- Местное время
- 02:46
- Регистрация
- 1 Янв 2016
- Сообщения
- 191,406
- Репутация
- 2,535
- Уровень
- 2
- Награды
- 20
- Местоположение
- Москва
- Пол
- Мужской
Первое свидетельство о манкале
(700 г. н. э.)
Обычно под манкалой подразумевают какую-то конкретную игру, хотя это название относится к целому жанру игр. В игры этого семейства играют по всему свету, называя их то игрой в зёрна, то игрой на счёт и захват, что некоторым образом описывает их процесс. Слово «манкала» происходит от арабского «naqala», что означает «перемещать». Известно более 800 наименований традиционных игр в манкалу, почти 200 из них дошли до нашего времени. Впрочем, некоторые названия относятся к одной и той же игре, в то время как некоторые одинаковые названия используются для разных игр.
Доска для игры в гебту, эфиопскую манкалу
Игровой процесс Оффтоп
Самыми древними находками манкалы считают осколки глиняной доски и игровые поля, высеченные в камне — и то, и другое было обнаружено на территории бывшего Аксумского царства в Матаре (в Эритрее) и Йехе (в Эфиопии). Археологи относят находки к VI–VII в. н. э. Возможно, манкала упоминается в гизском тексте XIV века «Чудеса земли и неба», написанном Гийоргисом Сегласским. В нём говорится об игре qarqis, но в гизском языке это слово означает и гебту (манкалу), и сентерей (эфиопские шахматы).
Схожесть некоторых аспектов игры с сельскохозяйственными процессами и отсутствие необходимости в специфических компонентах наводит на мысль, что эта игра могла появиться ещё на заре цивилизации, однако неопровержимых свидетельств того, что ей больше 1300 лет, пока не найдено.
Современные варианты - Калах
(700 г. н. э.)
Обычно под манкалой подразумевают какую-то конкретную игру, хотя это название относится к целому жанру игр. В игры этого семейства играют по всему свету, называя их то игрой в зёрна, то игрой на счёт и захват, что некоторым образом описывает их процесс. Слово «манкала» происходит от арабского «naqala», что означает «перемещать». Известно более 800 наименований традиционных игр в манкалу, почти 200 из них дошли до нашего времени. Впрочем, некоторые названия относятся к одной и той же игре, в то время как некоторые одинаковые названия используются для разных игр.
Доска для игры в гебту, эфиопскую манкалу
Игровой процесс Оффтоп
почти всех разновидностей манкалы проходит одинаково. Игроки начинают с того, что раскладывают по лункам какое-то определённое число зёрен. Перед тем как сделать ход, игрок может подсчитывать зёрна в лунках, чтобы спланировать игру. В свой ход игрок забирает все зёрна из лунки и засеивает их — помещает по 1 зерну в каждую последующую лунку. После этого он захватывает зёрна в соответствии с ситуацией на доске. Вот почему иногда игровой процесс описывают как счёт и захват.
Доска манкалы могла быть сделана из разных материалов. Чтобы проделать в ней от 2 до 4 рядов углублений, этот материал должен был поддаваться обработке, например, это могла быть глина или дерево. Впрочем, играли в манкалу и с лунками, вырытыми прямо в земле или выдолбленными в камне. Лунки могли называться впадинами, ямами или домами. Иногда на досках встречались более глубокие лунки, амбары, в них обычно помещали захваченные зёрна.
В качестве игровых компонентов использовали настоящие зёрна, бобы, камешки, ракушки, стекляшки и прочие одинаковые мелкие фишки, которые можно было легко класть в лунки и перемещать по ходу игры.
Цель большинства 2- и 3-рядных манкал — захватить больше зёрен, чем соперник. В 4-рядных разновидностях манкалы чаще всего нужно добиться того, чтобы соперник не смог сделать ход, или захватить все зёрна из ближайшего к нему ряда.
В начале хода игрок выбирает лунку, зёрнами которой будут засеяны другие лунки доски. Обычно его выбор ограничен лунками на его стороне доски, а также лунками с определённым минимальным числом зёрен.
В процессе посева все зёрна из одной лунки по одному перемещаются в каждую последующую лунку доски в определённом направлении. Посев — удачное название для этого действия, поскольку во многих играх семейства манкалы изначально использовались настоящие зёрна и последовательное размещение зёрен в лунки действительно напоминает одноимённую сельскохозяйственную процедуру. После одного посева игрок может тут же начать новый посев — в зависимости от определённых условий и правил конкретной версии игры.
Доска манкалы могла быть сделана из разных материалов. Чтобы проделать в ней от 2 до 4 рядов углублений, этот материал должен был поддаваться обработке, например, это могла быть глина или дерево. Впрочем, играли в манкалу и с лунками, вырытыми прямо в земле или выдолбленными в камне. Лунки могли называться впадинами, ямами или домами. Иногда на досках встречались более глубокие лунки, амбары, в них обычно помещали захваченные зёрна.
В качестве игровых компонентов использовали настоящие зёрна, бобы, камешки, ракушки, стекляшки и прочие одинаковые мелкие фишки, которые можно было легко класть в лунки и перемещать по ходу игры.
Цель большинства 2- и 3-рядных манкал — захватить больше зёрен, чем соперник. В 4-рядных разновидностях манкалы чаще всего нужно добиться того, чтобы соперник не смог сделать ход, или захватить все зёрна из ближайшего к нему ряда.
В начале хода игрок выбирает лунку, зёрнами которой будут засеяны другие лунки доски. Обычно его выбор ограничен лунками на его стороне доски, а также лунками с определённым минимальным числом зёрен.
В процессе посева все зёрна из одной лунки по одному перемещаются в каждую последующую лунку доски в определённом направлении. Посев — удачное название для этого действия, поскольку во многих играх семейства манкалы изначально использовались настоящие зёрна и последовательное размещение зёрен в лунки действительно напоминает одноимённую сельскохозяйственную процедуру. После одного посева игрок может тут же начать новый посев — в зависимости от определённых условий и правил конкретной версии игры.
Самыми древними находками манкалы считают осколки глиняной доски и игровые поля, высеченные в камне — и то, и другое было обнаружено на территории бывшего Аксумского царства в Матаре (в Эритрее) и Йехе (в Эфиопии). Археологи относят находки к VI–VII в. н. э. Возможно, манкала упоминается в гизском тексте XIV века «Чудеса земли и неба», написанном Гийоргисом Сегласским. В нём говорится об игре qarqis, но в гизском языке это слово означает и гебту (манкалу), и сентерей (эфиопские шахматы).
Схожесть некоторых аспектов игры с сельскохозяйственными процессами и отсутствие необходимости в специфических компонентах наводит на мысль, что эта игра могла появиться ещё на заре цивилизации, однако неопровержимых свидетельств того, что ей больше 1300 лет, пока не найдено.
Современные варианты - Калах