимаю я тебя.
– Что ж, может, и впрямь не понимает, хе-хе! Говорят же про тебя, что ты… того . Другого она любит, – вот что пойми! Точно так, как ее люблю теперь, точно так же она другого теперь любит. А другой этот, знаешь ты кто? Это ты! Что, не знал, что ли?
– Я!
– Ты. Она тебя тогда, с тех самых пор, с именин-то, и полюбила. Только она думает, что выйти ей за тебя невозможно, потому что она тебя будто бы опозорит и всю судьбу твою сгубит. «Я, говорит, известно какая». До сих пор про это сама утверждает. Она все это мне сама так прямо в лицо и говорила. Тебя сгубить и опозорить боится, а за меня, значит, ничего, можно выйти, – вот каково она меня почитает, это тоже заметь!


Князь сомневается (перед припадком).

Он вспомнил, как еще недавно он мучился, когда в первый раз он стал замечать в ней признаки безумия. Тогда он испытал почти отчаяние. И как он мог оставить ее, когда она бежала тогда от него к Рогожину? Ему самому следовало бы бежать за ней, а не ждать известий. Но… неужели Рогожин до сих пор не заметил в ней безумия? Гм… Рогожин видит во всем другие причины, страстные причины! И какая безумная ревность! Что он хотел сказать давешним предположением своим? (Князь вдруг покраснел, и что-то как будто дрогнуло в его сердце.)
К чему, впрочем, и вспоминать про это? Тут безумство с обеих сторон. А ему, князю, любить страстно эту женщину – почти немыслимо, почти было бы жестокостью, бесчеловечностью. Да, да!


О предстоящем свидании с Аглаей.

«Ба! – остановился он вдруг, озаренный другою идеей, – давеча она сошла на террасу, когда я сидел в углу, и ужасно удивилась, найдя меня там, и – так смеялась… о чае заговорила; а ведь у ней в это время уже была эта бумажка в руках, стало быть, она непременно знала, что я сижу на террасе, так зачем же она удивилась? Ха-ха-ха!»
Он выхватил записку из кармана и поцеловал ее, но тотчас же остановился и задумался.
«Как это странно! Как это странно!» – проговорил он чрез минуту даже с какою-то грустью: в сильные минуты ощущения радости ему всегда становилось грустно, он сам не знал отчего.

Если бы кто сказал ему в эту минуту, что он влюбился, влюблен страстною любовью, то он с удивлением отверг бы эту мысль и, может быть, даже с негодованием. И если бы кто прибавил к тому, что записка Аглаи есть записка любовная, назначение любовного свидания, то он сгорел бы со стыда за того человека и, может быть, вызвал бы его на дуэль. Всё это было вполне искренно, и он ни разу не усомнился и не допустил ни малейшей «двойной» мысли о возможности любви к нему этой девушки или даже о возможности своей любви к этой девушке. Возможность любви к нему, «к такому человеку, как он», он почел бы делом чудовищным.


А Веру Лебедеву он и вовсе почти не замечает.

– Глупа я, что такому человеку, как вы, говорю об этом, – закраснелась Вера. – А хоть вы и устали, – засмеялась она, полуобернувшись, чтоб уйти, – а у вас такие славные глаза в эту минуту… счастливые.
– Неужто счастливые? – с живостью спросил князь и радостно рассмеялся.
Но Вера, простодушная и нецеремонная, как мальчик, вдруг что-то сконфузилась, покраснела еще больше и, продолжая смеяться, торопливо вышла из комнаты.
«Какая… славная…» – подумал князь и тотчас забыл о ней.
 
Последнее редактирование:

Talamasca

Cherish your life.
Заслуженный
Местное время
18:17
Регистрация
6 Фев 2017
Сообщения
126,533
Репутация
1,210
Уровень
1
Награды
15
Пол
Женский

Everyday

Странник
Наш человек
Местное время
18:17
Регистрация
23 Янв 2022
Сообщения
83
Репутация
20
Пол
Мужской
Мне кажется, это проблема любой экранизации. )

Не без того, конечно. ) Но у Бортко не было фатальной необходимости брать Вележеву на роль Настасьи Филипповны, а затем подстраивать текст под созданный ею образ. )

Да и в целом, советский фильм часто ругают за следование идеологии. Но сериал 2003-го года тоже идеологичен - его режиссер, сколько я его помню, всегда держал "нос по ветру". Только в советском фильме несколько карикатурно обнажали пороки буржуазии и "загнивающего дворянства", а в современном "Идиоте" всё то же самое тщательно приглаживается (сплошной "хруст французской булки"), и даже концовка сериала зачем-то вселяет надежду.

А вы смотрели фильм 1958-го года? Если да, то что вам больше нравится - экранизация Пырьева или соответствующие первой части романа серии у Бортко?
 

Talamasca

Cherish your life.
Заслуженный
Местное время
18:17
Регистрация
6 Фев 2017
Сообщения
126,533
Репутация
1,210
Уровень
1
Награды
15
Пол
Женский
Но у Бортко не было фатальной необходимости брать Вележеву на роль Настасьи Филипповны, а затем подстраивать текст под созданный ею образ. )
А кто из современных актрис? Я их настолько плохо знаю... (
 

Everyday

Странник
Наш человек
Местное время
18:17
Регистрация
23 Янв 2022
Сообщения
83
Репутация
20
Пол
Мужской
А кто из современных актрис? Я их настолько плохо знаю... (

Тоже плохо себе представляю. ) Но актриса должна подходить по возрасту, это раз. Во-вторых, должна уметь изображать разные эмоции, а не одну-две. У Вележевой неплохо, даже убедительно получилась "лунарная" Настасья Филипповна, но была и "солярная". Кроме того в романе героиня часть времени пребывает в экстазе и экзальтации. В сериале этого нет, а в книге прописано от рассказчика. Юлия Борисова в фильме 1958 года по-своему эту эмоциональную до иступления сторону темперамента Настасьи Филипповны смогла показать.

Об актрисах. Екатерина Гусева, например, играет Настасью Филипповну в Театре Моссовета и, говорят, зрителям нравится. Но почему она играет сейчас, в 45 лет? Почему ее не позвали на эту роль в 2003 году, когда ей было 28 (как Ольге Будовой) и она выглядела ровесницей героини? ) Я вспомнил о Гусевой, но это могла быть не она, а кто-то другой. Роль статусная, вряд ли бы сильно отказывались.
 

Создайте учетную запись или войдите в систему, чтобы комментировать

Вы должны быть участником, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Создайте учетную запись в нашем сообществе. Это просто!

Авторизоваться

У вас уже есть учетная запись? Войдите в систему здесь.

Верх Низ